Почему отец Петр Дынников спасает животных

Русский репортерОбщество

Искушение Щербетом

Почему отец Петр Дынников спасает животных

Текст: Марина Ахмедова
Фотографии: Артур Бондарь специально для «РР»

18 августа этого года протоиерей Петр Дынников, настоятель Ильинского храма в Лемешове, что в Подольском районе Подмосковья совершил молебен о сохранении творения Божия. Отец Петр любит животных, ухаживает за 47 кошками и 53 собаками, на сайте церкви есть страничка защитников животных. Есть те, кто возмущен видео с котом Щербетом в храме — говорят, что лучше бы спасал людей; другие отвечают: тот, кто любит животных, тот и людей спасет. Отец Петр считает, что сам был неправ

Щербет на аналое

Антонина пишет у мольберта. Щербет лежит на подоконнике. Святой выходит желтоватым и строгим. В руке он держит двуглавую церковь. Сколько Щербет ни щурится, сколько ни подмигивает святому желтым глазом, в который попал солнечный зайчик, тот не перестает быть суровым.

Отец Петр Дынников молится у иконы святителя Луки. Лука — его любимый святой. Врач, практикующий хирург, в миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий, архиепископ Лука в своей книге «Дух, душа и тело» затрагивал вопросы сознания у котов и собак. Он прямо писал: коты и собаки эмоциональны. Они знают разницу между любовью и нелюбовью человека. Этими высказываниями Лука, лауреат Сталинской премии по гнойной хирургии, навлекал на себя критику.

Священномученик Александр Агафонников был арестован 14 сентября 1937 года, и из домика при этом храме вывезен в тюрьму Серпухова. На следующий день отец Александр был допрошен. 14 октября того же года на телеге вывезен на полигон Бутово, расстрелян и похоронен в общей могиле. Он на четыре года младше Луки Войно-Ясенецкого. Щербет прыгает с подоконника и проходит между Лукой и Александром. Отирается о ноги отца Петра Дынникова. Обходит вазу с крупными розами, срезанными на пике своей красоты. Кот будто хочет показать — он может вот так близко пройти вокруг вазы и не стронуть ее с места.

— От тебя одно искушение, Щербет, — бросает ему отец Петр.

Священник идет из храма. Щербет — за ним. Из-под батареи выскакивает Сентябрь. Из-под лавки — Кутузов. Во двор отец Петр выходит в сопровождении котов. Всего у него сорок семь кошек и котов. И пятьдесят три собаки.

18 августа этого года отец Петр провел молебен о сохранении творения Божия. «Мы молимся о людях, которые по своему милосердию готовы делиться любовью с несчастными собаками и кошками, лишенными крова», — обратился он к съехавшимся журналистам. Верующие в тот день явились в храм вместе со своими кошками и котами. И все бы прошло хорошо, гладко и даже аккуратно, если бы не Щербет. Интернет облетели фотографии, где кот Щербет спит на аналое.

Отец Петр поворачивается к речке. По осени с той стороны по полю каждый год сюда надвигаются полчища мышей и, спаси Господи, крыс. Идут на храм тучами. А когда храм только восстановили и котов еще не было, тут бегали грызуны. А мышь или, не дай Господи, крыса на престоле — это ж какая скверна! Но потом зашли коты. И где проходили битвы между ними и крысами по ночам — неизвестно. Может, на аналое. А может быть, и на самом жертвеннике. А может, и, прости Господи, на престоле!

Будь Щербет ослом или лошадью, отец Петр мог бы и согласиться с верующими. Согласно восемьдесят восьмому правилу о гужевом транспорте, осел или лошадь не может заходить в храм. Но Щербет — всего лишь кот.

Черный щенок

Коты семенят за священником, когда он идет мимо маленьких туй и елей. Все тут вокруг было погостом, и везде стояли кресты. Церковь была построена в тысяча шестьсот девяностом году при погосте князей Голицыных. В 1753-м на месте деревянной начали строить каменную, и крепостные голицынские крестьяне на свои деньги помогали стройке. Судя по документам, которые изучил отец Петр, крестьяне были зажиточными. Их кости до сих пор тут — под туями и елями. А еще кости Мамонтовых и Алябьевых.

Священник идет по мягкой земле погоста, устланной еловыми иголками. Интуитивно он начал сажать тут ели — вечно зеленые в память обо всех похороненных здесь христианах, кресты над могилами которых смела Великая октябрьская революция. А в 2002-м сюда приехал потомок Мамонтовых и Алябьевых и рассказал: так и есть, Голицыны больше всего хвойные деревья любили.

