Роман Валериевич Ковриков о том, зачем сегодня идут в музей

Санкт-Петербургский университетКультура

«Важно знать и понимать своего посетителя»

Роман Валериевич Ковриков пришел в музейную сферу из журналистики, а сегодня и сам запросто может увлечь своим делом — столько тепла, интереса и восхищения у него во взгляде, когда речь заходит о Государственном музее-заповеднике «Петергоф».

Автор: Вера Свиридова

Все потому, что Роман Валериевич на своем месте. Он 25 лет занимается тем, что считает нужным, важным и правильным. Про таких людей говорят: «Горит на работе». Только исключительно в позитивном смысле — творческом. Наверное, поэтому, будучи топ-менеджером, Роман Валериевич не только не теряет связи с реальностью, но и cчитает своей первостепенной задачей вплести ее в бытование музея, чтобы максимально широко открыть его для посетителей. Журналу «Санкт-Петербургский университет» Роман Ковриков рассказал, зачем сегодня идут в музей, почему важны преемственность и наставничество, а также пояснил, каково это сегодня — быть менеджером в сфере культуры и искусств.

— По первому образованию вы журналист. Вы успели поработать по специальности или сразу после выпуска ушли в другую область реализации? Почему?

— Меня с детства интересовала журналистика, я даже учился в школе, которая имела договор с Санкт-Петербургским университетом, позволяющий учащимся использовать ресурсы Учебной телестудии для подготовки медиаматериалов. Поэтому выбор вуза для поступления был определен еще в десятом классе. Я намеренно поступил на заочное отделение, чтобы иметь возможность работать по специальности. Сразу пошел работать в известную телекомпанию «Русское видео», где мы занимались производством документальных фильмов. Так сложилось, что по окончании вуза я попал в Государственный музей-заповедник «Царское Село» на съемки фильма, посвященного воссозданию Янтарной комнаты. Меня это очень заинтересовало. Как сейчас помню: мы с сотрудниками музея сели, пили чай, рассуждали, что такое реставрация, что такое воссоздание, чем они отличаются, как протекает процесс того и другого. Само восстановление Янтарной комнаты — уникальное явление. Ее сделали снова, по сути, на пустом месте — в распоряжении реставраторов и мастеров был только очень ограниченный набор наглядных материалов, а вот рецептур и технологий обработки янтаря никто не знал (в июле 1979 года Совет министров РСФСР принял решение о воссоздании янтарных панно. — Прим. ред.). За работу взялись настоящие сподвижники, благодаря их труду и смелым экспериментам Янтарная комната была восстановлена в полном объеме. Я предложил задокументировать историю воссоздания.

Мне было очень интересно самому погрузиться в музейный мир и попробовать рассказать зрителю о том, что такое музей. С тех пор я начал потихоньку менять свою профессию.

— Так вот как вы оказались в Царскосельских янтарных мастерских, созданных для восстановления Янтарной комнаты…

— И проработал там девять лет. Именно там я укрепился во мнении, что хочу связать свою дальнейшую жизнь с музеем. Во многом этому способствовал Иван Петрович Саутов, директор ГМЗ «Царское Село». Он стал моим кумиром, всю свою жизнь я практикую его видение музея-заповедника и методы руководства.

— В чем они заключаются?

— В смелых подходах к внедрению инноваций в музейном деле. На тот момент «Царское Село» было лидером по внедрению новых технологий и подходов к управлению музеем. Иван Петрович умел смотреть далеко вперед. Он знал, каким музей будет через 10–15–20 лет. Он сам ездил по зарубежным музеям, перенимал их опыт. Я ездил с ним, набирался опыта тоже. Иван Петрович был человеком, который воспитал плеяду музейных работников. Многие из них потом пошли работать в городские музеи и смогли их модернизовать, дать толчок в развитии.

— Что именно вас так зацепило в музейном мире?

— Во-первых, харизма директора, то, как он видит музей, как его меняет, как общается с людьми. Я понял, что это место, где я бы хотел остаться и развиваться дальше.

