Джаз в русских усадьбах

Русский репортерРепортаж

Отношение к музыке

Джаз в русских усадьбах

Олеся Остапчук

Фото Валерий Латыпов

Этим летом в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Воронеже вновь пройдет фестиваль под открытым небом «Усадьба Jazz». На нем можно встретить не только джазовых музыкантов, но и исполнителей различных музыкальных направлений, таких как блюз, фанк, world music и lounge. «Русский репортер» поговорил с основательницей фестиваля Марией Семушкиной об отношении россиян к джазу, особенностях фестиваля и развитии музыкальной индустрии

В этом году фестивалю «Усадьба Jazz» исполняется 15 лет. Когда вы начинали, в России было мало похожих проектов. У кого перенимали опыт?

В моей голове эта идея родилась сама собой. Мне не доводилось бывать на крупных джазовых фестивалях. А в России ничего подобного не было. Может быть, именно поэтому захотелось его придумать. Я решила сделать фестиваль для таких, как я, для моих друзей и музыкантов, которых хотелось показать публике.

В одном из интервью вы говорили, что у каждого фестиваля должна быть «фишка». Какая особенность есть у «Усадьбы Jazz»?

Фестиваль проводится в русских усадьбах. Москва — усадьба Архангельское, Петербург — Елагиноостровский дворец, Воронеж — дворец Ольденбургских, Екатеринбург — усадьба Расторгуевых-Харитоновых. Договориться с руководством усадеб было очень сложно. Мне говорили: «Нет, вы что, нам тут люди не нужны. У нас исторический объект». А я убеждала их, что усадьбы нужно наполнять новой жизнью. Тогда казалось безумием занять все эти огромные территории, но у нас получилось. Мы были первым в России фестивалем с бродячими оркестрами. Людям хотелось свободно гулять по такому пространству — без ограждений и полиции. У нас и публика разного возраста: от нуля до 99 лет. Можно сказать, что это фестиваль для всей семьи.

Как удается все это организовывать самой и без привязки к крупному бренду?

Мы начинали не на пустом месте. За мной, конечно, никогда не стояло каких-то богатых родственников. Но у меня тогда уже был опыт фандрайзинга, общения со спонсорами. Я понимала, как создать предложение и как работать с прессой. С идеей провести фестиваль я пришла в одну из табачных компаний. Тогда еще можно было курить в общественных местах, разрешалось рекламировать сигареты. Компании моя идея понравилась, и несколько лет мы проводили фестиваль вместе. Но потом законодательство изменилось, и они не смогли дальше нас поддерживать. Был выбор: либо я беру все в свои руки и все риски только мои, либо я оставляю идею и начинаю заниматься чем-то другим. Я решила продолжать. А сейчас к нам каждый год приходят крупные и серьезные бренды и говорят, что хотят поддержать фестиваль, потому что для них это целевая аудитория и интересное в плане имиджа мероприятие. Например, в этом году пришел «Сбербанк Первый», который и стал генеральным партнером.

На сайте фестиваля приводится ваша цитата: «Мы сделали почти невозможное, сотни тысяч людей изменили свое отношение к музыке». Что именно стало другим?

В СССР была хорошая эстрада. Но потом наступило время перемен, и с музыкальной индустрией произошла катастрофа. Музыка стала очень примитивной, низкокачественной. Джазовые звезды у нас собирали скромные по численности аудитории. Постепенно, благодаря нашему фестивалю, любителей джаза становилось все больше. Популярные артисты тоже начали переходить в это направление. Например, в нынешнем году у нас выступит певица Елка со специальной программой.

На фестивале выступают как именитые музыканты, так и начинающие. Как проходит отбор исполнителей?

Первые годы мы еще ходили и кого-то сами высматривали, но сейчас нам поступает много заявок от желающих поучаствовать. Поэтому мы проводим конкурс для молодых исполнителей. Три дня эксперты из музыкальной индустрии слушают участников со всей России. Это позволяет многим открыть для себя разные двери, изменить представление о джазе, о современной индустрии в целом. Например, девушка в ресторане в Хабаровске поет джаз в платье с блестками, а сюда приезжает и понимает, что джаз может быть совсем другим и можно развиваться в другом направлении, завоевывать молодую аудиторию. Конкурс –– это всегда открытия как для жюри, так и для самих музыкантов.

Каких музыкальных проектов не хватает в России?

Мало музыкальных проектов зимой и в межсезонье. В концертных залах вся программа вокруг классики, составляют ее люди зачастую очень консервативные. А вот таких проектов, которые могли бы заинтересовать молодежь, нет. Но мы работаем в этом направлении. Например, осенью привезем в Москву певицу Джейн Биркин со специальной программой Gainsbourg Symphonic, посвященной творчеству Сержа Генсбура. Джейн Биркин выступит в Светлановском зале Дома музыки 2 ноября в рамках своего мирового турне.

У проектов на открытом воздухе всегда больше рисков. Погода сильно влияет на ваш фестиваль?

Безусловно. С этим всегда много проблем. Вы не поверите, но мне сегодня ночью снилось, что в Архангельском идет дождь. И мне каждый год снятся такие сны — страшно, что никто не придет из-за дождя! Такое бывало. Люди, конечно, приходили, но существенно меньше, чем в хорошую погоду. Мы неоднократно из-за погоды несли убытки. Но любовь к делу, искренняя благодарность тысяч людей и интерес к музыке всегда побуждают нас двигаться дальше. Фестиваль растет с каждым годом. Программы и, соответственно, музыканты на нашем фестивале во всех городах разные. И в России есть еще много мест, где я хотела бы сделать фестиваль.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Сериалы Сериалы

Обзор новых сериалов. Рекомендации и оценки

Русский репортер
Поклон Осаке Поклон Осаке

Футуристическая, эксцентричная Осака сохранила дух настоящего нонконформизма

Y Magazine
Дорогая читательница! Дорогая читательница!

Даешь летний дофамин! Самый мощный нейромедиатор для меня лично – это природа

Лиза
Недетский полет: 5 вопросов о прыжках с парашютом в тандеме для тех, кто хочет попробовать Недетский полет: 5 вопросов о прыжках с парашютом в тандеме для тех, кто хочет попробовать

Кому можно прыгать с парашютом и как это делается

ТехИнсайдер
Убить Лумумбу Убить Лумумбу

Патрис Лумумба был одним из самых мужественных лидеров своего поколения

Знание – сила
Ксения Хаирова Ксения Хаирова

О Валентине Талызиной, актрисе поистине уникальной

Караван историй
Свидание с Россией Свидание с Россией

Губернатор Ярославской области — чем заняться и где остановиться в регионе

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Физлицом к рынку Физлицом к рынку

Розничные инвесторы нарастили вложения вдвое, предпочитая облигации акциям

Ведомости
Марина Монгуш: «Креативная экономика — это не только про деньги, но и про социальные эффекты» Марина Монгуш: «Креативная экономика — это не только про деньги, но и про социальные эффекты»

Почему креативная экономика становится движущей силой развития России?

ФедералПресс
Счастье для всех недаром Счастье для всех недаром

Писатель Шамиль Идиатуллин — о роли Аркадия Стругацкого в его жизни

Weekend
Крыло, похожее на тюльпан, – винт вертолета Крыло, похожее на тюльпан, – винт вертолета

Как всего два винта делают вертолёт летающей машиной?

Наука и техника
Алексей Маслов: «Для Китая Россия — это прежде всего точки продаж» Алексей Маслов: «Для Китая Россия — это прежде всего точки продаж»

Как развиваются связи РФ и КНР и чего ждать в будущем

РБК
ИИ в школе: инструмент или угроза? ИИ в школе: инструмент или угроза?

Внедрение ИИ — неизбежный этап. Какова будущая роль учителя в новой системе?

Монокль
Братские портреты Братские портреты

Братские портреты навсегда остались бы неизвестными, если бы не парное сочетание

Дилетант
Астрономы нашли наиболее вероятного кандидата в беззвездное гало темной материи субгалактической массы Астрономы нашли наиболее вероятного кандидата в беззвездное гало темной материи субгалактической массы

Астрономы подтвердили статус Cloud-9 как кандидата в объекты типа RELHIC

N+1
Пушки или масло Пушки или масло

Как технологии двойного назначения помогли послевоенной конверсии

Эксперт
Ничего личного Ничего личного

Как защититься от хейта в Интернете

Лиза
И снова в Канны И снова в Канны

Эту модель верфь выпустила в пару к уже строящейся As8 — более крупной яхте

Y Magazine
Перспективы белого водорода: «За ним гоняются Гейтс и Безос» Перспективы белого водорода: «За ним гоняются Гейтс и Безос»

Белый водород — в чем его уникальность и насколько обоснованы ожидания от него?

ФедералПресс
Ядерная медицина и нанотехнологии: как в Ульяновской области развивают инновации Ядерная медицина и нанотехнологии: как в Ульяновской области развивают инновации

Ульяновская область: ядерные инновации для будущего России

ФедералПресс
Нефтесервис хочет заказов Нефтесервис хочет заказов

Почему растет выручка нефтесервисных компаний

Ведомости
Догоняющие доходы Догоняющие доходы

Рост доходов субъектов обеспечила в основном положительная динамика НДФЛ

Ведомости
Путь к свободе Путь к свободе

Ferretti Yachts 940 заменила 920 и при всем сходстве заметно от нее отличается

Y Magazine
Многофакторность климата Многофакторность климата

Факторы, которые способствуют росту средней температуры в полярных областях

Знание – сила
Что у Intel инсайд? Что у Intel инсайд?

В надежде спасти Intel Трамп покупает пакет компании. Кажется, это жест отчаяния

Монокль
Гравитационное микролинзирование помогло выявить систему из звезды, коричневого карлика и экзопланеты Гравитационное микролинзирование помогло выявить систему из звезды, коричневого карлика и экзопланеты

Микролинзирование помогло обнаружить пару из красного и коричневого карликов

N+1
Упрощать без последствий Упрощать без последствий

Как доказать налоговой, что дробления не было: примеры реальных судебных дел

Монокль
Почему мир заговорил о белом водороде: новый источник чистой энергии Почему мир заговорил о белом водороде: новый источник чистой энергии

Белый водород — новый уникальный источник энергии?

ТехИнсайдер
Светлая сила Светлая сила

Что такое фотовольтаические системы и из чего они состоят?

Y Magazine
«Инк» и «Космос-4» нашли главные страхи бизнесменов при развитии личного бренда «Инк» и «Космос-4» нашли главные страхи бизнесменов при развитии личного бренда

Как внутренние страхи и нехватка времени мешают развивать личный бренд

Inc.
Открыть в приложении