Священник ступает на траву — зеленую, будто летом. Дотянула в этом году трава до ноября. Влажно дышит мох на каменном надгробии княгини Голицыной. Из-за забора слышны собаки. А если бы не их голоса, то погост и туи, и крест поклонный, и березы могли б увести в страну молчания. «Если бы не Господь был мне помощником, вскоре вселилась бы душа моя в страну молчания», — псалом 93.

Сейчас отец Петр Дынников скажет, что рай для него — не географическое понятие. И процитирует Достоевского: «Животные ближе к состоянию рая». Животные невинны. Животные безгрешны. Животные пребывали с человеком в раю, где не было кровопролития, злобы и ненависти. Человеку Господь доверил управлять раем, Адама поставил, можно сказать, епископом над животными. Животные знали его голос, шли к нему, он давал им имена. Но человек предал Бога, разрушил гармонию. Пролил кровь. В животном мире стали быть хищники. А в книге Бытия говорится — изначально все питались лишь тем, что произрастила земля. Человек был изгнан из рая. Мир после этого извратился и стал враждебным. Сейчас отец Петр скажет еще, что животные, в отличие от человека, Бога не предавали — они продолжают подчиняться Ему и человеку, как Бог им велел. Это человек не справился с задачей управления миром. Бог создал животных себе на радость. Он не предполагал их страданий. Зачем бы Он стал создавать этот мир, если в нем столько страданий?

Там, за рекой, жил священник Николай, брат Александра Агафонникова. В первый раз отец Александр был арестован в январе 1927 года. Следователь написал в обвинении: «После ареста епископа Флавиана возглавлял нелегально Котельническое епархиальное управление, на каковое производил денежные сборы и концентрировал их в фонд помощи антисоветскому элементу, находящемуся в ссылке. Вокруг себя сгруппировал черносотенный реакционный элемент, из которого намеревался организовать нелегальный сестринский кружок, ставивший своей целью содействие антисоветской деятельности».

На допросе отец Агафонников отвечал: «Прошло полгода после отъезда епископа Флавиана (в ссылку. — «РР»), когда я получил от него письмо, в котором он указывал на свое тяжелое материальное положение. Из чувства долга и сострадания к нему я послал пятьдесят рублей, а после того, как узнал его постоянный адрес, стал посылать ежемесячно по пятьдесят рублей. Деньги, собранные на епархиальные нужды, я считаю, должны находиться в полном распоряжении епископа Флавиана, так как у нас другого епископа нет».

Десятого марта того же года уполномоченный секретного отделения 6-го отдела ОГПУ Казанский, составив окончательное заключение по делу священника Александра Агафонникова, охарактеризовал его как «наиболее активного антисоветского церковного деятеля города Котельничи, агитировавшего во время Кронштадтского мятежа среди церковников о конце власти». В тридцатом году отец Александр вернулся из ссылки в Вятку и скоро принял предложение своего брата приехать сюда, в Ильинскую церковь села Лемешово Подольского уезда. Часто он выходил из своего домика, стоявшего у погоста, и играл на баяне — для крестьян, чтобы те хоть на миг могли почувствовать радость.

Отец Александр был скрипачом. В кармане у отца Дынникова — телефон, а в телефоне —фото, на котором изображен молодой Агафонников, во фраке, со скрипкой Страдивари в руке. Потом она сгорела в пожаре. А отец Николай Агафонников, живший через речку, был расстрелян вместе с братом на том же Бутовском полигоне НКВД. И с ними двумя — еще третий брат, священник Василий.

Как-то вышел отец Петр из храма, пошел в ту сторону на прогулку со своим помощником Константином. Смотрит издалека — девушки-подростки чем-то непонятным на берегу речки занимаются. Пригляделся — из холодной реки старается вылезти черный щенок. А девушки ногой его туда, назад, в речку спихивают. Побежали священник и его помощник вниз, с размаху — в воду. Щенка схватили. А девушки убежали. Испугались чего-то. Чего? Может, стыдно им сделалось. А может, понимая, что занимаются неблагим, побоялись, что содеянное зло получит выражение в их же лицах? Зло быстро прилипает к человеку, и сорняки быстро растут без полива — это хорошее взращивается с большим трудом. Через литературу, например, где обо всем написано.

