Превращение основателя Farfetch Жозе Невеша из Давида в Голиафа

Robb ReportМода

Главный в моде

После сделки на $1,15 млрд глава Farfetch Жозе Невеш из Давида перевоплотился в Голиафа

Текст: Kareem Rashed. Портреты: Ana Neves

Жозе Невеш проводит отпуск в загородном доме

Многие воротилы бизнеса любят ссылаться на трактат «Искусство войны» Сунь-цзы, но Жозе Невеш предпочитает менее агрессивный «Дао дэ цзин» Лао-цзы. Наткнувшись на главный даосский текст ещё 13-летним мальчиком в Португалии, Невеш погрузился в восточную философию и в результате стал дзен-буддистом. Этого направления основатель и генеральный директор интернет-магазина Farfetch с самой большой аудиторией в мире придерживается и сейчас.

«Я буддист по взглядам, не по религиозной принадлежности», — уточняет Невеш, который большую часть времени проводит в Лондоне с женой и пятью детьми. На нашем интервью в зуме он и правда выглядит любителем дзена в интерпретации Jil Sander: на нём простая чёрная футболка, а фоном служит минималистичная белая комната. До нашей встречи он успел 45 минут помедитировать, хотя его глобальная цель — практиковать осознанность в течение всего дня. Эти занятия оказались особенно полезными во время испытаний прошлого года. «Главный посыл дзен-буддизма — быть здесь и сейчас, — объясняет он. — В кризис это важно как никогда, поскольку вы тренируете мозг воспринимать внешние события как нечто преходящее. Ваша цель — позволить им случиться и понять, как лучше действовать».

Такой подход принёс плоды. Пока в модной индустрии все старались понять, что делать с закрытыми магазинами и нераспроданными коллекциями, Farfetch переживал небывалый взлёт: валовая прибыль выросла на 82%. Но дело здесь не просто в запертых по домам покупателях, ударившихся в интернет-шопинг. Даже конкуренты Farfetch в цифровом пространстве вынуждены были отменять заказы и закрывать центры по их обработке и выдаче, что вело к убыткам. Отличие Farfetch в том, что он не ведёт розничную торговлю в общепринятом понимании. Хотя на сайте представлено почти 1300 брендов (от Gucci и Prada до Lardini и Girard-Perregaux), Farfetch не занимается закупками — товары поступают напрямую от производителей или из торговых залов 750 ретейлеров. Так в карантин поддерживалась жизнь магазинов класса люкс в 50 странах. И пока остальные интернет-бутики с трудом пытались выжать максимум из своих складских возможностей, глобальная сеть Farfetch смогла быстро подстроиться под обстоятельства.

Пандемия стала краш-тестом для Farfetch, доказав силу его бизнес-модели, что отразилось и в цифрах: в 2020 году его капитализация выросла на 475%, составив более $21 млрд. Для сравнения, другие прорывы года выглядели так: стоимость разработчика вакцины BioNTech выросла на 125%, Zoom’а — на 408%. Операционная деятельность Farfetch сулила впечатляющие результаты по итогам года, но ставки возросли в ноябре, когда Невеш объединил трёх титанов, которых трудно было представить вместе.

Само соседство этих названий больше подходит для начала анекдота, подслушанного где-нибудь в Давосе: «Заходят как-то в бар Alibaba, Richemont и Artémis…» Первый из них олицетворяет растущую мощь китайских потребителей; под крылом второго — имена вроде Cartier или Dunhill, а также главный конкурент Невеша Yoox Net-a-Porter Group; третий контролирует Kering, собравший команду брендов-фаворитов, среди которых Bottega Veneta и Saint Laurent. Конкуренты в борьбе за интернет-продажи сделали ставку на способность Невеша заново выдумать шопинг. Alibaba и Richemont инвестировали в Farfetch по $300 млн, а Artémis, возглавляемый Франсуа-Анри Пино, удвоил размер своих инвестиций 2018 года и довёл общую сумму до $100 млн. Кроме того, Alibaba и Richemont объединились с Farfetch, чтобы создать новую компанию Farfetch China, скинувшись по $250 млн каждый и получив 25% прибыли с возможностью довести эту долю до 49% через три года. В потоке новостей о банкротствах и стенаниях о судьбе ретейла Невеш к концу прошлого года стал путеводной звездой люкса. Рождённый в год свержения фашистского режима в Португалии, 47-летний Невеш любит шутить, что бунтарский дух ему передался от матери, которая «залезала на танк, будучи глубоко беременной». Его первой любовью стало программирование. В список подарков на Рождество 8-летний Невеш внёс ZX Spectrum — один из первых домашних компьютеров. Он вспоминает, как искал книги по теме и самостоятельно учился создавать пользовательские интерфейсы. В колледже изучать программирование уже не было смысла, поэтому он сосредоточился на экономике.

И всё же в юные годы Невеша мода всегда была частью пейзажа. Родной для него регион Португалии — Мекка многовековых кожевенных традиций страны, а его дед управлял обув ной фабрикой. Но, как и любой подросток, он не признавал авторитетов. «Мода казалась мне поверхностным увлечением, пустой тратой времени и денег, — вспоминает он. — Я презирал её, как многие айтишники».

