RR Люкс.Личности.Бизнес.Стиль жизни
Лего выдающихся джентльменов
Наследник основателя мегабренда игрушек придумал свою концепцию гаража для состоятельных людей и делает их счастливыми
Дания не самая расположенная к автолюбителям страна. Шоссе, ведущее из аэропорта Биллунн к небольшому городку Вайле, проходит через бескрайние поля цветущего рапса, чью пронзительную желтизну лишь изредка разбавляют фермерские постройки типичного для юга Скандинавии красного цвета. Прямая, как стрела, дорога с идеальным покрытием практически пуста, однако поддаваться искушению разогнаться не стоит — относительно низкие скоростные ограничения в Дании соблюдаются безжалостно. Если вы вдвое превысите допустимый максимум или скорость просто составит более 200 км/ч, ваш автомобиль могут конфисковать и выставить на продажу. Тот же финал ожидает всех, чьё вождение сочтут небезопасным. Для жителей Дании эти потери усугубляются ещё и тем, что они уже уплатили непомерно высокую пошлину в 150% за автомобиль класса люкс, что превращает покупку, скажем, Porsche 911 базовой комплектации в сделку стоимостью $300 тыс. И да, если государство продаст ваш автомобиль с аукциона, вы даже возврат налога не получите. Броские тачки, как, впрочем, любые виды демонстрации статуса и благосостояния, выпадают из скандинавской традиции. Исключение готовы сделать разве что для шведского производителя гиперкаров Koenigsegg. Региональная автопромышленность давно ориентирована не столько на имидж, сколько на качество, долговечность и минимизацию ущерба природе — скандинавы одними из первых восторженно приветствовали электрокары.
Парадоксально, но именно здесь появилось предприятие, объединившее под одной крышей салоны и мастерские, где коллекционерам дорогих автомобилей предлагают весь спектр услуг, от продажи и хранения до сервисного обслуживания вплоть до подготовки гоночных машин.
My Garage не просто процветает, но планирует расширяться, в том числе и за пределы Дании — в страны, более терпимые к любителям быстрой езды. Своим появлением и адресом этот бизнес обязан крупнейшему в мире производителю шин. Правда, речь идёт не о тех шинах, которые первыми приходят в голову. В 1891 году недалеко от Биллунна, где сейчас находится аэропорт, в бедной семье родился Оле Кирк Кристиансен. Когда он подрос, то стал плотником и начал делать деревянные детские конструкторы. В названии своей компании он соединил два датских слова, означающих «хорошо играть», — и получилось LEGO. Его сын Готфрид придумал хорошо знакомые нам сегодня пластиковые кирпичики. Популярность конструктора росла, и в 2015 году компания LEGO сместила Mattel с позиции крупнейшего в мире производителя игрушек, а глобальная консалтинговая компания Brand Finance назвала её самым сильным брендом в мире, обогнавшим Ferrari. Годовой объём продаж LEGO составляет около $10 млрд, а прибыль — более $2 млрд. Компанией до сих пор владеют наследники Оле, и многие из них живут в поместьях недалеко от места, где он родился. Непревзойдённые достижения LEGO в производстве шин — побочный результат масштаба компании: в Книге рекордов Гиннесса нет различия между миниатюрными и обычными шинами, а примерно половина наборов LEGO включает в себя колёса. Таким образом, компания производит более 300 миллионов крошечных шин в год.
Основателем My Garage стал Андерс Кирк Йохансен, один из внуков Готфрида. Это высокий статный мужчина, которого практически везде сопровождает любимая собака, стародатский пойнтер Пеппи. Вместе с другими потомками он унаследовал LEGO, когда его дедушка умер в 1995 году. От Готфрида к нему перешла и любовь к автомобилям — дед успел собрать впечатляющую коллекцию, хотя с типично датской скромностью 20 лет ездил на Mini. «Он построил аэропорт, куда вы только что прилетели, — рассказывает Андерс Кирк. — Когда компании понадобился самолёт побольше, старый ангар отдали под его машины, но потом поняли, что это сооружение для этого не очень подходит и нужно что-то получше». В конце 1990-х Йохансен положил начало собственной коллекции, но вместо суперкаров, как можно было ожидать от юного наследника, выбирал модели, достойные зрелых знатоков. Сначала приобрёл Cadillac Brougham, а затем, когда ему было всего 22, — Lincoln Continental 1967 года, один из самых красивых автомобилей Америки. Ещё одну взвешенную не по годам покупку он сделал в 27 лет, когда вместо пентхауса в центре города приобрёл Роден Годз, огромное поместье недалеко от Вайле, с фермерскими угодьями, лесами и береговой линией протяжённостью полторы мили. Теперь это загородный дом одного из самых богатых людей Дании, на свадьбе которого присутствовали кронпринц и принцесса страны. Внушительный подъезд к роскошному 120-летнему особняку обрамлён скульптурами и идеально подстриженными деревьями. Если вы вдруг будете опаздывать на встречу с Йохансеном, бой часов на его личной колокольне не оставит шансов на то, что он этого не заметит. «Вместе с отцом и братьями мы хотели обустроить место для наших автомобилей», — говорит Андерс Кирк. Так в результате реновации старого коровника за особняком появилось двухэтажное строение-гараж. На первом уровне в мраморный пол встроен деревянный гоночный трек — к сожалению, декоративный. Здесь есть конференц-зал со столом на 20 мест, креслами Egg Арне Якобсена (обтянутыми фирменной зелёной кожей) и барным островом с решёткой от Rolls-Royce Pantheon в качестве двери, ведущей в зону сервировки.