Кошкин дом

Никакого толку от всех этих интервью и репортажей нет — только животных начинают подбрасывать, узнав о «живом уголке». Отец Петр не использует слово «приют». Иначе сюда начнут подбрасывать новых животных. На днях только сразу после выступления на телевидении подбросили кота и кошку с запиской: «Пожалуйста, возьмите двух кошек. Кот кастрирован. Кошка — белая. Очень хорошие, умные, ласковые. Хозяева уехали, оставили на улице. Жалко бросать. Кота зовут Персик. Кошку зовут Киса».

Отец Петр заходит в «Кошкин дом», построенный из строительных контейнеров. Константин уже тут. Вон Шильдик сидит. Вот Сеня. А тот наглец сам сюда пришел. Лез, лез, хотя тут препятствий много для чужих кошек понаставлено. И не успокоился, пока не залез.

Отец Петр сразу берет на руки Лорку — серую кошку с большими страдальческими глазами. Лорку жалко очень, она сильно мучилась. Хозяева выкинули ее зимой, на улице она застудила почки. К куртке отца Петра пристает кошачья шерсть. Специальный корм Лорке покупают добровольцы из Москвы. В домике — свободный выход через форточки в огороженные каменными церковными заборами дворики.

Отец Петр хвалит Константина. Когда тот с супругой Антониной пришел к отцу Петру в 98-м, то оба ничего по храму не умели. Антонина писала грустные стихи и рисовала к ним иллюстрации. Отец Петр уговорил ее писать иконы. Жили они в строительном вагончике, там сейчас кошки живут. Константин здесь был крещен, сейчас он — уже регент в храме, заканчивает семинарию. Кота Персика он переименовал в Пончика.

Отец Петр переходит в следующий в кошачий домик и там берет на руки и по очереди гладит котов и кошек. «Живой уголок» он навещает каждый день. Лорка же страдает без любви. И Липучка страдает. Месяца три она пряталась от людей, хотя прятаться тут негде. А теперь от людей не отлипает. Может, ее за то и выкинули, что была слишком любвеобильной, каждую минуту ласки просила. Пшено, черный Снежок, Чеки — штатный крысолов, Вакса одноглазая, новенький котенок Пушинка, — гладит священник кошек. Мед — Медок, любимец, только шишка у него на голове растет, наверное, онкология, надо его свозить «в ремонт». Погладив кошек, отец Петр идет к собакам. А к тем, кому ласки сегодня не досталось, он завтра зайдет.

«Живой уголок» содержится на личные средства священника и его дочери, а также московских волонтеров и тех верующих, которые жертвуют напрямую на животных.

Отец Петр идет по тропинке к собакам. Накрапывает мелкий дождик. Вон дырка на куртке — раз пройдешься по живому уголку, и одежды нет. Господь дал человеку любовь к животному миру — частное мнение отца Петра. И любовь эта не должна была никуда деться в современном мире. Она должна была в нем остаться. Человек — повелитель животных, он для них — как Бог на земле для человеков. Он не должен был карать животных. Покарает ли Бог так же человека? Разве может простой священник дерзать и ставить себя на место Бога?

Епископ Флавиан, которому отец Агафонников приходился ближайшим помощником, был арестован и сослан в 1925 году. В то время в Котельничах обострилось противостояние православных с теми, кто требовал обновления церкви, и ОГПУ внимательно следило за этой борьбой. Особенно за теми, кто наиболее яростно сопротивлялся обновленчеству. Особенно за отцом Александром Агафонниковым. Перед арестом Флавиан успел сказать Агафонникову: «Надо держаться за старое. Быть стойким. Не бояться преследований». Выслушавший наставление отец Александр устраивал молебны, на которых демонстративно произносил пожелания многолетия страдальцам за веру православную, в том числе за епископа Флавиана. Антонина написала уже пять икон с изображением отца Александра.

Собаки радостно лают, почуяв приближение священника. Обернувшись, отец Петр говорит, что любовь — единственный язык на земле, который понимают все. Бог есть любовь. Любовь есть Бог. Пребывающий в любви пребывает в Боге. Так у Иоанна Богослова написано. Любовь ощущают кошки и собаки. Лошади и ослы. И кто угодно. Ну вы сами представьте ситуацию, в которой Серафим Саровский общался с диким медведем! Кормил его. Дикое животное приходило к одинокому человеку. По идее, медведь — хищник, и должен был человека разорвать. А Серафим Саровский часто свой кусок ему отдавал, понимал, что животное неразумное, не может голодать. Исаак Сирин писал: высшая любовь — это любовь и к птице, и к змее, и к зверям, и даже к демонам. А как демонов можно любить? Исаак Сирин пребывал в таком состоянии, что знал, как. Вот вы любите животных? А скажите, за что? Правильно — не сможете сказать. Состояние любви ничем не объяснимо. Пусть хоть один человек объяснит отцу Петру, за что он любит другого человека! За то-то и за то-то? Нет, это — не любовь, это утилитарное чувство. А любовь зарождается необъяснимым образом. Она от Бога. А атеисты думают, что она сама по себе.

