Какую новую классику создает композитор Миша Мищенко

Русский репортерКультура

Культура / Неоклассика

«Текст в музыке — как сурдопереводчик»

Какую новую классику создает композитор Миша Мищенко

Миша Мищенко — молодой композитор, который известен своими симфоническими альбомами и музыкой к фильмам (в том числе участникам Каннской программы). В свободное время последователь «классиков», как часто называют минималистов, продюсирует музыкантов своего независимого лейбла Roomtone Records и записывает семплы на промышленных заводах. Накануне выступления Миши на Roof Music Fest 3 сентября «Русский репортер» поговорил с композитором о попытках воссоздать «Могучую кучку», о «светлом» искусстве и о том, как классика становится современной

Текст : Анна Рыжкова

Ты представляешь в России такое музыкальное направление, как неоклассика — так сейчас называют почти любую инструментальную музыку. Как ты сам понимаешь смысл этого довольно спорного термина?

Есть коммерчески выгодные названия, которые человеку проще воспринимать. Я варюсь в этой каше очень давно и до сих пор не понимаю, почему современную инструментальную музыку называют неоклассикой. Вообще термин «неоклассика» звучит как название лака для ногтей. Но если скажешь точнее — «минимализм», никто не поймет. Слышишь «неоклассика» — значит, речь о чем-то классическом, инструментальном, то есть с фортепиано и без голоса. Хотя на самом деле все иначе. В марте у нас, например, было большое симфоническое выступление — 110 человек на сцене, из них 40 вокалистов. Мы, композиторы-минималисты, используем практически все инструменты, в том числе барабаны и бас-гитару. Конечно, бывают элементы, которые ты берешь из всего модерна, отсылки не только к Филипу Глассу, Стивену Райху, но и к Рахманинову и Стравинскому.

Фотография: Даша Волкова

Тогда без искажения смысла современная «классика», или минимализм, — это что?

Классика в любом случае — это музыка, в которую нужно вдумываться. Поэтому она не для всех, хотя сейчас неоклассику часто используют в кино и принято считать, что она понятна массовому слушателю. Людовико Эйнауди, например, выбирает четыре гармонии и несколько альбомов подряд их комбинирует. Людям нравится, люди бегут на концерты.

С настоящей современной классикой люди мало знакомы на самом деле. Я не говорю об авангарде, который можно услышать в консерваториях — такую музыку пытаются продвигать в Союзе композиторов, постоянно жалуясь: «У нас нет работы, нас никто не знает». Важно уловить дух времени. Если ты успел при жизни или если хотя бы один год твоего творчества был «попаданием», это уже хорошо. Ныть и говорить о том, что все вокруг тебе не соответствуют, — абсурд.

В чем виден этот актуальный посыл? Музыкальный язык ведь гораздо сложнее текста. Можно посмотреть на стихи к песне и понять: они о сегодняшнем дне. А как с инструментальной музыкой?

Самый главный критерий — ее слушают люди. В 2007 году, когда я только начал писать музыку, интереса к минимализму не было в России. Все, кто слушал меня, думали, что я европейский композитор (у меня был псевдоним Strike Paints, хотя я не хотел ассоциировать себя с западными музыкантами). Реакция была такой: «Так ты из России, что ли?». Это сейчас уже проявляются люди, которые хотят пропагандировать русский минимализм.

Например, есть проект Sound Up. Мои друзья из Германии и России делают музыкальные вечера. Они ставят русских композиторов в дуэте с разными западными, многие из которых тоже играют минимализм, причем очень разный. Супервылизанная электронная музыка, как из рекламы, следует за выступлением Мартынова с роялем и струнными.

Относительно российской инструментальной музыки на западе есть стереотипы?

Все думают, что композиторы у нас много зарабатывают. Мы ведь пишем современную классическую музыку, играем с симфоническими оркестрами! Еще один распространенный стереотип: человек, который пишет современную классику, — это музыкант с консерваторским образованием, который выходит на сцену в костюмчике. Скоро выйдет видео нашего симфонического концерта, это моя маленькая историческая победа. В большом зале имени Гнесиных звучала музыка человека без специального образования. Я окончил только музыкальную школу, и то последний год мне дался с трудом, потому что хотелось самому создавать музыку, а не играть чужие произведения. И вот создаю.

