Егор Ельчин: «Краудфандинг не терпит лукавства и притворства»
На краудфандинговых платформах в России каждый день получают финансирование самые разные проекты: от научных исследований и социальных акций до бизнес-стартапов. Корреспондент «РР» узнал у руководителя «Школы краудфандинга» платформы planeta.ru Егора Ельчина, почему сбору средств нужно учиться, кто стал первопроходцем благотворительного краудфандинга и как отличить честных авторов крауд-кампаний от мошенников
Как родилась идея «Школы краудфандинга»?
Когда в июне 2012 года мы официально запускали planeta.ru в России, никто, включая нас самих, не знал, как краудфандинг будет здесь работать. Перед нами были примеры мировых площадок, но личного опыта не было. Поэтому первые несколько лет наша команда вместе с авторами проектов набирались опыта. К весне 2015 года мы накопили достаточно знаний, чтобы упаковать их в серию образовательных мероприятий и уберечь тех, кто задумывается о запуске крауд-проекта, от ошибок.
Как устроена «Школа»?
«Школа краудфандинга» — это различные образовательные и консультационные форматы, как оффлайн, так и онлайн. Спикеры planeta.ru провели мероприятия более чем в 60 городах России, от Камчатки до Калининграда, и даже за рубежом. На странице «Школы краудфандинга» в сети пользователям доступны записи лекций и вебинаров, а также онлайн-курс «Создай крауд-проект за 60 минут». Еще на нашем сайте можно бесплатно скачать «Практическое пособие по краудфандингу» — первый в России учебник по запуску и продвижению крауд-платформ.
У вас есть личный опыт ведения крауд-сборов?
До 2015 года я был менеджером крауд-проектов, то есть работал вместе с авторами над созданием и продвижением их кампаний по сбору средств. Все советы, которые я даю на занятиях, действительно проверены на практике.
На planeta.ru можно предельно просто и быстро запустить свой сбор. В чем тогда практический смысл «Школы?
Наполнить страницу проекта и создать действительно успешный проект — это разные вещи. На мой взгляд, самый полезный формат «Школы» — это наши трехдневные интенсивы, когда мы с авторами обсуждаем каждую составляющую их кампании и готовимся к защите перед экспертами: продумываем верстку описания, пишем сценарии видеообращений, просчитываем финансовые цели, обсуждаем список возможных вознаграждений и их стоимость, что тоже важно. Некоторые думают, что в крауд-проекте можно продавать карманные календарики по тысяче рублей за штуку — нет, так краудфандинг не работает!.. А потом авторы защищают свои проекты перед экспертной комиссией.
Как отличить настоящую крауд-кампанию от мошеннической?
Точно так же, как вы отличаете дружескую переписку от общения со взломанным аккаунтом вашего товарища. Краудфандинг не терпит лукавства и притворства. Это всегда честный и открытый диалог от человека к человеку. Чем больше «тумана» и «воды» в проекте, тем меньше ему доверяет аудитория. Краудфандинг не подходит для мошенников, потому что объективно это слишком сложный инструмент: просто запустить проект на крауд-платформе недостаточно, его надо постоянно продвигать, привлекать к нему внимание… А лишняя публичность мошенникам точно не нужна.
Как planeta.ru фильтрует сборы?
Каждый проект проходит модерацию. В нашем случае автор проекта общается с менеджером planeta.ru. Мы, естественно, заинтересованы в том, чтобы каждый проект, запущенный на нашей платформе, был успешен, — для этого за каждым проектом мы закрепляем отдельного менеджера. В процессе его общения с автором становится понятно, реальный ли это проект и насколько автор в нем заинтересован. Существуют общие правила проектов, одобряемых к запуску. Первоначально модератор проверяет проекты именно на соответствие этим правилам. Поэтому, как бы ни желали некоторые товарищи собрать с помощью краудфандинга деньги на новый айфон, на «Планете» у них это никогда не получится — мы просто не запустим такую кампанию.
Особенно серьезно оцениваем благотворительные проекты. Иногда уставных документов и информации на сайте фондов недостаточно, тогда наши юристы запрашивают рекомендации, периодически связываются напрямую с благополучателями, если проект адресный. Были случаи, когда авторы легкомысленно подходили к реализации проекта — например, один автор планировал провести строительные работы, но даже не думал, что для этого требуется разрешение. О том, что автор вел сбор без согласования с властями, нам сообщили люди, которые случайно увидели этот проект на planeta.ru. Тогда мы закрыли проект и вернули деньги вложившимся спонсорам. Но это не мошенничество, это действительно было по незнанию.
Расскажите про особо значимые социальные проекты на planeta.ru, которые стали примером для других.
Первопроходцы благотворительного краудфандинга — Фонд помощи хосписам «Вера». Они показали, как фонды могут вести кампании по продвижению своих проектов. Свой первый крауд-проект они запустили в 2012 году, и с тех пор только на нашей платформе успешно завершили еще 75 проектов, собрав за все это время больше 13 миллионов рублей для тех, кого уже нельзя вылечить, но кому можно и нужно помогать! К тому же именно фонд «Вера» помог нам разработать документацию для работы с НКО — то есть на их примере не только другие фонды, но и мы сами учились благотворительному краудфандингу.
Что происходит, когда благотворительные крауд-проекты не собирают нужной суммы?
Здесь действуют особые условия. Благотворительные проекты могут запускать только благотворительные фонды и НКО, и только на адресную помощь. Planeta.ru не берет свою комиссию с таких проектов. Любая собранная сумма будет переведена авторам, а сам проект можно продлить неограниченное количество раз. То есть любой благотворительный проект получает собранные средства в полном объеме.
Расскажите о выпускниках вашей «Школы», которыми вы гордитесь больше всего.
Вообще каждый проект, который достиг заявленной цели — это предмет нашей гордости. Возможно, есть наша заслуга в том, что краудфандинг — это не «абракадабра», а понятный и доступный инструмент. Если автору помогли наши образовательные программы, значит, мы все делаем правильно и наш курс действительно эффективен. Если автор самостоятельно пришел к успеху, то сама специфика индустрии ему понятна. Такие люди могут поделиться своим опытом с нами. Например, в этом году мы добавили в курс встречи с авторами успешных проектов у нас в офисе. В апреле своим опытом делилась Гузель Санжапова, социальный предприниматель, которая обеспечивает уральских бабушек рабочими местами.
Что вы посоветуете тем, кто только раздумывает о краудфандинге для своего проекта?
Прежде чем запустить свой проект, побудьте в роли спонсора. Проживите с автором полный цикл краудфандинга — от финансовой поддержки к успеху крауд-кампании, ее реализации и получению вознаграждения. Это поможет вам глубже понять, каким должен быть ваш проект, как его сделать максимально привлекательным для аудитории. Ну и, конечно же, проведите основательную подготовительную работу перед запуском.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl