Как корпорации заботятся об окружающей среде

РБКБизнес

Зеленые воротнички

Как корпорации заботятся об окружающей среде

Текст: Валерия Житкова

Пионерами зеленой экономики в России, как правило, выступают представители малого и среднего бизнеса. Крупным компаниям сложнее перейти на экологический лад и настроить внутренние процессы так, чтобы забота об окружающей среде становилась стратегическим приоритетом. Пример подают иностранные корпорации.

Комплексный утилизатор

IKEA — белая ворона среди крупного бизнеса, работающего в России: шведская компания сильно опередила конкурентов во внедрении «зеленых» практик, говорит руководитель токсической программы «Greenpeace Россия» Алексей Киселев. «Мы стремимся, чтобы как можно меньше отходов отправлялось на полигон. В первую очередь стараемся сокращать объем — например, используем многоразовые палеты. Мусор, который неизбежно образуется, сортируем и сдаем в переработку», — подтверждает Наталья Бенеславская, руководитель отдела по устойчивому развитию и защите окружающей среды «IKEA Россия».

Российский офис IKEA в совокупности сдает в переработку 69% своих отходов (в среднем по стране показатель не превышает 5%). За вывоз и захоронение на полигонах остального (31%) приходится платить, но итог все равно положительный: за 2018 год продажа вторичного сырья принесла российской сети 27,7 млн руб. прибыли.

Самый рентабельный мусор — картон: его не просто сдают в переработку, а отправляют обратно поставщику и возвращают в магазины в виде коробок, которые продают покупателям. По подсчетам компании, за три года по системе замкнутого цикла переработано 2,2 млн т картона. Это сэкономило бизнесу уже около 30 млн руб.

В переработку IKEA сдает и картонные уголки для упаковки палет (поддонов). Этот вид отходов долгое время отправлялся на полигоны — в уголках содержится до 30% клея, из-за чего предприятия отказывались от работы с таким мусором. Но компания договорилась с Солнечногорским опытно-механическим заводом — теперь сырье поставляется на производство по сниженной ставке, что позволяет рентабельно его перерабатывать и возвращать в магазины в виде пульпер-картона (как, например, в упаковках для яиц). Это вторсырье IKEA использует для наполнения посылок.

Компания помогает развивать осознанное потребление и своим покупателям. С 2015 года в магазинах IKEA открываются пункты раздельного сбора мусора с контейнерами для пластика, стекла, металла, бумаги и упаковок Tetra Pak. Эту инфраструктуру компания запустила, чтобы поддержать энтузиастов, готовых сортировать бытовые отходы. Пункты уже работают в подмосковных Химках и Котельниках, а также в Казани, Самаре и рядом с Краснодаром. На оснащение каждой контейнерной площадки компания тратит от 1 млн до 8 млн руб. Собранное сырье продается профильным переработчикам.

Многие покупатели едут в магазины специально для сдачи отсортированного дома мусора, так что иногда перед площадками выстраиваются очереди, отмечает Бенеславская. В 2018-м компания накопила в контейнерах 30 т отходов. Правда, прибыль «съедают» логистика и затраты на обслуживание инфраструктуры, признает менеджер.

Тем не менее бытовые отходы населения хотя бы не приносят IKEA убытков в отличие от сбора батареек и лампочек, еще одной важной «зеленой» инициативы. Опасные отходы компания помогает покупателям утилизировать с 2014 года. Бюджет проекта достиг 7,5 млн руб. и продолжает расти. Батарейки и лампочки IKEA собирает в специальные контейнеры и затем платит за их вывоз и утилизацию. За батарейки отвечает крупнейший в России «профильный» завод «Мегаполисресурс» из Челябинска, за лампочки — несколько компаний-посредников.

С июня прошлого года IKEA принимает в переработку постельное белье. Сначала за сырье компания давала скидку 15% на аналогичную товарную категорию, теперь принимает его без дисконта. Результат впечатляет: за восемь месяцев покупатели принесли 57 т белья. Из этого объема 9 т отправили малоимущим, остальное ушло на переработку. Эта акция IKEA дохода не приносит, а для партнера сети, благотворительного фонда «Второе дыхание», и вовсе убыточна.

