The Makers 2022
Разные города, разные голоса, разная эстетика. Но есть то, что связывает всех финалистов конкурса на малый творческий бизнес, победивших в этом году, — почти каждый говорит о важности ежедневной работы, о том, что усилия всегда приносят результат. Мечтать они, конечно, тоже умеют. Но в своих проектах они прежде всего делатели.
Декор
Наталья Коншина. Kо ceramics, Калининград
Больше 10 лет я занималась фотографией, работала фотографом на себя, а один год была арт-директором российской торговой марки.
Вообще закончила математический факультет РГПУ им. Герцена, потом училась психологии и в магистратуре на культурологии. Сейчас у меня еще бывают съемки, но керамика занимает 95% всего времени.
Познакомилась с лепкой и керамикой я совершенно случайно: где-то в соцсетях увидела информацию о занятии, записалась, сходила и после уже не смогла расстаться с этим. В первую очередь впечатлили новые тактильные ощущения. И сама идея, что можно говорить через объект, завораживала.
Керамика для меня — это личная практика художника, я каждый раз «создаю» объект, а не «изготавливаю» его или «произвожу». У меня своя мастерская, правда, сейчас она в состоянии затянувшегося обустройства после переезда.
Керамические черные вазы с ребрами обычно публику впечатляют сильнее всего, их особо отмечают. Над большими скульптурными работать труднее всего. Часто это 12 часов лепки, дальше еще сушка, обжиги и глазуровка.
Сама я люблю чувственные биоморфные формы. На заказ работаю очень редко и обычно продаю только готовые предметы.
Мне привычно работать на себя и вести свой проект. Думаю, самое важное — чтобы желание создавать и творить перевешивало все сложности. Открывая свое дело, не надо ждать быстрого результата.
Ежедневная практика лепки поддерживает. Как только делаешь перерыв в работе на несколько дней, тут же теряешь энергию. Есть поговорка про художников, что вдохновение приходит к трудолюбивым, — подтверждаю! Мне нравятся мои будни, возможность лепить каждый день — это уже много.
Вообще, хочется больше всего успевать. В мечтах и планах — организовать свою выставку.
Мебель
Семен Ключанцев. Zastrug furniture, Красноярск
Застругом на севере называют волнообразный снежный гребень, оканчивающийся острым обрывом. Снежные линии, северный минимализм и характер тундровой природы — это и есть эстетика Zastrug.
Я закончил Политехнический университет по специальности «художественная обработка материалов». Идея мастерской возникла после того, как я начал работать шлифовальщиком и сборщиком. Пока работал и наблюдал, как устроено производство, понял, что хочу свою мастерскую. Снял в этом же помещении уголок в шесть квадратных метров, купил маленькие первые станки и начал свое дело.
Первыми предметами, сделанными в моей мастерской, были небольшие стульчики, тумбочки и стеллажи для рассады. Примерно в это же время я открыл для себя японских мастеров и дизайнеров. Ishitani Furniture, Kobeomsuk, Koma — педантичный подход к изготовлению мебели и интерьерам, внимание к деталям. Я начал применять это и в создании своих предметов.
Первым изделием, которое продвинуло меня как мастера, стали деревянные птицы. В них воплотились мои детские воспоминания о том, как после долгой зимы первыми в небе появлялись чайки — значит через пару дней ледоход и вода, а потом и долгожданное лето.
Какое-то время назад я узнал про направление органический модернизм и такую важную фигуру японско-американского дизайна, как George Nakashima. Это буквально перевернуло мое представление о мебели. Я полюбил работать с «живыми » краями столешниц, открыл для себя новые материалы и продолжаю двигаться в этом направлении.
Особенных сложностей в открытии своего дела я не вижу. Нужно быть готовым трудиться, очень много учиться самому, в любое свободное время. Развиваться в смежных профессиях, таких как проектирование, создание 3D-моделей, верстка буклетов, основы дизайна и даже фотография.
Если случается момент выгорания и усталости, обычно я включаю документалку, рассказывающую о жизни моего любимого режиссера Хаяо Миядзаки. Когда видишь, что у таких талантов, как он, тоже не все гладко и есть куча трудностей, понимаешь, что это происходит с каждым. Но я же знаю итог его стараний, понимаю, что все проблемы решаются трудом, и утром скорее бегу в мастерскую продолжать работать.
В планах — переехать в отдельное большое помещение, участвовать в выставках и конкурсах со своими предметами, обновить парк станков и радоваться каждому денечку
Текстиль
Алина Гомбац. Yves Boho, Москва
Моя жизнь всегда была связана с творчеством. А превращение офисного сотрудника в «свободного художника» было мягким, так как день увольнения совпал с последним днем декретного отпуска. Я к тому времени привыкла жить без офиса, более того, уже создавала текстильные работы и плела на заказ.
Хотелось больше теплого декора в доме, текстиля, было желание «смягчить углы». Материалов для плетения было не так много, как сейчас, помню, как купила в хозяйственном отделе 15 метров хлопковой веревки, которую мы с мужем разматывали и превращали в три клубочка тонкого шпагата. Маленький моточек я храню до сих пор.
Был период, когда я подстраивалась под интересы заказчиков и перестала слышать свой голос. Лучшим решением было приостановить все заказы и начать делать то, что просится изнутри.
Думаю, самое сложное в собственном проекте — это принять решение быть до конца верным своему делу, не глядя по сторонам. Чем раньше мы принимаем такое решение, чем раньше берем на себя ответственность за то, что мы делаем и для чего, тем быстрее и легче учимся преодолевать трудности и оставаться в своем деле, несмотря ни на что.
Однажды мне дали совет: представить встречу себя с собой-ребенком. Рассказать, чем занимаюсь, как живу, а затем посмотреть на реакцию себя маленькой. После этого внутреннего диалога я и приняла решение окончательно уйти в «Ивбохо». Сил придает семья. Крепкий тыл «Ивбохо» — мой муж Серёжа, а также дочка Ива, в честь которой и назван проект.