Но предприниматель внутри него в конце концов нашёл точки соприкосновения с местной экономикой. Ещё во время учёбы в колледже в начале 90-х Невеш разрабатывал программы для стоматологий и познакомился с Сиприано Соузой, ныне техническим директором Farfetch. Объединившись, они основали компанию по разработке программного обеспечения для обувных фабрик. И хотя обслуживание обувщиков было делом не самым притягательным, Невеш наконец разглядел в моде путёвку в большой мир. На выставке в Милане, общаясь с продавцами и закупщиками со всего мира, он загорелся желанием создать что-то своё. Со свойственной ему настойчивостью уговорил обувного мастера перед работой обучать его раскрою заготовок, в 1996 году в возрасте 22 лет перебрался в Лондон и открыл крошечный магазин кроссовок собственного бренда Swear.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Время и эпоха Время и эпоха

Александр Овечкин — о часах, детях, возрасте и слип-коучах

Robb Report
Счастье для всех недаром Счастье для всех недаром

Писатель Шамиль Идиатуллин — о роли Аркадия Стругацкого в его жизни

Weekend
Дорога в лес Дорога в лес

Гараж на пять машин, два бассейна и пивоварня в загородном доме

Robb Report
Нехимические зависимости: что это такое, как их распознать и победить Нехимические зависимости: что это такое, как их распознать и победить

Вы просыпаетесь и сразу тянетесь к телефону?

Maxim
Любимка публики Любимка публики

Как танцор из Екатеринбурга заработал $3 млн и дважды попал в рейтинги Forbes

Forbes
Музыка — не в нотах Музыка — не в нотах

Что мы потеряли в музыке за последние сто лет, педантично следуя нотам?

СНОБ
Миссия – «чудо-женщина»: как, думая обо всём на свете, не забыть о себе? Миссия – «чудо-женщина»: как, думая обо всём на свете, не забыть о себе?

Женщины XXI века: как выдержать нагрузку и сохранить здоровье?

Здоровье
Как запустить посудомоечную машину первый раз — инструкция и советы Как запустить посудомоечную машину первый раз — инструкция и советы

Как правильно запускать посудомоечную машину первый раз?

CHIP
Карабах не выдержит двоих Карабах не выдержит двоих

Если ты ничего не понимаешь в армяно-азербайджанском конфликте, читай эту статью

Maxim
Крупным планом: что происходит с отечественным кинорынком Крупным планом: что происходит с отечественным кинорынком

Какое кино сейчас интересно зрителям в России?

Inc.
Пушки или масло Пушки или масло

Как технологии двойного назначения помогли послевоенной конверсии

Эксперт
Напиши мне, напиши: как сервисы e-mail будут бороться с мессенджерами Напиши мне, напиши: как сервисы e-mail будут бороться с мессенджерами

Как сервисы электронной почты будут удерживать пользователей?

Forbes
Легенда Сибири Легенда Сибири

Словно драгоценную чашу держит Бурятия священный Байкал

Лиза
Бесплатные приложения для планирования: какое выбрать Бесплатные приложения для планирования: какое выбрать

Бесплатные приложения-планировщики: чем отличаются и какое стоит попробовать?

Inc.
Исследование показало, что социальное дистанцирование не защищает от инфекций Исследование показало, что социальное дистанцирование не защищает от инфекций

Социальное дистанцирование не защищает от инфекций. А что защищает?

ТехИнсайдер
«Я понял Японию. От драконов до покемонов» «Я понял Японию. От драконов до покемонов»

Как японцы видят общество вокруг себя

N+1
Лето, прощай! Лето, прощай!

Что нужно успеть сделать на даче до конца августа

Лиза
В поисках утраченного секса В поисках утраченного секса

Самый неожиданный сериал с Мишель Уильямс

Weekend
Свиньи как свиньи Свиньи как свиньи

История «Скотного двора», главной сказки холодной войны, в вопросах и ответах

Weekend
Разморозка на слух Разморозка на слух

Как усложнится процесс разблокировки зарубежных активов российских инвесторов

Ведомости
«Радость из простых вещей»: как насладиться августом и не грустить об уходящем лете «Радость из простых вещей»: как насладиться августом и не грустить об уходящем лете

Как извлечь максимум пользы из последнего месяца лета

Forbes
Генеральная уборка Генеральная уборка

Как РГО старается уменьшить следы антропогенного воздействия

Вокруг света
«Тест на старика»: а вы сможете его пройти? «Тест на старика»: а вы сможете его пройти?

Если у вас есть пять минут, предлагаем испытать свои силы в тесте на старика

Maxim
Шифровальщики не в моде Шифровальщики не в моде

Хакеры теперь все чаще просят выкуп за возвращение украденных данных

Ведомости
Лучшие современные сериалы до 10 серий Лучшие современные сериалы до 10 серий

Сериалы до 10 серий: идеальный вариант для выходных или вечера

Maxim
Когда ещё был лес… Когда ещё был лес…

Рассказ Саши Тэмлейн «Когда ещё был лес…»

Наука и жизнь
Алексей Смертин: Трактор на поле, философ в пустыне Алексей Смертин: Трактор на поле, философ в пустыне

Алексей Смертин пробежал ультрамарафон по Сахаре

Men Today
Безмолвный пациент, или вакцинация в аквакультуре Безмолвный пациент, или вакцинация в аквакультуре

Кто, как и зачем вакцинирует рыб в аквахозяйствах?

Наука и жизнь
Ох уж эти детки Ох уж эти детки

Звездные мамы и папы рассказали, чему научились у своих детей

Grazia
Комфорт под ногами Комфорт под ногами

Как не ошибиться с выбором напольного покрытия

Лиза
Открыть в приложении