Список желаний
Титаник невест
Прежде чем освободить женщин Востока, ни один товарищ Сухов не подумал спросить, хотят ли они выйти за пределы женской половины – покинуть, так сказать, зону комфорта. Все-таки в ней они умели ориентироваться с раннего детства: терпеть, молчать, почитать родителей, не перечить мужу, печь зур-балиш к приходу муллы на имянаречение, творить медовый чак-чак на свадьбу, варить густую шурпу на поминки, тихо скорбеть по умершим детям, неистово молиться о выживших – словом, нести на своих узких плечах мировое коромысло, сколько отпущено, стараясь по дороге не расплескать жизнь. Взамен Богом дано им было право требовать от мужа отдельное жилье, кусок баранины, регулярный хаммам, равное с остальными женами число ночей любви.
Но теперь по завету пламенных борцов за женское счастье полигамный восточный муж, приведя в дом новую жену, торжественно объявляет прежней: «Ты свободна!» Подразумевается, что облагодетельствованная таким образом женщина должна тут же подхватить детей под мышку и идти на все четыре стороны, самостоятельно добывать мясо, пробивать жилье, топить хаммам и не рассчитывать больше на ласку. Плечи ее, совсем недавно носившие мир, оттянули авоськи, челночные сумки, дети, распоясавшиеся без отцовского ремня.
Так случилось с Нуриёй. Муж завез ее с сыновьями в Москву из Набережных Челнов и через год бросил. Она выкарабкалась. Ее столичная карьера началась с мелкого китайского опта в Черкизово, а выросла до шубтуров в Грецию. Но одинокими ночами ее терзали грезы о прежнем правильном мироустройстве, при котором она была бы на худой конец уважаемой старшей хотын – строгой хозяйкой и грозой младших жен, а не матерью-одиночкой, мужиком в юбке. Она хотела не просто выйти замуж и устроиться «за каменной стеной», избавиться от тяжелого финансового бремени женского одиночества. И не столько архаичное презрение окружающих к незамужним женщинам как к несостоявшимся, неполноценным беспокоило ее. Нурия мечтала возвратить смысл жизни, передававшийся по наследству от матери к дочери, восстановить утраченный порядок вещей. Она уверилась, что ее имя недаром происходит от слова «луч света»: ей надлежало выполнить особую миссию – вернуть восточных женщин из темного царства свободы под опеку мужа.
Со временем ее богатый зарубежный опыт оценили в татарском землячестве и назначили помогать по международной части. Усердно пытаясь наладить новые связи с заграничными диаспорами, Нурия обнаружила татарскую общину в Финляндии и способ осуществить свое сокровенное желание. Она решила действовать по отработанной схеме: организовать тур, на этот раз матримониальный – в Финляндию. По убеждению Нурии, там ее подруг по несчастью ждали настоящие татарские мужчины, потомки успевших бежать за границу и вывезти с собой дореволюционные ценности, материальные и духовные. Она уже списалась с финской диаспорой, они готовы встретить, устроить прием. Осталось только собрать группу невест. Все это Нурия вкратце мне объяснила, угощая роскошной многослойной губадией – тоже, кстати, свадебным кушаньем, и предложила подхалтурить на переводе.
Невесты откликнулись быстро – не одна Нурия тосковала по истинному предназначению мусульманской женщины. Деньги на поездку каждая собирала сообразно своим средствам: бизнесвумен Зухра и адвокат Зульфия внесли от избытка своего, а диспетчер автобазы Юлдуз, воспитательница Рамиля и прочие от скудости своей положили все пропитание, которое имели. Последних немного смутило, что добираться до обетованных женихов придется на пароме. Продавщица Танзиля до самого отъезда терзалась вопросом, неужели путь в капстрану им придется проделать на таком же плоту на тросе, как через речку Карамалы в родных Чишмах.