Если артисты раздеваются, значит, это кому-нибудь нужно

Русский репортерКультура

Найденыши

Голые и смешные

Если артисты раздеваются, значит, это кому-нибудь нужно

Вот, пиписьки, вы говорите. Лабает он сомнительные постановки, да на наши же деньги. А еще оголенные задницы. И тоже — из бюджета. Негодяй, растлитель нравов. И где она, эта воспитательная функция театра, спрашиваете вы.

У супруги моей есть в Москве театральное ателье. Недавно ей заказали несколько ростовых гуттаперчевых кукол-девушек. Ну, заказали и заказали. Каких только спектаклей теперь не ставят. Ладно. Работа по эскизам сделана, заплатили отлично. Проходит время. Кукол приносят обратно. Не могли бы вы их отреставрировать, говорят. Смущенно так говорят, как будто даже отводя глаза в сторону. А те действительно какие-то расхристанные. У одной рука едва не оторвана, у другой грудь набок травматически съехала. Помада алая по всему лицу размазана. Словно их били или чего хуже. Слово за слово — выясняется, что это участницы мюзикла в модном иммерсивном стиле, предполагающем активное вовлечение зрителей в представление. Называется «Черный русский», поставлен по пушкинскому «Дубровскому». И да — зрителям там дают сексуальную волю, с куклами-девушками они творят что нафантазируют.

Так художник увидел, как говорится. И он в своем праве. У нас свободная страна.

В прошедшем театральном сезоне между тем это был едва ли не самый коммерчески успешный проект. Билеты стоили в среднем пять тысяч рублей, в праздничные новогодние дни доходило до пятнадцати тысяч. Раскупались мгновенно.

Кем раскупались? Кем, кем! Да вами и раскупались. Или можно подумать, что залы набиваются сплошь Чулпан Хаматовыми, Улицкими, Быковыми и всеми, кто приходил поддержать мастера театра к зданию суда? Ну, тогда им пришлось бы раз по десять на каждый спектакль ходить. А такого даже они не выдержали бы.

И ведь это не сегодня все началось, не вчера. Тысячелетия назад.

Раз было, когда в конце прошлого тысячелетия я работал в еженедельнике «Культура», — приболела у нас театральный критик. Мне предложили: «Ее билет в “Ленком” пропадает — не хочешь сходить?» «Отчего ж не сходить — схожу, — отвечаю, — тем более даром». Давали один из премьерных спектаклей под названием «Мистификация». Об этой постановке тогда много говорили, обсуждали мастерство драматурга Нины Садур и режиссера Марка Захарова, которые по мотивам гоголевских произведений тонко намекнули на российскую актуальность. Самый дешевый билет стоил огромные по тем временам сто долларов. Но уже был раскуплен и партер. Аншлаг, словом.

Зал — в предвкушении. Чичикова играет артист Дмитрий Певцов. На одной из летучек в нашей газете кто-то назвал его статуарным гимнастом. Павел Иванович в его исполнении действительно сразу больше напомнил мне спортсмена, чем коллежского советника в отставке. Но я к этому был готов.

А далее начались проверки на прочность моей веры в то, что театральное искусство есть особая форма общественного сознания.

Пушкин в виде нечистой силы? Ну, предположим. Перестрелка а-ля «спецназ-шоу» в имении Ноздрева? Хорошо, пусть будет. Панночка женит на себе Певцова и рожает ему мертвое дитя? Так и быть.

Чубарый чичиковский конь-подлец заговорил нечеловечьим голосом и хочет овладеть хозяином в миссионерской позе? А вот это уже перебор, ребята, это уже невыносимо.

Я покинул зал прямо посреди эмоционального монолога какого-то живого мертвеца, благо мое место находилось почти с краю.

В фойе не было ни души. Ни мертвой, ни живой. Я раздраженно размышлял о том, хватило бы у меня лихости вот так же уйти со спектакля, если б заплатил за него из своего кармана, и какой это все-таки ловкий рыночный ход — высокая стоимость билета.