Хорошие дети горят от ужаса

Отец Петр и Константин сидят за столом. На синей скатерти — холодный яблочный пирог и раскрытая белая книга, в которой желтым подчеркнут целый абзац.

— Боюсь, что вся ваша аргументация о любви, Адаме, на зов которого животные шли, неубедительна для атеиста, — говорю я.

— А почему я должен доказывать атеисту свои догматические взгляды? — отзывается отец Петр. — Атеист отрицает бытие рая, бытие Бога, и только своего собственного бытия не отрицает. Он так верует, а я верую в то, что Бог есть. В этом свобода выбора. В отличие от животных, у нас есть свобода выбора.

— А как вы поняли, что любите животных?

— Я с детства их любил. С нами в квартире жила собака Джульбарс — списанная овчарка служебная. Где-то в милиции он служил. Родители его взяли. Они тоже любили животных. Джульбарс был очень умным. Я на нем даже катался, мучил животное, он терпел как мог. Хотя овчарки к детям бывают нетерпимы. У каждого животного есть своя чаша терпения. Животное может обидеть ребенка, но и ребенка надо приучать к тому, что собака — не лошадь и не осел, ей не нравится, когда на ней катаются. Мне родители объясняли, что животное не человек, оно живет по своим законам и не может копировать человека в силу своего развития.

— То есть вы не переживали трагических состояний, связанных с животными?

— Нет. Только однажды, когда моя дочь вышла погулять с собакой и взрослый неадекватный человек натравил на нашу собаку своего питбуля.

— А питбуль тоже по своему сознанию пребывает в раю?

— Не утрируйте. Мы говорили о том, что животные находятся в подчинении человека, они не вышли из этого подчинения. Мы все лишены рая, и если человек лишился рая, то и животный мир его лишился. Мир уже искажен. А я говорил вам, что животные непосредственны как дети. Но если человек учит их агрессии, они и в этом подчиняются человеку.

— Просто странно — вы так любите животных, но не переживали каких-то драм из-за них. Обычно животных так любят, когда видели их страдания.

— Я переживал. Мы же росли на улице, и я видел живодеров, которые издевались над кошками и собаками. Своими глазами видел, как взрослые дети мучили животных.

— Мучили как?

— Не скажу. Можете посмотреть в интернете. Живодерство и тогда встречалось нередко. Это миф, что оно стало распространяться с появлением интернета. Жестокость детей была всегда, и причины тому — гормоны и неправильное воспитание.

— А человек, который мучил в детстве животных, может потом стать хорошим?

— Может. Я видел таких людей. Знаю одного. Сейчас у него кошка.

— А вы помните о том, как они мучили животных, когда смотрите на них сейчас?

— Конечно. Такое не забудешь.

— Вы с ним общаетесь?

— Не имею желания.

— В детстве вы видели, как мучили кошек веревкой?

— По-разному. И веревкой. И руками и ногами.

— Вам было больше жалко или страшно?

— Жалко. А подойти страшно. Конечно, это был гигантский для меня человек. Представьте себе Голиафа. Ты маленький ребенок, и взрослый стоит перед тобой как скала. Я побежал родителям рассказывать, что есть такой нехороший человек, который мучит животных.

— Как вы думаете, почему люди занимаются плохим, понимая, что это — плохо?

— Я думаю, все прививается в семье. Мы помогаем детям, когда воспитываем в них любовь к животным. Потом они будут распространять ее на тех, кто беззащитен и нуждается в любви.

— А какое благо из детской любви к животным общество может для себя извлечь?

— А почему все надо рационально-практически рассматривать? Если я люблю человека, какое благо я могу из этого извлечь? Дети вырастут нормальными и будут хорошо относиться к своим родителям, когда те постареют.

— На исповеди вам признаются в том, что обижали животных?

— Да. И каются. Признаются, что мучили и убивали — и в детстве, и во взрослом возрасте. А сейчас сожалеют и говорят: «С содроганием вспоминаю об этом». Тогда человек был жестоким и считал, что это нормально.

— Так сильно Бога боится, что кается?

— Человек не только же из-за страха Божьего кается. Это какой-то примитивизм, а мы в двадцать первом веке все-таки живем.