Менеджер подчеркивает: IKEA уверена в судьбе отходов, за которые взяла на себя ответственность. Всех подрядчиков и партнеров IKEA проверяет с помощью специального отдела по аудиту. Первая проверка проводится на этапе заключения договора — IKEA запрашивает необходимые документы, после чего аудитор выезжает на производство или в офис контрагента.

После того как договор заключен, проверки повторяются каждые год-два. «Проверки тщательные, занимают обычно один-два дня. Если встречаются несоответствия, мы даем партнерам три месяца на устранение. Если повторный контроль выявляет проблемы, разрываем отношения», — рассказывает Бенеславская.

По ее словам, в целом «зеленый» курс выгоден компании — доходы превышают расходы, пусть и незначительно. У проектов есть и социальная миссия, добавляет она: «Люди хотят жить экологично, но инициатива часто затухает на корню: народ или не знает, что делать, или не имеет доступа к инфраструктуре. Мы решаем эти проблемы и популяризируем осознанное потребление. Надеюсь, не мы одни».

Жир для Европы

Продуктовые сети — лидеры по образованию отходов среди ретейлеров: в магазинах накапливается упаковка от поставщиков, в торговом зале фрукты и овощи взвешиваются в отдельных пакетах, сплошь в пластике и вся готовая продукция. Самый распространенный ответ продавцов на «зеленые» вызовы — отказ от полиэтиленовых пакетов или хотя бы от их бесплатной раздачи.

Чуть глубже в реализации экологической политики пошло российское подразделение немецкой сети гипермаркетов Globus. Компания работает в стране с 2006 года, управляет четырнадцатью магазинами в Подмосковье и крупных городах центральной части страны.

«У нас существует единая корпоративная культура. Представитель семьи Брух, пять поколений которой владеют Globus, приезжает в Россию раз в два месяца и много говорит о социальной миссии и заботе об окружающей среде. Но никаких директив сверху нет — представительство в каждой отдельной стране само решает, как строить работу в части экологических инициатив», — рассказывает Анастасия Григорьева, руководитель экологических проектов российского офиса Globus.

«Зеленую» работу начали с отладки внутренних процессов: сортировали мусор, отправляли отходы на переработку, оснащали помещения датчиками для экономии электричества и обучали осознанному потреблению сотрудников. «Мы сразу определились, что не будем спасать китов в Арктике, а сосредоточимся на себе», — поясняет Григорьева. Такой подход на 25% повысил энергоэффективность сети в сравнении со средним показателем для аналогичных магазинов, утверждает менеджер.

С 2013 года Globus также принимает у населения батарейки и лампочки. Баки для сбора установлены во входных порталах магазинов — между первыми и вторыми дверьми. По правилам безопасности контейнеры не должны контактировать с продуктами питания, а магазин обязан периодически проводить замеры уровня ртутных паров на площадках. Утилизация опасных отходов — дело затратное, подтверждает Григорьева: за каждую лампочку сеть платит по 20 руб., за 1 кг батареек — 150 руб. Расходы — порядка 300 тыс. руб. в квартал. На каждом этапе составляются договоры и акты утилизации — Globus остается уверенным, что подрядчики утилизируют отходы, а не сгружают нелегально.

Внутри магазинов также появились урны для приема макулатуры и перерабатываемого пластика. Если батарейки и лампочки принимают на постоянной основе, то бумагу и пластик — в рамках специальных акций несколько раз в год. «Мы пробовали урны для раздельного сбора мусора, но люди еще не совсем понимают, что такое вторсырье, и приносят из дома несортированные отходы», — констатирует Григорьева.

Собранное вторсырье и собственные отходы сортируются и прессуются в специальных цехах на прилегающей территории. Каждый магазин заключает договоры с несколькими подрядчиками, которые вывозят получившиеся кипы на заводы по переработке. За тонну макулатуры сеть получает 9,1 тыс. руб., за тонну пластика — 8 тыс. руб., за тонну пленки — 25 тыс. руб.