Как ты думаешь, почему минимализм сейчас в духе времени?

Все идет по кругу, и уже забытые стили возвращаются. Начало XX века, мне кажется, было временем открытий в музыке, потому и музыка была такой разнообразной. Сейчас мы в постмодерне. Мы накопили много багажа и теперь раскладываем его по полочкам, как нравится — совмещаем румбу и металл, современную классику и электронику. Минимализм показывает, как можно получать удовольствие от того, что раньше невозможно было сделать. Я сам выбираю, в какие рамки себя заключать. Скоро будет презентация на Sound Up, мы будем представлять две новые программы вместе с моим другом Кириллом Рихтером. Свой симфонический альбом я написал на тему заводов, он называется «Эксергия» — это слово означает максимальный КПД, которого может достичь любая термодинамическая система (на языке физики).

В альбоме ты имитируешь звуки заводов?

Нет, я специально ездил на разные предприятия и записывал семплы. Мне кажется, после индустриальной революции заводы стали выражением человека. Из этого можно вытянуть много разного материала, не только для оркестровых инструментов, но и электронных и этнических.

Для тебя важно, чтобы в музыке чувствовалась русская рука?

Она и так чувствуется. Потому что здесь другой воздух. Очень сильно влияет на музыку язык. Чем он сложнее, тем ты сложнее можешь воспринимать музыку, поэтому у нас много очень крутых русских классиков. Если вы обратитесь к японским композиторам, например, то тоже услышите, как сложно у них строится музыкальная структура — все из-за языка. У нас еще и прекрасная исполнительская школа в России — лучшие струнные, лучшие пианисты — самые престижные оркестры мира на 50% состоят из русских музыкантов и дирижеров. А в написании музыки, мне кажется, яма. Поэтому и появилось течение композиторов, которые решили обойти школу, навязывающую стереотипы. В этом мой протест, и в этом я, можно сказать, панк. Я готов делать музыку, которую пока понимает узкий круг людей.

Когда-то у тебя была полноценная панк-группа. В твоем случае переход к минимализму — это в первую очередь возможность отказаться от текста?

Голос меня больше привлекает как инструмент, я использую хор в своих произведениях. Хочется, чтобы у людей развивалось воображение. Я с детства не очень люблю песни на русском. Мой папа слушал западную музыку, и мне было все равно, о чем там поют. Но я слышал, что это красивые песни и с душой. Текст — как сурдопереводчик для глухих. Если человек пока что на стадии восприятия музыки только с текстом, — он на начальном этапе.

То есть ты считаешь, что музыка первостепенна?

Да, конечно. Говорят же еще, что все искусства хотят быть подобными музыке. Потому что ей меньше всего нужно, чтобы выразить себя и повлиять на человека. Я с детства хотел писать музыку для кино. Когда я услышал саундтрек Джона Уильямса в «Гарри Поттере» в 2002 году, то понял, как звук оживляет картинку, если правильно его написать. Еще Эрик Сати начал создавать «меблировочную» музыку, то есть фоновую. Мы все неминуемо сейчас живем под такие «саундтреки» к реальности: дома, в магазине, по дороге на работу.

Ты хотел бы, чтобы твою музыку —- современную классику, в которую нужно вдумываться — слушали фоном? Не обидно?

Нет, она же все равно будет влиять на человека. Плюс композитора в том, что он может при жизни делать из звуков то, что меняет людей. Но при этом я никогда не пишу музыку, когда мне плохо — лучше поиграю в приставку или пойду прогуляюсь. Есть люди, которые обращаются к творчеству в момент рефлексии, а есть те, кто просто не может не заниматься искусством. Надеюсь, у меня получается вдохновлять людей, а не заставлять их себя бичевать и жалеть. Послушай Моцарта — ты не убиваешь себя в нем! В музыке — как в мультике «Корпорация монстров». Страшилы всех пугали и вырабатывали энергию. Потом они поняли, что если рассмешить ребенка, то энергии вырабатываться будет гораздо больше. Я здесь согласен с Михаилом Казиником, который говорит, что искусство должно нести свет.