Во-вторых, я понял, что музей — это отдельная полузакрытая институция, и мне было интересно разобраться в том, как живет музей в целом, как он существует для посетителя. Я хотел понять, каким его видит посетитель, как принимает решение поехать в музей и что желает увидеть нем, какие впечатления получить, что в реальности получает. На этом я и сосредоточился.

В 2009 году Елена Яковлевна Кальницкая, став директором музея-заповедника «Петергоф», пригласила меня на должность начальника службы приема посетителей поделиться опытом. Здесь мы развивали всю инфраструктуру, связанную с приемом гостей. Во многом то, каким музеем сегодня является «Петергоф», — это отражение видения Елены Яковлевны. Она стала моим следующим проводником в мир музея. Я не только работал с ней, но и учился вместе с ней и у нее на протяжении 15 лет.

— Почему, оказавшись в музейном мире, вы отдали предпочтение менеджменту, а не искусствоведению?

— Мне было это интересно. За последние 10 лет стала очевидной роль менеджера в сфере культуры и искусства. Абсолютно все директора и руководители культурных институций понимают, что они, безусловно, должны сохранять и изучать культурное наследие, но его еще нужно и экспонировать. И здесь очень важно не отставать от стремительно меняющегося мира. Восприятие музеев кардинально изменилось. Люди приходят в них, как мне кажется, не столько получить впечатление и поставить галочку «посетил», как это было раньше. Современный посетитель идет в музей с конкретной целью. Как менеджер, я вижу своей задачей соединение двух направлений: с одной стороны, объяснить, зачем надо ходить в музей, а с другой — ответить на запрос посетителей так, чтобы всем было максимально комфортно.

— Зачем сегодня идут в музей?

— За знанием своей истории. Музей — это документ. Он говорит правду такой, какая она есть. В этом и состоит задача музеев. В современном мире мы часто сталкиваемся с интерпретациями, и они не всегда профессиональные и правдивые. Музей же — то пространство, где историю, особенно российскую историю, рассказывают, не предлагая готовый полуфабрикат. У нас человек может получить знания и самостоятельно их использовать. Нам же нужно разложить эти знания на смысловые блоки для того, чтобы человек четко понимал, куда и зачем ему идти. И это одна из задач менеджера.

«Самсон» — центральный фонтан дворцово-паркового ансамбля «Петергоф». Pressphoto

— На ваш взгляд, кто кого меняет больше — музеи посетителей или наоборот?

— Это взаимный процесс. Например, в «Петергофе» уже больше 40 лет работает служба экскурсоводов, в штате которой порядка 150 гидов. Они делятся с нами обратной связью, которую получают от посетителей. Так вот: людям сегодня мало общей экскурсии со стандартным набором исторической информации. Люди приходят в музей уже подготовленными и задают узкие, конкретные вопросы. В ответ на это гиды дополняют и трансформируют экскурсии, что требует от них самих углублять свои знания и заниматься самообразованием. Поэтому да, посетители меняют музей, адресуя ему свои запросы: что они хотят получить, услышать и узнать. Особенно это касается молодежи.

Музей, в свою очередь, меняет посетителя тем, как и какие он рассказывает истории. А их бесконечное множество. Недавно мы придумали экскурсии — истории от хранителей, поскольку хотим подчеркнуть и продемонстрировать колоссальную роль предмета в музее. Обычно предметы находятся в отдалении: либо за леером, либо за стеклом. Хранитель же имеет право, надев перчатки, взять предмет в руки, поднести к посетителям и не просто показать вблизи, но и развернуть свой рассказ, отталкиваясь от истории именно этого экспоната. Так можно собирать бесконечный пазл истории своей страны, искусства, жизни венценосных особ и их приближенных.

— Как изменилась за последнее время демография посетителей?

