Почему погибают литературные журналы

Русский репортерОбщество

Актуально / Проблема

Дело «Октября»

Почему погибают литературные журналы

Редакция старейшего отечественного литературного журнала «Октябрь» покинула помещение, которое занимала более полувека. Неужели заканчивается эпоха? Старых механизмов появления большой литературы, в основании которых стояли «толстые журналы», больше нет, новых — пока тоже. Об «Октябре» и судьбе русской литературы мы поговорили с легендарным в литературной среде человеком, главным редактором журнала Ириной Барметовой

Текст : Марина Ахмедов

 Редакция журнала «Октябрь» покинула помещение, в котором работала долгие годы. Почему?

— Не помещение — журнал потерял свой родной Дом. Шестьдесят три года мы жили на улице Правды. В стенах нашей редакции бывали многие писатели, которые теперь составляют золотой фонд литературы. Там бережно хранился весь наш литературный архив. А он не мал — журналы начиная с первого номера (кстати, мы выходили даже в Великую Отечественную войну), писательская переписка, книги и сувениры, раритеты того времени и прочее, прочее, прочее. Мебель в кабинете главного редактора также бережно хранилась и реставрировалась. Это был, полагаю, единственный оригинальный кабинет главного редактора 60-х годов прошлого столетия. Этот дом — сам по себе уже история нашей литературы. Мы покидали его не из-за каприза или выгодного предложения «по обмену». Нас вытеснила аренда. В настоящее время в Москве издание, которое ориентируется на интеллектуальную литературу, не может выдержать мощного напора чиновника. Мы ушли. Теперь тот же чиновник может уверенно заявлять, что ничего подобного, что нас поддерживали… И это будет правда, но с большой долей лукавства: субсидии, которые нам выделяли, приходили плохо, трудно, запаздывали настолько, что в конце концов уходили на уплату штрафов этим же чиновникам. Нам четко показали, как госпомощь легким движением руки превращается в ярмо. Добровольный отказ по принуждению, так сказать, мягкая сила. Прежде чем принять тяжелое решение уйти, мы предлагали несколько вариантов спасти это Литературное Место, этот Литературный Дом. Предлагали создать культурный центр, даже название придумали — «Карамзин-центр». Центр, который рассказывал бы о советском периоде русской литературы, о явлении России — толстом литературном журнале, о культуре времен оттепели. Рядом с нами — прекрасная библиотека, дверь в дверь, и центр мог бы стать единым культурным пространством. Николай Михайлович Карамзин, великий историк и писатель, создал в России это уникальное явление — толстый литературный журнал, и создал в Москве; да и улица Правды сама по себе во многом являлась и является центром журналисткой деятельности Москвы. «Да, это интересно», — вежливо отвечали нам, и все… дальше — тишина.

Фотография: Василий Александров/ТАСС

— Может, чиновники не читают толстые литературные журналы?

— Может быть, но это проблема чиновника. Не читают — минус чиновнику, а не литературе.

— А какую функцию выполняют толстые литературные журналы в современном мире?

— В 90-е годы журналы не прикидывались «товаром», как настойчиво им внушали, а по-прежнему выполняли свою основную миссию: развивали по мере сил русскую литературу. Мы и сейчас в основном поддерживаем и поощряем молодую литературу, а значит, эксперимент. Журналы по праву можно назвать первыми тьюторами… Правда, журналы занимаются тем, чем должны заниматься интеллектуалы в современном обществе, — закладывают основу будущего. Если сейчас свою малую долю не вложим в пазл будущего, то, конечно, потом полной картины литературы уже не будет.

— Правильно ли я понимаю — толстые литературные журналы существуют на гранты?

— Толстые журналы живут по определенной схеме — на подписку. Система подписки в стране, мягко скажем, устарела. На Книжном фестивале на Красной площади, который только что закончился, ко мне подходили читатели, жаловались, что подписные журналы не доходят. Подписчик не защищен от уловок мелких агентств и часто, отдав деньги, ничего не получает. Читатель предоставлен сам себе и воле посредника, и мы зависим от посредников — проверить исполнение договора практически невозможно. Финансовые поступления от этого нерегулярны. Толстые журналы «подрабатывают» на грантах. Они участвуют в конкурсе на получение гранта в Федеральном агентстве по печати и массовым коммуникациям. Средства дополнительные тоже очень незначительные, вот их мы тонким слоем и намазываем на скудный журнальный бутерброд… Мое повествование получается заунывным…

На самом деле журнальное дело, особенно у нас, — это очень увлекательное занятие. Тем, кто профессионально занимается литературой, поработать в толстом журнале — значит получить неоценимый литературный опыт. Например, «Октябрь» придумывает множество интересных и своеобразных акций и в Москве, и по всей стране, так как считаем неотъемлемой частью своей деятельности работу с регионами. Мы организовываем и проводим различные мероприятия, среди которых ежегодный фестиваль в Казани «Аксенов фест», Литературное собрание «Россия — множественное число» и другие. Недавно Литературное собрание с успехом прошло в Петрозаводске. А потом обязательно публикуем тех авторов из регионов, особенно молодых, кто, на наш взгляд, достоин. Мы создаем специальные номера. Сейчас в портфеле редакции готовится номер «Москва–Пекин», где писатели России расскажут о своем видении Москвы, а китайские — о Пекине. У нас в журнале работают те, кто хранит традицию высокой редактуры и культуры русского языка. Опубликованные в журнале произведения берутся в издательства без дополнительной работы над рукописями. Это своеобразный бренд журнала. Да, наши зарплаты мизерны, да, авторы благородно мирятся с маленькими гонорарами. По сути, мы и наши писатели — сами себе спонсоры. Для того чтобы издавать журнал и заниматься профессионально литературой, надо обязательно еще иметь существенный приработок. И мы это делаем, мы все время идем по грани.

