На тёмной стороне
Забудьте обо всём, чем вас пугали на уроках географии. Путешествовать на яхте по чёрным волнам Риу-Негру, затерянной в джунглях бразильской Амазонии, не опаснее, чем по Средиземноморью. Но в сто раз увлекательнее
Гид, вооружённый мачете, завёл меня в заросли бразильского дождевого леса, чтобы наглядно доказать, что «в джунглях всё, что вам помогает, легко может навредить».
Пальма, к которой он меня подводит, выглядит безобидно. Но Джеффсон Араужо лос Сантос кивком предлагает мне пощупать острые как бритва края ствола. Ничего не подозревающий путешественник и вправду может превратиться в нарезку, наткнувшись на хорошо замаскированную острую палку. При этом пальма милосердна к своим жертвам, объясняет Араужо и, поскоблив стебель лезвием, показывает зелёную стружку: «Это натуральный антисептик, останавливающий кровь».
В Амазонии природа — сила, с которой приходится считаться. Здесь всё не то, чем кажется, у всего есть тёмная сторона. Пальмы, которые могут порезать, а потом залечить рану, — это цветочки. Рассказы об ужасающих тварях (от ядовитых муравьёв-пуль с самым болезненным укусом на земле до рыб-вампиров, предпочитающих человеческую плоть) и фантастических растениях (от трупного цветка до шагающих деревьев) окружают этот огромный регион площадью более 5 млн кв. км завесой тайн и легенд.
Хорошо, что рядом верный Араужо. Бывший военный 9 лет защищал исконные бразильские земли и коренные племена от лесозаготовщиков, углекопов и прочих злодеев, а выйдя в отставку в чине лейтенанта, в 2002 году организовал туристическую компанию Jaguar Jungle Tour. Его стараниями Амазония больше не жуткая, а жутко интересная. Лес балует фруктами: Араужо говорит, если они «не мохнатые, не выделяют молочко и не горькие», их можно есть. А это ароматный купуасу, маракуйя, ягоды асаи и цитрусовые бакури. Над головой чирикают зимородки и порхают стрекозы. На одном из привалов я видела бабочку-морфиду с гигантскими сапфировыми крыльями. Такие создания просто не могут жить в полном опасностей мире, о котором я читала. За чащей тропического леса скрывается Риу-Негру, приток Амазонки, берущий начало в Колумбии и протекающий по Венесуэле и Бразилии, — белая, а точнее, чёрная ворона среди тёмно-коричневых рек, которыми знаменит бассейн Амазонки. Я несколько дней путешествовала по этой затерянной в джунглях полосе чёрной воды и во множестве встречала ярких туканов и лягушек-филломедуз, но так до сих пор не пересеклась ни с одной из фантастических тварей, которыми пугают всех, кто набрался смелости здесь побывать.