Наше все​

Русский репортерРепортаж

Театр / Мнение

Наше все

Елена
Смородинова,
театральный
обозреватель
«РР»

Обнять любимую сосну Пушкина, к которой экскурсовода-хранителя «притянул» магический бюстик поэта, затерявшийся в листве. Плеснуть призраку Арины Родионовны чего покрепче (а вы знали, что Арину Родионовну Александр Сергеевич-то придумал, и была она таким воображаемым другом?). Узнать, что с «такой рожей в кафе нельзя» — говорят, именно в этом ресторане жена Довлатова Елена просилась в эмиграцию. Дойти до Березино: узнать, что ни в какую Америку Довлатов не уехал, а так и жил вот в этом покосившемся доме с низким потолком. А на табличках — возле дома, на калитке, во дворе, возле бочки с надписью «пиво» читать довлатовское: «Мотор хороший, да тормоза подводят». Или «Любимая, я в Пушкинских горах / Здесь без тебя — уныние и скука…»

В экскурсии-фантасмагории «Заповедник», которую режиссер Талгат Баталов вместе с драматургом Мариной Крапивиной сочинили специально для одноименного довлатовского фестиваля в Пскове, мифы и легенды так по-хулигански рифмуются с локацией, что не поверить в них невозможно. Актеры из Москвы, Петербурга, Пскова, Перми со всеми присущими экскурсии атрибутами ведут тебя по маршруту, но на самом деле — по мифу. Мифу о художнике, который может переплывать реку или жить в хибаре с низким потолком. Мифу о Слове, которому, кажется, неважно, рядом с каким сором расти. Мифу, который может материализоваться самогонкой и килькой на газетах, а может — графикой друга Довлатова, художника Гаги Ковенчука.

Устроители фестиваля, в центре которого вообще-то театр, видят и предлагают увидеть другим театральность в окружающем пространстве, а Довлатов со своей знаменитой внимательностью к окружающему миру оказывается проводником в эту театральность для других. Но это если высоким стилем. Если попроще, то смешать авторское кино, выставки, концерты, не цепляться за тему, но держать ее в уме и стержнем в программе с помощью театра — и получится формула фестиваля, ради которого круто уехать из столицы в гости к Довлатову и Пушкину. А по сути — к самому продуктивному творческому хулиганству, которое, впрочем, явно одобрили бы и Александр Сергеевич, и Сергей Донатович.

Заповедник

Режиссер — Талгат Баталов

Для людей

Оптимистическая трагедия. Прощальный бал

Режиссер — Виктор Рыжаков

Санкт-Петербург, Александринский театр

3 октября

Для любителей острых ощущений | Для интеллектуалов

Спектакль — революционный концерт по мотивам пьесы Всеволода Вишневского. Увидеть стоит как минимум потому, что это пример соединения невозможного. Текст Вишневского здесь соединяется с текстами Блока, Вознесенского, Достоевского и Маяковского; ко всему этому добавляют немыслимый музыкальный коктейль из песен Вертинского, Децла, Магомаева, Окуджавы, «Ленинграда»… Драматург Ася Волошина и режиссер Виктор Рыжаков называют постановку попыткой деконструкции советского мифа и признанием необходимости избавления от него.

Пиковая дама

Режиссер — Александр Легчаков

Москва, усадьба Гончаровых-Филипповых

С 1 октября

Для романтиков

«Пиковая дама» станет первой в мире классической оперой, которую сыграют как иммерсивный спектакль. Каждый показ смогут посетить 54 зрителя (ровно столько карт в полной французской колоде), которые пройдут обряд посвящения в члены тайного общества, а после отправятся в путешествие по комнатам и залам особняка, когда-то принадлежавшего деду Натальи Гончаровой. Актерский состав и подробности постановки держатся в тайне. На момент сдачи номера было известно, что в каждом представлении будет занято 70 исполнителей и два дирижера, а музыку Чайковского дополнят произведения неоклассика Николы Мельникова, чей дебютный альбом #22 входит в топ-100 самых скачиваемых записей на ITunes.

Десять дней, которые потрясли мир

Режиссер — Максим Диденко

Москва, Музей Москвы

29 сентября — 8 октября

Для интеллектуалов | Для романтиков

В 1965 году Юрий Любимов поставил спектакль по книге американского журналиста Джона Рида, приехавшего в Россию в 1917 году и описавшего революцию. Работа Максима Диденко и Мастерской Брусникина — посвящение тому легендарному спектаклю и предложение зрителю почувствовать себя немного Ридом.

«Мне интересна тема революции как перелома в русской истории, исхода утопии, на руинах которой мы живем, как важного рубежа, переворота, последствия которого до сих пор, спустя сто лет, находятся в поле исследования», — говорит Максим Диденко.

Играть спектакль будут ровно 10 дней, он станет центральным событием выставки «Любимов и время» в Музее Москвы.

Международный фестиваль «Балтийский дом»

Санкт-Петербург, Театр-фестиваль «Балтийский дом»

3–21 октября

Для интеллектуалов

Фестиваль «Балтийский дом», который в этом году пройдет уже в 27-й раз, традиционно открывает осенний парад гастрольного европейского театра. На этот раз фестиваль проходит под неоднозначным девизом «Имитация жизни», а в списке того, что нужно обязательно увидеть, — «Иванов» литовской театральной легенды Эймунтаса Някрошюса, «Имитация жизни» венгра Корнеля Мундруцо и российская премьера трилогии Люка Персеваля «Любовь. Деньги. Голод. Трилогия моей семьи», поставленная в немецком театре «Талия» из Гамбурга совместно с фестивалем Руртриеннале.

Фотографии: BBC One; Hollywood Gang Production/Critical Content; Skydance Television; Morgan Creek Productions/ 20th Century Fox Television; Cattleya/rai Cinema/La Chauve Souris; фестиваль «Заповедник»; Пиковая дама; Владимир Постов/ Александринский театр; Балтийский дом; Вова Яроцкий

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Театр Театр

Обзор новых постановок. Рекомендации и оценки

Русский репортер
Дейнотерий – слон с берегов Дона Дейнотерий – слон с берегов Дона

Слоны – одни из самых стабильных в эволюционном плане животных...

Наука и техника
Такие важные слова Такие важные слова

Беседа с Анной Ладыгиной, психологом Московской службы психологической помощи

Лиза
Опять и опять «Назад в будущее» Опять и опять «Назад в будущее»

Краткая история ленты «Назад в будущее», вырастившей последнее поколение XX века

Weekend
Битва за Англию Битва за Англию

Какие ошибки саксов решили исход битвы при Гастингсе?

Дилетант
Буль-буль Буль-буль

Фантастический рассказ Владислава Кулигина «Буль-буль»

Знание – сила
Александр Лабас: не авангардист, не соцреалист Александр Лабас: не авангардист, не соцреалист

Голос А. Лабаса — сложный, полифоничный, подчас ускользающий от прямых смыслов

Монокль
Через санкции к росту Через санкции к росту

Как российская экономика ищет способы сотрудничества с глобальными игроками

Эксперт
Скелетные мышцы самолета – система управления Скелетные мышцы самолета – система управления

Зачем самолетам демпферы, гидроусилители, закрылки и предкрылки?

Наука и техника
Автономный шестилапый робот «MICROBRO» Автономный шестилапый робот «MICROBRO»

Как создать ровер, который сам везет ваш багаж туда, куда вам нужно?

Наука и техника
Музей как увлечение Музей как увлечение

Единственный в своем роде: музей при Институте космических исследований РАН

Знание – сила
Главное – остаться незамеченным Главное – остаться незамеченным

В чем состоит военная (а возможно, и не только) хитрость стелс-технологии?

Наука и техника
Маленькие шаги к переменам Маленькие шаги к переменам

Интервью с создателем инклюзивных раскрасок и игрушек Натальей Пониной

Лиза
Таблетки на ветер? Таблетки на ветер?

Как правильно выбрасывать лекарства из аптечки?

Лиза
История в фасадах История в фасадах

Число объектов культурного наследия в столице растет

Ведомости
Страховка с биткойном Страховка с биткойном

Как работают инвестиционные полисы с привязкой к биткойну

Ведомости
Передвижники и императорская власть Передвижники и императорская власть

Как передвижники получили признание императора Александра III

Знание – сила
«Пишите… А. Куприн» «Пишите… А. Куприн»

Эмиграция сложилась для Куприна не просто трудно, а скорее — трагически

Дилетант
«Мы уже не живем в своей колыбели» «Мы уже не живем в своей колыбели»

Чем дышит и живет Институт космических исследований РАН?

Знание – сила
Культура всегда со страной Культура всегда со страной

Разговор с директором Эрмитажа о роли, которую играют сейчас музеи

Знание – сила
Эра литий-ионных аккумуляторов Эра литий-ионных аккумуляторов

Почему ученые трудятся над тем, чтобы повысить безопасность батареек

Наука и техника
Мурат Абулкатинов: Не надо пытаться быть больше, чем ты есть Мурат Абулкатинов: Не надо пытаться быть больше, чем ты есть

Режиссер Мурат Абулкатинов — о том, что ему нравится в шекспировской драматургии

Ведомости
Карманные мозги, что управляют всем: микроконтроллеры от первых 4-бит до IoT-революции Карманные мозги, что управляют всем: микроконтроллеры от первых 4-бит до IoT-революции

История микроконтроллеров от их зарождения до современных тенденций

Наука и техника
Что следует знать начинающему инвестору Что следует знать начинающему инвестору

Что надо знать, когда планируете начать инвестировать?

Наука и техника
Узорочье древних славянок Узорочье древних славянок

Древняя мода: как выглядела одежда на Руси до XIII века

Знание – сила
Есть ли у Европы армия Есть ли у Европы армия

О потенциале собственной армии Евросоюза и перспективах ее участия вне НАТО

Монокль
Стимулы вместо принуждения Стимулы вместо принуждения

Чем биржевая торговля сельхозпродукцией может быть интересна бизнесу

Агроинвестор
Почему ЕС не растет Почему ЕС не растет

Что провоцирует системный кризис развития Евросоюза

Эксперт
Из портов на биржу Из портов на биржу

Угольщики стремятся расширить сбыт на внутреннем рынке на фоне падения экспорта

Ведомости
Москва на экране Москва на экране

Почему регионы готовы доплачивать за съемки фильмов на своей территории

Эксперт
Открыть в приложении