— То есть если у молодого литератора нет второй профессии, то на публикации в литературных журналах ему не прожить?

— В том-то и дело. Вы же понимаете, незначительные гонорары не по прихоти, не из-за нашей алчности, а по бедности. Последнее время у меня складывается впечатление, что в нашем обществе устойчиво поселилось такое понятие — имитация. Чиновник усердно имитирует заботу, обеспокоенность, даже помощь, мы имитируем радость от полученной «помощи», имитируем гонорары, зарплаты и т. д. Логично спросить: «Ну что вы так мучаетесь, бедные? Бросьте, закройте журнал и все!» Но не мы создали толстые журналы для нашей русской литературы, не нам и уж не чиновникам это разрушать! Вслед за Мандельштамом, который восклицал, что Поэзия никому ничего не должна, хочется добавить: и журнал тоже! Журнал служит литературе. При всем уважении к интернету, к соцсетям все же только журнал и книга организуют литературный текст.

— Что такое «организовать текст»? Его в интернете тоже можно сверстать. Или вы говорите только об ощущениях?

— И об ощущениях. Я бы сказала, ощущение журнала, книги как восприятие мира через чувства и душу. Да, есть литература в интернете, но я не видела человека, который не хотел бы подержать в руках свое произведение, перелистать страницы, заглянуть сразу же на последнюю страницу… А если еще с автором поработает журнальный редактор, это уже литературная школа. Журнал — это еще и школа.

— А как в Европе обстоят дела с литературными журналами?

— Вообще-то толстые журналы — это уникальность именно русских. Недаром Гоголь, отложив все свои дела, целый год изучал содержание литературных журналов, а затем в 1835 году написал замечательную статью, в которой образно называл литературные журналы венами, по которым пульсирует жизненная кровь России. Наверное, это смелое сравнение, но в XIX веке журналы можно было назвать интернетом своего времени. В Европе они тоже были и есть, и чем внимательней общество относится к культуре, тем больший акцент делается на журнал. Литературный журнал, например, во Франции — это дорогое удовольствие, признак элитарности, которое может себе позволить французское общество. Возвращаясь к нашей реальности, могу сказать, что мы, журналы, не просим каких-то эксклюзивных условий только для себя. Мы хотим, чтобы депутаты совместно с творческим сообществом проработали пакет законодательных мер по улучшению условий деятельности и развитию литературы и культуры. Нельзя же жить в имитированном мире.

— Что нужно изменить в законодательстве, чтобы журналы продолжили существовать?

— Год назад в июне состоялся Шестой парламентский форум историко-культурного наследия России. На тему «Наследие, ценности, традиции: взгляд в будущее». Какое дивное название! Я выступала на этом форуме от Ассоциации литературных журналов. Толстые журналы вошли в официальные документы этого форума как культурная ценность. Далее должны были разработать дорожную карту — цитирую: «по поддержке книжного дела и дальнейшему развитию толстых литературных журналов, включая представление редакциям помещений в безвозмездное пользование, включение заявок на гранты и библиотечную подписку». Я разговаривала с функционером, который должен был работать над дорожной картой, предлагала свою помощь. Но в ответ услышала ленивое, почти на уровне зевка уверение, что волноваться не надо, что все будет сделано… Результат — ничего не исполнено, а Москва потеряла еще одно литературное место — Дом журнала «Октябрь»…

Вот так и стоим мы напротив — чиновник и литературный журнал, смотрим друг на друга и не понимаем…

Произведения, впервые опубликванные в журнале «Октябрь»

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Нарушая правила Нарушая правила

Шакира о любви, браке и уверенности в себе

Cosmopolitan
«А он, мятежный, просит бури» «А он, мятежный, просит бури»

Самые опасные места океанов, как смогли их покорить. Беседа с Федором Конюховым

Вокруг света
Дрифт без правил Дрифт без правил

«Жига. На полной скорости»: каким получился фильм о дрифтинге в России?