— А вам исповедуются в том, что обижают детей?

— Да. Бывает, что наказывают ребенка слишком жестоко, потом сожалеют.

— И вы отпускаете эти грехи?

— Но человек же покаялся. Он покаялся Богу, а я стою в качестве свидетеля. Я — такой же недостойный человек, но властью, данной мне от Бога, прощаю.

— Приходит к вам человек и говорит: «Батюшка, а я щенка в холодной речке топил. Он хотел жить, а я его ногой — назад-назад. А раньше еще котенка за лапы к дереву прибил и душил веревкой». Вы разве, слушая, не содрогаетесь от ужаса?

— Содрогаюсь.

— И вы уверены, что Бог захочет этот грех простить?

— Да. Он — долготерпелив и многомилостив. Бывало, Господь наказывал человечество и целые народы стирал с лица земли. Это как когда человек лепит сосуд, не понравилось ему — взял и уничтожил то, что сделал, но из той же глины новый сосуд слепил. Ну, это я евангельскую мысль озвучил.

— То есть когда чаша терпения переполнится, Он уронит нас?

— Господь по-разному вразумляет. Но… человек создал для животных невыносимые условия. Мир современный жесток. Одна прихожанка рассказала мне, как учащиеся техникума долго в подвале убивали щенков на глазах суки. Она родила их десять или двенадцать. Они мучительно убивали их. А сука визжала и молила о помощи. Нормально это? А они еще получали удовольствие от своего садизма.

— Так, по вашей версии, почему одни горят от ужаса, как вы, глядя на страдания животных, а другие — получают удовольствие?

— Это не по моей версии, а по библейской: Бог всех создал хорошими. Дети рождаются ангелами. Взрослый мир искажает сознание маленьких ангелов. А я думаю, что все дети — ангелы.

— А та женщина откуда узнала о том, что происходило в подвале?

— От других детей. Они не могли помешать этой стае юных преступников.

— Значит, хорошие дети — всегда наблюдатели, горящие от ужаса?

— Да.

— И они не сбиваются в стаю?

— Не сбиваются. И горят от ужаса.

— Как вы?

— Как я.

Новое небо и новая земля

— Костя, тебе когда-нибудь прихожане предъявляли претензии за то, что у нас в храме кошки? — обращается отец Петр к помощнику.

— Никогда… — мотает головой Константин. — А помните, батюшка, Антоныча? Старика, который котят для всей деревни топил? Это же обычным делом раньше было. Вот они могут считать, что убить человека грех, а маленького котеночка можно. Они же еще слепые, ничего не видят, не чувствуют. Это, скорее, на чувствах самих людей основано — когда котеночек глаза открыл и на них посмотрел, его уже жалко. А Антонычу никто не говорил, что топить — грех. Он же не слышал заповедей, и Библии в ходу не было. Никто к нему не пришел и не рассказал.

После последнего ареста отца Александра, был опрошен колхозный сторож, который сказал: «В разговоре со мной Агафонников неоднократно высказывал свои враждебные взгляды на советскую власть. Говорил: “Вот возьми, например, меня — сидел в тюрьме, находился в ссылке. А за что? Напрасно”!». Другой местный житель, рабочий, сказал: «Шел я в начале августа к церкви. Там улей с моими пчелами. У церкви повстречал Агафонникова, разговаривающего с верующими. Он остановил меня, завел разговор о пчелах, а потом перевел его на то, какая плохая жизнь при советской власти. “С каждым днем все тяжелее становится жить народу, — говорил он. — Доходов у крестьян мало. Живут впроголодь”. Я стал возражать».

— А вы когда-нибудь обижали животных? — спрашиваю Константина.

— Да. В первом классе учился и как-то раз ударил котенка.

— За что?

— Понимаете, у нас были старшие ребята, и они младших учили: «Делай вот так». И ты делаешь. А потом каешься.

— Закон античеловеческой человеческой стаи, — вставляет отец Петр.

— А вы, отец Петр, обижали в детстве животных?

— Нет.

— А как вы стали священником?

