Почему гражданское общество решает свои проблемы без участия государства

Русский репортерОбщество

Волонтеры не рвутся в политику

Почему гражданское общество решает свои проблемы без участия государства

О причинах волонтерского бума, о превращении добровольцев в политических активистов и о том, как рост волонтерства соотносится с ростом гражданского общества, «РР» поговорил с социологом, деканом школы социальных и гуманитарных наук Санкт-Петербургского филиала Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», профессором Даниилом Александровым

— Почему в последние годы в стране наблюдается бум волонтерства?

— Для людей очень важно социальное взаимодействие друг с другом. Есть общие модели человеческого поведения, благодаря которым можно объяснить поведение в тех или иных условиях. Людям важно, чтобы они были социализированы, встроены в какие-то сообщества, сетевые структуры.

— Рабочего коллектива для них недостаточно?

— Совершенно недостаточно. Должна быть жизнь вне работы, и там тоже должно быть ощущение достижений и получения статуса через эти достижения. Ты не просто стереотип — мальчик в очках или блондинка; ты что-то делаешь и поэтому к тебе хорошо относятся. Почему так распространены групповые типы спорта? В них есть модель коллективности и соревновательного поведения. Там можно и почувствовать сплоченность, и себя показать. Это сочетание личных достижений и коллективной идентичности дает ощущение принадлежности к чему-то важному. При недостатке возможности социализироваться на сетевом уровне такие желания трансформируются в попытку принадлежать к чему-то более общему. Например, к мировой религии. Или к великой России, а иногда и к белой расе. Если у людей есть острое стремление принадлежать к белой расе, это потому, что другим способом им не испытать чувство принадлежности к чему-то важному. Люди всегда образовывали какие-то клубы и микросообщества. Есть старые социологические исследования маленьких городов Америки 50-х годов: в каждом маленьком городе было, например, несколько книжных клубов, где люди собирались и обсуждали книги. Человек — политическое животное, как говорил Аристотель. Нам физиологически необходимо взаимодействие с другими людьми. Волонтерство — всегда групповая активность. Причем общественно значимая. И поскольку многие другие каналы групповой деятельности у нас перекрыты (вы, например, не участвуете в выборах наблюдателем или не входите в группы работы штаба Навального), у вас почти нет политических вариантов самореализации в групповой форме.

— Можно ли сказать, что молодые люди благодаря общественной деятельности хотят пробиться во власть?

— Нет, совершенно не обязательно. Есть базовая волонтерская активность, которая с этим желанием не связана. Многие мои знакомые студенты участвуют в работе «Ночлежки» для бездомных в Санкт-Петербурге. Никто не хочет попасть в политические круги. Людям нравится думать, что они делают мир лучше. Преподаватель любит думать, что он не просто за деньги заходит в аудиторию и что-то бубнит, а воспитывает молодое поколение. Есть старая шутка. На строительстве готического собора человека спрашивают: «Что ты делаешь?», он отвечает: «Зарабатываю деньги для семьи». Кто-то скажет: «Толкаю тачку». А кто-то — «Я строю собор». Это и называется смыслом жизни. Я знал студентов, которые работали со школьниками в трудном положении. Приходили в центры, куда обращались дети, которые дома не могли заниматься, потому что там, например, пьяные родители. Студенты в качестве консультантов-репетиторов помогали делать домашние задания. Это давало им ощущение, что они взрослые и поддерживают тех, кто младше.

— А можно ли сказать, что по мере роста волонтерской активности будет расти и гражданское общество?

— Конечно. Но вопрос только в том, как понимать гражданское общество. Это словосочетание очень испорчено бездумным употреблением. Есть два подхода к его трактовке. Первый: гражданское общество понимается как свободное волеизъявление граждан в политической сфере, но вне партийной политики. Второй: сфера реализации людей вне и независимо от государства. Такое определение гражданскому обществу — бюргерскому — давал Гегель. Интересно, что у немцев в XIX веке одно из возражений тогда было таким — есть государство, есть граждане, которые объединяются в семьи, есть еще торговые союзы. А что такое гражданское общество и зачем оно нужно? Это понятие только замутняет отношения между людьми и государством. Но идея разных авторов, в том числе Гегеля, была в том, что есть такая сфера активности людей, где они реализуют свои задачи независимо от государства. Это прекрасно показано Алексисом де Токвилем в его описании Америки 1800-х годов. В Америке, если людям надо построить школу, они никуда не идут, а собираются, скидываются, строят на общие деньги школу и нанимают учителя. Это не просто граждане, а люди, участвующие в конкретном сообществе. И я всегда подчеркиваю такую вещь: если мы думаем, что гражданское общество в Америке было обществом равных людей и всех вовлекало, то это не так, конечно. Это при голосовании все равные. Но никаких местных драчунов и алкоголиков до вопроса о том, как открывать школу, никто не допускал. Всегда существуют какие-то активные люди, независимые, с деньгами, которые имеют гораздо больше веса в решении таких вопросов. А бездельников, которые не умеют работать руками и не имеют денег, вообще никто тогда не спрашивал. Поэтому, когда в российской бане собираются владельцы местных магазинчиков и местные муниципальные работники — это реальная картина из жизни одного поселка! — и обсуждают, как и кому будут помогать, то это типичное гражданское общество. И когда большинство современных авторов говорят: «Пока вы не сформулируете требования к политической власти, вы не можете участвовать в гражданском обществе», мой ответ такой: «Наоборот, как только вы начинаете формулировать политические требования к государству, вы перестаете быть гражданским обществом потому, что перестаете решать свои проблемы вне государства». Как только вы вступаете в диалог с государством, вы оказываетесь от него зависимым.

— А если люди, которые хотят совершать общественно полезное, при этом обращаются за помощью к власти?

— Это все же политическая активность. Парадокс состоит в том, что чем больше люди независимы от политической машины государства, тем больше они становятся полноценными политическими гражданами своего государства. Потому что они могут сами решать свои проблемы без того, чтобы идти с протянутой рукой. Тогда они и серьезней относятся к своему волеизъявлению.

— А разве такие люди не опасны для государства?

— Они опасны для автократического государства, которое не хочет доверить своим гражданам достаточную степень свободы принимать решения. И это ошибочно даже с точки зрения авторитарного правления. Муниципальную и локальную жизнь оставьте людям. Перестаньте регулировать там, где вы все равно не сможете этого делать.

— А те люди, которые хотят сами решать дела, но сталкиваются с противодействием власти и начинают ее критиковать, они — гражданское общество?

— Если люди настолько заняты критикой государства, что перестают решать свои гражданские задачи, то они перестают быть и гражданским обществом. А если они умудряются делать и то и другое, то они продолжают им быть. В реальных ситуациях мы наблюдаем картины смещения активности: например, есть люди, которые борются за чистые озера, они вынуждены обращаться к политикам, начинают больше участвовать в политической жизни. И дальше эти люди обычно переезжают в Москву. Таким образом, экологический активизм в некоторых регионах России просто умер — все активисты переехали в Москву заниматься этим на федеральном уровне и стали федеральными активистами.

— Если в будущем волонтерское движение будет расти, к какому обществу мы придем?

— Я склонен думать, что если государственная политика не позволит освободить активность людей на локальном уровне, то ничего кроме неприятностей это не принесет.

— Возможно, власть полагает, что большинство, поддерживающее ее на выборах, не имеет склонности к волонтерской активности. К ней склонность имеет оппозиционное меньшинство. И поэтому, раз избирателем она обеспечена, нет смысла высвобождать гражданскую активность?

— Если у вас большинство голосует за существующего лидера, то, вообще-то говоря, можно не беспокоиться о волонтерской активности меньшинства! Но, с другой стороны, надо понимать, что если мы все время будем перекрывать кислород этим активистам, то будет плохо во всех отношениях. Потому что волонтерство и активизм обеспечивают социальную защиту и доставку помощи туда, куда она просто так не приходит. Бездомным, подросткам, больным раком и даже кошечкам, которые ни за кого не голосуют.

— Занятие волонтерством снижает политическую напряженность?

