Сергей Филин: Тяжесть легковесности
Монолог о мужественности в балете.
От редакции. Сергей Филин 20 лет солировал на сцене Большого театра. Учитывая статус российского балета и конкретно этой площадки в мире, можно говорить о том, что он 20 лет солировал на сцене мирового балета.
Балет сам по себе сейчас воспринимается неоднозначно. Кто-то его просто не понимает. Кому-то он кажется искусством слишком жестоким к своим героям. И совершенно точно вам придется постараться, чтобы найти человека, считающего балет в первую очередь мужской работой. Сергей Филин в балет не хотел, но добился там всего. Здесь он рассказал, чего ему это стоило.
Материал ниже — часть большого проекта «Топ-50 историй MAXIM».
Я всегда говорю, что не хотел в балет и оказался там в результате маминых уловок. Сам я мечтал стать пловцом, и могу сказать, что плаваю я тоже отлично. В детстве очень долго уговаривал отца научить меня, но он отнекивался. И вот как-то приехали семьей на реку, накачали лодку. Плывем с отцом, я опять прошу научить плавать. Думаю, все уже догадались, что было дальше. «Без проблем», — ответил папа и кинул меня за борт. Оставшись один на один (как я тогда думал) с водой, я как-то быстро осознал все и быстро поплыл к берегу. «Видишь, так долго просил и так быстро научился», — констатировал отец. Понятно, что в случае чего, он бы тут же нырнул меня спасать. К счастью, всё закончилось хорошо!
К своим 8 годам я знал примерно все о жизни мальчишки, проводящего сутки напролет во дворе. И практически ничего не знал о балете. По телевизору, может, видел пару раз: мужчины в колготках прыгают, женщины в юбочках танцуют. Думаю, на тот момент это был мой максимум. Никакой балетной культуры во мне не было, отсюда и страх. Поэтому в каком-то смысле я не столько не любил балет в детстве, сколько не знал его. А очаровываются им в основном девочки — все эти представления себя аккуратной, красивой балериной, понятный образ. Мальчикам сложнее, видеть себя в колготках, особенно когда есть футбол или хоккей.
Но при всем этом, как вы думаете, высокой ли была конкуренция в хореографическое училище в 1980 году? Год Олимпиады, напомню. Логично предположить, что нет, невысокая. Однако на 4 места претендовало 128 мальчишек. Представьте себе только — 32 на место! Сегодня невозможно в это поверить. Мне кажется, сейчас если парень просто мимо хореографического училища пойдет, его схватят и спросят «Хочешь к нам?». А тогда родители видели в этой профессии перспективы для детей. В первую очередь — перспективы увидеть мир, потому что популярный артист балета очень много гастролировал. А еще, конечно, достаток, положение в обществе, перспективы.