История идентификации старой музейной коллекции

Санкт-Петербургский университетНаука

Вторая жизнь моделей фораминифер

В Палеонтологическом музее СПбГУ долгое время хранились 95 гипсовых моделей раковин фораминифер неизвестной систематической принадлежности. Сегодня удалось восстановить о них все важные данные, и скоро эти предметы станут частью постоянной музейной экспозиции.

Автор: Ирина Юрьевна Бугрова, кандидат геолого-минералогических наук, доцент СПбГУ (кафедра осадочной геологии)

Гипсовые модели фораминифер из коллекции Палеонтологического музея СПбГУ

В Палеонтологическом музее Университета представлены не только систематически разнообразные древние организмы, но и те окаменелости (фоссилии), которые являются важнейшими для определения относительного возраста осадочных пород (стратиграфии). К таковым, в частности, относятся фораминиферы.

Это одноклеточные организмы с наружным минеральным скелетом, по нахождению которых можно детально сопоставлять разрезы отдаленных местонахождений как между собой, так и с Международной стратиграфической шкалой. Особенно ценны эти фоссилии при исследовании скважин (например, при поисках нефти и газа). Из-за их микроскопических размеров (часто не превышающих 0,5 мм) в музее СПбГУ демонстрируются лишь наиболее крупные формы, в основном в составе осадочных горных пород.

Несмотря на крохотные размеры, раковины фораминифер имеют сложное внешнее и внутреннее строение. Сегодня их исследуют и изображают, используя не только световую оптику, но и сканирующие микроскопы, а также методы компьютерной микротомографии. Последние дают возможность без разрушения хрупкого скелета получить очень детальные объемные изображения внешней формы и последовательные виртуальные срезы раковины, по которым затем восстанавливается ее внутреннее строение. Такую объемную модель можно распечатать в желаемом масштабе на 3D-принтере и использовать для демонстрации: например, при обучении студентов или в музейной практике.

Ирина Юрьевна Бугрова, кандидат геолого-минералогических наук, доцент СПбГУ (кафедра осадочной геологии). Предоставлено И. Ю. Бугровой

Отец микропалеонтологии

Необходимость объемного представления микроскопических окаменелостей существовала задолго до появления современных технологий, и особенно она была востребована в музеях и университетах. Поэтому, чтобы демонстрировать морфологию организмов, схемы их классификации и развитие взглядов на их систематику, с начала XIX века начали изготавливать увеличенные модели объектов из различных материалов.

Первым использовал объемное моделирование фораминифер в научных целях французский естествоиспытатель академик Альсид Дессалин д’Орбиньи (1802–1857). Его можно назвать отцом микропалеонтологии. Он впервые разработал классификацию современных и древних (ископаемых) фораминифер, выделив их в отдельный отряд Foraminifères, и опубликовал монографию Tableau méthodique de la classe des Céphalopodes («Методические таблицы класса головоногих»), где описал 52 рода и 544 вида фораминифер. Из них 44 рода и 335 видов были новыми.

Вместе с монографией д’Орбиньи подготовил таблицы выполненных им рисунков фораминифер, а также коллекцию скульптурных гипсовых моделей раковин, увеличенных в 40–200 раз. Эта созданная с удивительным мастерством коллекция представляла объемные изображения 100 наиболее характерных и типовых видов описанных им родов. Каждый вид получил в ней свой номер в соответствии с классификацией. Д’Орбиньи считал свою коллекцию полноценной иллюстрацией разработанной им системы фораминифер. Поэтому сразу после издания монографии начал распространять ее копии, иногда прилагая микроскопические образцы, чтобы познакомить с ней как можно более широкий круг исследователей. Позже, в 1843 году, ученый опубликовал исправленный и дополненный каталог коллекции, но сохранил общее количество изображенных видов.

За два века, прошедшие после выхода первой монографии д’Орбиньи, исследования современных и древних фораминифер получили необычайное развитие. Сегодня открыто множество новых родов и видов этих организмов, изменилась их систематика. При этом коллекции фораминифер д’Орбиньи в Национальном музее естественной истории в Париже, содержащие графические и скульптурные изображения раковин, по-прежнему имеют огромное значение. Именно они положили начало всем более поздним систематическим исследованиям этих фоссилий, а оригиналы гипсовых моделей относятся к числу ценнейших исторических материалов.

Изобретенный д’Орбиньи способ визуализации биологических микрообъектов стали применять и другие исследователи. Гипсовые модели микрофауны используются в качестве наглядных пособий даже сегодня, несмотря на появление упомянутых возможностей 3D-моделирования.

Гипсовые модели фораминифер из коллекции Палеонтологического музея СПбГУ

Забытая коллекция

Многие годы в Палеонтологическом музее СПбГУ хранилась коллекция гипсовых моделей фораминифер, представленная 95 экземплярами размером 3,5–5 см. На образцах и сохранившихся этикетках были обозначены только номера, видовые названия, место нахождения и возраст оригиналов. Время, место приобретения и авторство самой коллекции не были известны, так как каталог и записи о ее поступлении отсутствовали. Неизвестно было первоначальное число и, соответственно, количество утраченных предметов хранения. 12 предметов хранились вообще без исторических этикеток. У ряда моделей отсутствовали номера (или на этикетках были написаны неточные названия родов и видов). Конечно, в таком виде это ценное историческое собрание не могло быть представлено в экспозиции музея и использовано для обучения студентов.

Палеонтологический музей СПбГУ

Поиски публикаций о подобных коллекциях позволили предположить, что мы имеем дело с копией оригинальной коллекции гипсовых моделей д’Орбиньи. Догадка оказалась верной. Но восстановить недостающие данные удалось лишь постепенно путем сопоставления многочисленных палеонтологических работ, изданных с начала XIX века до наших дней, а также сведений из современной базы данных по фораминиферам World Foraminifera Database. Дополнительную трудность создавало то, что номера, указанные на образцах, не совпадали с первоначальной нумерацией д’Орбиньи. Это объясняется тем, что производители копий использовали для нумерации более поздние классификации фораминифер, не указывая, какая из них бралась за основу. Так что оставалось лишь предполагать, какие номера имели модели в действительности.

Все же шаг за шагом по многочисленным источникам удалось установить происхождение оригинальной коллекции моделей, их исходные номера, а также восстановить историю научных ревизий коллекции с 1826 года и в результате узнать первоначальные видовые названия моделей фораминифер, хранящихся в Палеонтологическом музее. Были исправлены ошибки в музейных этикетках, определены названия и номера утраченных пяти моделей, а главное, все устаревшие названия фораминифер были по возможности приведены в соответствие с современной системой данной группы, принятой в World Foraminifera Database.

Витрины Палеонтологического музея СПбГУ

Типовые виды

Вероятнее всего, изученная нами коллекция моделей была изготовлена немецкой торговой фирмой Dr. F. Krantz, Rheinisches Mineralien-Kontor, которая и сейчас их производит и продает. Коллекция была приобретена вместе с другими образцами в конце XIX — начале XX века Императорским Санкт-Петербургским университетом специально для Геологического кабинета, создававшегося с 1870 года профессором Александром Александровичем Иностранцевым. Подобные коллекции других производителей отличаются по систематическому составу изображенных видов и некоторым другим характеристикам. СПбГУ оказался одним из немногих университетов мира, где сохранились исторически ценные гипсовые копии фораминифер коллекции французского академика А. Д. д’Орбиньи, изготовленные еще в XIX веке.

Наше исследование коснулось и другой небольшой (15 экземпляров) коллекции гипсовых моделей фораминифер в Палеонтологическом музее Университета. Это часть коллекции из 100 моделей, изготовленной в Праге не ранее 1861 года торговой фирмой Вацлава Фрича под руководством известного австрийского геолога и палеонтолога Августа фон Рёйсса и куратора Национального музея в Праге, зоолога и палеонтолога Антонина Фрича.

Модели фораминифер

Модели размером около 5 сантиметров выполнены из гипса, каждая снабжена печатной этикеткой с названием вида, принадлежностью к таксонам более высокого ранга, с указанием стратиграфического и географического распространения. Они представляют как уже изображенные д’Орбиньи типовые виды, так и описанные вновь. Коллекция поступила в Университет в 1919 году при слиянии Геологического кабинета Высших женских (Бестужевских) курсов с Петроградским университетом. Судьба остальных 85 моделей неизвестна. Судя по доступным в интернете материалам, идентичный набор был закуплен Казанским университетом в 1877 году. Приблизительно тогда же могла быть приобретена и данная коллекция. Систематическое положение изображенных фораминифер было определено по каталогу Вацлава Фрича 1861 года, приведенному в одной из публикаций XIX века, а также по работам современных авторов из World Foraminifera Database.

