7 вопросов Сергею Мельниченко, эксперту гражданской авиации

Русский репортерОбщество

7 вопросов Сергею Мельниченко, эксперту гражданской авиации.

Об опасных сближениях

20 января над Подмосковьем слишком близко оказались друг к другу Боинг-737 авиакомпании «ЮТэйр» и аэрофлотовский Суперджет-100. Во многих СМИ говорят о профессионализме диспетчеров и пилотов, сумевших «развести» воздушные судна на безопасное расстояние. О том, что происходит сегодня в воздушном пространстве, «РР» рассказал директор Международного консультативно-аналитического агентства «Безопасность полетов» Сергей Мельниченко

1. От чего зависит безопасность рейса?

Риски могут возникать из-за недостаточно профессионально прописанных авиационных правил, из-за природных катаклизмов и метеоусловий. Факторов, способных повлиять на безопасное выполнение полета, много, например, некачественный профессиональный отбор перед начальным обучением, пробелы в теоретической и практической подготовке, нарушения технологии работы со стороны диспетчеров и правил полетов со стороны пилотов. Ну и, конечно, отказы оборудования и систем как в воздухе, так и на земле.

2. Почему происходят опасные сближения самолетов?

Часть таких событий вызвана ошибочными действиями или бездействием человека, другая часть – некорректной работой технических систем или особенностями ее эксплуатации. Вот пример: диспетчер разрешил экипажу набирать определенную высоту, но пилоты отвлеклись на решение неожиданно возникшей другой задачи и «проскочили» назначенную высоту. Если выше следует другой самолет, особенно во встречном направлении, то такая ситуация чревата возникновением опасного сближения или даже катастрофическими последствиями. Другая часть событий вызвана ложными срабатываниями оборудования, когда на самом деле сближения нет, но специальная система сигнализирует об обратном. Такие технические сбои, к счастью, бывают довольно редко.

3. Может ли быть причиной опасных сближений недостаточный уровень образования диспетчеров?

Несколько десятков лет назад за диспетчерским пультом можно было встретить и обучавшихся профессии по ускоренным программам подготовки в течение нескольких месяцев, и кандидатов наук. Сегодня ситуация другая. Современный диспетчер – это здоровый человек с высшим образованием, с хорошим владением английским языком, с отлично развитым пространственным воображением, с великолепной реакцией, с цепкой памятью и способностью удерживать в уме довольно большое количество информации, умеющий прогнозировать воздушную обстановку на ближайшее будущее и заранее решать возможные конфликты.

4. Почему же тогда участились случаи опасных сближений?

Это не совсем так. Просто сегодня такие случаи становятся известны не только непосредственным участникам события, но и другим специалистам. По количеству авиационных происшествий (в сравнении с числом выполненных рейсов, перевезенных пассажиров и покрытых расстояний) США уверенно держат первое место. Но в последний раз в авиапроисшествии в США люди гибли в 2003 году. В России – незадолго до этого нового года.

5. Существуют ли какие-то санкции для диспетчеров за ошибки в работе?

Конечно, от самой безобидной – выговора – до лишения свободы. Назову два примера из советской истории. Это посадка Ту-154 на занятую специализированными машинами полосу в Омске в 1984 году, когда из 179 человек на борту в живых остались только пятеро, и еще четыре человека погибли в снегоуборщиках. Вторая катастрофа – столкновение в воздухе из-за ошибки диспетчера двух самолетов Ту-134 под Днепродзержинском, когда также погибли 178 человек, включая футбольную команду «Пахтакор» (Ташкент). И в одном, и в другом случае диспетчеры были осуждены.

6. Как часто происходят сближения и насколько опасным был инцидент над Шереметьево?

К счастью, довольно редко. Но в январе уже зарегистрировано два таких события. Сначала 20 числа, как сообщила Росавиация, произошло срабатывание диспетчерской системы безопасности в режиме «конфликтная ситуация» между самолетами «Аэрофлота» и «ЮТэйр». Причем, уточняется, что расстояние между ними было 600 метров. Если представить, что самолеты следуют на одинаковой высоте и на встречных курсах, то 600 метров с учетом их суммарной скорости – это три секунды. За это время не то, что уклониться от столкновения – с мамой попрощаться не успеешь. А через два дня опять же в Подмосковье экипажи рейсов тех же авиакомпаний доложили диспетчеру о срабатывании бортовых систем предупреждения столкновений. Этот инцидент также расследуется.

7. Из-за чего чаще происходят авиапроисшествия – из-за техники или человеческого фактора?

Базы данных по безопасности полетов говорят о том, что с середины 1950-х до середины 1970-х количество авиапроисшествий и погибших в них людей постоянно росло. В 1972 году зафиксирован печальный рекорд: в катастрофах погибло 2373 человека. После этого международным авиационным сообществом и национальными органами гражданской авиации были предприняты серьезные меры. Кривая количества происшествий пошла вниз, а прошедший год стал самым безопасным за всю историю гражданской авиации. Но с уменьшением количества происшествий, в которых главной причиной становились отказы техники и террористические угрозы, начало расти число событий, в которых основную роль стал играть человеческий фактор. По разным оценкам, на сегодняшний день из-за неправильных действий или бездействия человека происходит около 80-85% событий, которых можно было избежать.

