Рената Литвинова. «Богиня» российского кино: лучшие роли актрисы
После выхода фильма «Богиня. Как я полюбила» Ренату Литвинову стали называть не иначе как богиней российского кино. Но создать образ дивы ей удалось гораздо раньше. Даже в моменты душевного смятенья, без фирменной красной помады или укладки в стиле звезд золотого века Голливуда, даже когда они тонут в болоте ее героини выглядят богически.
Ее невозможно спутать с какой-либо другой актрисой. Практически неземная отстраненность, приглушенный голос с придыханием и легкой хрипотцой, томный гипнотический взгляд, необычная манера строить фразы, характерная жестикуляция, удивительная грация – ее героини мгновенно запоминаются, а сказанные ими фразы быстро становятся крылатыми. 12 января, в день рождения самой голливудской блондинки российского кино Ренаты Литвиновой, вспоминаем ее лучшие роли.
«Увлеченья», режиссер Кира Муратова, 1994 год
Роль: медсестра Лилия
Ренату Литвинову в ее первой крупной роли не заметить было нельзя. Медсестра, которая выглядит как кинодива 40-х годов ХХ века, увлекается скачками, зависает на ипподроме, с придыханием рассуждает о том, как прекрасно в морге и какие ее там посещают озарения, - героиня Литвиновой тут же затмила всех остальных персонажей «Увлечений». 27-летняя актриса тогда весила килограмм на семь больше, чем сейчас, некоторые кинокритики даже называли ее «пампушечкой вамп».
Красная помада, идеальная укладка, томность и манерность – именно такой зрители запомнили актрису (первая крохотная роль Литвиновой в трагикомедии 1989 года Аллы Суриковой «Две стрелы. Детектив каменного века» не в счет). И даже, казалось бы, банальная фраза «Здесь нет любви», произнесенная с неподражаемой интонацией Ренаты приобретала особый смысл. Впрочем, это далеко не единственная крылатая фраза, прозвучавшая из уст ее Лилии. Чего стоит одно только знаменитое: «Она была подратая, но довольная».
«Граница. Таежный роман», режиссер Александр Митта, 2000 год
Роль: Альбина Ворон
Мегапопулярный народный сериал «Граница. Таежный роман» принес Ренате Литвиновой госпремию и всенародную известность. Утонченная и вся такая воздушная Альбина Ворон гибнет от тоски в гарнизонном городке, страдает из-за того, что ей приходится варить борщи и штопать носки опостылевшему мужу (Андрей Панин), но при этом умудряется выглядеть как кинозвезда и щеголять роскошным блондом даже в таежной глуши.
Реплики Альбины быстро разобрали на цитаты. «Девочки, я тону»? – томно спрашивает она подруг, оказавшись на волосок от гибели, – на месте героини Литвиновой другая бы женщина громко звала на помощь, истерила и, конечно, не выглядела столь элегантно, утопая в болотной жиже. «Мне плохо, и ему плохо, поэтому детей у нас нет», – объясняет Альбина-Рената подругам же причины своих семейных несчастий. И, наконец, ушедшее в массы «Я летаю, я в раю», произнесенное после того, как ее героине наконец удалось встретить свою любовь и родную душу в виде гастролирующего певца Вадима Глинского (Владимир Симонов).