— Музеям сегодня как никогда раньше важно знать своего посетителя, чтобы его понимать. Это необходимо для эффективного управления музеем. И с этим нам помогает СПбГУ, в том числе специалисты Социологической клиники прикладных исследований и студенты-волонтеры Экскурсионно-туристской клиники. Я могу с радостью констатировать, что молодежи среди наших посетителей становится гораздо больше. Ей интересно! Однако этого мало, мы должны привлекать еще больше представителей нового поколения. Более того: мы хотим, чтобы молодые люди приходили сюда неоднократно. Нам важно увеличить количество повторных посетителей. Однако для этого необходимо внедрить цифровые технологии, позволяющие фиксировать и анализировать все, что связано с самим процессом посещения музея. Тогда мы сможем четче рассмотреть лицо посетителя и предложить ему то, зачем он будет возвращаться к нам. Задача музея состоит не только в том, чтобы заинтересовать, но и чтобы подтолкнуть человека к самостоятельному изучению, осмыслению и рефлексии.

— Судя по вашим ответам, у руководителя музея сегодня много, прямо скажем, нетривиальных задач…

— Слово «менеджер» больше не звучит ругательно в музейном мире. Времена меняются, и инструменты управления должны меняться так же стремительно. Например, появились социальные сети, музеи вышли в их информационное поле. Эти площадки надо развивать, поскольку они формируют у человека желание прийти в музей. Этим нужно управлять. Другой пример — работа с детьми. Нужно понять, что мы расскажем детям и что им будет интересно. В каждом музее эта работа ведется по-своему. В «Петергофе» мы создали детский образовательный центр, на площадке которого рассказываем о музее через профессии. В нашем музее работают представители 120 специальностей. Мы можем о них рассказать и сформировать у ребенка желание кем-то стать. Это интересно? Безусловно. И это тоже менеджмент. В музее управление носит творческий характер, и это всегда меня привлекало.

— Какие специалисты сегодня особенно нужны такому музею, как «Петергоф»?

— Мы очень заинтересованы в привлечении молодых технических специалистов в области научной реставрации и цифровых технологий. Вопрос цифровизации сейчас для музеев является стратегическим.

А вообще, как я уже сказал, у нас трудятся представители 120 профессий: от садовников и климатологов до реставраторов. Музей — это уникальное место, где человек, придя на любую позицию, может бесконечно развиваться.

Одна из моих задач — разбудить творческий потенциал в каждом сотруднике, чтобы он совершенствовался и рос в профессиональном и карьерном планах.

Роман Валериевич Ковриков, выпускник СПбГУ и генеральный директор ГМЗ «Петергоф». Предоставлено ГМЗ «Петергоф»

— Что в вас будит творческий потенциал?

— Возможность непрерывного развития и получения новых знаний. Я постоянно открываю новые для себя возможности.

— Ваш личный пример это хорошо иллюстрирует.

— Да, я получил второе высшее образование в области управления в сфере культуры. Когда я понял, что мне этого не хватает, то погрузился в тему инновационных форм работы с посетителями в музеях-заповедниках и защитил по ней кандидатскую диссертацию в области культурологии. Сейчас готовлюсь дальше углублять свои знания, буду писать еще и докторскую, посвященную аспектам управления в сфере культуры и искусства.

— Как знания, полученные в СПбГУ, помогают вам в профессии?

— Безусловно, приходится кстати умение выстраивать стратегию разговора. Журналист — это протописатель, который фиксирует то, что еще только будет отражено в литературе. Способность видеть это и структурировать в некую логическую картину мира мне очень помогает. В целом на факультете журналистики СПбГУ дали хорошую гуманитарную базу. Могу отметить, что учили нас серьезно.

— Вы много учились и продолжаете расширять свои знания. Этого требует специфика менеджмента в сфере искусств?

— Конечно, специфика есть. Дело в том, что музей, особенно такой, как «Петергоф», сочетает в себе очень много отраслей. Здесь наука и исследовательская деятельность переплетаются с совершенно прикладными работами в полях. Руководитель музея должен соединить это, уметь этим управлять и развивать стратегически. Ведь музеи не живут сегодняшним днем. Например, сейчас мы планируем 2027 год.

Хочется подчеркнуть, что в музеях важна преемственность, необходимо постоянно передавать опыт, знания лично, на своем примере. Так, без Елены Яковлевны я вряд ли смог бы оказаться там, где нахожусь. Наставничество и кураторство в музеях являются элементами управления.

— Чтобы обеспечить преемственность, нужно уменьшить текучку кадров…

— В музеях низкая текучка кадров. Людям здесь интересно, когда человеку есть куда развиваться, он никуда не пойдет. Музей в качестве работодателя стал более привлекательным. Если раньше мы искали людей, то сейчас ситуация меняется.

