Словарик сериаломана. 15 слов, которые полезно знать каждому фанату сериалов
Мечтают ли шоураннеры о синдикации процедуралов? Мечтают. И наш «Словарик сериаломана» поможет тебе разобраться почему.
Арка
Сюжетная линия, развивающаяся на протяжении нескольких серий(а то и многих сезонов).
Например, в каком-нибудь отдельно взятом эпизоде «Доктора Хауса», в котором действие закручено вокруг спасения пациента, укушенного энцефалитным дельфином, параллельно показывается еще и новый виток продолжающегося конфликта между Хаусом и председателем больничного совета. Причем попутно с аркой* «Хаус против совета» существуют арки «Хаус и его зависимость», «Хаус и его команда», «Да когда же у Хауса наконец-то будет с заведующей?!» и т. д.
* — Примечание Phacochoerus'a Фунтика: «Вообще-то правильнее было бы перевести термин „arc“ как „дуга“, но меня никто не спросил, и распространение получил этот ложный друг переводчика».
Бритком
Ситком британского производства
Главные отличия британских сериалов — более короткий сезон (обычно он состоит всего из шести эпизодов) и ограниченное число сценаристов (один-два против десяти — пятнадцати в американском сериале), одновременно являющихся отцами-создателями данного шоу.
Бутылочный эпизод
Серия, снятая в предельно экономном режиме
Часто действие эпизода происходит в замкнутом пространстве, чтобы избежать затратных смен декораций и выездов на натурные съемки. К этой же категории относятся и серии, в которых персонажи вспоминают свои прошлые похождения, что дает возможность показать по второму разу готовый материал. Сэкономленные на таких малобюджетных эпизодах средства идут на производство дорогостоящих серий с падающими в пропасть поездами, тонущими дирижаблями и горящими слонами.
Яркий пример:
эпизод «Муха» из 3-го сезона «Во все тяжкие».
Допы
Любые дополнительные материалы к сериалу
Репортажи со съемочной площадки, саундтрек, интервью с актерами и создателями, подборки неудачных дублей.
Закадровый смех
Он же — консервированный смех
Само собой, ты знаешь, что это. Но, скорее всего, ты понятия не имеешь, что это вовсе не подсказка для идиотов, в каком месте смеяться. Многокамерные ситкомы, в которых используется закадровый смех, снимаются перед живой публикой. Сказав особенно смешную фразу, актер вынужден замолчать и дать аудитории отсмеяться, чтобы следующая его шутка была расслышана. Если убрать звуки смеха, между репликами возникнут неестественные паузы и пустоты. (Посмотри на YouTube, например, как зловеще меняется атмосфера «Теории Большого взрыва», после того как из сцены был удален смех зрителей.)
Безусловно, эта неподдельная реакция после приведения ее громкости и продолжительности к «среднему» звучит не слишком естественно, но все же жаловаться на смех за кадром так же бессмысленно, как во время трансляции матча возмущаться ревом трибун. Однако все это, увы, совершенно не относится к русским ситкомам. Их снимают без присутствия зрителей, поэтому и смех, который ты слышишь в нашей комедийной продукции, ненатурален, как кофе из ячменя. Единственным русским ситкомом, снятым перед живой аудиторией, был четвертый сезон «Тридцати трех квадратных метров» (2004), после этого от подобной практики отказались как от нерентабельной.