Потом я долго ждал, пока обнаружится какая-нибудь из гардеробщиц, чтобы забрать свою одежду. Они пили чай в комнате отдыха, совершенно убежденные в том, что до первых звуков овации никто из зрителей не появится.

На мое учтивое, многократно повторенное «кхе-кхе» вышла, наконец, продравшись сквозь состоятельные шубы и пальто, приветливая старушка.

— Может быть, врача вам позвать? — обеспокоенно спросила она, взглянув на меня.

— Зачем?

— Вы же морщитесь. Я же вижу, как вам плохо.

После я несколько лет театров избегал. Думаю, имела место психотравма.

Ну не ходите вы тогда на эти спектакли, не смотрите! Глядишь, мастера театра и стали бы вместо пиписек и оголенных задниц пусть хоть Дориана Грея ставить, зато одетого, в скучных фраках первоисточника.

Но вы ведь и ходите, и смотрите.

Это как с порнушкой. Все балуются, всем нравится, однако никто не признается.

Помню, на книжной ярмарке в спорткомплексе «Олимпийский» тертый дядька на раскладном столике торговал всего двумя наименованиями: старыми журналами «Плейбой» и новыми лупами различных размеров. Вот это я понимаю: ни грамма лицемерия, а также — верх маркетинга.

Что же касается воспитательной роли театра, то здесь никогда не угадаешь, в какую сторону заведет. То ли освободит, то ли наоборот.

Тут одной знакомой, театральному работнику, сын-подросток заявил: не верю, дескать, в Бога. Что ей, православной, делать? Она взяла и купила ему билет на рок-оперу «Иисус Христос — суперзвезда». Пришла в театр и спрашивает:

— Кто у нас Иисуса играет в следующем спектакле?

— Коля, — отвечают ей.

Она находит артиста:

— Коля, ты уж постарайся — дай слезу. Очень надо.

В этот момент подходит Мария Магдалина и говорит скорбно:

— И мой — тоже.

— Что — тоже?

— Не верит.

В общем, решили дамы объединиться и посадить неверующих юношей вместе прямо перед сценой — чтобы Коле удобнее было воздействовать на них силой и правдой своего искусства.

Вот, ждем пока — как сработает.

Игорь Найденов, репортер
Иллюстрация: Хадия Улумбекова

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Все, что нужно знать о «Бегущем по лезвию 2049» Все, что нужно знать о «Бегущем по лезвию 2049»

Все, что нужно знать о «Бегущем по лезвию 2049»

Esquire
Учтенный друг: что нужно знать о регистрации домашних животных в Подмосковье Учтенный друг: что нужно знать о регистрации домашних животных в Подмосковье

Как зарегистрировать питомца в Подмосковье и для чего это нужно

Forbes
Немного науки в арктической воде Немного науки в арктической воде

Что исследователи знают о косолапых пловцах

Weekend
Первая среди равных Первая среди равных

Мысли и наблюдения первой женщины-победительницы в кругосветной гонке

Y Magazine
На всякий случай На всякий случай

Как работает система страхования в спорте

Ведомости
10 забытых триллеров 90-х, которые и сегодня смотрятся современно 10 забытых триллеров 90-х, которые и сегодня смотрятся современно

Крепкие фильмы, которые остались в тени Квентина Тарантина и Мартина Скорсезе

Maxim
Женщины, которые нас вдохновляют: писательницы, руководительницы, исследовательницы, — о своих героинях Женщины, которые нас вдохновляют: писательницы, руководительницы, исследовательницы, — о своих героинях

Женщины поделились историями о тех, кто больше всего их вдохновляет

Psychologies
Аслан Шукаша: «Делиться планами — опасно!» Аслан Шукаша: «Делиться планами — опасно!»

