Шелковый Путь
Дорога тканей, рабов, идей и религий
Для кого эта книга?
«Шелковый Путь» Питера Франкопана – увлекательное путешествие по одному из самых известных торговых маршрутов в истории. Эта артерия, соединяющая Восток и Запад, на протяжении веков меняла политический и идеологический ландшафт Евразии. Питер Франкопан рассказывает нам захватывающую историю становления Шелкового пути и его влияния на современную цивилизацию. Погрузитесь в его атмосферу и узнайте, как сегодня живут города и страны, некогда бывшие центрами торговли на этой великой дороге перемен.
Наш обзор не заменит вам прочтение книги «Шелковый Путь» в полном объёме. Однако, мы готовы разжечь ваше любопытство и побудить к её самостоятельному изучению. Начнём?
Отправьтесь в долгое путешествие по истории Шелкового Пути.
Всемирная история – тема необъятная. Для того чтобы справиться с такой колоссальной задачей, возникает соблазн ее упростить. Одни историки стараются представить историю в виде приключенческого рассказа, сосредотачивая внимание исключительно на королях, политиках и прочих выдающихся личностях. Другие превращают ее в повествование, своего рода эпопею о главных исторических событиях. Но на самом деле история не такая. Люди, даже могущественные императоры – всего лишь крошечные фрагменты невероятно сложной головоломки.
Что же в действительности важно? Воспользуемся всем известной фразой, придуманной специалистами, проводившими избирательную кампанию Билла Клинтона: «Экономика, глупец!».
Сложившаяся в древней Месопотамии сеть торговых путей трансформировалась, видоизменялась и развивалась вместе с нашим постоянно изменяющимся миром. В период своего расцвета эта сеть получила название «Шелковый Путь» – путь, по которому Марко Поло совершал свои знаменитые путешествия из Италии в Китай. Этот путь объединил страны мира, дал возможность вести торговлю народам Востока и Запада. Но Шелковый Путь не стал обособленным историческим явлением – он расширялся и отстраивался заново, проходя несколько этапов становления. Таким образом, гораздо более целесообразно употреблять этот термин во множественном числе: «Шелковые Пути».
В своей интерпретации Франкопан четко дает понять – история мира может быть представлена как история торговли. С его точки зрения, тот, кто контролирует Шелковый Путь, контролирует и весь земной шар.
Из этого обзора вы узнаете:
- откуда взялось слово «раб»;
- почему Черная смерть не была таким чудовищным бедствием, как вам могло казаться;
- а также, какая торговая сделка привела к свержению персидских шахов.
В старину между Востоком и Западом происходил обмен товарами и идеями, что привело к созданию Шелкового Пути
Тысячи лет назад местность, которую окаймляют Евфрат и Тигр, называлась Месопотамией. Эта территория, большую часть которой сегодня занимает Ирак, а также, частично, соседние страны, является колыбелью западной цивилизации. Именно здесь появились первые города, царства и империи.
Из всех этих империй величайшей была Персидская. К VI веку до н. э. она простиралась от Египта и Греции на западе до Гималаев на востоке. Основой империи послужила торговля между ее городами, а возможность такой торговли обеспечила сеть дорог, связывающая Средиземноморье с центральной частью Азии.
Дороги эти были грандиозным достижением, им было предназначено судьбой стать составной частью Шелкового Пути – знаменитой сети дорог, которая, в конечном счете, соединила Китай с Западом.
Во времена династии Хань, в период между 206 годом до н. э и 220 годом н. э., Китай занялся расширением своих владений. Он раздвинул свои границы на север и запад до самых степей Евразии – необозримых пастбищных угодий, которые покрывают большую часть южных регионов современной России. Эта экспансия соединила торговые пути Персии с собственной сетью дорог Китая.
Степи были дикими. Китайцы пытались поддерживать мир в регионе, ведя торговлю с кочевниками. Рис, вино и текстиль были излюбленными товарами, но самым желанным из них оставался шелк.
