Почему группа ГШ (Glintshake) рада ускользающему успеху

Русский репортерКультура

Культура / Музыка

«Если ты отрицаешь новую музыку, ты состарился»

Почему группа ГШ (Glintshake) рада ускользающему успеху

Текст: Анна Рыжкова

С 7 по 9 июля в Петербурге, на Елагином острове, пройдет международный музыкальный фестиваль Stereoleto. Одним из его хедлайнеров станет молодая группа «ГШ» (Glintshake) — наследники традиции западного альтернативного рока, недавно запевшие на русском языке. «Русский репортер» поговорил с вокалисткой группы Катей Шилоносовой и гитаристом Женей Горбуновым о независимом творчестве в России, ловушке чужих ожиданий, Римском-Корсакове и вдохновении, которое пробуждает наружная реклама

 

Перед тем как записать русскоязычную программу, вы несколько лет четко ориентировались на американский альтернативный рок 90-х. За что вы любите музыкальную культуру США?

Женя: Мне нравится романтизация Штатов: вокруг этой страны всегда есть магический ореол, который будоражит умы землян. При этом американские независимые музыканты, как правило, очень расслабленные, не заносчивые люди — пишут музыку, как душа лежит, и не стараются казаться круче, чем они есть на самом деле. Это очень здоровый подход, когда желание делать музыку сильнее амбиций. Если сравнивать, как обстоят дела с музыкой в Америке и в России, разница не очень велика (нас не интересует индустрия мейнстрим-монстров — мы от нее далеки примерно так же, как от нефтяной промышленности); независимым музыкантам везде непросто. Аудитория растет медленно, достучаться до новой публики сложно, сколько людей придет на концерты — не предугадаешь. И все нужно делать самим: записи, видео, промо. Но в Москве, по крайней мере, лучше с гонорарами: нормальный американский гонорар — это половина московского. Зато в Америке есть музыкальные СМИ, которые влияют на весь мир, а у нас — нет.

А в России что является таким показателем уровня музыканта?

Катя: Если бы «Афиша» писала о музыке в том же духе, как раньше, у нее был бы большой авторитет за рубежом. Сейчас «Афиша» практически умерла. Людям на Западе сложно что-то узнать о русской сцене. Меня постоянно просят: «Расскажи, пришли…» Но я же не медиаплатформа.

Женя: И все равно из групп, которые в 2007 году преподносились в СМИ как очень перспективные, по-моему, не существует ни одной. Музыкальные журналисты в начале 2000-х видели какие-то внешние проявления, видели в музыке какой-то оригинальный месседж, и этого было достаточно. Импульсивная журналистика писала: «Вот, послушайте, очень важная группа!». А потом через полгода выяснялось, что группа-то совсем не важная: не умеют играть живьем, к тому же каких-то глупостей наговорили в интервью… И обязательно надо было придумывать какое-нибудь журналистское название «новому» явлению. Например, как Шурик Горбачев делал: «анти-груша», «хипстер хауз». Все это, конечно, весело, но похоже на игру. Эта музыка берет внешними проявлениями, а не, скажем, глубиной исследования фольклора.

Вы говорили про месседж группы. Как вы формулируете свой?

Женя: Есть месседж, который нельзя взять и описать с социальной точки зрения, хотя все мы как бы подключены в одну современную розетку и от нее питаемся. Даже если ты настоящий эскапист и у тебя совсем абстрактные фактуры, месседж все равно чувствуется на каком-то внутреннем уровне. Если ты можешь объяснить свою музыку, когда спросят, это уже очень хорошо. А «ГШ» — как НИИ. Мы исследуем явления, но ни в коем случае не экспериментируем, потому что эксперимент — удел новичков.

Что же является предметом вашего исследования?

Женя: Нас вдохновляют такие вещи, как наружная реклама вдоль дорог в пригороде с надписями «металлочерепица». Она вызывает противоречивые чувства и имеет очень мощный визуальный посыл, орет на тебя с этих баннеров. Смотри — поддоны! И вот ты и ненавидишь ее, и рядом с ней живешь. Мы начинаем думать, какие ощущения это вызывает на уровне эмоций, на уровне социального исследования. Все эти баннеры построены по принципам, который определил народный разум. Никто не пытается избегать канонов, иначе ты не продашь бетонные смеси. Этот рынок максимально отстранен от креатива: надо показать товар лицом и сделать надпись — все!

А вам никогда не приходилось «продавать бетонные смеси»?

Женя: Случается. Когда ты берешь какой-то сгусток энергии, шмяк его — и вот тебе произведение. Мы стараемся, чтобы часть песни получалась именно так.

Катя: У нас очень понятные послания. Они — в умении быть самоироничными даже в лютом хаосе. Мне кажется, что в нашей стране без этого не выжить: если нами овладеет упадничество, то можно окосеть. Я человек-мажор, я ничего не могу сочинить в миноре. Наверное, потому, что аккорд русской души «ля-минор», русский рок не находит отклика в моей душе — чересчур тоскливый. Вместо «ля» я выберу «до», даже если начну в миноре, обязательно скачусь в мажор. «ГШ» не может петь серьезно о том, что все плохо. Мы также исследуем, как поп-музыка нынешняя отсылает к другим музыкальным явлениям в нашей стране, восстанавливаем преемственность. Просто чтобы вести какие-то исследования и рефлексировать, без самоиронии невозможно.

А над чем в себе вы иронизируете?

Катя: Над дурацкими привычками, над особенностями русского характера… Мне кажется, мы иронизируем даже над тем, чем сами занимаемся, потому что мы выбрали не самый простой путь! Если ты серьезно переживаешь по поводу того, что собираешь маленький зал, а в душе мечтаешь собрать стадион, можно и с катушек слететь.

Женя: Некоторые думают, что их история начинается с того, что они собирают первые тысячные залы. На самом деле все начинается с первой осмысленной песни.

Катя: Или с момента, когда ты ушел из основной профессии и сказал, что теперь будешь работать только на себя и заниматься музыкой.

Женя: Это как уход в монастырь.

Вы тоже в душе мечтали собирать стадионы?

Катя: Я недавно подумала, как скучно жить большим поп-звездам. Мы проезжали Лос-Анджелес, и около стадиона висела огромная афиша с Леди Гагой. Нам до такого стадиона расти и расти, а эти американские исполнители мир измеряют не маленькими площадками — огромными стадионами. Это скучно! Все нюансы — мимо тебя, пока ты захватываешь огромный кусок земли. А дальше — невозможно же сыграть сразу для всего земного шара. Концерт в космосе? Во время тура по США мы путешествовали вчетвером на машине. А они так не могут сделать — на них люди нападут.

Женя: Это ненормальная, нездоровая ситуация.

Но для вас условный стадион тоже был бы показателем успеха?

Катя: Об этом интересно думать, пока ты еще не можешь собирать такую аудиторию. Но когда ты уже достигаешь этого уровня, интерес пропадает, воспринимаешь как должное. Поэтому мне нравится только наслаждаться мыслью об этом.

Женя: Если честно, я рад, что успех от нас постоянно немного ускользает. Мы очень медленно наращиваем аудиторию. Это дает гораздо больше свободы — терять ведь особо нечего. Хорошо, когда аудитория не берет тебя в плен и ты можешь позволить себе вдруг выпустить фриджазовый альбом, например.

Катя: Певица Граймс как-то говорила, что выпустила бы дроун-альбом (дроун — жанр в академическом минимализме. — «РР»), но ее никто не поймет. А я бы очень обрадовалась, если бы она смогла записать такой диск: не всегда же петь поп-песни! Беда как раз в том, что в моем представлении Граймс вполне может себе позволить делать дроун-музыку, а в ее представлении — уже нет.

Женя: Это ловушка чужих ожиданий и первый шаг к плохому альбому.

Вы позволили себе записать программу на русском языке. Почему появилась такая потребность?

Женя: Когда мы делали альтернативный рок, мы просто получали удовольствие. В какой-то момент поняли, что выросли из этого подхода, перестали быть ролевиками и решили искать свой музыкальный язык, аутентичность. Так мы пришли к русскому языку. Музыка стала тоже очень сильно меняться, потому что русский имеет свой ритм и особенную фонетику. Мы не пытаемся сделать так, чтобы русский язык звучал как какой-то другой, подобно некоторым рэперам или поп-исполнителям. Поэтому у нас он получается рубленым, бьющим по голове. Мы вдохновляемся русской словесностью, в том числе косноязычной. Слова отражают народное бессознательное. Некоторым кажется, что мы превратились в конъюнктурщиков, когда стали петь на русском языке, но, по-моему, наоборот, мы стали еще более дикими!

