Театр

Русский репортерРепортаж

Театр / Мнение

«Маска» для мамые

Елена Смородинова, театральный обозреватель «РР»

Когда вручают любую премию — даже мастерам котиковедения или пирожкоедения, — всегда находятся недовольные. Иначе что это за премия? Недовольные после «Золотой Маски» есть всегда. Но в этом году их вдруг оказалось особенно много.

Так получилось, что на этот раз список претендентов на награды был необычайно длинный. С одной стороны, это показатель того, что с театром в стране все более чем в порядке — тем более что в маленьких городах, до которых скачи и не доскачешь, нашелся театр не просто столичного — европейского уровня. С другой стороны, было очевидно, что длинный список — компромисс экспертного совета, «усиленного» консерваторами так, что режиссеры Серебренников и Богомолов еще на старте отказались от «масочной» гонки. То есть картинка уже была неполной. И все равно выбирать драматическому жюри было из чего. Но того, что главным триумфатором, собравшим три награды («Лучший спектакль большой формы», «Лучший драматург» и «Лучшая женская роль») станет «Русский роман» Московского Театра им. Вл. Маяковского, ожидать было трудно. И дело не в том, что спектакль плохой, — спектакль замечательный. Любимый театралами тандем ироничных литовцев (драматурга Марюса Ивашкявичюса и режиссера, худрука Маяковки Миндаугаса Карбаускиса) предлагает зрителям историю семьи Толстого, переплетенную с линиями из «Анны Карениной». Софья Толстая, которую исступленно безупречно играет Евгения Симонова, ревнует к романной Анне, ненавидит библиографа Черткова и всячески объясняет, почему фраза «чтоб ты замуж вышла» может быть проклятием. Когда у меня спрашивают, на какой «красивый нормальный спектакль по классике, с хорошими актерами и без всех этих штучек» сводить маму, я горячо советую «Русский роман». Но все-таки мне кажется, что премии нужны в том числе и для того, чтобы поддержать занимающихся поиском и рефлектирующих о дне сегодняшнем. Поэтому мне грустно за драматурга Наталью Ворожбит, написавшую «Саша, вынеси мусор» про недавние события на Украине так, что нет там правых и виноватых, но есть ком, который подкатывает к горлу в самом начале небольшого, на час с хвостом спектакля. Грустно за Ксению Раппопорт, играющую в расколовшем театральное сообщество «Гамлете» Льва Додина Гертруду. Гертруда Раппопорт — леди Макбет с шармом женщины, любящей и любимой — настоящий двигатель этого весьма и весьма неожиданного «Гамлета». Грустно за похожую на палехскую шкатулку «Грозу» Андрея Могучего, через фольклорные мотивы выпускающую на свет то страшное, что таится где-то на дне загадочной русской души еще со времен язычества… Мне безмерно радостно за вдруг получившее «Золотую Маску» в номинации «Лучший спектакль малой формы» «Магадан. Кабаре» театрального мага Юрия Погребничко, три десятка лет творящего чудеса в маленьком подвале в Вознесенском переулке. Но вместе с тем — безмерно жалко главного фаворита номинации, феноменальных «Трех сестер» Тимофея Кулябина, в которых актеры пытаются играть текст Чехова на русском жестовом и вдруг дают ему возможность прозвучать свежо и ново. 

А более всего жалко, что при наличии всех этих и других спектаклей получился старый добрый «Русский роман». Мама, кстати, очень рада.

Аудиенция

Москва, Театр Наций

Режиссер Глеб Панфилов

25, 27, 28 апреля

Вот уже больше шестидесяти лет каждый вторник английская королева принимает премьер-министра. Когда-то о ситуации в стране рассказывал Уинстон Черчилль, теперь это делает Тереза Мэй, но напротив неизменно Елизавета II.

