Ребус без решения
В этом году исполняется 20 лет со дня выхода на экраны «Основного инстинкта», который вошёл в список лучших фильмов минувшего столетия. Как лента Пола Верховена переосмыслила наше представление о природе страсти, привязанности и зыбкой линии, отделяющей преступление от добропорядочной жизни
Фильм, где доминирует роковая блондинка, все партнёры которой умирают, хоть и захватывает буквально с первых кадров, сначала кажется предсказуемым эротическим триллером, популярным в конце 1980-х. Однако расследование убийства рок-звезды, которым занимается детектив Ник Каррэн, незаметно вовлекает и его, и нас в сюжет одновременно мистический и трагедийный. Который мы так и продолжаем разгадывать уже 20 лет.
Тема неразрывной связи сексуальности и насилия сама по себе в кино не нова. Об этом размышляет Хичкок, а золотовласая решительная красавица Кэтрин Трамелл в исполнении Шэрон Стоун — во многом оммаж его героиням, в частности Ким Новак из ленты «Головокружение». Даже знаменитое платье, в котором Кэтрин предстаёт в сцене допроса, отсылает к нарядам Мадлен Элстер. Однако есть одно важное различие. Как бы ни были соблазнительны и умны хичкоковские блондинки, всегда находится герой, который их побеждает. Притом что Хичкок признаёт, насколько мы ведомы подсознательным, дихотомия добра и зла пролегает у него в чётких для автора и зрителя границах. У Верховена женское начало олицетворяет стихию, не знающую моральной доминанты, и одерживает победу, сокрушительную и неоспоримую. Уже в первой постельной сцене герои ссорятся за право быть сверху. И героиня оказывается победительницей. По мысли юнгианского аналитика Льва Хегая, она побеждает потому, что полностью разбивает стереотип жертвы-блондинки, объекта мужского самоутверждения. И практически впервые для кино в эротической сцене олицетворяет несколько новых ролей, превращаясь и в символическую наказывающую мать из детских фантазий, и в сильного соперника, что вызывает у партнёра буквально одержимость ею.