Новое поколение галеристов и аукционных специалистов встряхнуло рынок

Robb ReportКультура

Молодые со старыми

Новое поколение галеристов и аукционных специалистов встряхнуло рынок, вернув в игру произведения искусства, созданные много веков назад 

Анжела М. Х. Шустер

Глава отдела продаж департамента старых мастеров Christie’s Джонквил О’Рейли находит черты современной моды в костюмах на старинных картинах, например, на «Портрете Алессандро Фарнезе в доспехах» (1561) кисти Антониса Мора и Алонсо Санчеса Коэльо

Цены на современное искусство продолжают стремительно расти ($90,3 млн за Хокни, $110 млн за Баския). Работы актуальных художников всё так же считаются выгодным активом, несмотря на невероятно юный возраст их авторов. Но есть арт-дилеры, которые делают ставку на другие шедевры — старинные. Причём настолько, что их создатели удивились бы, узнав, что Лувр перестал быть королевским дворцом.

Европейские творцы, от Питера Пауля Рубенса до самого Леонардо да Винчи, снова пользуются спросом. «Раньше большинство коллекционеров современного искусства и модерна начинали со старых мастеров, — говорит Пол Смитс, женевский арт-дилер во втором поколении, специализирующийся на итальянской живописи эпохи Возрождения. — Теперь наоборот: многие из более молодых клиентов приходят ко мне, хотя до того собирали современное искусство». Конечно, старые мастера никогда не исчезали с рынка, но поскольку в частных руках оставалось всё меньше качественных работ, а предыдущее поколение опытных арт-продавцов постепенно уходило со сцены, старинная живопись занимала всё более узкую нишу. Сегодня же группа дилеров и экспертов аукционных домов, в большинстве своём 30–40-летних, ломает привычные представления о том, как надо воспринимать, покупать и продавать старые картины. Молодым игрокам арт-рынка удалось выпрыгнуть из безумной гонки за объектами совриска, используя новые технологии, массовую культуру и преемственность истории искусства. Старинные полотна они продают коллекционерам, которые ещё вчера считали 1940-е годы древней историей.

Один из лидеров этого возрождения — Джонквил О’Рейли, энергичная руководительница отдела продаж департамента старых мастеров аукционного дома Christie’s в Нью-Йорке. 34-летняя О’Рейли почти 10 лет продаёт работы Лукаса Кранаха, Франческо Гварди, Антониса ван Дейка и твёрдо убеждена, что претенциозность искусствоведов только отталкивает клиентов: «Когда вы говорите с потенциальным покупателем о старых мастерах, нельзя быть слишком пафосным и заумным. Если вы перегрузите его деталями, он к вам больше не вернётся. Не каждому интересно знать, из какой именно флорентийской часовни происходит эта алтарная картина. С другой стороны, вписав работу в правильный контекст, показав её значимость, вы реально заинтересуете покупателя».

О’Рейли нашла свой подход к сердцу коллекционера, вооружившись инструментами соцсетей и собственными широкими познаниями в истории костюма, которая, как она уверяет, сегодня очень востребована. Чтобы убедиться, что старые мастера снова в моде, достаточно посмотреть на показы в Париже, Лондоне, Милане и Нью-Йорке. «Николя Гескьер из Louis Vuitton и Алессандро Микеле из Gucci явно заимствуют идеи со старинных полотен. Можно проследить, какое именно произведение искусства вдохновило кутюрье», — говорит О’Рейли, пролистывая череду парных изображений в инстаграме (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена). «Посмотрите на восхитительный воротник в стиле Тюдоров, который Viktor & Rolf показали в осенне-зимней коллекции 2018 года. Их вполне мог вдохновить портрет леди Дианы Сесил, написанный Уильямом Ларкиным в 1614 году. А эти пышные фижмы были в прошлой весенней коллекции Comme des Garçons, — продолжает О’Рейли. — Вам не кажется несомненным сходство с портретами XVIII века Марии Луизы Пармской и Марии Франческо Пиньятелли кисти Антона Рафаэля Менгса в музее Прадо? Ну и конечно, Gucci — мы все знаем об увлечении бренда ренессансной модой, которое началось, когда этот Дом возглавил Алессандро Микеле».

«Портрет Елизаветы I» кисти Феникса вполне мог вдохновить Алессандро Микеле, создавшего подиумный образ Gucci.

Неудивительно, что Christie’s не замедлил капитализировать идеи О’Рейли и привлёк её к производству рекламных роликов о картинах предстоящих аукционов. Особое внимание в них уделено деталям костюмов на старинных портретах, которые О’Рейли называет «селфи прошлого». «Позировать для портрета много веков назад было дорогим удовольствием, занимавшим много времени. Поэтому люди старались предстать перед портретистом в самом лучшем виде — похвастать историей своей семьи, богатством, социальным положением, облачившись в дорогую одежду и выставив напоказ драгоценности». Старые мастера входят в моду не только на подиумах, но и в поп-культуре, замечает О’Рейли, вспоминая клип на песню Apeshit Бейонсе и Jay-Z, который вышел этим летом и немедленно собрал 140 миллионов просмотров на YouTube. Снятое в Лувре яркое видео с политическим подтекстом показывает многие из музейных шедевров. Камера проплывает мимо портрета Жюльетты Рекамье кисти Жака-Луи Давида (1800) и «Моны Лизы» (1503–1506) Леонардо. Сюда же стоит добавить нашумевшую выставку Института костюма в Метрополитен-музее в 2018 году Heavenly Bodies: Fashion and the Catholic Imagination. Посмотреть на средневековые и ренессансные произведения искусства из коллекции Метрополитен пришли 1 659 647 человек — больше, чем на знаменитую выставку «Сокровища Тутанхамона» в 1978 году. И это абсолютный рекорд посещаемости в истории музея.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