Катя: Первое время было непривычно: я никогда не пела на русском языке. Он у меня ассоциировался только с музыкальной школой, с романсами.

Женя: Важно вовремя понять, что русская культура не сводится к частушкам, мы не захотели игнорировать большой ее пласт — XX век. Но помимо композиторов русского авангарда меня вдохновляет, например, Римский-Корсаков. Он составил сложные формы, в которых использовались фольклорные мотивы (например, опера «Садко»). Шостакович тоже крутой, но очень сложный: я пока разобрался только в его струнных квартетах, иногда слышу эти мотивы в наших импровизациях. Главное — не выдавать себя за тех, кем не являешься. У нас было много групп, которые пытались изобразить кокни-акцент. Это пошлятина, стадия идеализирования чужой жизни. Например, любитель брит-попа думает, что лучшее место в мире — Великобритания, лучшая музыка в мире — брит-поп. Но если бы они жили там, любили бы финский хэви-метал и думали: «Вот бы родиться в Финляндии».

Вы тоже прошли эту стадию?

Катя: Пока ты сидишь в своей стране, всегда кажется, что где-то в другом месте лучше. В общей сложности я пробыла в Америке полгода и поняла, что везде одно и то же. Но в России все ярче. Как оголенные провода — красиво и опасно. Живешь без подушки безопасности, как только останавливаешься — погибаешь.

Женя: Если Катя остановится, ей нечем будет платить за квартиру.

Катя: Моя самая главная фобия — стать бомжом. Мы жили какое-то время на Пролетарской, я всякого насмотрелась. Очень страшно: меня и бомжа условно разделяли два метра. Страшно проявить слабость, запустить себя. Когда я переехала из Казани в Москву и отказалась от работы архитектором в пользу музыки, чувствовала, будто из рогатки меня запустили в открытый космос… Никто же не ждет от меня нового альбома: пока сама не запишу, он не появится! Это как ходить в спортзал: там работаешь над телом, в моем случае — над делом. Разница в одну букву. Если ты качаешь пресс, он обязательно появится у тебя, а не у твоего друга. А вторая фобия — «состарпериться», то есть перестать воспринимать новое. Если ты заранее отрицаешь новую музыку, даже не слушая ее, значит, ты состарился. Нужно давать всему шанс! Наверное, по этой причине и моя привязанность к мажору стала тяготить, потому что это тоже своего рода отрицание и ограничение.

Фотографии: Митя Кушелевич

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

На своем веку На своем веку

Дельные советы о том, как правильно взрослеть и стареть, не делая глупостей

Playboy
Джонни, бегут Джонни, бегут

Как тяга к красивым цифрам заставила Антона Иванова пробежать 42 км в 42 года

Men Today
В одной лодке В одной лодке

Что нужно, чтобы начать заниматься академической греблей?

Y Magazine
Система Юпитера: рождение пожирателя миров Система Юпитера: рождение пожирателя миров

Юпитер огромен. Настолько, что сухие цифры его величия ни о чем уже не говорят

Наука и техника
Сыр Сыр

Сыр – один из древнейших продуктов, который люди научились делать

Здоровье
«Чувствовала себя коровой»: как грудное вскармливание становится для женщин проблемой «Чувствовала себя коровой»: как грудное вскармливание становится для женщин проблемой

Что переживают женщины, которые только начинают грудное вскармливание

Forbes
Через гены к экономической эффективности Через гены к экономической эффективности

В России создается собственная база данных для генотипирования КРС

Агроинвестор
8 профессий, которые нормально освоить мужчине (вопреки стереотипам) 8 профессий, которые нормально освоить мужчине (вопреки стереотипам)