— Вы упомянули о сотрудничестве с СПбГУ. Университет и ГМЗ «Петергоф» — давние добрые партнеры. В каких направлениях взаимодействие могло бы оказаться плодотворным?

— Рассмотрев любое образовательное и научное направление Университета, мы найдем множество точек соприкосновения, причем не только в вопросе воспитания и подготовки молодых кадров. Музей сегодня интересуют точечные исследования (например, в области состава почв). Нас интересует, как состав воды влияет на скульптуры. Понимание этого очень ценно для «Петергофа». Состав воды меняется. Как это должно изменить нашу работу, чтобы сохранять скульптуру? Было бы здорово совместно провести такие исследования, чтобы найти ответы. Нас также очень интересует антропогенное влияние на музейный комплекс во всех его проявлениях. Мы, конечно, сами изучаем этот вопрос. Однако он очень обширный, и мы были бы рады сотрудничеству в этом направлении.

Роман Валериевич Ковриков

1999 окончил Санкт-Петербургский государственный университет по направлению «Журналистика».
с 2000 по 2009 работал в Царскосельских янтарных мастерских.
2010 перешел на работу в Государственный музей-заповедник «Петергоф» на должность начальника службы приема и обслуживания посетителей.
2013 окончил курсы повышения квалификации Московского государственного университета по программе «Прикладная культурология: предпринимательство в культуре».
с 2014 по 2022 являлся заместителем генерального директора ГМЗ «Петергоф» по культурно-просветительской работе.
2018 окончил кафедру ЮНЕСКО Российской академии народного хозяйства и государственной службы по направлению «Управление в сфере культуры, образования и науки».
2021 защитил кандидатскую диссертацию «Инновационные формы работы с посетителями в музеях-заповедниках» на базе Санкт-Петербургского государственного института культуры.
с марта 2022 временно исполнял обязанности генерального директора ГМЗ «Петергоф».
с декабря 2023 генеральный директор ГМЗ «Петергоф».
Научные интересы музейное дело, visitor studies, culture studies, менеджмент в сфере культуры и искусства.

Источник: www.goldtrezzini.ru

Нижний парк музея-заповедника «Петергоф». Предоставлено ГМЗ «Петергоф»

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Недоступное и чужеродное: почему широкая аудитория с трудом воспринимает современное искусство Недоступное и чужеродное: почему широкая аудитория с трудом воспринимает современное искусство

Как понятие «современного искусства» оказывается под воздействием стереотипов

Forbes
Индейка на взлете Индейка на взлете

Российское производство мяса индейки выросло почти на 4%

Агроинвестор
«Это ведь не считается!»: 3 неочевидных признака эмоциональной неверности, которые опасно игнорировать «Это ведь не считается!»: 3 неочевидных признака эмоциональной неверности, которые опасно игнорировать

Как понять, что вы вот-вот измените, пусть и не в стандартном понимании?

Psychologies
Если бабушка балует ребенка Если бабушка балует ребенка

Как тактично склонить старшее поколение на свою линию воспитания

Лиза
В древнем левантийском поселении изготавливали пурпур на протяжении 500 лет В древнем левантийском поселении изготавливали пурпур на протяжении 500 лет

В Тель-Шикмоне примерно 500 лет находился крупный центр по производству пурпура

N+1
Тонкости переобувки: чем опасны старые шины и как избежать штрафов за утилизацию Тонкости переобувки: чем опасны старые шины и как избежать штрафов за утилизацию

Чем опасна пыль от истирания колес и почему покрышки нельзя сжигать в костре?