Автопилот
Французское влияние в мягком подбрюшье России Французское влияние в мягком подбрюшье России

Как Париж выстраивает стратегическое партнерство с государствами Средней Азии

Монокль
«Болезни Империи. Как пытки рабов и зверства во время войн изменили медицину» «Болезни Империи. Как пытки рабов и зверства во время войн изменили медицину»

Почему во время Крымской войны большинство солдат погибало в госпиталях

N+1
Маршрут построен Маршрут построен

Как экономить на поездках в метро в разных городах России

Лиза
Не работает тачпад на ноутбуке: причины и способы решения проблемы Не работает тачпад на ноутбуке: причины и способы решения проблемы

Что делать, если перестал работать тачпад на ноутбуке с Windows

CHIP
Нерусская водка: какие бренды популярнее всего за рубежом Нерусская водка: какие бренды популярнее всего за рубежом

О самых популярных брендах иностранной «беленькой»

Maxim
«Мои фильмы всегда выпускались с надеждой, что они провалятся» «Мои фильмы всегда выпускались с надеждой, что они провалятся»

Андрей Тарковский об отношениях с родиной, зрителями и творчеством

Weekend
Индустрия со вкусом Индустрия со вкусом

Какой сейчас является пищевая промышленность Москвы

Ведомости
Трофейный ресурс Трофейный ресурс

Что получил СССР в качестве компенсации от Германии по итогам войны

Эксперт
Атмосфера жизни Атмосфера жизни

Загородный подмосковный дом с интерьером вне времени

SALON-Interior
Слава: «Я всегда мечтаю о том, что может сбыться» Слава: «Я всегда мечтаю о том, что может сбыться»

25 лет на сцене — певица Слава по праву может гордиться этим достижением

Добрые советы
«Речь про свободолюбие, озорство какое-то»: художник Саша Браулов — о работе над обложкой «Правил жизни», вышивке как методе и здоровом хулиганстве «Речь про свободолюбие, озорство какое-то»: художник Саша Браулов — о работе над обложкой «Правил жизни», вышивке как методе и здоровом хулиганстве

Художник Саша Браулов о вышивке как методе и силе доброты

Правила жизни
Роли исполняли Роли исполняли

Несколько дримкаров, прошедших кастинги в популярные фильмы

Men Today
VR, алгоритмы Netflix и даже ChatGPT: 5 книг, которые предсказали современные ИИ-технологии VR, алгоритмы Netflix и даже ChatGPT: 5 книг, которые предсказали современные ИИ-технологии

Книги, которыми (возможно) вдохновлялись Сэм Альтман, Стив Джобс и Билл Гейтс

Inc.
Почему в жару отекают ноги и как снять отек Почему в жару отекают ноги и как снять отек

В чем причины отеков лодыжек и стоп в жару

РБК
Кино привезли Кино привезли

Сколько стоили импортные фильмы России

Деньги
Женщины выбирают вокал: как гендер влияет на музыкальные предпочтения Женщины выбирают вокал: как гендер влияет на музыкальные предпочтения

Влияет ли пол на музыкальные предпочтения?

Forbes
7 фруктов, которые нельзя хранить в холодильнике: мнение шеф-повара 7 фруктов, которые нельзя хранить в холодильнике: мнение шеф-повара

Каким фруктам не место в холодильнике

VOICE
Ты же девочка! Как стереотипы о женственности влияют на нашу самооценку Ты же девочка! Как стереотипы о женственности влияют на нашу самооценку

Как проявляется мизогиния в нашей жизни и как правильно с ней бороться?

Лиза
Сбросить карты: как прожить рабочую неделю, забыв о пластике Сбросить карты: как прожить рабочую неделю, забыв о пластике

Альтернативные способы оплаты, которые могут потеснить банковские карты

Правила жизни
«Эхо победы в Лондоне-2012 до сих пор работает» «Эхо победы в Лондоне-2012 до сих пор работает»

Сергей Тетюхин о киногеничности олимпийского финала и новом поколении игроков

Ведомости
Иван Соснин: Хочется находить крупицы хорошего Иван Соснин: Хочется находить крупицы хорошего

Режиссер Иван Соснин — о пути в кино, сказках и нейросетях в кинопроизводстве

Ведомости
Национальность может говорить о потребностях во сне Национальность может говорить о потребностях во сне

Культурные нормы определяют ваши потребности во сне. Так ли это?

ТехИнсайдер
Мгновенное производство в ВПК Мгновенное производство в ВПК

Сегодня в России активно развивается новый военно-промышленный комплекс

Ведомости
Ловушка цифрового романтизма: как онлайн-дейтинг эксплуатирует наши уязвимые стороны Ловушка цифрового романтизма: как онлайн-дейтинг эксплуатирует наши уязвимые стороны

Как алгоритмы онлайн-знакомств мешают формированию устойчивой привязанности?

Forbes
Бесконечная пахота против дзена: как устроена азиатская корпоративная культура Бесконечная пахота против дзена: как устроена азиатская корпоративная культура

Карьерный ментор Анна Знаменская рассказала об азиатской офисной специфике

Правила жизни
Канны-2025: отцы и дочери, смена поколений Канны-2025: отцы и дочери, смена поколений

В Каннах самые звездные дорожки, но все меньше проектов с голливудскими звездами

Ведомости
Бактерии совершают самоубийство, чтобы спасти свою колонию от вирусов Бактерии совершают самоубийство, чтобы спасти свою колонию от вирусов

Кишечная палочка использует ранее неизвестную противовирусную систему

ТехИнсайдер
Открыть в приложении