— Не уверен. Волонтеры пойдут и на митинги. Но мне кажется, что этих митингов просто не надо бояться. Условный Кремль боится митингов больше, чем следовало бы. А нам нужно постепенно пытаться находить компромиссы между человеческой активностью и режимами государственного управления.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

100 дней в той самой Мосгордуме 100 дней в той самой Мосгордуме

Как работается оппозиционному депутату Дарье Бесединой

Русский репортер
Едва знакомы Едва знакомы

«Едва знакомы» — проект, объединяющий людей за киноужинами

Seasons of life
Правила игры для промышленного майнинга Правила игры для промышленного майнинга

Что думают эксперты о легализации добычи криптовалют

РБК
«Чистейший образец» «Чистейший образец»

Составить цельный образ Натальи Николаевны Гончаровой — сложная задача

Дилетант
География несправедливости География несправедливости

О парадоксах нынешнего витка истории неравенства

Монокль
Леди Гага от декаданса: как маркиза Луиза Казати стала королевой эпатажа Леди Гага от декаданса: как маркиза Луиза Казати стала королевой эпатажа

Как середине XX века итальянская аристократка стала Леди Гагой своего времени

Правила жизни
Ударные АПЛ европейских стран НАТО Ударные АПЛ европейских стран НАТО

Лодки класса «Трафальгар» проектировались для противостояния советским подлодкам

Наука и техника
Уральский микс Уральский микс

На мой взгляд, напитки все же должны оставаться на втором плане

Bones
Лариса Долина: «Я всегда верила в то, что моя звезда загорится» Лариса Долина: «Я всегда верила в то, что моя звезда загорится»

Лариса Долина не скрывает – в своей жизни она столкнулась со многими трудностями

Добрые советы
Есть контакт Есть контакт

Как установить и почувствовать связь со своим телом

Grazia
Само совершенство Само совершенство

Что скрывается за яркой внешностью и почему мы пытаемся этим поднять самооценку

Лиза
Наш паровоз вперед летит Наш паровоз вперед летит

Одна из новинок проката — фильм режиссера Андрея Волгина «Красный шелк»

Монокль
«Дорожная карта» для наблюдений за погодой «Дорожная карта» для наблюдений за погодой

Минсельхоз совместно с Росгидрометом планируют развивать систему метеостанций

Агроинвестор
Первая среди равных Первая среди равных

Мысли и наблюдения первой женщины-победительницы в кругосветной гонке

Y Magazine
Шаги на чердаке: жуткая история о нераскрытом убийстве в Хинтеркайфеке Шаги на чердаке: жуткая история о нераскрытом убийстве в Хинтеркайфеке

Более 100 лет назад на ферме Андреаса Грубера произошла страшная трагедия

ТехИнсайдер
Символ на перекрестке современных философий Символ на перекрестке современных философий

Знак — это условность, которая превращает отдельные вещи в их меру

Знание – сила
Я — сноб: коллекционер Антон Козлов Я — сноб: коллекционер Антон Козлов

Коллекционер Антон Козлов — про искусство собирать современный арт

СНОБ
Ген ожирения объединил людей с собаками Ген ожирения объединил людей с собаками

Ученые выявили у собак ген, связанный с развитием ожирения

N+1
10 забытых триллеров 90-х, которые и сегодня смотрятся современно 10 забытых триллеров 90-х, которые и сегодня смотрятся современно

Крепкие фильмы, которые остались в тени Квентина Тарантина и Мартина Скорсезе

Maxim
Аслан Шукаша: «Делиться планами — опасно!» Аслан Шукаша: «Делиться планами — опасно!»

Аслан Шукаша: как он выходит из тупиков и на какие вопросы не отвечает публично

ЖАРА Magazine
На всякий случай На всякий случай

Как работает система страхования в спорте

Ведомости
У нас есть всё У нас есть всё

Группа СБПЧ — о воображаемых мирах, рождении строчек и мелодий

Seasons of life
Город двух цивилизаций Город двух цивилизаций

Касимов — где храмы на виду, а минарет в овраге

Weekend
Траурные церемонии Траурные церемонии

Как изменялся траурный церемониал в России?

Дилетант
Формула любви Формула любви

Можно ли просчитать совместимость с партнером математически?

Лиза
Больше президенток и законов о насилии: 10 важных достижений феминисток в XXI веке Больше президенток и законов о насилии: 10 важных достижений феминисток в XXI веке

Главные достижения феминисток за последние 25 лет

Forbes
Парфюмерный этикет Парфюмерный этикет

Как правильно использовать ароматы

Grazia
Вечный двигатель Вечный двигатель

Белла Филатова о том, как «чужое» место может стать «своим»

Seasons of life
АУК — это мы все АУК — это мы все

Аутентичная уральская кухня — проект, который изменил всю мою жизнь

Bones
Честность как концепция Честность как концепция

Как шефы относятся к чистоте концепции и что в целом думают о честной позиции?

Bones
Открыть в приложении