«Женские» профессии, которые становятся все более актуальными и подойдут мужчине

Maxim
«Я живу свою жизнь»: о чём мечтает и к чему стремится серебряный призер Паралимпийских игр в Париже в 2024 Зоя Щурова «Я живу свою жизнь»: о чём мечтает и к чему стремится серебряный призер Паралимпийских игр в Париже в 2024 Зоя Щурова

Как живут люди с диагнозом Spina bifida? Рассказала паралимпийская чемпионка

VOICE
Неарийские корни Неарийские корни

Автор романа «Почётные арийки» — о том, почему он взялся за эту сложную тему

RR Люкс.Личности.Бизнес.
«Мы запустились на чистом энтузиазме, денег не было совсем»: режиссер Иван Соснин о фильме «Пришелец» «Мы запустились на чистом энтузиазме, денег не было совсем»: режиссер Иван Соснин о фильме «Пришелец»

Режиссер Иван Соснин — о любви к фантастике и недоверии к компьютерной графике

СНОБ
10 маминых фраз, которые помогают во взрослой жизни 10 маминых фраз, которые помогают во взрослой жизни

Что говорить ребенку, чтобы он вырос гармоничным и счастливым человеком?

Psychologies
Принципы качественного онлайн-обучения: как выбрать онлайн-курс, который реально научит Принципы качественного онлайн-обучения: как выбрать онлайн-курс, который реально научит

Как подобрать онлайн-обучение, которое захочется пройти до конца?

Inc.
Порно и предубеждение Порно и предубеждение

«Соперники»: чисто английские 1980-е

Weekend
Обзор Geely Tugella: плюсы и минусы, комплектации, фото Обзор Geely Tugella: плюсы и минусы, комплектации, фото

Купе-кроссовер Geely Tugella: что стоит знать о нем

РБК
Болотный хлопок Болотный хлопок

Пушица — растение с мягким пушком, которое растёт на болотах

Наука и жизнь
«Она была актрисою» «Она была актрисою»

О своих страхах и надеждах, красоте и эпохе рассказала актриса Ангелина Стречина

OK!
Чистое место: как убираться в ванной и туалете правильно Чистое место: как убираться в ванной и туалете правильно

Лайфхаки по уборке ванной и туалета

Новый очаг
Зачем Трампу столько власти Зачем Трампу столько власти

Откажется ли Дональд Трамп, став президентом, от революционной тактики?

Монокль
Умирающая хромосома Умирающая хромосома

Y-хромосома — cамая маленькая в человеческом геноме, она продолжает уменьшаться

ТехИнсайдер
Это у нас семейное: что происходит с институтом семьи и брака? Это у нас семейное: что происходит с институтом семьи и брака?

Успевают ли семейные отношения за стремительно меняющимся миром?

Правила жизни
Искусственный интеллект в деле Искусственный интеллект в деле

6 возможностей нейросетей в быту: подсказки от эксперта

Лиза
Без желания нравиться и чувства долга: как навык говорить «нет» делает жизнь лучше Без желания нравиться и чувства долга: как навык говорить «нет» делает жизнь лучше

Как научиться отстаивать свои интересы и границы с коллегами и близкими

Forbes
Женские секреты Женские секреты

Лучшие идеи для обустройства туалетного столика в спальне

Лиза
Бьюти-словарик Бьюти-словарик

Сплэш, мист, тонер, эссенция – как не запутаться в названиях уходовых средств?

Лиза
Ар деко и машинки зрения Ар деко и машинки зрения

Как ар деко нарушает законы логики и перспективы

Знание – сила
Вдохновленные превосходством Вдохновленные превосходством

Квантовая гонка: за что борется Россия и какие имеет шансы на победу?

Монокль
Ангелина Вовк: «Мечтала идти по стопам отца, летать на самолетах, а судьба привела на телевидение» Ангелина Вовк: «Мечтала идти по стопам отца, летать на самолетах, а судьба привела на телевидение»

Жизнь советской телеведущей — это не слава, не гламур

Коллекция. Караван историй
Дарья Казакова Дарья Казакова

Дарья Казакова о переломном моменте и особенностях ее типажа

Grazia
Раздавили бы камни трилитона деревянные катки? Раздавили бы камни трилитона деревянные катки?

Насколько большое бревно нужно под вес камней трилитона Баальбека – 800 т.?

Наука и техника
Открыть в приложении