Обзор новых постановок. Рекомендации и оценки

Русский репортерКультура

Сто лет за девять часов

Елена Смородинова, театральный обозреватель «РР»

Один день в Макондо. Режиссер Егор Перегудов. Москва, Студия театрального искусства 27.01, 09.02. Для романтиков, для людей, для интеллектуалов

«Один день в Макондо» еще до премьеры в СТИ был для театралов чем-то мифическим: многие слышали, что в 39-й аудитории ГИТИСа Егор Перегудов репетирует с «женовачами» (мастерская Сергея Женовача на режиссерском факультете) что-то волшебное по Маркесу; кто-то даже доходил до студенческих показов, но большинство пугала длительность: мало кто готов отдать спектаклю, да еще и студенческому, целый день своей жизни. Неожиданно спектакль не умер, как закономерно бывает после получения студентами дипломов, и в декабре был впервые показан на сцене СТИ. К «женовачам» 2017 года добавились более опытные актеры Студии, но студенческого куража работа не растеряла.

Макондо возникает и умирает за четыре часа первой части, три часа второй и двух часов обеда в мексиканском стиле (если что, записываться на него и платить надо отдельно). В программке не только имена исполнителей, но и генеалогическое древо обитателей Макондо, переживающих сначала одиночество любви, затем — одиночество смерти.

Если вы не помните или не читали Маркеса, то «Один день в Макондо» — отличная возможность влюбиться в его героев. Все перипетии и сюжетные линии неспешного романа Перегудов умудряется вместить в длинный и обманчиво неспешный поначалу спектакль.

На сцене, имитирующей студенческую аудиторию, мир Макондо и переживаний его обитателей выстраивается с такой психологической достоверностью, что удивляешься — в актуальном театре так делают редко. Взгляд Льва Коткина в роли уже привязанного к дереву основателя Макондо, игра нюансов в голосе Марии Корытовой, играющей его жену Урсулу, и улыбка Дарьи Муреевой, играющей маленькую Ремедиос, вдруг довольно неожиданно для меня отправились в мою персональную шкатулку театральных воспоминаний. Как и пластически решенный финал первой части — воспоминание полковника Буэндиа перед расстрелом. Актеры отматывают пленку повествования назад, превращая уже свершившиеся события в танец времени, текущего в обратном направлении.

Сложенный во многом из этюдов, «Один день» как будто отсылает к «Одной абсолютно счастливой деревне», шедевру Петра Фоменко. Фоменко учил Женовача, Женовач учил Перегудова — круг замыкается.

Макондо умирает, зрители долго не расходятся после аплодисментов, прислушиваясь, как визжат то ли от радости, то ли от усталости, но, вероятнее, от всего вместе, за сценой актеры. Кажется, в театре это называют «счастье».

Проблема

Режиссер Алексей Бородин

Москва, РАМТ 07.02

Для интеллектуалов, для людей

Том Стоппард — один из самых известных из ныне живущих драматургов и любимец интеллектуалов всего мира. РАМТ первым в России ставит новую пьесу Стоппарда: The Hard Problem, которую впервые сыграли в лондонском Королевском Национальном театре в 2015 году. Главные герои пьесы спорят о Проблеме: молодые ученые из Института мозга уверены, что эгоизм и альтруизм, самопожертвование, любовь и ответственность можно рассмотреть под микроскопом. Обещают интеллектуальный детектив в постановке худрука РАМТа Алексея Бородина. Кстати, прошлый спектакль Бородина по тексту Стоппарда, «Берег утопии», с успехом шел более десяти лет, и зрителей не останавливала рекордная на момент премьеры длина: спектакль состоял из трех частей и игрался целый день.

Аустерлиц

Режиссер Евгения Сафонова

Санкт-Петербург, БДТ им. Г. А. Товстоногова 30.01, 05.02, 06.02

Для интеллектуалов, для людей

Спектакль «Аустерлиц» — первое обращение российского театра к творчеству Винфрида Георга Зебальда, которого ставят в один ряд с Набоковым и Прустом.

