Дневник / Авто
Двигатель против двигателя
Нервное затишье в преддверии нового технологического скачка.
Электромоторы или двигатели внутреннего сгорания? Противостояние сторонников альтернативных источников энергии и приверженцев ДВС напоминает затянувшиеся предвыборные дебаты Клинтон и Трампа. На стороне первых – мощный административный ресурс и поддержка креативного класса, на стороне вторых – дедовский здравый смысл. Интересно, как станут оправдываться воспеватели электромобилей, когда наконец вся эта экологически-электрифицированная истерия зайдет в тупик?
Жизнь, однако, показывает, что даже из глупости подчас можно извлечь выгоду. Электромобили примерно на двадцать-тридцать процентов дороже традиционных транспортных средств. Это позволило вернуться к проектам более эффективных тепловых двигателей, ранее положенным на полку по причине высокой себестоимости, – они теперь не кажутся столь дорогими.
Первой ласточкой стал двигатель VC-T («с изменяемой степенью сжатия, турбонаддувный»), созданный альянсом Renault Nissan и представленный на Парижском салоне под брендом Infiniti. Показательно, что заявка на патент по нему была подана японскими инженерами еще в начале нулевых!
Непросто рассказывать о двигателе внутреннего сгорания без углубления в суровую технику. В канун Нового года можно попробовать так: чем теплее шампанское, тем больше синяк от вылетевшей пробки. ДВС тем эффективнее, чем сильнее в нем сжимается топливно-воздушная смесь. Однако можно досжиматься и до детонации – тогда внутри цилиндров произойдет взрыв. Кстати, октановое число бензинов есть не что иное, как обозначение их детонационной стойкости. Кроме того, во всех бензиновых двигателях состав смеси меняется в зависимости от нагрузки. На сегодня ДВС – наиболее совершенный способ превращения тепловой энергии в механическую работу. Тем не менее все ДВС конструируются под девизом «приемлемо!» – чтобы и в экологические нормы вписаться, и мощность достаточную развить, и не накладно выходило.
Ах, эти милые компромиссы между инженерным гением и физикой процессов!.. В этом смысле VC-T – супермотор. Он столь же мощен, сколь и эффективен, потому что способен на разных режимах работы обеспечивать разную степень сжатия. Этим удивительным качеством – подстраиваться под режим – VC-T наделил дополнительный кривошипный механизм, удлиняющий или укорачивающий ход поршней в цилиндрах. Их всего четыре, расположены они в ряд, при этом VC-T сравним по показателям со знаменитым ниссановским 3,5-литровым V6. Двигатель VC-T может сжать горючую смесь и в восемь, и в четырнадцать раз, подстроиться под нагрузку, стиль езды и даже под качество топлива. Подобная приспособляемость вписывает VC-T в строжайшие требования по чистоте выхлопа. Достойная отповедь электрическому лобби. Гибкость в ответ на жесткость – прием, доказывающий свою эффективность не только в большой политике.