— Баптисты нас, православных, упрекают в том, что мы крестим младенцев, говорят: правильно людей в сознательном возрасте крестить. Согласен, это Евангелие. Но мой случай говорит о другом — меня тетушки, как только я родился, тайком отнесли в церковь и крестили. Я, конечно, этого не помню, но, оказывается, Божья благодать свершилась. О том, что я крещен, я узнал лет в четырнадцать и очень обрадовался. Тогда никакой Библии невозможно было достать. Всюду говорили, что Бога нет. Но на меня большое влияние оказали книги — моя вера формировалась под влиянием «Братьев Карамазовых». Взрослым я стал посещать церкви в Москве. Но я же работал и мог потерять из-за этого работу. Я играл классику, рок, джаз на гитаре в разных музыкальных коллективах, преподавал музыку. Я стал ездить в дальние церкви. В 16 лет прочитал ксерокопию «Мастера и Маргариты». Отрывками у Булгакова вычитывал о Иешуа, Понтии Пилате. Хотя понимал, что это — фантазия писателя, хотелось узнать оригинал из Нового завета, но его у меня не было.

— О любви к животным вы вычитываете в книгах. О Боге — тоже. То есть вы свои главные переживания взяли из книг, а не из жизни?

— А как вы можете узнать человека, пообщавшись с ним два часа? Вы не сможете узнать меня. Были еще моменты не из книг. Господь уводил меня от смерти. Я думал — просто повезло, а это Он уводил. Однажды я пошел с компанией на футбол «Хаарлем-Спартак», это известный матч, когда в Лужниках обрушились под натиском толпы перила. После матча стали показывать мультфильм, чтобы часть задержалась, и я решил не ходить, досмотреть мультфильм. И когда уже подошел к выходу, там месиво было уже. Одни люди падали на других. Стонали и кричали.

— И вы снова оказались в позиции наблюдателя…

— Те-то переживания были посильнее детских. Там много было людей. Они кричали от боли. И я осознавал, что мог бы быть на их месте, но Господь миловал.

— А это милость — стать наблюдателем многих смертей?

— В самом зрелище никакой милости нет. Ты просто осознаешь, что ничем этим людям помочь не можешь. Но я думал: почему мне повезло, а тем людям нет? У Бога свое видение. Хотя я знаю, что и сейчас готов перейти в жизнь иную — меня не страшит фактор смерти.

— И там, при переходе, вы верите, что найдете рай, и там будут животные?

— Там будет новое небо по второму пришествию Спасителя в мир, новая земля и новое творение…

Отец Петр идет к храму. За ним подтягиваются коты. Щербет чаще всех службу посещает. Священник вздыхает: «Искушение… искушение Щербетом». А может быть, у отца Петра сегодня к ночи будет настроение не только Новый Завет читать, а Толстого. Такая у него манера — сразу читать не одну книгу, а несколько. Первое прочтение — это одно впечатление, а второе дает книге поглубже войти в тебя.

Пройдет время, и, может, девочки, которые топили черного щенка, переступят порог храма и признаются отцу Петру в том грехе. Вряд ли они узнают в священнике, стоящем свидетелем перед Богом, человека, который бежал тогда к речке — он не в рясе был. Отец Петр обрадовался бы, если б они пришли. Слушая, внутри он горел бы от ужаса, но и радовался бы, что пришли. Он не стал бы по мелочам, в подробностях этот грех разбирать. Бог знает подробности. Все ведает — и прошлое, и будущее.

В храме отец Петр берет на руки Щербета, раньше него самого забежавшего внутрь.

— Костя, расскажи про прихожанку, которая детей водит в нашу воскресную школу, — просит отец Петр своего помощника, но историю рассказывает сам. — Она водит приемного мальчика, который жил на помойке. Родители-алкоголики выгнали его четырехлетнего, он им мешал. Его единственными друзьями стали кошки и собаки. Они все были несчастными — и мальчик, и животные. Только несчастных можно встретить на помойке. Мальчик искал любви у них. Потом его родителей лишили прав, а наша прихожанка приняла его в свою семью. У нее шестеро детей, и только один — свой. Сейчас мальчику семь. Когда он впервые пришел к нам, то, увидев кошек и собак, просто нырнул в них, обнимал и целовал. Это к тому противопоставлению, которое мы часто слышим: «Вы лучше детям, а не животным, помогите». Тех, у кого сердце доброе, хватит и на детей, и на животных.

— Мальчик любовь только от животных чувствовал, а не от родителей своих так называемых, — вставляет Константин.

Отец Петр гладит Щербета. Недописанный Александр смотрит на Луку. Желтым в той книге были подчеркнуты такие слова: «Дети вечно носят кошек на руках. Великое дело — припасть ухом к груди доброй коровы, новая теплота, новая жизненная теплота, как бы не нашей планеты, без категории еще грехопадения. Великому мы должны научиться из вздохов животных!».