Главный герой романа, который Зебальд выпустил в 2001 году, — Жак Аустерлиц, историк архитектуры, живущий в Лондоне. Аустерлиц узнает, что всю жизнь прожил в приемной семье под вымышленным именем — как и многие другие дети, вывезенные от надвигавшегося на Европу фашизма. Аустерлиц пытается воссоздать свою историю с помощью архивных фотографий, старых газет, чужих рассказов, он даже посещает дома, в которых могли жить его настоящие родители.

Петербургский режиссер Евгения Сафонова известна своими долгими репетициями и подробной работой с текстом; самая известная ее работа на сегодня — «Братья» по Достоевскому.

«Работая над постановкой, мы размышляем о том, что человек помнит, а что забывает, почему исторические трагедии и катастрофы со временем остаются непонятыми, неосознанными и забытыми, как все это сказывается на человеческих биографиях и проблемах самоидентификации», — говорит о спектакле Сафонова.

Зарница

Режиссер Юрий Квятковский

Москва, Центр им. Вс. Мейерхольда 5.02, 6.02

Для любителей острых ощущений, для интеллектуалов

Мастерская Дмитрия Брусникина уже играет спектакль «Сван» по пьесе в стихах Андрея Родионова и Екатерины Троепольской про будущее России, где мигранты сдают экзамен по стихосложению. «Зарница» — часть того же самого будущего. Действие разворачивается на заброшенном фундаменте огромного ДК, проект которого зрители видят на входе в зал. Поющий мифический технолес, запрет на любой выход за границы нормы и подростки, сдающие экзамен по «Зарнице», — будущее наступает прямо в Большом зале ЦИМа.

Гастроли театра Габриадзе

Москва, «Другая сцена» театра «Современник» 31.01-17.02

Для людей, про любовь

Резо Габриадзе — художник-легенда. Это он сочинил сценарии «Мимино» и «Кин-дза-дза», это он сделал знаменитого «Чижика», в которого пытаются попасть монеткой гости Петербурга, это он создал театр марионеток, для которого сам пишет пьесы, делает кукол и ставит спектакли.

Спектаклей у Театра Марионеток имени Резо Габриадзе меньше десятка; правда, Габриадзе «редактирует» свои постановки. В этот раз в Москву приезжают три. «Рамона» — история любви двух паровозов, вдохновленная фразой Киплинга: «Если не считать судовой машины, локомотив — самое чувствительное создание человеческих рук». «Осень моей весны» —ностальгия о послевоенном Кутаиси и «Сталинград» — реквием погибшим в Сталинградской битве, где на словах Муравьишки «А кто нас посчитает?» утирают слезы даже самые циничные.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Между подвигом и сном Между подвигом и сном

Катя Варнава серьезно размышляет о проблемах русских женщин

Esquire
Как заснуть буквально за минуту: способ, который все мы бессознательно используем Как заснуть буквально за минуту: способ, который все мы бессознательно используем

Как помочь своему организму заснуть?

Maxim
Я, снова я и Петров Я, снова я и Петров

Раздвоение Александра Петрова: каким был самый популярный актер до своей славы

Esquire
Нестор Энгельке Нестор Энгельке

Нестор Энгельке внес топоропись в энциклопедию современного искусства

Собака.ru
Антиоксиданты: зачем они нужны и где их искать Антиоксиданты: зачем они нужны и где их искать

Какие продукты стоит внести в меню, чтобы поддерживать тело в тонусе?

Правила жизни
Как сахар влияет на клеточное старение и разрушает коллаген: данные исследований Как сахар влияет на клеточное старение и разрушает коллаген: данные исследований

Почему сахар провоцирует воспаления клеток?

ТехИнсайдер
Образ дьявола как политический инструмент Образ дьявола как политический инструмент

Как Израиль остановил революцию в Иране

Монокль
Вечные ценности Вечные ценности

Интерьер в духе дворцовой классики с иконами современного дизайна

SALON-Interior
Нина Гребешкова: «Лёня на меня действовал магически» Нина Гребешкова: «Лёня на меня действовал магически»

В его присутствии мне хотелось быть умнее. Не хохотать без особой причины

Караван историй
Заполняя белые места на карте Заполняя белые места на карте

Некоторые ключевые вехи экспедиционной истории РГО

Вокруг света
Типы старения лица и кожи: какие бывают и как их определить Типы старения лица и кожи: какие бывают и как их определить

Какие типы старения лица и организма существуют?