У нарушителей режима отхода ко сну обнаружили учащенное сердцебиение У нарушителей режима отхода ко сну обнаружили учащенное сердцебиение

Это может повысить риск сердечно-сосудистых заболеваний

N+1
Больной вопрос Больной вопрос

Наболевшие вопросы об атопическом дерматите

Лиза
Глава 1: Москва Глава 1: Москва

Ты говорил, город – сила. А здесь слабые все

Esquire
Капексов на всех не хватит Капексов на всех не хватит

Развитие рынка тепличных овощей затормозится из-за сокращения господдержки

Эксперт
Как мы воспитываем дочерей бессильными перед мужским насилием Как мы воспитываем дочерей бессильными перед мужским насилием

Матери учат дочерей быть милыми и вежливыми

Psychologies
Нейробиологи отделили боль от страдания Нейробиологи отделили боль от страдания

Нейробиологи отделили боль от страдания

Forbes
Секстинг зомбингу не помеха Секстинг зомбингу не помеха

15 новейших терминов современной жизни в целом и отношений в частности

Maxim
Антихипстер: тест Chevrolet Tahoe Антихипстер: тест Chevrolet Tahoe

«Тахо» уже четвёртого поколения, но он всё так же узнаваем

Популярная механика
Kia K900. Большой мальчик Kia K900. Большой мальчик

Kia K900. Что новый флагман готов противопоставить конкурентам?

АвтоМир
Джей Ло, Карди Би, Кэтти Перри: самые эпатажные наряды звезд на Grammy-2019 Джей Ло, Карди Би, Кэтти Перри: самые эпатажные наряды звезд на Grammy-2019

Джей Ло, Карди Би, Кэтти Перри: самые эпатажные наряды звезд на Grammy-2019

Cosmopolitan
Можно ли сегодня носить мини-юбки Можно ли сегодня носить мини-юбки

Можно ли сегодня носить мини-юбки

Vogue
10 лучших скоростных  SSD-накопителей: быстрее чем SATA 10 лучших скоростных  SSD-накопителей: быстрее чем SATA

NVMe-диски переписывают рекорды скорости

CHIP
Татьяна Буланова: «Мысли о смерти гоню прочь» Татьяна Буланова: «Мысли о смерти гоню прочь»

Певица впервые рассказала о романе с известным актером младше ее на 16 лет

StarHit
Ребятам о зверятах: странные сексуальные привычки в мире животных Ребятам о зверятах: странные сексуальные привычки в мире животных

Тебе о таком точно не рассказывали на уроках биологии!

Cosmopolitan
Кто ты? Децл: продюсерский проект или настоящий артист Кто ты? Децл: продюсерский проект или настоящий артист

Почему герою 2000-х так и не нашлось места в 2010-х

Forbes
Хава-Махал, Индия Хава-Махал, Индия

Хава-Махал – Дворец ветров

Maxim
«Создатель „Робинзона“ был шпионом» «Создатель „Робинзона“ был шпионом»

Роману Даниэля Дефо «Робинзон Крузо» — 300 лет

Огонёк
Посол Советского союза Посол Советского союза

Николай Луньков и его XX век

Огонёк
Приправы и соусы: какие не обязательно хранить в холодильнике Приправы и соусы: какие не обязательно хранить в холодильнике

Приправы и соусы: какие не обязательно хранить в холодильнике

Maxim
Кошмарный сон Актера Фролова Кошмарный сон Актера Фролова

Как бездомные выживают в московском лесу

Русский репортер
«Санкции открыли нам дверь» «Санкции открыли нам дверь»

Запрет поставок для производства самолета МС-21 не повлияет на успех проекта

Эксперт
Учёные, ставшие фантастами: Владимир Обручев и Ник Перумов Учёные, ставшие фантастами: Владимир Обручев и Ник Перумов

Хорошая фантастика порой почти неотличима от добротно написанного научпопа

Популярная механика
Абонент в сети Абонент в сети

Иляна Эрднеева созвонилась с одним из главных комиков страны Ильей Соболевым

Glamour
Джастин Тимберлейк Джастин Тимберлейк

Правила жизни музыканта Джастина Тимберлейка

Esquire
Крошка Ро Крошка Ро

Блогер Марьяна Ро выбралась в реальный мир без одежды

Maxim
Если баланс близок к нулю Если баланс близок к нулю

Принимать про- и пребиотики теперь рекомендуют не только внутрь, но и наружно

Glamour
«BEEF: Русский хип-хоп»: нужно ли смотреть документалку про рэп «BEEF: Русский хип-хоп»: нужно ли смотреть документалку про рэп

И почему вообще снимать фильм про рэп — хорошая идея

Playboy
Командный зачет Командный зачет

Интервью с защитником «Крыльев Советов» Романом Шишкиным

OK!
Купидон на кухне Купидон на кухне

Жизнь поваров может изменить любовь... не только к свежим продуктам

Robb Report
Страсть кровавой барыни: кого любила помещица Салтычиха Страсть кровавой барыни: кого любила помещица Салтычиха

История трагичной любви самой жестокой помещицы Руси

Cosmopolitan
Открыть в приложении