Сложный парень в беде. Жора Крыжовников о новом герое нашего времени

Русский репортерСобытия

Сложный парень в беде

Жора Крыжовников о новом герое нашего времени

Анна Рыжкова

Восьмисерийный сериал «Звоните ДиКаприо!» стал одним из самых громких событий отечественной киноиндустрии прошлого года: социальная тема (главный герой ВИЧ-инфицирован), сложный, не «мыльный» сценарий и кадр, способ дистрибуции (только через платный видеосервис ТНТ-Premier) сделали его совершенно новым явлением. Жора Крыжовников, режиссер и сценарист, уверяет, что это еще не сериальный бум, а только начало

В конце прошлого года люди заговорили о большом прорыве русских сериалов и о возвращении веры в русское кино. С вашей стороны процесс выглядит закономерно?

Неважно, как это выглядит с моей стороны. Важно, почувствовал ли зритель интерес, подписался ли, например, на ТНТ Premier. Невозможно пока производить такие сериалы потоково — инфраструктура к этому не готова. Потому что еще до запуска платформы было непонятно, будет ли она востребована, сколько людей захочет заплатить за контент, который они привыкли получать бесплатно. Но вдруг оказалось, что вложенные усилия окупаются, так что теперь будут смелее запускаться так называемые экспериментальные проекты. Кто рванется в эту открытую дверь, посмотрим — будет понятно через год, думаю.

А в чем эксперимент?

Обычная стратегия сериала — это «хороший парень в беде». То есть нужно взять положительного героя и поместить его в сложную ситуацию. Он из нее выбирается, а мы за него болеем. Американское сериальное производство начиная с «Клана Сопрано», «Безумцев», «Карточного домика» уже занимается сложными персонажами, которых хорошими назвать нельзя, а иногда можно только исключительно плохими. И это не просто триллер, где мы следим за убийцей, у которого есть и антагонист — хороший полицейский. В «Карточном домике» никого положительного нет, самые хорошие герои — алкоголик, который хотел стать губернатором Пенсильвании, и его девушка.

Почему этот эксперимент стал возможен именно сейчас, а не раньше?

Как раз потому, что насытился рынок: люди наелись предсказуемого продукта, комедий положений, комедий вообще… Ведь у нас в какой-то момент ТНТ и СТС производили только комедии — огромное количество контента, не покупного, не переводного, своего!

То же самое было и в США. Их основные каналы и до сих пор производят предсказуемый контент; просто аудитории, которая, грубо говоря, читает Достоевского и не считает, что это заумь, стало не хватать чего-то другого. В истории драматургии и в истории литературы остались в основном сложные персонажи, история забывает хороших героев, которые добиваются того, чего хотят. Так что сериалы сейчас просто движутся туда, где многократно уже побывали литература, театр, кино.

Кажется, что комедии, например, мы уже делаем хорошо, а вот качественной фантастики в России почти нет. Это так? Почему про будущее тяжело говорить?

Нормальное будущее в кино, в которое мы с вами поверим, — это просто очень дорого. Как все происходит: авторы рванулись в комедии, начали снимать, и через некоторое время мы вышли на какой-то уровень. Должно быть много попыток! Скажем, десять попыток в год для того, чтобы через три года произошло реальное событие. За всем стоит технология — реквизиторы, декораторы, художники по костюмам. Представьте: всю жизнь ты шил боярские головные уборы, а тут тебе надо изготовить космический шлем. Или ты бороды клеил, а теперь надо придумать инопланетянина.

Часть американцев так и не переключилась на Netflix, они смотрят истории о том, как люди в красивых костюмах ловят преступников, и, главное, у них получается!

Насколько я знаю, «Звоните ДиКаприо!» какое-то время лежал на полке. Чего боялись продюсеры?

Бизнес сторителлинга рискованный. Потому что ты сначала вкладываешь деньги, а когда уже все готово и поправить ничего нельзя, ты это продаешь. И продаешь людям, которые даже попробовать ничего не могут — нельзя откусить кусочек и сказать: «Мне еще». Поэтому в этой сфере взлеты и падения случаются на раз, и никто не может до конца себе довериться. В бизнесе много суеверных людей, которые считают, что если зритель смотрит, значит, так в буквальном смысле «сложилось на небесах». Любой выход за флажки — риск, поэтому и руководство канала ТНТ сначала показывать сериал не хотело.

«Звоните ДиКаприо!» — драма, которая сначала маскируется под комедию. Этот прием для того, чтобы как раз не напугать зрителя, привыкшего больше к легкому и смешному?

Нет, здесь просто такая драматургия: начинается хорошо — заканчивается плохо. Флер комедии, зависание над пропастью только усиливают падение в эту пропасть. Мы же не могли начинать с диалогов грустных людей, которые грустно сидят друг напротив друга.

А у вас были альтернативные варианты финала? Создалось ощущение, что под конец авторы как бы возвысились над героями и буквально задавили их. Были альтернативные варианты финала?

Мне нравится этот комментарий. Я и сам хотел бы, чтобы история закончилась хорошо, но не вижу здесь никакого другого финала. Брат убил брата и несет его, прямо как в одной из сцен романа «Предания нашей улицы» Нагиба Махфуза. Я еще в школе прочитал этот роман, и меня это очень впечатлило.

А можно представить, что через год-два «Звоните ДиКаприо!» появится уже в эфире?

Я надеюсь, что нас покажут, потому что эксперимент признан удачным. Но тут есть сложность. Если на конкретном канале люди привыкли к ситкомам и викторинам, как быть? С другой стороны, платный канал даже аудитории может быть интереснее: появляется ощущение эксклюзива — «только здесь и больше нигде!» — а на ТВ информация сваливается на зрителя сама. Было бы здорово, если бы у нас все-таки сохранилась отдельная площадка для экспериментов.

Вы все-таки считаете, что пока зритель не вполне готов сравнивать себя с героем отрицательным или как минимум сложным?

Человек, который умеет читать и не находится в подростковом протесте, конечно, готов. Понятно, что 10–15% аудитории будут протестовать. От вполне умных и респектабельных людей я слышал: «Почему я должен смотреть про несчастных людей?» Это вопрос зрелости и эмпатии. Способен ли ты сочувствовать тому, кто на первый взгляд этого не достоин? В русской литературе это началось с Гоголя: Акакий Акакиевич не заслуживает сочувствия, не совершает каких-то хороших дел — у него нет достоинств, они как бы стерты. Но Гоголь вглядывается в героя, и мы ему сочувствуем. Первые 150 страниц «Преступления и наказания» — это настоящий триллер, где мы проходим путь с убийцей и даже болеем за него, хотим, чтобы у него получилось. Парадокс.

Я не верю в ангелов среди людей. Я сопереживаю непростым героям, их жалею, с ними плачу, их люблю в какие-то моменты — это сложное чувство мне нравится. Это, прежде всего, отношение к самому себе. Кто-то вот считает себя хорошим и скажет про такого сложного героя: «Он говно, не хочу про него смотреть, ведь я хороший!» И отлично! Такому зрителю тоже есть что посмотреть. Но в жизни-то все люди пытаются измениться, срываются, опять пытаются. Вот я уже 20 лет пытаюсь бросить курить, иногда бросаю на год, иногда на два дня. Казалось бы, такая мелочь, а не получается! А тут попробуй изменить свою судьбу…

Фотография: Виктор Березкин/ТАСС

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Тревога съедает жизнь Тревога съедает жизнь

Почему тревожные расстройства становятся болезнью века

Русский репортер
Все победители семи сезонов российского Все победители семи сезонов российского

Все победители семи сезонов российского "Голоса" оказались за бортом шоу-бизнеса

Cosmopolitan
Сопрано Сопрано

Главный сериал XXI века?

Men Today
Приправа для глинтвейна: что и сколько добавлять, чтобы согреться зимой Приправа для глинтвейна: что и сколько добавлять, чтобы согреться зимой

Какие специи нужны для глинтвейна

Playboy
Эхо прошедшей войны Эхо прошедшей войны

Это после Великой Отечественной они стали народными актерами, но на фронте...

