24 часа Ле-Мана: Сага Ferrari
Отрывок из документальной книги «Ford против Ferrari» раскрывает один из ключевых эпизодов становления детища Энцо Феррари, который сделал Ferrari не только синонимом скорости и роскоши, но и символом Италии
О противостоянии в 1960-х годах двух легендарных автомобильных марок, европейской Ferrari и американской Ford, на трассе Ле-Ман широкой публике стало известно в 2019 году после выхода на экраны спортивной биографической драмы «Ford против Ferrari» с Мэттом Деймоном и Кристианом Бейлом в главных ролях. Но подробности этого противостояния в фильме раскрыты не были. Вся драма охватывает в основном корпоративные войны внутри компании Ford и почти ничего не рассказывает о Ferrari. Недосказанность налицо. Но в этом году в издательстве «Альпина Паблишер» на русском языке вышла документальная книга «Ford против Ferrari» (2009) Эй Джея Бейма, где он даёт полную картину событий, восстановленную с точностью до минуты. Сюжет держит в напряжении не хуже, чем упомянутое кино, да и вообще любой крепкий боевик. Robb Report публикует отрывок из книги.
«Феррари считал, что победу на 50% определяет автомобиль, а на 50% — гонщик. Что касается машин, то в его распоряжении был парк яркокрасных Alfa Romeo, сконструированных выдающимся итальянским инженером Витторио Яно. «Конюшне Феррари» не хватало только звезды за рулём. (В 1929 г. Энцо Феррари основал частную команду, которая выступала в качестве гоночного подразделения Alfa Romeo, назвав её Scuderia Ferrari («Конюшня Феррари»).)
Тацио Нуволари по прозвищу Летучий Мантуанец был немногословен, но его выступающая нижняя челюсть и ледяной взгляд выдавали недюжинную доблесть и самоуверенность их обладателя. В Нуволари сочетались исключительное мастерство и то, что Феррари определял как «почти сверхчеловеческую храбрость». По оценкам многих, Тацио был величайшим гонщиком мира всех времён. Феррари пошёл с ним на сделку, по которой мантуанец получал почти треть всей прибыли «конюшни». Время покажет, что это был гениальный ход.
Как-то во время тренировочного заезда перед гонкой Феррари сел в машину Нуволари как пассажир. Позднее он будет вспоминать:
— На первом повороте у меня было чёткое ощущение, что мы сейчас окажемся в канаве. Я почувствовал, как в ожидании скрежета напряглось всё моё тело. Вместо этого мы оказались на следующем прямом участке. Автомобиль двигался по идеальной траектории. Я взглянул на Нуволари. Его суровое лицо, как всегда, выражало спокойствие. Это точно не было лицо человека, только что избежавшего жуткой аварии. На следующем повороте я пережил всё те же эмоции. Только к четвёртому-пятому я начал понимать, что так и должно быть. Я вдруг заметил, что при прохождении виража Тацио вообще не снимает ногу с педали газа, утапливая её в пол.
Яно и Нуволари стали для Феррари тем самым дуэтом гениального инженера и пилота-чемпиона, который сделал Scuderia Ferrari знаменитой. В те годы «зажигатель людских сердец» внимательно изучал психологию победы. Вот некоторые из принципов, которые ему открылись.
1. Конкуренция — это стимул для инноваций. Чем жёстче конкуренция, тем быстрее машины.