Шелк стал символом богатства, роскоши и власти. Временами его даже использовали как валюту. По мере роста торговли, он приобрел репутацию предмета роскоши и на Западе. Фактически, к тому времени, как Рим стал играть главенствующую роль на территории Средиземноморья, в середине I века до н. э., шелк уже получил устоявшееся признание.
Но Восток и Запад обменивались не только товарами – Шелковый путь также способствовал обмену и распространению идей.
Наиболее значимым оказался обмен религиозными верованиями. Местные культы все сильнее соединялись с устоявшимися системами веры, происходил процесс, приведший к возникновению удивительной смеси разнообразных идей в области богословия. Например, греческий пантеон богов продвинулся на восток, а идеи буддизма начали свое распространение из северной Индии и остальной части Азии.
Фактически, наличие таких сетей дорог может в некоторой степени пояснить, как позднее христианство смогло быстро распространиться через Средиземноморье и Азию из никому неизвестного места в Палестине, где оно зародилось.
После того, как новый мусульманский мир захватил власть над Шелковым Путем, миру открылись богатства и знания
В ранние века первого тысячелетия нашей эры восточные окраины Римской, а позднее, Византийской Империи, были спорными территориями. Обе империи ожесточенно сражались против персидских династий Аркашидов и Сасанидов за установление гегемонии в западном мире.
К VI веку Западная Европа вступила в темную эпоху мятежей и смут. На Аравийском полуострове, тем временем, формировалась новая держава, сплоченная духом религиозной идентичности.
В 610 году н. э. Мухаммаду, торговцу из племени Курайшитов, живших возле Мекки, был явлен ряд Божественных пророчеств. Он верил, что был избран Божьим посланником. В политеистическом арабском мире Мухаммад стал проповедовать, что именно этот Бог – истинный праотец авраамических религий.
Проповедь Мухаммада была услышана и принята. Вскоре Арабы объединились под сенью заповедей ислама: так сформировалась их национальная идентичность. Религия порой насаждалась и через войны. Мухаммад и его последователи одержали победу на поле боя, и, таким образом, убедили племена южной Аравии принять новую веру.
В результате этих завоеваний Шелковый Путь оказался под влиянием мусульман.
Приблизительно к 700 году н. э. стало совершенно очевидно, что арабы завоевали и объединили важнейшие экономически регионы бывших византийской и персидской супердержав. Прежде всемогущие государства оказались на грани исчезновения.
Поэтому неудивительно, что мусульманам удалось прибрать к рукам широкую сеть городов-оазисов, портов, дорог и крупных городов, соединявших арабские владения с Китаем. В регион, постоянно приумножая его богатства, хлынули и другие товары.
Начался новый золотой век торговли, искусств и науки. Полился целый поток предметов роскоши, – например, китайского фарфора, – а также научных трудов и трактатов. Мусульманский мир, в котором образование было в цене, обогатился знаниями по математике, географии, философии и другим наукам. А Европа, напротив, приобрела статус интеллектуальной периферии, поскольку христианская церковь стремилась подавить научные исследования и развитие научной мысли.
Зарождение работорговли и завоевание Иерусалима знаменовали собой подъем Европы
Мусульманская империя достигла небывалых высот, а во времена подъема заметно возросла и потребность в рабах.
Занятно, что большое количество рабов в мусульманский мир из восточной Европы поставляли викинги. Действительно, слово «slave» (раб) происходит от первоначального наименования народности: славяне.
Последствия развития работорговли были далеко идущими. В Европу деньги потекли рекой и направлялись, например, на ввоз пользующихся высоким спросом предметов роскоши, таких как специи и лекарства.
Вскоре от появления этих высокоценных восточных товаров в Европе проявился эффект «домино». Европейцы стали обращать свои взгляды на восток и чрезвычайно заинтересовались посещением и завоеванием земель, которые у них ассоциировались с Иисусом Христом и Священным городом.
Христианские рыцари вооружились и отправились на кровопролитную войну – в Первый крестовый поход на Иерусалим. 15 июля 1099 года Иерусалим пал.