Молодые со старыми
Новое поколение галеристов и аукционных специалистов встряхнуло рынок, вернув в игру произведения искусства, созданные много веков назад
Цены на современное искусство продолжают стремительно расти ($90,3 млн за Хокни, $110 млн за Баския). Работы актуальных художников всё так же считаются выгодным активом, несмотря на невероятно юный возраст их авторов. Но есть арт-дилеры, которые делают ставку на другие шедевры — старинные. Причём настолько, что их создатели удивились бы, узнав, что Лувр перестал быть королевским дворцом.
Европейские творцы, от Питера Пауля Рубенса до самого Леонардо да Винчи, снова пользуются спросом. «Раньше большинство коллекционеров современного искусства и модерна начинали со старых мастеров, — говорит Пол Смитс, женевский арт-дилер во втором поколении, специализирующийся на итальянской живописи эпохи Возрождения. — Теперь наоборот: многие из более молодых клиентов приходят ко мне, хотя до того собирали современное искусство». Конечно, старые мастера никогда не исчезали с рынка, но поскольку в частных руках оставалось всё меньше качественных работ, а предыдущее поколение опытных арт-продавцов постепенно уходило со сцены, старинная живопись занимала всё более узкую нишу. Сегодня же группа дилеров и экспертов аукционных домов, в большинстве своём 30–40-летних, ломает привычные представления о том, как надо воспринимать, покупать и продавать старые картины. Молодым игрокам арт-рынка удалось выпрыгнуть из безумной гонки за объектами совриска, используя новые технологии, массовую культуру и преемственность истории искусства. Старинные полотна они продают коллекционерам, которые ещё вчера считали 1940-е годы древней историей.
Один из лидеров этого возрождения — Джонквил О’Рейли, энергичная руководительница отдела продаж департамента старых мастеров аукционного дома Christie’s в Нью-Йорке. 34-летняя О’Рейли почти 10 лет продаёт работы Лукаса Кранаха, Франческо Гварди, Антониса ван Дейка и твёрдо убеждена, что претенциозность искусствоведов только отталкивает клиентов: «Когда вы говорите с потенциальным покупателем о старых мастерах, нельзя быть слишком пафосным и заумным. Если вы перегрузите его деталями, он к вам больше не вернётся. Не каждому интересно знать, из какой именно флорентийской часовни происходит эта алтарная картина. С другой стороны, вписав работу в правильный контекст, показав её значимость, вы реально заинтересуете покупателя».
О’Рейли нашла свой подход к сердцу коллекционера, вооружившись инструментами соцсетей и собственными широкими познаниями в истории костюма, которая, как она уверяет, сегодня очень востребована. Чтобы убедиться, что старые мастера снова в моде, достаточно посмотреть на показы в Париже, Лондоне, Милане и Нью-Йорке. «Николя Гескьер из Louis Vuitton и Алессандро Микеле из Gucci явно заимствуют идеи со старинных полотен. Можно проследить, какое именно произведение искусства вдохновило кутюрье», — говорит О’Рейли, пролистывая череду парных изображений в инстаграме (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена). «Посмотрите на восхитительный воротник в стиле Тюдоров, который Viktor & Rolf показали в осенне-зимней коллекции 2018 года. Их вполне мог вдохновить портрет леди Дианы Сесил, написанный Уильямом Ларкиным в 1614 году. А эти пышные фижмы были в прошлой весенней коллекции Comme des Garçons, — продолжает О’Рейли. — Вам не кажется несомненным сходство с портретами XVIII века Марии Луизы Пармской и Марии Франческо Пиньятелли кисти Антона Рафаэля Менгса в музее Прадо? Ну и конечно, Gucci — мы все знаем об увлечении бренда ренессансной модой, которое началось, когда этот Дом возглавил Алессандро Микеле».
Неудивительно, что Christie’s не замедлил капитализировать идеи О’Рейли и привлёк её к производству рекламных роликов о картинах предстоящих аукционов. Особое внимание в них уделено деталям костюмов на старинных портретах, которые О’Рейли называет «селфи прошлого». «Позировать для портрета много веков назад было дорогим удовольствием, занимавшим много времени. Поэтому люди старались предстать перед портретистом в самом лучшем виде — похвастать историей своей семьи, богатством, социальным положением, облачившись в дорогую одежду и выставив напоказ драгоценности». Старые мастера входят в моду не только на подиумах, но и в поп-культуре, замечает О’Рейли, вспоминая клип на песню Apeshit Бейонсе и Jay-Z, который вышел этим летом и немедленно собрал 140 миллионов просмотров на YouTube. Снятое в Лувре яркое видео с политическим подтекстом показывает многие из музейных шедевров. Камера проплывает мимо портрета Жюльетты Рекамье кисти Жака-Луи Давида (1800) и «Моны Лизы» (1503–1506) Леонардо. Сюда же стоит добавить нашумевшую выставку Института костюма в Метрополитен-музее в 2018 году Heavenly Bodies: Fashion and the Catholic Imagination. Посмотреть на средневековые и ренессансные произведения искусства из коллекции Метрополитен пришли 1 659 647 человек — больше, чем на знаменитую выставку «Сокровища Тутанхамона» в 1978 году. И это абсолютный рекорд посещаемости в истории музея.