— А я всех люблю, — говорит отец Петр, наглаживая Щербета. — Почему это я не могу всех любить? Вот Щербет сейчас здесь, и я его люблю. Не нравилось бы ему, ушел бы… Вы думаете, у нас тут в храм очередь из котов стоит? Нет, все сидят по своим местам, только несколько на службу приходят. И мы не боимся страшилок, которыми некоторые верующие пугают — о том, что животные делают тут свои дела. Не делают. Вот сейчас он захочет сделать дела и выйдет из храма. Они все у нас стерилизованные, меток не оставляют. Стерилизация стала самым сложным вопросом «Живого уголка». С одной стороны, это вмешательство в дела Божьи. Покуситься на такого рода операцию — это… Но они начали плодиться у нас в неимоверных количествах, мы послушали нашего прихожанина ветеринара и согласились на стерилизацию. В городе животные плодятся на погибель, и это дело рук человеческих. Такие операции сокращают количество бездомных животных автоматически. Да, в Библии написано — плодитесь и размножайтесь. Но разве человек, который нарушает Закон Божий, не нарушает законов милосердия? Верующий человек не хочет замечать страданий животных, он от бездомного животного отвернется. А отворачиваться не надо — это творение Божие, и Господь это творение создал Себе в радость. Я сейчас не от лица церкви говорю, а от себя лично — от лица человека, у которого много животных.

В храме — долгое эхо. Щербет спрыгивает на пол. Ряса отца Петра в рыжей шерсти. Кот важно идет к выходу. Час неурочный, так поздно в храме отец Петр редко задерживается. А у котов, посещающих службы, — внутренние часы. Щербет, Кутузов и Сентябрь знают, когда в храм заходить, а когда выходить из него, чтобы разойтись до следующего дня по своим тейпам.

Отец Петр выходит за храмовый забор. Воздух холодный. Где-то тут в последний раз прошел отец Александр — к телеге, готовой тронуться на Бутовский полигон. Спокойно встал и пошел. Вернувшись из ссылки, он ждал, когда за ним придут. А следователю сказал, отвечая на обвинения сторожа и рабочего: «Таких разговоров я не вел и вину свою отрицаю». Крайне положительных качеств священником был Александр Агафонников. В кармане рясы отца Петра Дынникова — телефон, а в телефоне фотография из архива: «Выписка из Протокола заседания судебной тройки при Управлении НКВД СССР. 10 сентября 1937 год. Слушали: Дело № 8546 по обвинению Агафонникова Александра Владимировича 1881 г. р., служитель культа, священник, судим в 1927 году по ст. 58 п. 10 УК. До ареста — священник в с. Лемешово Подольского района, там же и проживал. Обвиняется в к/р деятельности. Постановили: Агафонникова Александра Владимировича — РАССТРЕЛЯТЬ».

Отец Петр поднимает лицо к небу над селом Лемешово Подольского района. Там — луна. Там — речка. Старая луна. Старая речка. Старое небо. Старая земля. Старое творение. Все то же. Но когда-нибудь младенец протянет руку над гнездом змея. Волк подойдет к теленку. Медведица станет пастись с коровой. Рухнет, как стена, и исчезнет недоверие между человеком и животным. Такое уже было — в видениях пророка Исайи.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Вася Ложкин и страшная еврейская тайна Вася Ложкин и страшная еврейская тайна

Вася Ложкин и страшная еврейская тайна

Русский репортер
10 автомобильных моторов, по которым мы скучаем 10 автомобильных моторов, по которым мы скучаем

Лучшие автомобильные двигатели, которые ушли слишком рано

Популярная механика
Земная палитра Земная палитра

Творец одарил Киргизию, смешав белизну горных пиков, зелень степей и воду озер

Quattroruote
Опасные связи. Почему в деле об изнасиловании виновата жертва Опасные связи. Почему в деле об изнасиловании виновата жертва

Почему общество часто оправдывает мужчин, обвиняемых в изнасиловании

Forbes
Какая обувь поможет привлечь внимание таинственной незнакомки? Какая обувь поможет привлечь внимание таинственной незнакомки?