О тебе пишут как о независимом музыканте, при этом у тебя есть свой лейбл и подопечные, которые в шутку называют тебя daddy. Ты устанавливаешь какие-то законы для музыкантов внутри Roomtone Records?

История с лейблом Roomtone Records — это эксперимент над самим собой в первую очередь. Началось с того, что мы с певицей Манижей сделали альбом в 2013 году. Я даже его не выпускал, только спустя год выложил в iTunes. Потом подумал, что можно попробовать поискать талантливых ребят и помочь им записать свою музыку. Нашел около 13 разных вокалистов. Это была маленькая «Фабрика звезд», просто о ней мало кто знал. Но мы уже сделали 11 альбомов, один альбом стал лучшим на iTunes в феврале. Я брался за артистов, которые приходили с коротенькими зарисовками под гитару, но с прекрасными мыслями и голосом. С кем-то мы уже не сотрудничаем: столько музыкантов сложно тянуть одному, когда есть еще своя работа.

А как этот проект помогает лично тебе?

Я как бы проверял, в каких стилистиках смогу работать. Там всего полно, от джаза до гараж-рока, фолка, индипопа, даже госпел есть. Хотел даже собрать что-то вроде новой «Могучей кучки» — объединить современных композиторов и работать вместе в противовес нашему Союзу композиторов! Оказалось, что все боятся оказаться не в своей компании, работать не в своем темпе, сравнивать себя с другими — страх мешает искусству. Мало толку от того, что ты тихо пишешь музыку в стол у себя на даче и выпускаешь альбомы раз в пять лет. Ничто так не сближает, как совместное творчество. Композитор должен учиться взаимодействовать с другими музыкантами, в этом его работа.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Исследование: 72% россиян считают, что главное предназначение женщины — быть матерью и хозяйкой. 40% уверены, что построить карьеру проще мужчинам Исследование: 72% россиян считают, что главное предназначение женщины — быть матерью и хозяйкой. 40% уверены, что построить карьеру проще мужчинам

Женщины в России зарабатывают на 28% меньше, чем мужчины на той же должности

Esquire
Баба-Яга и все-все-все: (очень) краткая история сказок в отечественном кино Баба-Яга и все-все-все: (очень) краткая история сказок в отечественном кино

Историю жанра сказочных фильмов, ключевые периоды и важнейшие имена

СНОБ
Под винным соусом Под винным соусом

Секрет, над которым бились столетиями: что делать, если любимая обиделась

VOICE
«Он совершенно чокнутый»: как гипнотизер проклял «Манчестер Сити» и его тренера «Он совершенно чокнутый»: как гипнотизер проклял «Манчестер Сити» и его тренера

Почему футбольный клуб «Манчестер Сити» переживает самый глубокий кризис

Forbes
Историческая сага: 5 книг для ценителей масштабных историй Историческая сага: 5 книг для ценителей масштабных историй

Романы-саги, которые позволят рассмотреть мировые события с разных точек зрения

Maxim
8 заветных желаний 8 заветных желаний

Как же заставить силу воображения работать? Надо превратить мечты в планы

Лиза
Пока не кончилось Пока не кончилось

Каково это — увидеть финал того, что длилось много серий

Weekend
4 ситуации, когда передаривать подарки даже нужно, — и как правильно это делать 4 ситуации, когда передаривать подарки даже нужно, — и как правильно это делать

По этикету, вручить ненужные презенты другому человеку еще как можно

ТехИнсайдер
Бесчеловечные хищники морских глубин Бесчеловечные хищники морских глубин

Автономные необитаемые подводные аппараты ВМС США

Обозрение армии и флота
«Путь к диалогу человека с Богом открыт каждому» «Путь к диалогу человека с Богом открыт каждому»

В чем в сущности своей различаются восточная и западная ветви христианства?

