Расправить крылья
Учителю — человеку, который учит летать других, — нужно много поддержки, чтобы не потерять крылья самому. Мы поговорили с преподавателям и из программы «Учитель для России», которые работают в школах Нижегородской области, о том, как вырастить «своих» в маленьком городе и поставить их на крыло.
Я вела мастер-классы на фестивале «Арт-Овраг» в городе Выксе Нижегородской области осенью 2021 года. Вдруг на один из них слетелась как будто стайка старшеклассниц — таких веселых и творческих, что все занятие я не могла на них налюбоваться. Потом увидела, как они вместе с детьми делают костюмы из кальки, играют в шумовом оркестре, показывают математические фокусы. Десяти классники подходили к ним: «Можно с вами дружить?», — и вдруг краснели от изумления и смущения: «Как это, вы учителя? Вы на всамделишных учителей совсем не похожи!» И правда, придумывают, танцуют, хохочут, красками вымазались, как дети, с ног до головы. Помните, как в «Пеппи Длинныйчулок» школьный совет выводил на чистую воду заигравшуюся в салочки учительницу: «Она бегает с детьми из педагогических соображений? Нет! Получает от этого удовольствие!»
Так я и познакомилась с этими не похожими на учителей учителями, как шутят они сами, «преступной группировкой», которая отважно растит свою стаю — детей, у которых за спиной есть крылья. Все они приехали работать в школы Нижегородской области по программе «Учитель для России» из разных городов — Великого Новгорода, Нижнего, Петербурга и Москвы.
Чтобы попасть в программу, нужно заполнить анкету на сайте, пройти несколько туров отбора, а главное, быть готовыми учиться и потом работать учителем два года (а по желанию — три) в регионах России. Нужно высшее образование, не обязательно педагогическое, возраст значения не имеет.
Мы собираемся после окончания «Арт-Оврага» в кафе, променяв фестивальную вечеринку на разговор. Все устали. Завтра моим героиням на уроки к 8:30, а еще нужно доехать до своих городов. Ну да ладно: «Про школу мы всегда готовы!» Шум кофемашин ы заглушает диктофон. Дочка Светы Ериной, учителя французского, смотрит мультфильм, изредка отрываясь от эк рана: «Мама, если ты учитель для России, значит, я ребенок для России?»
Видно, что передо мной люди, понимающие друг друга с полуслова. Один начинает фразу, другой подхватывает, третий заканчивает, как бывает, когда слушают всем сердцем. Настоящая планета людей, где не страшно быть непонятым.
В поисках смысла
«Я, наверное, из тех, кому мало просто ходить на работу и получать за это деньги, — говорит Света. — Мне важно, чтобы в жизни я делала что-то осмысленное, за что я могу себя уважать». Все согласно кивают. Ясно, что тут все «не из тех». Света уехала с маленькой дочкой из Нижнего, от хорошей должности, квартиры и друзей, чтобы стать учителем в Выксе. «При мысли о том, что из декрета мне снова надо выходить в офис и заниматься продажами, к горлу подступала тошнота. Отправить заявку на программу было страшно — у меня же ребенок, с которым не просто менять свою жизнь. Но меня вело чувство, что мне сюда надо: я всегда хотела преподавать. И это для дочки тоже: я могу делать хоть немного для того, чтобы она училась в школе с человеческим лицом».