Аслан Шукаша: как он выходит из тупиков и на какие вопросы не отвечает публично

ЖАРА Magazine
Уральский микс Уральский микс

На мой взгляд, напитки все же должны оставаться на втором плане

Bones
Символ на перекрестке современных философий Символ на перекрестке современных философий

Знак — это условность, которая превращает отдельные вещи в их меру

Знание – сила
Есть контакт Есть контакт

Как установить и почувствовать связь со своим телом

Grazia
Леди Гага от декаданса: как маркиза Луиза Казати стала королевой эпатажа Леди Гага от декаданса: как маркиза Луиза Казати стала королевой эпатажа

Как середине XX века итальянская аристократка стала Леди Гагой своего времени

Правила жизни
Лариса Долина: «Я всегда верила в то, что моя звезда загорится» Лариса Долина: «Я всегда верила в то, что моя звезда загорится»

Лариса Долина не скрывает – в своей жизни она столкнулась со многими трудностями

Добрые советы
«Дорожная карта» для наблюдений за погодой «Дорожная карта» для наблюдений за погодой

Минсельхоз совместно с Росгидрометом планируют развивать систему метеостанций

Агроинвестор
Актер сериала «Универ. Молодые» Влад Прохоров рассказал, какие качества в девушках ценит больше всего Актер сериала «Универ. Молодые» Влад Прохоров рассказал, какие качества в девушках ценит больше всего

Актер Влад Прохоров рассказал о своих главных требованиях к девушкам

VOICE
Наш паровоз вперед летит Наш паровоз вперед летит

Одна из новинок проката — фильм режиссера Андрея Волгина «Красный шелк»

Монокль
Я — сноб: коллекционер Антон Козлов Я — сноб: коллекционер Антон Козлов

Коллекционер Антон Козлов — про искусство собирать современный арт

СНОБ
Шаги на чердаке: жуткая история о нераскрытом убийстве в Хинтеркайфеке Шаги на чердаке: жуткая история о нераскрытом убийстве в Хинтеркайфеке

Более 100 лет назад на ферме Андреаса Грубера произошла страшная трагедия

ТехИнсайдер
Ген ожирения объединил людей с собаками Ген ожирения объединил людей с собаками

Ученые выявили у собак ген, связанный с развитием ожирения

N+1
Само совершенство Само совершенство

Что скрывается за яркой внешностью и почему мы пытаемся этим поднять самооценку

Лиза
Едва знакомы Едва знакомы

«Едва знакомы» — проект, объединяющий людей за киноужинами

Seasons of life
Семейные ценности Семейные ценности

«Тюдоры»: хорошая интрига важнее историчности, а легенды сильнее реальности

Дилетант
Кладовая солнца Кладовая солнца

7 способов сделать темную квартиру светлее

Лиза
Восстанавливая цвета: как реконструируют окраску вымерших животных. Часть 1. Членистоногие и моллюски Восстанавливая цвета: как реконструируют окраску вымерших животных. Часть 1. Членистоногие и моллюски

Как ученые реконструируют внешний вид древних беспозвоночных

Наука и техника
Пойдем копать картошку Пойдем копать картошку

Парадоксально, но не каждый умеет обращаться с уважаемым продуктом — картофелем

Bones
В разряде достаточно рентабельных В разряде достаточно рентабельных

Сокращение урожайности снизило доходность сахарной свеклы

Агроинвестор
Галилея 2000 лет назад Галилея 2000 лет назад

«Земля Галилейская» во времена Иисуса

Знание – сила
Беззубый театр Беззубый театр

Наступило время театра беспроблемного и потому бесчеловечного

Знание – сила
Антон Рогачёв: «Прежде всего мы стремились играть людей» Антон Рогачёв: «Прежде всего мы стремились играть людей»

Актер Антон Рогачёв про взаимоотношения с фэнтези и любовь к истории

Grazia
Честность как концепция Честность как концепция

Как шефы относятся к чистоте концепции и что в целом думают о честной позиции?

Bones
Открыть в приложении