Шедевры Уорхола
Какой только китч не собирал король поп-арта. Но его коллекция часов доказывает, что в них он разбирался не хуже самых тонких знатоков
Как и во времена «короля-солнца», свита Энди Уорхола искала одобрения своего высочайшего покровителя. Марк Балет, в 1980-х работавший арт-директором уорхоловского журнала Interview в Нью-Йорке, вспоминает, как хвастался перед ним часами Jaeger-LeCoultre Reverso, которые привёз из Швейцарии. «Я надел их на “Фабрику”, — рассказал Балет, имея в виду арт-студию художника, где собирался его ближний круг. — Я гордился этими часами и хотел, чтоб моей покупке завидовали. Он посмотрел и пожал плечами: “А, да. У меня таких много”».
Так оно и было. В 1987 году, когда Уорхол умер после операции на желчном пузыре, в его таунхаусе на 66-й улице нашли 313 часов. На следующий год Sotheby’s выставил их вместе с другими 10 тысячами предметов на грандиозный 10-дневный аукцион. На арт-рынке впервые оказалась столь солидная партия дорогих часов, принадлежавших одному владельцу, что будоражило воображение коллекционеров по обе стороны океана. В то время цена уже зависела не только от характеристик механизмов, но и от их провенанса. Сыграли свою роль также вкус и необычная биография Уорхола. Часы не имели ничего общего с поп-эстетикой, которую он олицетворял, и представляли собой образцы классического стиля. В наше время часы Уорхола объявляются на аукционах нечасто, в отличие от многочисленных шелкографий, а когда это происходит, газеты выходят с громкими заголовками — сначала в связи с интересом коллекционеров, а затем — по случаю очередного рекорда.
В 2019 году Rolex Oyster 3525 в корпусе из стали и розового золота, выпущенные ок. 1943 года, были проданы на Christie’s в Женеве за $470 тыс., что более чем вдвое превысило эстимейт. «Это самая высокая цена за часы Уорхола, — говорит специалист Christie’s Реми Гиймен. — К ним был огромный интерес». У 3525, хронографа Rolex в корпусе Oyster, и так необычный провенанс. Эти часы известны как P.O.W. (Prisoner of War) в связи с тем, что марка дарила их британским военнопленным взамен часов, отобранных нацистами. Имя Уорхола придало им особую ценность. Через два месяца подобная модель была продана на Monaco Legend Auctions за скромные $85 тыс.
«Если одна из трёх моделей Cartier Tank, которыми владел Энди, поступит на торги, это будет настоящая сенсация, — говорит Гиймен. — Tank, принадлежавшие Джеки Онассис, в 2017 году были выставлены с эстимейтом $120 тыс. и проданы за $379 500. Уорхол вызовет ещё больший ажиотаж». Кстати, часы Джеки О., по слухам, купила Ким Кардашьян.
Несмотря на знаменитое предсказание Уорхола о том, что «в будущем у каждого будут свои 15 минут славы», известность приходит только вместе со статусом, который нельзя купить. Но можно продать, если он подлинный. В 2019 году Sotheby’s не удалось найти покупателя на Rolex 6538 James Bond Submariner с эстимейтом $180–280 тыс. Шон Коннери носил такие же в Dr. No в 1962 году, однако выставленный лот ему не принадлежал. В том же 2019-м Rolex GMT-Master 1675, которыми владел и которые часто носил Марлон Брандо, ушли с молотка за $1,952 млн. Та же модель обычно продаётся в пределах $25 тыс.