Таким образом, проведенное исследование «вернуло к жизни» 95 уникальных музейных предметов возрастом не менее 150 лет и частицу коллекции Вацлава Фрича. Размещение в экспозиции Палеонтологического музея СПбГУ этих моделей фораминифер даст возможность знакомить микропалеонтологов, историков науки, студентов и всех посетителей музея с этой редкой коллекцией, а также демонстрировать огромное разнообразие невидимого нами мира не только на фотографиях, но и на объемных моделях.

Словарь

Стратиграфия

Наука о пространственных и временных соотношениях тел горных пород (стратиграфических подразделений).

Относительный возраст геологических тел (стратиграфических подразделений)

Возраст, измеряемый по отношению к другим телам по принципу «раньше, позже, одновременно».

Международная стратиграфическая шкала

Неметрическая шкала для определения относительного возраста тел горных пород. Построена на основе следов уникальных биотических и абиотических событий в истории Земли, расположенных последовательно, от более ранних к более поздним. Служит основой Международной геохронологической шкалы (GTS), эталона геологического времени.

Типовой вид

В биологической систематике вид, выступающий в качестве номенклатурного типа рода.

Палеонтологический музей

Берет свое начало в 1865 году, когда на кафедре минералогии и геогнозии был создан Палеонтологический кабинет под руководством Эдуарда Ивановича Гофмана. Современный музей также включает коллекции Геологического кабинета, основанного Александром Александровичем Иностранцевым на кафедре геологии в 1873 году, и коллекции Палеонтологического кабинета кафедры палеонтологии, основанной в 1919 году Михаилом Эрастовичем Янишевским.

Экспозиция современного музея посвящена эволюции жизни: от древнейших форм, которым несколько миллиардов лет, до животных — современников древнего человека. Тематические витрины позволяют больше узнать об удивительных животных прошлого и ярких открытиях палеонтологов СПбГУ, Академии наук и Геологического комитета России. Монографическая часть музея содержит уникальные экземпляры ископаемых, по которым учеными описаны новые виды вымерших животных и растений. Фонды музея насчитывают более 47 тысяч ископаемых растений и животных.

Источник: spbu.ru

Автор фото в статье — Алексей Лощилов, если не указано иное

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Тоталитаризм, КГБ, насилие, жесткий секс и наука в фильме «Дау» Тоталитаризм, КГБ, насилие, жесткий секс и наука в фильме «Дау»

Совершенно безумный проект о жизни в изолированном институте

GQ
«Черноногие» «Черноногие»

Существует несколько версий того, откуда появилось выражение «черноногие»

Дилетант
А если не вода? 8 полезных напитков А если не вода? 8 полезных напитков

Можно ли заменить воду другими напитками?

ТехИнсайдер
Дорожные «Карты»: почему «Яндекс» чуть не закрыл «Навигатор» Дорожные «Карты»: почему «Яндекс» чуть не закрыл «Навигатор»

В 2021–2022 годах «Яндекс» рассматривал возможность закрытия «Навигатора»

Forbes
Счастье в отношениях: 4 этапа, которые проходит пара Счастье в отношениях: 4 этапа, которые проходит пара

Счастливые долгосрочные отношения: что они из себя представляют?

Psychologies
Маша Трауб: Успех рождается из неравнодушия, а не из попытки угадать спрос Маша Трауб: Успех рождается из неравнодушия, а не из попытки угадать спрос

Маша Трауб — о том, как написать сказку, где танцуют макароны и котлеты

СНОБ
9 худших вещей, которые может сделать мастер маникюра 9 худших вещей, которые может сделать мастер маникюра

Что отличает хорошего нейл-дизайнера от плохого?

VOICE
Скрытые повреждения Скрытые повреждения

Хотя Франция отпустила Алжир, война её не отпускала и разъедала изнутри...

Дилетант
«Я очень много придумал того, что уже было». Интервью с художником Александром Джикией «Я очень много придумал того, что уже было». Интервью с художником Александром Джикией

Художник Александр Джикия про свои сны, рисунки и стихотворения

СНОБ
Как Аватар пришел на помощь Чебурашке Как Аватар пришел на помощь Чебурашке

Как пиратский прокат фильмов позволяет кинотеатрам закрывать финансовую брешь

Монокль
Что стало вдохновением для Джокера Хита Леджера? Узнайте о пугающем художнике Фрэнсисе Бэконе! Что стало вдохновением для Джокера Хита Леджера? Узнайте о пугающем художнике Фрэнсисе Бэконе!

