DAVAI DAVAI!
Клоуны умеют многое, чего не умеют другие люди. Превращать целлофановые пакеты в живых существ, слышать истории, рассказанные чашкой чая и тарелкой супа, видеть смешное в грустном и необычное в привычном. Они снова и снова открывают мир и показывают его нам таким, каким мы его забываем видеть. Не бояться быть дураком — свойство мудреца (а как обойтись без мудреца в нашем «восточном» номере?). Мы поговорили с Федей Макаровым, израильским клоуном, учеником Славы Полунина, одним из создателей клоунского трио DAVAI, о плохом и хорошем смехе, удивлении и нежности. И с Лешей Гавриэловым и Виталием Азариным, участниками DAVAI, тоже, конечно, поговорили.
Никак не могу вспомнить, почему на одной из своих первых встреч с Федей много лет назад я оказалась без детей. Наверное, чтобы растормошить своего внутреннего ребенка.
А мои дети не внутренние, кажется, себя чувствовали тогда неплохо.
Мы построили гигантскую ракету из картонных коробок (до этого они были телевизорами, машинами, кроватями, черепашьими панцирями и головами диковинных существ). И Федор по очереди запускал детей в космос. «Я! Я! Меня!» — кричали «космонавты», тянули руки и толкали друг друга. Только одна девочка — кажется, ее звали Зоя — не толкалась и в космос не хотела. Она играла другую роль, которую выбрала сама и проживала всей душой. Зоя была настоящая мать-Земля. Всех космонавтов она встречала так сердечно, что хотелось плакать. Обнимала, вручала бумажный цветок, который скручивала для каждого из старых газет. Это был финал, полный чистой радости.
Но космонавты заканчивались, и подходила очередь Зои. Я с тревогой стала посматривать на Федю — неужто и Зою посадит в ракету? Ведь совершенно очевидно, ее роль — другая! Но Федя уж точно понимал это лучше меня. Когда все наконец приземлились, он попросил Зою встать на табуретку и под аплодисменты космонавтов, надел ей на голову корону. Путешествие Зои завершилось, и она счастливо улыбалась и купалась в нежности, которой так щедро делилась с другими.
Мы с детьми ходили почти на все спектакли, которые придумывал Федя и привозил в Москву. И всегда уходили с этим чувством щемящей радости — так хорошо, что мы живем на этом свете. Дыши, пой, подставляй лицо ветру и солнцу.
В этот раз чувствую себя немного Зоей, которая не хочет в космос. Я отправляюсь на встречу с клоунским трио DAVAI. Федя — его продюсер, и через несколько часов будет спектакль. До ужаса боюсь «космоса», то есть сидеть на первом ряду — а вдруг клоуны усядутся мне на колени, а вдруг им придется утирать слезы, а вдруг слезы придется утирать мне? Да кто их, клоунов, знает, что им придет в голову! Через несколько часов начнется спектакль для взрослых (совесть перед детьми меня наконец не мучает!). Вся троица DAVAI — Леша Гавриэлов, Виталий Азарин и Федя (в них влюбляешься немедленно!) — пьет кофе в перерыве между монтажом декораций и ведет долгие беседы с металлическим голосом «с небес». «Дорогие посетители развлекательного центра, позвольте себе отдохнуть и посетить наше кафе». «Вот бы Бог так разговаривал с нами, — вздыхает Леша. — Громко и открыто объявлял бы нам свою волю». «Вот так, в общих чертах, и придумывается спектакль. Никогда не знаешь, из чего вырастет история, — смеется Федя. — Мои дети говорят, что Леша с Виталиком — настоящие клоуны, не то что я. Потому что они клоуны и в жизни, не только на сцене. Но что делать — я единственный человек в DAVAI, который умеет писать деловые письма. К тому же я многодетный отец. Приходится иногда запирать внутреннего клоуна в шкаф и выпускать его по расписанию. Но дети не дадут ему пропасть (хорошая плата за ланчбоксы, которые я собираю им в школу и сады): «Пап, пап, тебе смешно? Не смешно? Почему? Пап, почему ты не смеешься, пап, смотри, что я придумала!»»