ТехИнсайдер
Трудная жизнь нефтерубля Трудная жизнь нефтерубля

Если хочешь экономического мира, готовься к экономической войне

Деньги
От проверки юрлица до отзывов: 13 шагов для выбора программы допобразования От проверки юрлица до отзывов: 13 шагов для выбора программы допобразования

О том, как избежать образовательных продуктов, которые не несут ценности

Forbes
Есть, чтобы жить Есть, чтобы жить

Люди в три раза меньше болели бы раком, если бы только правильно питались

Лиза
Ликвидность на бумаге Ликвидность на бумаге

Почему в банковской системе России сохраняется структурный профицит ликвидности

Ведомости
Энергия для Арктики Энергия для Арктики

Как в Арктике используют возобновляемую энергию и малые атомные электростанции

Ведомости
Новости науки Новости науки

Обнаруженная в ранней Вселенной грандиозная галактика и другие новости науки

Знание – сила
Ольга Ткачёва: «Старение – это прежде всего накопление повреждений и снижение возможностей организма их исправлять» Ольга Ткачёва: «Старение – это прежде всего накопление повреждений и снижение возможностей организма их исправлять»

О биологическом возрасте и секретах долгожителей

Здоровье
Делать игры — это профессия: разработчик отвечает на (не)глупые вопросы Делать игры — это профессия: разработчик отвечает на (не)глупые вопросы

Правда, что в России не делают хороших игр? Как стать игровым разработчиком?

ТехИнсайдер
Мимоза Мимоза

Героиня рассказа Лены Бурковой учится находить радость в простых вещах

Grazia
Учимся понимать наши растения Учимся понимать наши растения

Легко прочитать, как именно надо ухаживать за цветком, но почему именно так?

Наука и жизнь
Дискуссия о формате: почему российской рознице нужны единые стандарты регулирования Дискуссия о формате: почему российской рознице нужны единые стандарты регулирования

Государство хочет установить правила регулирования работы маркетплейсов

Forbes
Апрель: «нашествие» хохлаток Апрель: «нашествие» хохлаток

Хохлатки-эфемероиды — радостный вскрик пробуждающейся природы

Наука и жизнь
На борту затонувшего средневекового китайского судна нашли сосуды из-под алкогольных напитков На борту затонувшего средневекового китайского судна нашли сосуды из-под алкогольных напитков

Находки, собранные во время раскопок средневекового судна «Наньхай №1»

N+1
3 шага, которые позволят сменить работу без финансовых рисков и потерь 3 шага, которые позволят сменить работу без финансовых рисков и потерь

Решение сменить работу связано с финансовым риском. Как его не допустить?

Inc.
5 лучших ролей Криспина Гловера 5 лучших ролей Криспина Гловера

4 фильма, где сыграл замечательный актер Криспин Гловер. Смотрим и вспоминаем!

Maxim
Исследование показало, что подростки, которые рано ложатся спать, обладают более острым мозгом Исследование показало, что подростки, которые рано ложатся спать, обладают более острым мозгом

Подростки, которые ложатся спать раньше, как правило, обладают более острым умом

Inc.
Смена сторон Смена сторон

Почему теннисисты меняют спортивное гражданство и выступают за другие страны

Ведомости
Аграрный PR как часть стратегии развития компании Аграрный PR как часть стратегии развития компании

Какие эффективные инструменты маркетинговых коммуникаций используют в 2025 году

Агроинвестор
Что такое биполярное аффективное расстройство и как живут люди с таким диагнозом Что такое биполярное аффективное расстройство и как живут люди с таким диагнозом

Что такое БАР, действительно ли он распространен или стал искусственным трендом?

Forbes
Меркантилизм, абсолютизм и танатология глобализации Меркантилизм, абсолютизм и танатология глобализации

Трамп открыл чемпионат мира по торговым тарифам

Деньги
Сколько лет на самом деле было героям всем известных книг Сколько лет на самом деле было героям всем известных книг

В каком возрасте герои ощутили на себе все трудности жизни

Maxim
Открывая космос Открывая космос

Путеводитель женщины-астронавта по миру миссий, чудес и перемен в космосе

kiozk originals
4 причины есть йогурт на ужин 4 причины есть йогурт на ужин

Какие преимуществ для пищеварения имеет употребление йогурта вечером

ТехИнсайдер
И бедные, и богатые: почему изменение климата все больше осложняет жизнь женщин И бедные, и богатые: почему изменение климата все больше осложняет жизнь женщин

О том, как изменение климата сказывается на здоровье жительниц больших городов

Forbes
Открыть в приложении