Сэвил-роу: как дальше шить?
Под влиянием неформального стиля, Брекзита и пандемии коронавируса обитель классического мужского костюма трещит по швам. Но портные готовы пройти сквозь игольное ушко новой реальности
Ещё год назад, решив пройтись по фешенебельной лондонской улице Сэвил-роу, вы лицезрели бы её во всём блеске люкса — шеренги суперкаров по обеим сторонам, элегантные витрины магазинов и толпа одетых с иголочки щёголей с объёмистыми пакетами. Но стоит перемотать плёнку обратно, и всё это исчезнет. Теперь, когда Великобритания начинает понемногу выходить из карантинного оцепенения, Сэвил-роу больше напоминает тихую улочку на городской окраине, чем торговую артерию с международным именем.
Старейшее ателье Henry Poole открыло свои двери более двух столетий назад, в 1806 году, и с тех пор Сэвил-роу стала путеводной звездой для всех ценителей сшитого на заказ мужского костюма. Сегодня в добротных зданиях Георгианской эпохи разместилось более 15 швейных предприятий мирового уровня, которые вручную производят уникальную одежду. Большинство сшитых на заказ костюмов стоят от $5000 до $6000, требуют трёх примерок и около 80 часов ручного труда пяти разных специалистов. Это проверенный временем процесс, воплощение старой школы. Выбрать ателье — значит вступить в личные отношения с людьми, способными создать единственную в своём роде одежду, которая прослужит всю жизнь.
Но в последние полтора года мастера с Сэвил-роу столкнулись с неожиданными трудностями. Сначала (и это было ещё до нынешней моды на классическую рубашку с пижамными штанами) произошли серьёзные послабления в офисном дресс-коде, главным образом со стороны финансистов и юристов. Мягкий итальянский крой, тяготеющий к деконструкции, тоже представляет угрозу для традиционных боевых доспехов от английских портных с их любовью к подкладу в области плеч и груди. Помимо этих «культурных сдвигов», в 2019 году все были озабочены последствиями Брекзита для британской люксовой индустрии и её конкурентоспособностью на европейском рынке.
Однако, несмотря на все эти угрозы, дела даже шли в гору: большинство ателье на Сэвил-роу зафиксировали рост продаж в начале 2020 года. А потом свой удар нанёс COVID-19 — вынудил всех закрыться на три месяца и отрезал от зарубежных потребителей, которые составляли до 80% клиентуры.
«Приток туристов, особенно из США, играл важнейшую роль для поддержания нашей индустрии начиная с 1960-х, — говорит Уильям Скиннер, управляющий директор Dege & Skinner и председатель Портновской ассоциации Сэвил-роу, официальной торговой организации производителей мужских костюмов на заказ. — Клиентура ведущих ателье состоит приблизительно на 40% из американцев, на 30% из европейцев и на 20% из британцев. Оставшиеся 10% дают страны Ближнего Востока и Азии. Сейчас всех больше всего волнует вопрос, когда откроется американская граница и возобновятся наши закрытые показы одежды». Поскольку ограничения в международном сообщении сохранятся, по-видимому, до конца года (сейчас приезжающим в Великобританию иностранцам приходится в течение двух недель соблюдать режим самоизоляции), Сэвил-роу оказалась пред лицом выбора сколь простого, столь и обескураживающего — быстро приспособиться или погибнуть.
Поначалу многие ателье перешли на общение с зарубежными клиентами по видеосвязи, стали рассылать образцы тканей, чтобы поддерживать к себе интерес, а некоторые даже отправляли за океан костюмы на примерку. Но едва ли с помощью таких мер можно восполнить серьёзные потери, которые понесло большинство производителей. Основанная в 2008 году Джеймсом Слитером и Иэном Мейерсом Cad & The Dandy — одна из самых молодых и крупных фирм на Сэвил-роу. И одна из наиболее пострадавших. «По моим подсчётам, в этом году мы упадём на 50%, — заявляет Слитер. — Только за время локдауна мы потеряли около £1,75 миллиона».
Схожая картина наблюдается и в других ателье. Несгибаемая фирма Henry Poole, где, кстати, изобрели смокинг, на 70% зависит от зарубежных закрытых показов одежды. Через пару дверей, в Richard Anderson, — 20% бизнеса держится на американцах. И куда бы вы ни пошли по Сэвил-роу, вверх или вниз, вы услышите всё те же причитания по поводу закрытия границ.