Как Фрэнсис Бэкон повлиял на образ Джокера в "Темном рыцаре"?

ТехИнсайдер
Спуститься с небес: как технологии космоса влияют на нашу жизнь Спуститься с небес: как технологии космоса влияют на нашу жизнь

Как навигатор, упаковки для кофе и сковородки связаны с космосом?

СНОБ
«Сейчас у центрального университета более 40 партнеров — это крупнейшие компании страны» «Сейчас у центрального университета более 40 партнеров — это крупнейшие компании страны»

В этом сентябре Центральный университет набрал абитуриентов на обучение

Деньги
Дизайнер Даниил Анциферов про секс, ЗОЖ, диско и свой «план Б» — интервью на «Снобе» Дизайнер Даниил Анциферов про секс, ЗОЖ, диско и свой «план Б» — интервью на «Снобе»

Дизайнер Даниил Анциферов — об инвестициях, диско и патриотизме

СНОБ
Африка и африканцы во времена колоний Африка и африканцы во времена колоний

Как происходила колонизация Африки и к чему она привела

Знание – сила
Борьба с вирусом: как быстро вылечить простуду Борьба с вирусом: как быстро вылечить простуду

Когда простуду можно вылечить самостоятельно?

ТехИнсайдер
Иван Симонов: В искусство надо вкладываться целиком и полностью, а дальше — будь что будет Иван Симонов: В искусство надо вкладываться целиком и полностью, а дальше — будь что будет

Новый проект — это ретроспектива творческого пути Ивана Симонова

СНОБ
Сергиев Посад Сергиев Посад

Сергиев Посад и его доминанта — Свято-Троицкая Сергиева лавра

КАНТРИ Русская азбука
Сергиев Посад: А что вокруг? Сергиев Посад: А что вокруг?

Три города Серебряного, или Малого Золотого, кольца

КАНТРИ Русская азбука
Добытчица и домохозяин: как женщины рушат стереотип о том, кто должен содержать семью Добытчица и домохозяин: как женщины рушат стереотип о том, кто должен содержать семью

Provider woman: что это за тренд и как он влияет на традиционные устои общества?

Forbes
О чем говорит форма бутылки вина О чем говорит форма бутылки вина

Почему у бутылок вина разные формы и что по ним можно узнать о напитке

СНОБ
Валерия Федорович: «После «Кухни» мне ничего не страшно» Валерия Федорович: «После «Кухни» мне ничего не страшно»

Думала: что ему до моих проблем? А он отнесся ко мне по-человечески

Караван историй
Правда ли, что штампованные диски в зиму лучше, чем литые: 1 плюс против 3 минусов Правда ли, что штампованные диски в зиму лучше, чем литые: 1 плюс против 3 минусов

Зимой нужно переходить на стальные штампованные диски. Почему?

ТехИнсайдер
В авторском прочтении В авторском прочтении

Легкий, хрустальный интерьер в духе ар-деко

SALON-Interior
Выбросил пилота из кабины и сам приземлился: чем удивляет первый бесхвостый бомбардировщик «Жар-птица» Выбросил пилота из кабины и сам приземлился: чем удивляет первый бесхвостый бомбардировщик «Жар-птица»

К-12: «эта машина явилась прототипом всех современных сверхзвуковых самолетов»

ТехИнсайдер
Лагерные бараки, бандитская любовь и потомственная печница — какое кино показали на фестивале «Маяк» Лагерные бараки, бандитская любовь и потомственная печница — какое кино показали на фестивале «Маяк»

Фильмы «Маяка», которые точно стоит увидеть

СНОБ
Художник одной книги Художник одной книги

Художник Дмитрий Гутов: марксизм и художественнокритицизм

Weekend
«Криминальному чтиву» Тарантино 30 лет. Вспоминаем, как создавался культовый криминальный роман «Криминальному чтиву» Тарантино 30 лет. Вспоминаем, как создавался культовый криминальный роман

«Криминальное чтиво»: создание и влияние культовой картины Тарантино

Правила жизни
Буржуйка в изразцах Буржуйка в изразцах

Изразцы Ярославля как источник вдохновения для строительства печки на своей даче

КАНТРИ Русская азбука
Как ученые пустили лазер в дело: 3D-принтеры и алкорамки Как ученые пустили лазер в дело: 3D-принтеры и алкорамки

Компания «Лазерные системы» из науки шагнула в прикладной мир бизнеса

Монокль
Открыть в приложении