Ответ есть в рекламной кампании Principe di Bologna

GQ
Huawei Kirin 980: на что способен мобильный процессор нового поколения Huawei Kirin 980: на что способен мобильный процессор нового поколения

Kirin 980 - первый в мире мобильный процессор, изготовленный по 7-нм техпроцессу

CHIP
Ты узнаешь его из тысячи: гадаем на суженого по его свитеру Ты узнаешь его из тысячи: гадаем на суженого по его свитеру

Гадаем на мужчин по свитерам

Cosmopolitan
Провансаль уйдет к «Русагро» Провансаль уйдет к «Русагро»

На рынке масложировой продукции начался передел

Эксперт
Непрощённый Непрощённый

Почему адмирал Колчак не реабилитирован до сих пор

Дилетант
Сечин обвинил в росте цен на бензин коррупцию и независимые АЗС Сечин обвинил в росте цен на бензин коррупцию и независимые АЗС

Сечин обвинил в росте цен на бензин коррупцию и независимые АЗС

Forbes
Тест и обзор Asus Zenbook UX331UN: шикарный спутник с мягким характером Тест и обзор Asus Zenbook UX331UN: шикарный спутник с мягким характером

Результаты тестирования Asus Zenbook UX331UN

CHIP
«Спасибо, что уволен!» «Спасибо, что уволен!»

Как пережить внезапное увольнение с минимальными потерями для себя

Psychologies
7 потрясающих киносцен, снятых без монтажных склеек 7 потрясающих киносцен, снятых без монтажных склеек

7 потрясающих киносцен, снятых без монтажных склеек

Maxim
Тест процессора AMD Ryzen Threadripper 2990WX: сказочно хорош Тест процессора AMD Ryzen Threadripper 2990WX: сказочно хорош

AMD Ryzen Threadripper 2990WX

CHIP
Разрыв шаблона Разрыв шаблона

Интерьер как гармоничная среда для современного человека

SALON-Interior
Правила жизни Тимура Бекмамбетова Правила жизни Тимура Бекмамбетова

Режиссер, Москва, 57 лет

Esquire
5 автомобилей-амфибий, которые вы можете купить прямо сейчас 5 автомобилей-амфибий, которые вы можете купить прямо сейчас

Прямо сейчас можно купить автомобиль-амфибию, причём выбор достаточно велик

Популярная механика
Технологии против разгильдяйства: как умный поиск меняет бизнес Технологии против разгильдяйства: как умный поиск меняет бизнес

На что тратят больше всего времени менеджеры компаний

Forbes
Успех не для всех Успех не для всех

Как многие дети-актеры, Эшли и Мэри-Кейт Олсен рады, что ушли из кино

StarHit
Совершенство эстеровых технологий Совершенство эстеровых технологий

Слово Эстер ассоциируется с гармоничностью и совершенством

Популярная механика
Сумасшедшие поневоле: женщины самой известной психиатрической клиники Сумасшедшие поневоле: женщины самой известной психиатрической клиники

«Бедлам» стало именем нарицательным

Cosmopolitan
Hyundai Santa Fe Hyundai Santa Fe

Hyundai Santa Fe. Ставка на комфорт, безопасность и премиальное качество

Quattroruote
Папа может?.. Папа может?..

Как развить отцовский инстинкт у мужа

Лиза
Природа женщины: в ГУМе открылась выставка нижнего белья от «Эстель Адони» Природа женщины: в ГУМе открылась выставка нижнего белья от «Эстель Адони»

5 ноября в ГУМе открылась выставка Nature de la Femme («Природа женщины»)

Cosmopolitan
Шесть заблуждений о свиданиях после пятидесяти Шесть заблуждений о свиданиях после пятидесяти

Развенчиваем мифы, мешающие женщинам строить личную жизнь после 50 лет

Psychologies
5 рэперов, которые встретили будущих жен в школе и институте 5 рэперов, которые встретили будущих жен в школе и институте

5 рэперов, которые встретили будущих жен в школе и институте

Cosmopolitan
Социальное неравенство в России достигло минимума с 2006 года Социальное неравенство в России достигло минимума с 2006 года

Зафиксирован самый низкий уровень социального неравенства в России с 2006 года

Forbes
Тест и обзор HP Pavilion 15: мощный, но шумный ноутбук Тест и обзор HP Pavilion 15: мощный, но шумный ноутбук

Тест и обзор HP Pavilion 15: мощный, но шумный ноутбук

CHIP
30 великих кинонаставлений, достойных «Оскара» 30 великих кинонаставлений, достойных «Оскара»

Самые практические лайфхаки, которые дают наши с тобой любимые киногерои

Maxim
Медуза-гейт: активистка Лиза Лазерсон объясняет, почему всех так задел скандал с сексуальными домогательствами в «Медузе» Медуза-гейт: активистка Лиза Лазерсон объясняет, почему всех так задел скандал с сексуальными домогательствами в «Медузе»

Почему всех так задел скандал с сексуальными домогательствами в «Медузе»

Esquire
Открыть в приложении