Монокль
«Голос поэта» «Голос поэта»

О проекте «Голос Поэта» прямо как в лучшие годы, когда стихи печатали в журналах

OK!
Юрий Кузнецов: «Зарабатывать деньги меня учили Абдулов и Миронов» Юрий Кузнецов: «Зарабатывать деньги меня учили Абдулов и Миронов»

В театре завидовали: Кузнецов провинциал, а все снимается и снимается!

Караван историй
Как экс-сотрудник «Яндекса» запустил сервис ремонта гаджетов, который взлетел за счет дружелюбного отношения к клиентам Как экс-сотрудник «Яндекса» запустил сервис ремонта гаджетов, который взлетел за счет дружелюбного отношения к клиентам

Отрывок из книги «Сделано по-настоящему» о предпринимателях (не)перфекционистах

Inc.
Игра Brawl Stars: популярное развлечение или угроза для детей? Игра Brawl Stars: популярное развлечение или угроза для детей?

Разбираемся, в чем секрет игры Brawl Stars и стоит ли беспокоиться взрослым

Psychologies
В турецкой пещере нашли практически целую корзину позднего бронзового века В турецкой пещере нашли практически целую корзину позднего бронзового века

Археологи обнаружили в турецкой пещере Инёню практически целую древнюю корзину

N+1
«Ай да валенки!» «Ай да валенки!»

Валенки — обувь, которая никогда не устареет

Зеркало Мира
«Джеймс Уэбб» рассмотрел звездные скопления в далеком аналоге зародыша Млечного Пути «Джеймс Уэбб» рассмотрел звездные скопления в далеком аналоге зародыша Млечного Пути

Телескоп рассмотрел звездные скопления в галактике-аналоге Млечного Пути

N+1
Целлюлит победить легче, чем кажется — вот что тебе поможет Целлюлит победить легче, чем кажется — вот что тебе поможет

Целлюлит — косметический дефект, не понаслышке знакомый 90% женщин

VOICE
3,5 тонны роскоши 3,5 тонны роскоши

Китайский внедорожник TANK 700 очень большой, очень тихий и очень мощный

ТехИнсайдер
Жизнь до жизни Жизнь до жизни

Отношения мамы и ребёнка начинаются задолго до появления малыша на свет

Здоровье
Мамбл-ром-хоррор Мамбл-ром-хоррор

«Мой сосед — монстр»: «Красавица и чудовище» нового времени

Weekend
«Доверие Александра Македонского к врачу Филиппу» «Доверие Александра Македонского к врачу Филиппу»

Во время похода в Персию Александр Ма­кедонский тяжело заболел

Дилетант
«Мы просто друзья»: почему у многих пар отношения начинаются с дружбы «Мы просто друзья»: почему у многих пар отношения начинаются с дружбы

Насколько распространены отношения, выросшие из дружбы?

Psychologies
Как можно использовать искусственный интеллект для создания видео? Интересные факты Как можно использовать искусственный интеллект для создания видео? Интересные факты

Как работают ИИ-видеогенераторы, где их применяют и что ждет нас в будущем

ТехИнсайдер
Люся Чеботина: «Твоя самая лучшая подруга — это ты!» Люся Чеботина: «Твоя самая лучшая подруга — это ты!»

Тяжело встретить человека, который был бы снисходителен к твоей карьере

Караван историй
Методом пропп Методом пропп

Хтоническая подоплека классических русских сказок

Правила жизни
Как в лучших домах Как в лучших домах

Выбираем качественную икру для праздничного стола

Лиза
Правила съемок: метод Румянцева Правила съемок: метод Румянцева

Говорит и показывает Станислав Румянцев

Men Today
Локальный бизнес: 6 франшиз из регионов, чей бизнес у дома принесет миллионы Локальный бизнес: 6 франшиз из регионов, чей бизнес у дома принесет миллионы

Inс. выбрал интересные локальные проекты из разных городов России

Inc.
Стратегические ядерные силы Пакистана Стратегические ядерные силы Пакистана

Военное руководство Пакистана определяет военную доктрину как оборонительную

Обозрение армии и флота
Открыть в приложении