Во всех гипермаркетах работают отделы кулинарии. В месяц каждый производит от 0,5 т до 1,2 т фритюрного жира — смеси растительных масел, образующихся в процессе жарки. Обычно эти отходы сливают в канализацию, засоряя сточные воды. Globus научился их перерабатывать: через российских посредников сеть продает жир в Европу, где тот превращается в биогаз или используется в лакокрасочном производстве. За тонну отходов гипермаркеты получают 20 тыс. руб. «Но основная выгода в том, что мы не наносим вреда водоканалам и водным объектам», — говорит инженерэколог Globus.

По ее словам, если сложить доходы и расходы от всех экологических инициатив, «получается положительная величина». Объем прибыли сеть не раскрывает. Григорьева обращает внимание и на другой коммерческий аспект — в случае новых «зеленых» законов компании не придется перестраивать работу и наращивать инвестиции.

Куда уходит техника

Заботиться об окружающей среде учатся и российские ретейлеры. Среди них — крупнейший в стране продавец бытовой и оргтехники группа «М.Видео-Эльдорадо» (слияние компаний произошло в апреле 2018 года). Как и продуктовые сети, компания начала внедрять «зеленые» стандарты с отказа от бесплатных пакетов еще в 2007 году. «Когда есть возможность взять бесплатно, люди берут два, три, пять пакетов — вред окружающей среде очевиден», — говорит президент и основатель компании Александр Тынкован.

Позднее сеть перешла на бумажные пакеты. Пакеты стоят от 10 до 20 руб., на их закупку сеть тратит около 30 млн руб. в год, а продает на 36 млн руб. Оставшиеся после реализации средства компания перечисляет на проекты по поддержке лесов в России. «Мы закупаем FSC-сертифицированные пакеты, то есть для их производства используются не дикие, а культивированные леса. Сейчас лес стал как картошка, это возобновляемая культура. Более того, покупая наш пакет, вы помогаете посадить дерево, Часть выручки от продажи мы направляем как раз на восстановление лесов», — уточняет Тынкован.

Впрочем, пакеты для «электронного» ретейла не основная болевая точка. Гораздо больше вреда природе наносит техника, которую люди выбрасывают вместе с бытовым мусором — так токсичные отходы попадают на полигоны и свалки. Компании не первый год пробуют помогать покупателям с утилизацией опасного мусора. Первой сбор старой техники в обмен на скидку еще восемь лет назад запустила «Эльдорадо». «М.Видео» опыт быстро скопировала — и с тех пор ретейлеры развивают проект в рамках специальных акций. Собранная в магазинах и вывезенная по заявкам покупателей техника отправляется сначала на склады, затем партнерам-утилизаторам. Группа «М.Видео-Эльдорадо» работает с тремя такими компаниями — «РусУтилит», «Вторсинтез» и «ЭкоУтилизация».

Тынкован признает, что сеть не отслеживает дальнейшую судьбу техники: «Сказать честно, мы не знаем, насколько корректно партнеры дальше поступают с техникой, но доверяем им. Мы технически не были готовы проводить регулярный аудит, но с ростом популярности акции хотим его наладить».

Журнал РБК поговорил с компаниями, которые утилизируют технику из «М.Видео», и убедился, что она действительно идет на переработку. «РусУтилит», например, выступает посредником в производственной цепочке. Компания перевозит технику с московского склада «М.Видео» на собственную площадку в Екатеринбурге, где разбирает сырье на составляющие. Сначала вручную, с помощью отвертки (извлекаются электронные платы), затем через аппарат-дробилку (отделяются цветные и черные металлы, перерабатываемый пластик, остатки перемалываются в крошку). Вторсырье прессуется в кубы и отправляется на мусороперерабатывающие и аффинажные заводы, где из плат извлекают элементы золота. Посредникам вроде «РусУтилита» бизнес на утилизации не приносит большой прибыли. «Все, что связано с драгметаллами, кажется людям Клондайком. Но утилизация не высокорентабельный бизнес, недаром на Западе он часто дотируется государством», — объясняет Вячеслав Бондаренко, руководитель отдела утилизации «РусУтилита». У конкурентов, которые совмещают функции агента и утилизатора, ситуация получше — рентабельность доходит до 170%, сообщил журналу РБК представитель «ЭкоУтилизации».