Коллекция. Караван историй
Счетная палата уличила венчурный госфонд в выводе средств за рубеж Счетная палата уличила венчурный госфонд в выводе средств за рубеж

Счетная палата уличила венчурный госфонд в выводе средств за рубеж

Forbes
RGB Idea Group: RGB Idea Group:

RGB Idea Group: "Начинать всегда нужно с идеи"

Cosmopolitan
В Петербурге на сайте бюджетных инициатив утвердили идею покрасить чаек в цвета российского флага В Петербурге на сайте бюджетных инициатив утвердили идею покрасить чаек в цвета российского флага

В Петербурге утвердили идею покрасить чаек в цвета российского флага

Maxim
Высший разум: как чат-боты укрепляют корпоративное общение Высший разум: как чат-боты укрепляют корпоративное общение

Как наладить эффективную коммуникацию внутри компании

Forbes
Современные поп-песни мрачнее и злее старых, заключили ученые Современные поп-песни мрачнее и злее старых, заключили ученые

Раньше люди слушали гораздо более веселую, позитивную музыку

Maxim
Анфиса Чехова: Я научилась быть откровенной Анфиса Чехова: Я научилась быть откровенной

У телеведущей Анфисы Чеховой – премьера!

Лиза
Елена Воробей «Никогда не лягу в постель с Элтоном Джоном» Елена Воробей «Никогда не лягу в постель с Элтоном Джоном»

Покупка яхты, бессонные ночи, войны с соседями и прочие секреты юмористки

StarHit
Сколько можно заработать на недвижимости в Восточной Европе Сколько можно заработать на недвижимости в Восточной Европе

На какой доход от недвижимости можно рассчитывать в странах Восточной Европы

Forbes
Питаться правильно и не развестись Питаться правильно и не развестись

Одно неверное движение, и ваш мужчина стоит ночью перед холодильником с курицей

Домашний Очаг
Как Ким Джонс поставил моду на конвейер на показе Dior Men Как Ким Джонс поставил моду на конвейер на показе Dior Men

Почему мы верим в его «новую элегантность»

GQ
Мейкеры 2018 Мейкеры 2018

Конкурс на малый творческий локальный бизнес. Победители 2018

Seasons of life
В здоровом теле здоровый дух В здоровом теле здоровый дух

О том, как важно соблюдать баланс во всем

OK!
Слушание дела «Седьмой студии». Зарисовки. Часть 5 Слушание дела «Седьмой студии». Зарисовки. Часть 5

«Сноб» продолжает серию репортажей с рассмотрения «театрального дела»

СНОБ
Без лишней спешки Без лишней спешки

Американский дизайнер Кара Манн планировала оформить свой дом на скорую руку

AD
Топ-5 мужских зимних блюд «Урюка» Топ-5 мужских зимних блюд «Урюка»

Зима – это не только время теплых свитеров, снегопадов и ушибленного копчика

Maxim
«И в горе, и в радости»: как пережить финансовый и семейный кризис «И в горе, и в радости»: как пережить финансовый и семейный кризис

История пары, которая пережила период безденежья и оказалась на грани развода

Psychologies
Как создавалась кутюрная коллекция Giambattista Valli весна-лето 2019 Как создавалась кутюрная коллекция Giambattista Valli весна-лето 2019

Кутюрная коллекция Giambattista Valli весна-лето 2019

Vogue
«Опять нет денег»: что в этом хорошего? «Опять нет денег»: что в этом хорошего?

Что скрывается за мнимыми или реальными материальными трудностями

Psychologies
Почему стиль Мэри Поппинс сегодня на пике популярности Почему стиль Мэри Поппинс сегодня на пике популярности

Как повторить фирменный образ Мэри Поппинс

Vogue
Зачем «Челси» выложил €64 млн за 20-летнего американца Зачем «Челси» выложил €64 млн за 20-летнего американца

Как Кристиан Пулишич стал самым дорогим в истории футболистом из США

Forbes
8 шагов, чтобы преодолеть или предотвратить депрессию 8 шагов, чтобы преодолеть или предотвратить депрессию

Как тяжело признать депрессию и справиться с ней

Psychologies
Брачный контракт укрепляет брак? Брачный контракт укрепляет брак?

Отношение к брачному договору в нашей стране неоднозначное

Домашний Очаг
4 совета, чтобы научить детей самоконтролю 4 совета, чтобы научить детей самоконтролю

Почему современные дети — самые непослушные за всю историю человечества

Psychologies
Пэчворк без цыганщины: как следует носить вещи Пэчворк без цыганщины: как следует носить вещи

Пэчворк без цыганщины: как следует носить вещи "с заплатками"

Cosmopolitan
Ловушка Facebook Ловушка Facebook

Почему сооснователь WhatsApp Брайан Эктон ушел от Цукерберга

Forbes
Открыть в приложении