Роман Супер: «Эдуард Успенский – по сути панк»
На онлайн-платформе Premier можно бесплатно посмотреть фильм о создателе Чебурашки «Это Эдик». GQ поговорил с его автором.
Полгода назад было опубликовано наделавшее много шуму открытое письмо дочери умершего в 2018-м детского писателя Эдуарда Успенского Татьяны, в котором та обвиняла отца в тирании и ужасном обращении. Этой осенью на онлайн-платформе Premier в открытый доступ был выложен документальный фильм Романа Супера «Это Эдик», созданный на средства от краудфандинга и состоящий из кадров домашней хроники, анимации и интервью с людьми, знавшими Успенского (в том числе, и его дочерью). GQ обсудил с Романом проблемы гения и злодейства, хейта в соцсетях и пагубную силу больших денег и славы.
Чем тебя заинтересовала фигура именно Успенского?
У моего интереса были две причины. Первая – моя личная, внутренняя. Я второй фильм подряд размышляю на тему детства. У меня все-таки двое детей. Я и себя вспоминаю ребенком: мы с родителями, в принципе, уживались мирно, но все равно не всегда находили общий язык. Об этом я очень много думаю. Если в детстве нас недолюбливают, или мы недолюбливаем своих детей, то в будущем это грозит проблемами, некоторые из которых становятся неразрешимыми. А вторая причина – случайная. Я просто гулял по Тверской, зашел в книжный «Москва», спустился в букинистический отдел, нашел прекрасно изданную книгу с портретом Эдуарда Успенского. Она мне визуально понравилась, я взял ее просто полистать, увидел ценник и очень удивился, потому что стоила она каких-то космических денег. Оказалось, что она суперредкая, два экземпляра на всю Москву. Написал ее финский автор Ханну Мякеля, который прославился в Союзе благодаря произведению «Господин Ау». Я прочитал эту биографию и понял, что это абсолютно готовый киносценарий, который нужно просто чуть-чуть адаптировать, потому что жизнь Успенского – это великолепный драматургический материал.
Видно все-таки, что ты интеллигентный человек. Мог бы зайти в бар, а зашел в букинистический отдел книжного. Потрясающе.
А я из бара как раз шел (смеется).
Оправдан! Все-таки Успенский, мне кажется, представитель последнего поколения настоящих детских писателей: их беречь надо, а ты берешь и разоблачаешь. Ну как же так, Роман?
Классический провокационный вопрос, который должен заставить оправдываться, но я этого делать не стану. Потому что я считаю, что правдивый рассказ – это и есть уважение к герою. Я считаю, что если документалисты или журналист путает свою профессию с произнесением комплиментарных тостов на камеру, то как раз это является неуважением и к герою, и к своей профессии, и к своей аудитории.
Честно говоря, после открытого письма дочери писателя Татьяны, обвинившей отца в домашнем насилии, я ждал чего-то вроде фильма «Покидая Неверленд» по степени разоблачений. Голос дочери в фильме тоже звучит, но очевидно, у тебя была совсем не такая задача?
Я просто в другом жанре работаю. У меня другая школа, другой подход, другая оптика. Рассказывая истории, я не исхожу из установки, что должен разоблачить, раскопать и достать что-то, чего ранее никто не доставал и что вызовет какой-то сумасшедший резонанс, скандал или конфликт. Эти подходы тоже абсолютно имеют право на существование, и хорошо, что они есть. Я человек другой органики, я просто купил книгу, в которой все эти конфликтные моменты уже были, еще до письма Татьяны Успенской и до того, как Фейсбук (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) это все радостно подхватил. У меня другая задача. Мне действительно интересно правдиво и спокойно исследовать какую-то историю, явление, человека. В данном случае, все это сошлось вместе.