По словам Тынкована, покупателям нравится менять старую технику на скидки — в периоды акций продажи подскакивают в среднем в два-три раза: «Накладываются два фактора — желание выгоды и помощь экологии». Для сети проект — «абсолютно коммерческая история», пусть очевидной выгоды утилизация и не приносит: прибыль съедает логистика и аренда боксов на складах.

Акция по сбору старой техники пока проходит раз в год. Но в планах — ее перевод на постоянный режим, уже в рамках «социальной миссии» бизнеса, говорит Тынкован. «С одной стороны, мы вызываем положительные эмоции у покупателя, с другой — лояльность у сотрудников. Текучка розничного персонала у нас в итоге на уровне 30% при средних для ретейла 60–70%. Это ни за какие деньги не купишь», — заключает бизнесмен.

IKEA в цифрах*

  • 69% внутренних отходов магазины IKEA сдают в переработку
  • 30 млн руб. за три года сэкономила корпорация благодаря переработке картона
  • 27,7 млн руб. заработала на продаже вторсырья в 2018 году
  • До 8 млн руб. тратит IKEA на каждый пункт раздельного сбора мусора
  • 7,5 млн руб. составили расходы корпорации на утилизацию батареек с 2014 года
  • 57 т б/у постельного белья собрала IKEA у покупателей с 2018 года

* Данные российского подразделения компании

Глобальный подход

Стратегия устойчивого развития People & Planet Positive принята на уровне глобального офиса IKEA, в ней описаны экологические цели и шаги для их достижения. Документ действует с 2012 года, актуальные задачи рассчитаны до 2030-го. Первая часть стратегии регулирует внутреннюю зеленую экономику компании: раздельный сбор и переработку мусора, сокращение энергопотребления, отказ от одноразовой упаковки. Вторая часть посвящена созданию инфраструктуры для приема отходов от покупателей.

Globus в цифрах

  • 0,5–1,2 т фритюрного жира ежемесячно образуется в магазинах Globus
  • 10–25 тыс. руб. прибыли в месяц приносит компании продажа жира в Европу
  • 9,1 тыс. руб. получает компания за 1 т сданной макулатуры
  • 8 тыс. руб. получает компания за 1 т сданного пластика
  • 25 тыс. руб. получает компания за 1 т сданной пленки
  • До 300 тыс. руб. в квартал тратит Globus на утилизацию опасных отходов
  • 20 руб. стоит для компании утилизация одной лампочки
  • 150 руб. стоит для компании утилизация 1 кг батареек

Фото: Ирина Белоносова для РБК

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Повелители мусора Повелители мусора

Как устроен бизнес региональных операторов

РБК
Назад в будущее: 8 трендов, которые дизайнеры вернули из прошлого Назад в будущее: 8 трендов, которые дизайнеры вернули из прошлого

Дизайнеры на создание новых коллекций всё чаще вдохновляются прошлым

Cosmopolitan
«Идеальный момент продавать любой бизнес — на его взлете» «Идеальный момент продавать любой бизнес — на его взлете»

Миллиардер Андрей Андреев — о предстоящем IPO своей группы

Forbes
9 вредных мифов о занятиях в тренажерном зале (пора о них забыть) 9 вредных мифов о занятиях в тренажерном зале (пора о них забыть)

Ты про это слышал, но это неправильно

Playboy
Поколение Y Поколение Y

Первый российский рейтинг «30 до 30»

Forbes
«Богини отечественного производства»: крейсеры типа «Диана» «Богини отечественного производства»: крейсеры типа «Диана»

Крейсеры типа «Диана» сложно отнести к выдающимся достижениям судостроения

Популярная механика
Подход к отходам Подход к отходам

Как оренбургский бизнес научился зарабатывать на раздельном сборе мусора

РБК
Всё к лучшему Всё к лучшему

Юлия Барановская начала свою карьеру на телевидении пять лет назад

OK!
Дочь рассорилась с подругой и переживает: что делать? Дочь рассорилась с подругой и переживает: что делать?