РБК
Глава молдавского оппозиционного блока «Победа» Илан Шор: Евроинтеграция – это морковка, которую нам подвесили Глава молдавского оппозиционного блока «Победа» Илан Шор: Евроинтеграция – это морковка, которую нам подвесили

Молдавский оппозиционер Илан Шор о своем отношении к процессу евроинтеграции

Ведомости
«Черный квадрат» раздора «Черный квадрат» раздора

Краткая история главной картины ХХ века

Weekend
«Ким Ир Сен: Вождь по воле случая» «Ким Ир Сен: Вождь по воле случая»

Как будущий правитель КНДР стал партизаном

N+1
«Что знает Мариэль?»: зачем колкое драмеди меняет местами детей и родителей «Что знает Мариэль?»: зачем колкое драмеди меняет местами детей и родителей

Как «Что знает Мариэль?» по-новому рассматривает детско-родительские отношения

Forbes
«Кузнец – это в первую очередь инженер» «Кузнец – это в первую очередь инженер»

Как ученые исследуют магнитное поле Земли? Влияют ли на нас магнитные бури?

Знание – сила
Человек, а не товар: почему в разных странах продают и покупают невест Человек, а не товар: почему в разных странах продают и покупают невест

Где и почему сохраняется традиция продажи невест

Forbes
Как заработать на будущее Как заработать на будущее

Актуальные инструменты пенсионных накоплений

Деньги
Ольга Таратынова Ольга Таратынова

Как Ольга Таратынова возвращает памятники архитектуры из послевоенных руин

Собака.ru
Зерно тщеславия Зерно тщеславия

Как провалились американские санкции против СССР

Деньги
Петербургские визитки Петербургские визитки

Малоизвестные факты о слишком хорошо известных местах

Weekend
Сосны против берез Сосны против берез

О дуализме рязанской романтики

Weekend
«Через три года мы сможем увидеть российскую криптовалютную инфраструктуру» «Через три года мы сможем увидеть российскую криптовалютную инфраструктуру»

Андрей Тугарин о нюансах и схемах трансграничных платежей

Монокль
Условия победы в гонке за технологиями: инструменты и подходы Условия победы в гонке за технологиями: инструменты и подходы

Что необходимо для победы в технологической гонке? Отвечают эксперты и аналитики

ФедералПресс
Шимпанзе заразились зевотой от головы андроида Шимпанзе заразились зевотой от головы андроида

Шимпанзе способны заразиться зевотой от зевающей головы человекоподобного робота

N+1
Игорь Жижикин: «Если мне предлагают в семейном фильме роль злодея, стараюсь сделать его нестрашным» Игорь Жижикин: «Если мне предлагают в семейном фильме роль злодея, стараюсь сделать его нестрашным»

Играть плохих русских мне неинтересно, это должно быть что-то другое

Коллекция. Караван историй
Ольга Красько: «Я фаталист, верю, что все мое от меня не уйдет» Ольга Красько: «Я фаталист, верю, что все мое от меня не уйдет»

У каждого есть грехи, свои «тараканы», которые тебе кажутся очевидными

Караван историй
Как брат с сестрой создали в Томске бизнес с незрячими массажистами Как брат с сестрой создали в Томске бизнес с незрячими массажистами

Что подтолкнуло брата с сестрой на открытие школы массажа с незрячими

Forbes
Nocow Nocow

Nocow о ведьмачьих балладах и о том, как превратить музыку в большую поэзию

Собака.ru
Очередь как новая валюта: почему миллионеры стоят за бургерами по три часа Очередь как новая валюта: почему миллионеры стоят за бургерами по три часа

Почему очереди за дефицитным товаром вновь стали актуальны?

Inc.
Открыть в приложении