Вера Петухова, Татьяна Струкова
Фотография: из личного архива Сергея Мельниченко

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Из жизни ребенка исчез интересный взрослый» «Из жизни ребенка исчез интересный взрослый»

Как создать школьнику ситуацию развития

Русский репортер
От вил до мема От вил до мема

Краткая история «Американской готики» Гранта Вуда

Weekend
Вопрос психологу: что мешает нам экономить и как изменить свое отношение к деньгам Вопрос психологу: что мешает нам экономить и как изменить свое отношение к деньгам

Почему экономия часто кажется наказанием и как можно изменить это восприятие

Правила жизни
Мягкая сила русского стиля Мягкая сила русского стиля

Масштабная площадка, рассказывающая о русской идентичности и новом образе жизни

Монокль
VOX VOX

VOX — культовое место тихой роскоши, где встречаются знаменитости

Собака.ru
Опасно ли летать на старых самолетах и почему их до сих пор так много Опасно ли летать на старых самолетах и почему их до сих пор так много

Почему авиакомпании используют самолеты, которые можно называть пожилыми?

Maxim
Тропические болота нивелировали успехи арктических в поглощении углерода Тропические болота нивелировали успехи арктических в поглощении углерода

Почему снижается продуктивность болот, поглощающих углерод

N+1
Параллельщики. Carwin — о главных ошибках при поиске машины за рубежом Параллельщики. Carwin — о главных ошибках при поиске машины за рубежом

Как отличить реального поставщика от хорошо замаскированного обманщика

РБК
Кладбища кораблей: три самых опасных моря на планете Кладбища кораблей: три самых опасных моря на планете

Штормы и смертельные течения — воды каких морей особенно коварны

ТехИнсайдер
Маме не говори: 12 вещей, которые родителям не нужно знать о твоем мужчине Маме не говори: 12 вещей, которые родителям не нужно знать о твоем мужчине

О чем не стоит рассказывать даже маме?

VOICE
Показать то, что за кадром: как создаются экскурсии по действующему кинопарку Показать то, что за кадром: как создаются экскурсии по действующему кинопарку

Как организовать экскурсии по кинопарку, не мешая при этом съемочному процессу

Inc.
Ударная волна Ударная волна

Что такое падел и почему его называют «новым гольфом»

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Никаких шлепок и свадебных платьев: какой дресс-код советуют соблюдать музеи и театры Никаких шлепок и свадебных платьев: какой дресс-код советуют соблюдать музеи и театры

Какие рекомендации по выбору одежды мировые театры и музеи дают посетителям

Forbes
Камни не для всех Камни не для всех

Алмазы подорожают более чем на 50% к 2027 году: надо ли в них инвестировать

Ведомости
В именьи близ столицы В именьи близ столицы

Почему крестьяне из Мурина получили свободу раньше?

Санкт-Петербургский университет
Переходи на зеленый Переходи на зеленый

Мода на экосексуальность и привычки, полезные для тебя и для природы

Лиза
Правила порядка Правила порядка

Как научить детей поддерживать порядок в своей комнате, не тратя на это часы

Новый очаг
Археологи раскопали традиционный женский убор летописной муромы Археологи раскопали традиционный женский убор летописной муромы

Что археологи нашли в могильнике летописной муромы

N+1
Летний ликбез Летний ликбез

Почему одного SPF нам будет недостаточно

Лиза
Раскодировать инфекцию Раскодировать инфекцию

Программа для сложных клинических случаев

Санкт-Петербургский университет
Культурная повестка: «Исток» Культурная повестка: «Исток»

Софья Эрнст — о своем отношении к русской культуре и традициям

Moodboard
Как уйти от экономических парадоксов Как уйти от экономических парадоксов

Ресурс прежней экономической модели исчерпан — на повестке новые вызовы

Ведомости
Объект, обнаруженный на краю Солнечной системы, бросает тень на существование Девятой планеты Объект, обнаруженный на краю Солнечной системы, бросает тень на существование Девятой планеты

Чем уникален седноид на краю Солнечной системы, получивший прозвище «Аммонит»

Inc.
Взяться за голову Взяться за голову

В КХЛ усилили защиту от ЧМТ: новые правила и умные капы для игроков

Ведомости
Colossal возродит новозеландских моа Colossal возродит новозеландских моа

Colossal Biosciences заявила о планах возродить новозеландских моа

N+1
Без крыши дороже Без крыши дороже

Стоят ли кабриолеты своих денег

Деньги
Почему важно вовремя менять модель управления Почему важно вовремя менять модель управления

Как уметь в нужный момент менять управленческую модель

Forbes
Кузница достойных жен: как жили воспитанницы Смольного института благородных девиц Кузница достойных жен: как жили воспитанницы Смольного института благородных девиц

Чему учились «смолянки» и как жили в стенах института

Forbes
У Татьяны Замировской вышла книга «Свечи апокалипсиса». MAXIM публикует эксклюзивный отрывок У Татьяны Замировской вышла книга «Свечи апокалипсиса». MAXIM публикует эксклюзивный отрывок

Книга про самый дорогогой свечной бутик в Нью-Йорке основана на реальном опыте

Maxim
Что следует знать начинающему инвестору Что следует знать начинающему инвестору

Что надо знать, когда планируете начать инвестировать?

Наука и техника
Открыть в приложении