Две истории подскажут родителям, как помочь ребенку, который поссорился с другом

Psychologies
Что пьют наши любимые киногерои (и при каких обстоятельствах) Что пьют наши любимые киногерои (и при каких обстоятельствах)

Что можно узнать о мужчинах двадцатого века благодаря их страсти к алкоголю

Esquire
Ого-гонь XXI века Ого-гонь XXI века

Со времен палки-копалки человечество пугали и завораживали пожары

Maxim
От самозванца слышу: почему умные люди часто не верят в себя От самозванца слышу: почему умные люди часто не верят в себя

Синдром самозванца называют проклятием умных людей

Forbes
Голография и жизнь Голография и жизнь

Виталий Пономарев создал стартап и решил заняться проблемой долголетия

Forbes
Как беспорядок влияет на наше поведение и аппетит? Как беспорядок влияет на наше поведение и аппетит?

Что же с нами происходит, когда мы живем в хаосе

Psychologies
10 фильмов с Анджелиной Джоли, которые нужно увидеть 10 фильмов с Анджелиной Джоли, которые нужно увидеть

Десять соблазнительных ролей Анджелины Джоли, которые обязательно нужно увидеть

Cosmopolitan
Особенные машины: советская школа танкостроения Особенные машины: советская школа танкостроения

Школа танкостроения СССР всегда шла самобытным путем

Популярная механика
Первый провал ЦБ. Почему регулятор не смог продать банк, который вылечил сам Первый провал ЦБ. Почему регулятор не смог продать банк, который вылечил сам

Прошла первая попытка продажи банка после оздоровления по новому механизму

Forbes
Четыре новых российских миллиардера: кто в 2019 году впервые попал в рейтинг Forbes Четыре новых российских миллиардера: кто в 2019 году впервые попал в рейтинг Forbes

Новые имена в рейтинге долларовых миллиардеров Forbes

Forbes
Ода современному жителю мегаполиса — в новой кампании универмага «Цветной» Ода современному жителю мегаполиса — в новой кампании универмага «Цветной»

Столичный универмаг начинает сезон весна-лето 2019 с непринужденности

Vogue
Выгодный курс. Куда можно вложить доллары помимо валютных депозитов Выгодный курс. Куда можно вложить доллары помимо валютных депозитов

Желающим инвестировать в долларах или евро стоит искать более выгодные варианты

Forbes
Как одеться в выходной весной Как одеться в выходной весной

Лениться нужно со вкусом

GQ
Сегодня едим текилу! 4 алкогольных блюда, которые необходимо пробовать Сегодня едим текилу! 4 алкогольных блюда, которые необходимо пробовать

Кто сказал, что алкоголь можно только пить? Его и есть очень приятно

Playboy
Упрямые ставки. Когда подешевеют кредиты в России Упрямые ставки. Когда подешевеют кредиты в России

Почему стоимость кредитов для населения и бизнеса совсем не обязательно снизится

Forbes
Волонтерство как вторая работа: зачем оно вам? Волонтерство как вторая работа: зачем оно вам?

В России насчитывается около 7 миллионов волонтеров

Psychologies
Русская авоська: как отказ от пакетов помог построить бизнес на 100 млн рублей Русская авоська: как отказ от пакетов помог построить бизнес на 100 млн рублей

Как «Азбука вкуса» и «Ашан» помогают расти бизнесу на осознанных потребителях

Forbes
Отчетливый школьный привкус Отчетливый школьный привкус

Школьная столовка стала символом невкусной еды

Огонёк
Почему сейчас дизайнеры так увлечены созданием мужских сумок? Почему сейчас дизайнеры так увлечены созданием мужских сумок?

Мы живем в эпоху мужских аксессуаров

GQ
7 cтадий опьянения: что происходит с организмом во время пьянки 7 cтадий опьянения: что происходит с организмом во время пьянки

Чем лучше твоему мозгу, тем хуже всему остальному организму

Playboy
Ася. Первая любовь Ася. Первая любовь

Тургеневская девушка петербургского искусства Ася Маракулина

Собака.ru
Что подарить девушке на годовщину отношений? 18 самых лучших идей Что подарить девушке на годовщину отношений? 18 самых лучших идей

Каким должен быть подарок, который ей и понравится, и запомнится?

Playboy
Открыть в приложении