В «Аудиенции» автор сценариев фильма «Королева» и сериала «Корона», драматург и сценарист Питер Морган написал о холодной войне, атомной бомбе и отношениях с Россией. В лондонском театре «Гилгуд», а затем на Бродвее роль Елизаветы сыграла Хелен Миррен. Но волею судеб Морган оказался в Москве, познакомился с Инной Чуриковой — и понял, что и тут встретил свою королеву. А после этой встречи вместе с режиссером Глебом Панфиловым адаптировал пьесу для московской сцены.

Катерина Ильвовна

Москва, «Табакерка», Сцена на Сухаревской

Режиссер Алла Сигалова

29, 30 апреля

Режиссер и хореограф Алла Сигалова превращает жуткий очерк Лескова в хореографическую драму. На выходе — разгул страстей и зарисовки из жизни русской провинции XIX века.

Драматические актеры воплощают весь ряд событий, разворачивающихся вокруг главной героини, Катерины Измайловой, убившей свекра, мужа и племянника, под изысканный музыкальный ряд, основанный на русском фольклоре. В роли Катерины — приглашенная из МХТ им. Чехова Ирина Пегова, в роли ее любовника Сергея — Александр Горбатов, муж Аксиньи из «Тихого Дона» Сергея Урсуляка.

В прошлом году в Мариенбаде

Санкт-Петербург, Александринский театр

Режиссер — Дмитрий Волкострелов

25, 26 апреля

На самой технически оснащенной театральной площадке России, Новой сцене Александринского театра, режиссер Дмитрий Волкострелов и художница Ксения Перетрухина, получившие в 2013 году спецприз «Золотой Маски» как тандем авангардистов, разбираются с шедевром европейского киномодернизма шестидесятых. И пытаются найти театральный эквивалент киноязыку Алена Рене. Учитывая, что Перетрухина — дипломированный киновед, а Волкострелов регулярно обращается к опыту шестидесятых, получится как минимум любопытно.

На вынос

Санкт-Петербург

Режиссер — Алексей Ершов

30 апреля, 7, 14 мая

Каждое воскресенье москвич Алексей Ершов, бывший актер театра Йозефа Бойса в Москве и студент режфака РГИСИ в Питере, играет новый спектакль-акцию на грани социального и документального театра и стрит-арта прямо на петербургских улицах.

«Я встречаю в городе людей, знакомлюсь с ними на улице и предлагаю стать героями спектакля. Жизнь в городе ведет нас к тому, что мы все время дистанцируемся от того, что нам неприятно и страшно. Я намеренно сокращаю эту дистанцию, знакомлюсь, начинаю диалог с людьми, с которыми никогда бы раньше не познакомился… Мне интересна повседневность и то, что простая человеческая история — это уже искусство», — говорит Ершов.

Фотографии: American Movie Classics; MGM Television; EUE/Sokolow/Fox 21 Television Studios/Imagine Television; Amazon Studios; Company Pictures/Playground Entertainment/Starz!;Кирилл Пономарев/Театр Наций; Анастасия Брюханова/Александринский театр; Алексей Ершов; Ксения Бубенец/«Табакерка»; Кирилл Каллиников/РИА Новости

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Сериалы Сериалы

Обзор новых сериалов. Рекомендации и оценки

Русский репортер
Банановые перспективы российских субтропиков Банановые перспективы российских субтропиков

Инвесторы хотят импортозаместить экзотические фрукты

Агроинвестор
«Герофарм» продолжает экспансию на глобальный рынок «Герофарм» продолжает экспансию на глобальный рынок

Петр Родионов — о том, как вырос один из флагманов импортозамещения

Монокль
Буль-буль Буль-буль

Фантастический рассказ Владислава Кулигина «Буль-буль»

Знание – сила
Пять опор крепкого иммунитета Пять опор крепкого иммунитета

Можно ли «прокачать», усилить и простимулировать иммунитет?

