Фильмы
Мнение: С кисетом было трудненько
Владимир Сорокин — на сегодняшний день, наверное, единственный русский писатель, так точно описывающий и понимающий (а часто и предугадывающий) российскую действительность. Начиная с дебюта, повести «Очередь», выпущенной в Париже в 1985 году, он все время попадает в нерв и наступает на мозоли. Отсюда и повышенное внимание КГБ, и массовое выбрасывание проправительственной молодежной организацией «Идущие вместе» его романа «Голубое сало» в декоративный унитаз прямо напротив Большого театра в 2002 году. Сегодня Cорокин вполне заслуженный литератор, лауреат премий, автор многочисленных пьес и сценариев. Более того, его имя часто упоминается в разговорах: фразы «в духе Сорокина», «типичная сорокинщина» применяются к ситуациям каждодневного бытового абсурда.
В документальном фильме Ильи Белова и Юрия Сапрыкина есть очень показательный и важный рассказ писателя про его час тые избиения в детстве ребятами из пролетарских семей. Однажды его ударили по лицу в туалете, тут же прозвенел звонок на урок, и он увидел, как на подоконник капает его кровь, прямо на накарябанный стишок про недокуренный бычок. Подобное ощущение звона в ушах от льющейся крови и языковых игр оставляют и его лучшие романы — как, например, «Норма» с ее эталонными «Падежом» и «Письмами Мартину Алексеевичу». Кроме рассказов про детство и отношения с родителями, фильм интересен прежде всего архивными съемками. Вот Сорокин и голый художник-концептуалист Андрей Монастырский дурачатся, взгромоздившись на шкаф. Вот писатель обсуждает с читателями русский мат, а вот его дочкиблизняшки вспоминают о жутковатой встрече на улице. Остальное в принципе известно по интервью, но в качестве базового видеогида «все, что вы хотели знать о Сорокине, но боялись спросить» фильм получился вполне удачным. Отдельно стоит отметить операторскую работу Михаила Кричмана, снимавшего все фильмы Андрея Звягинцева. Кстати, спотыкающаяся речь писателя, явно сглаженная монтажом, как нельзя лучше подходит его неспешным размышлениям.
Сорокин трип
Режиссер Илья Белов
С 12 сентября
90 мин
Работа без авторства
Режиссер Флориан Хенкель фон Доннерсмарк
Красочно и с размахом снятая сага о жизни и творчестве художника Курта Барнерта (вольное переосмысление биографии великого художника Герхарда Рихтера) в исполнении Тома Шиллинга — от детства в фашистской Германии до любви к прекрасной девушке в Германии советской, бегства из ГДР в ФРГ и обретения славы. В роли жестокого нацистского доктора, сторонника евгеники и отца возлюбленной Курта, — талантливый Себастьян Кох («Черная книга» Верховена).
Коко-ди коко-да
Режиссер Йоханнес Нюхольм
Переживающая кризис после смерти ребенка семейная пара приезжает отдохнуть на природе (привет, «Антихрист» фон Триера). Ночью к ним в палатку наведывается совершенно линчевское трио (гротескный пожилой франт с тростью и собакой, дебиловатый здоровяк и девица в ночнушке, похожая на одну из «девочек Мэнсона») и устраивает им своеобразную «ночь длинных ножей». Фильм шведа Нюхольма похож сразу и на «Забавные игры» Ханеке, и на «Реинкарнацию» Астера, где тоже показан крах отдельно взятой семьи.
Дефолт
Режиссер Чой Кук Хи
Южная Корея, 1997 год. На страну неумолимо надвигается финансовый кризис. Си Хен, руководительница отдела денежно-кредитной политики Банка Кореи, отчаянно пытается исправить ситуацию, но сталкивается с враждебностью и недоверием как коллег, так и членов правительства. Инвестор Юн Чон Хак не упускает шанс неплохо заработать на кризисе. А частный предприниматель Гап Су на свою голову принимает от заказчика вексель вместо наличных и в ужасе наблюдает, как его бизнес летит под откос. Финансовый триллер в духе «Игры на повышение» поначалу может вызвать оторопь от количества узкоспециальных терминов, однако режиссеру все же важнее люди, а не графики и цифры — так что даже тем, кто далек от мира векселей и ссуд, будет интересно.
Куда ты пропала, Бернадетт?
Режиссер Ричард Линклейтер
Бернадетт Фокс (Кейт Бланшетт) была когда-то подающим надежды архитектором, но после неудачи с выстраданным проектом живет в Сиэтле с мужем (Билли Крудап) и 15-летней дочкой-школьницей. Их дом разваливается на части, по соседству проживает ненавистная дама из школьного совета (забавная Кристен Уиг), муж-работоголик придумывает для «Майкрософт» новые телепатические гаджеты и всегда занят — в общем, жизнь не то чтобы полна радостей. История завзятой социопатки напоминает поначалу другое кино с Бланшетт, «Жасмин» Вуди Аллена, но очень быстро превращается в комедию с агентом ФБР и русскими интернет-мошенниками.
Фотографии: cdkino/facebook.com; Ten Letters (2); Capella Film; ПРОвзгляд; Вольга (2)
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl