7 вопросов Сергею Мельниченко, эксперту гражданской авиации

Русский репортерОбщество

7 вопросов Сергею Мельниченко, эксперту гражданской авиации.

Об опасных сближениях

20 января над Подмосковьем слишком близко оказались друг к другу Боинг-737 авиакомпании «ЮТэйр» и аэрофлотовский Суперджет-100. Во многих СМИ говорят о профессионализме диспетчеров и пилотов, сумевших «развести» воздушные судна на безопасное расстояние. О том, что происходит сегодня в воздушном пространстве, «РР» рассказал директор Международного консультативно-аналитического агентства «Безопасность полетов» Сергей Мельниченко

1. От чего зависит безопасность рейса?

Риски могут возникать из-за недостаточно профессионально прописанных авиационных правил, из-за природных катаклизмов и метеоусловий. Факторов, способных повлиять на безопасное выполнение полета, много, например, некачественный профессиональный отбор перед начальным обучением, пробелы в теоретической и практической подготовке, нарушения технологии работы со стороны диспетчеров и правил полетов со стороны пилотов. Ну и, конечно, отказы оборудования и систем как в воздухе, так и на земле.

2. Почему происходят опасные сближения самолетов?

Часть таких событий вызвана ошибочными действиями или бездействием человека, другая часть – некорректной работой технических систем или особенностями ее эксплуатации. Вот пример: диспетчер разрешил экипажу набирать определенную высоту, но пилоты отвлеклись на решение неожиданно возникшей другой задачи и «проскочили» назначенную высоту. Если выше следует другой самолет, особенно во встречном направлении, то такая ситуация чревата возникновением опасного сближения или даже катастрофическими последствиями. Другая часть событий вызвана ложными срабатываниями оборудования, когда на самом деле сближения нет, но специальная система сигнализирует об обратном. Такие технические сбои, к счастью, бывают довольно редко.

3. Может ли быть причиной опасных сближений недостаточный уровень образования диспетчеров?

Несколько десятков лет назад за диспетчерским пультом можно было встретить и обучавшихся профессии по ускоренным программам подготовки в течение нескольких месяцев, и кандидатов наук. Сегодня ситуация другая. Современный диспетчер – это здоровый человек с высшим образованием, с хорошим владением английским языком, с отлично развитым пространственным воображением, с великолепной реакцией, с цепкой памятью и способностью удерживать в уме довольно большое количество информации, умеющий прогнозировать воздушную обстановку на ближайшее будущее и заранее решать возможные конфликты.

4. Почему же тогда участились случаи опасных сближений?

Это не совсем так. Просто сегодня такие случаи становятся известны не только непосредственным участникам события, но и другим специалистам. По количеству авиационных происшествий (в сравнении с числом выполненных рейсов, перевезенных пассажиров и покрытых расстояний) США уверенно держат первое место. Но в последний раз в авиапроисшествии в США люди гибли в 2003 году. В России – незадолго до этого нового года.

5. Существуют ли какие-то санкции для диспетчеров за ошибки в работе?

Конечно, от самой безобидной – выговора – до лишения свободы. Назову два примера из советской истории. Это посадка Ту-154 на занятую специализированными машинами полосу в Омске в 1984 году, когда из 179 человек на борту в живых остались только пятеро, и еще четыре человека погибли в снегоуборщиках. Вторая катастрофа – столкновение в воздухе из-за ошибки диспетчера двух самолетов Ту-134 под Днепродзержинском, когда также погибли 178 человек, включая футбольную команду «Пахтакор» (Ташкент). И в одном, и в другом случае диспетчеры были осуждены.

6. Как часто происходят сближения и насколько опасным был инцидент над Шереметьево?

К счастью, довольно редко. Но в январе уже зарегистрировано два таких события. Сначала 20 числа, как сообщила Росавиация, произошло срабатывание диспетчерской системы безопасности в режиме «конфликтная ситуация» между самолетами «Аэрофлота» и «ЮТэйр». Причем, уточняется, что расстояние между ними было 600 метров. Если представить, что самолеты следуют на одинаковой высоте и на встречных курсах, то 600 метров с учетом их суммарной скорости – это три секунды. За это время не то, что уклониться от столкновения – с мамой попрощаться не успеешь. А через два дня опять же в Подмосковье экипажи рейсов тех же авиакомпаний доложили диспетчеру о срабатывании бортовых систем предупреждения столкновений. Этот инцидент также расследуется.

7. Из-за чего чаще происходят авиапроисшествия – из-за техники или человеческого фактора?

Базы данных по безопасности полетов говорят о том, что с середины 1950-х до середины 1970-х количество авиапроисшествий и погибших в них людей постоянно росло. В 1972 году зафиксирован печальный рекорд: в катастрофах погибло 2373 человека. После этого международным авиационным сообществом и национальными органами гражданской авиации были предприняты серьезные меры. Кривая количества происшествий пошла вниз, а прошедший год стал самым безопасным за всю историю гражданской авиации. Но с уменьшением количества происшествий, в которых главной причиной становились отказы техники и террористические угрозы, начало расти число событий, в которых основную роль стал играть человеческий фактор. По разным оценкам, на сегодняшний день из-за неправильных действий или бездействия человека происходит около 80-85% событий, которых можно было избежать.

Вера Петухова, Татьяна Струкова
Фотография: из личного архива Сергея Мельниченко

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Тараканы: откуда они берутся в доме и куда уходят Тараканы: откуда они берутся в доме и куда уходят

Выясняем, откуда тараканы пришли в наши дома – и куда пропали теперь

Популярная механика
Александр Лабас: не авангардист, не соцреалист Александр Лабас: не авангардист, не соцреалист

Голос А. Лабаса — сложный, полифоничный, подчас ускользающий от прямых смыслов

Монокль
Кнут Гамсун Кнут Гамсун

Кнут Гамсун говорил от имени нации и тем сильно её скомпрометировал

Дилетант
10 неожиданных вопросов Кате Гусевой 10 неожиданных вопросов Кате Гусевой

Расспросили королеву ремиксов Катю Гусеву о вере в приметы и любви к собакам

VOICE
Опять и опять «Назад в будущее» Опять и опять «Назад в будущее»

Краткая история ленты «Назад в будущее», вырастившей последнее поколение XX века

Weekend
Через санкции к росту Через санкции к росту

Как российская экономика ищет способы сотрудничества с глобальными игроками

Эксперт
Буль-буль Буль-буль

Фантастический рассказ Владислава Кулигина «Буль-буль»

Знание – сила
Банк России намерен регулировать покупку квартир в рассрочку Банк России намерен регулировать покупку квартир в рассрочку

Рассрочка для квартир – полезный инструмент продаж, хотя и несет в себе риски

Ведомости
Банановые перспективы российских субтропиков Банановые перспективы российских субтропиков

Инвесторы хотят импортозаместить экзотические фрукты

Агроинвестор
В такси на Дубровку В такси на Дубровку

Ищешь живописное место для фотосессии? Советские фильмы знают ответ!

Лиза
Пустые кресла и забытые письма: одиночество как экспонат Пустые кресла и забытые письма: одиночество как экспонат

Мы приезжаем в музей смотреть не на экспонаты, а внутрь себя

Знание – сила
Пифагор, или Теорема с одним неизвестным Пифагор, или Теорема с одним неизвестным

«Нет ни одной детали в жизни Пифагора, которая не была бы опровергнута»

Дилетант
Как накормить искусственный интеллект Как накормить искусственный интеллект

Как обеспечить непрерывную работу ИИ и центров обработки данных?

Ведомости
Тюрьма народов Тюрьма народов

Как побег из Алькатраса лишь укрепил имидж легендарной тюрьмы

Дилетант
Передвижники и императорская власть Передвижники и императорская власть

Как передвижники получили признание императора Александра III

Знание – сила
Уйди, нечистая! Уйди, нечистая!

Домовые, кикиморы, лешии: откуда взялись и чему служили

Лиза
15 уроков периода высоких ставок глазами банкира 15 уроков периода высоких ставок глазами банкира

Что мы поняли за годы высоких ставок?

Ведомости
Весна императора Весна императора

Цезарь — политик-хищник, с чьим именем неотрывно связана Римская империя

Знание – сила
Партнер по религиозным соображениям Партнер по религиозным соображениям

Как Россия создает базу для привлечения исламского капитала

Эксперт
О пользе «бумажной волокиты» О пользе «бумажной волокиты»

На каком языке говорили евреи, вернувшиеся из вавилонского пленения?

Знание – сила
Архив богини Фауны Архив богини Фауны

Зоологический музей Московского университета – «отражение самой природы»

Знание – сила
Вековые традиции Вековые традиции

Не получается нарисовать стрелки, а тени сразу скатываются?

Лиза
Москва на экране Москва на экране

Почему регионы готовы доплачивать за съемки фильмов на своей территории

Эксперт
Сделать посетителя немного исследователем Сделать посетителя немного исследователем

Что отличает современные музеи? Открытость и исследовательский подход

Знание – сила
Рабби Давид из люфтваффе Рабби Давид из люфтваффе

В 2019 году Бундестаг одобрил введение в Германии военного раввината

Дилетант
Медвежий угол Медвежий угол

Как оргкомитет московской Олимпиады-80 зарабатывал – рубли и валюту

Ведомости
Чистая правда Чистая правда

Хорошо умываться – значит, до «скрипа» кожи? Все с точностью до наоборот

Лиза
Музей как увлечение Музей как увлечение

Единственный в своем роде: музей при Институте космических исследований РАН

Знание – сила
История в фасадах История в фасадах

Число объектов культурного наследия в столице растет

Ведомости
Откуда что пошло на флоте Откуда что пошло на флоте

Повседневная жизнь на парусном военном корабле XVIII века

Наука и техника
Открыть в приложении