Yoga Journal
10 неожиданных вопросов Кате Гусевой 10 неожиданных вопросов Кате Гусевой

Расспросили королеву ремиксов Катю Гусеву о вере в приметы и любви к собакам

VOICE
Дейнотерий – слон с берегов Дона Дейнотерий – слон с берегов Дона

Слоны – одни из самых стабильных в эволюционном плане животных...

Наука и техника
Александр Лабас: не авангардист, не соцреалист Александр Лабас: не авангардист, не соцреалист

Голос А. Лабаса — сложный, полифоничный, подчас ускользающий от прямых смыслов

Монокль
Почему ЕС не растет Почему ЕС не растет

Что провоцирует системный кризис развития Евросоюза

Эксперт
Культура всегда со страной Культура всегда со страной

Разговор с директором Эрмитажа о роли, которую играют сейчас музеи

Знание – сила
Музей как увлечение Музей как увлечение

Единственный в своем роде: музей при Институте космических исследований РАН

Знание – сила
Партнер по религиозным соображениям Партнер по религиозным соображениям

Как Россия создает базу для привлечения исламского капитала

Эксперт
Поверив Гомеру… Поверив Гомеру…

Действительно ли Троя — это тот город, о котором идёт речь в «Илиаде»?

Дилетант
Таблетки на ветер? Таблетки на ветер?

Как правильно выбрасывать лекарства из аптечки?

Лиза
Японский десант на Великих озерах Японский десант на Великих озерах

Большое поглощение в мировой металлургии все-таки состоится

Монокль
О пользе «бумажной волокиты» О пользе «бумажной волокиты»

На каком языке говорили евреи, вернувшиеся из вавилонского пленения?

Знание – сила
Передвижники и императорская власть Передвижники и императорская власть

Как передвижники получили признание императора Александра III

Знание – сила
Главное – остаться незамеченным Главное – остаться незамеченным

В чем состоит военная (а возможно, и не только) хитрость стелс-технологии?

Наука и техника
Карманные мозги, что управляют всем: микроконтроллеры от первых 4-бит до IoT-революции Карманные мозги, что управляют всем: микроконтроллеры от первых 4-бит до IoT-революции

История микроконтроллеров от их зарождения до современных тенденций

Наука и техника
Уйди, нечистая! Уйди, нечистая!

Домовые, кикиморы, лешии: откуда взялись и чему служили

Лиза
Как накормить искусственный интеллект Как накормить искусственный интеллект

Как обеспечить непрерывную работу ИИ и центров обработки данных?

Ведомости
Сделать посетителя немного исследователем Сделать посетителя немного исследователем

Что отличает современные музеи? Открытость и исследовательский подход

Знание – сила
Маленькие шаги к переменам Маленькие шаги к переменам

Интервью с создателем инклюзивных раскрасок и игрушек Натальей Пониной

Лиза
Пифагор, или Теорема с одним неизвестным Пифагор, или Теорема с одним неизвестным

«Нет ни одной детали в жизни Пифагора, которая не была бы опровергнута»

Дилетант
Пустые кресла и забытые письма: одиночество как экспонат Пустые кресла и забытые письма: одиночество как экспонат

Мы приезжаем в музей смотреть не на экспонаты, а внутрь себя

Знание – сила
Скелетные мышцы самолета – система управления Скелетные мышцы самолета – система управления

Зачем самолетам демпферы, гидроусилители, закрылки и предкрылки?

Наука и техника
История в фасадах История в фасадах

Число объектов культурного наследия в столице растет

Ведомости
Как Ленин дэвов побеждал Как Ленин дэвов побеждал

Какие отпечатки оставили на народах России события на рубеже XIX и XX веков

Дилетант
Вековые традиции Вековые традиции

Не получается нарисовать стрелки, а тени сразу скатываются?

Лиза
Москва на экране Москва на экране

Почему регионы готовы доплачивать за съемки фильмов на своей территории

Эксперт
Открыть в приложении