Почему достижения лауреатов Нобелевской премии так важны

РБКНаука

«За наибольшую пользу человечеству»

Кто стал лауреатом Нобелевской премии 2025 года и что принесут миру их достижения

Автор: Елизавета Пирогова

Каждый год 10 декабря в Стокгольмском концертном зале торжественно провозглашают что-то вроде «За фундаментальные открытия…», «За провидческое творчество…», «За великий вклад…». Церемония вручения Нобелевских премий вот уже более века становится одним из главных научных событий года, а достижения лауреатов — ориентиром в развитии науки на десятилетия вперед. Не стал исключением и 2025 год. Разбираемся, почему Нобелевская премия так важна.

Имена нобелевских лауреатов, которых объявляют в октябре, мгновенно попадают в новостные ленты, а выбор нобелевских комитетов влияет на карьеры ученых, политиков, писателей и, что важно, определяет, что именно значит «принести наибольшую пользу человечеству». Именно так Альфред Нобель формулировал в завещании 1895 года причину, по которой стоит наградить того или иного ученого.

Альфред Нобель — химик, инженер и предприниматель, получивший 355 патентов и заработавший состояние на динамите и взрывчатых веществах. В конце жизни он завещал около 31 млн шведских крон в фонд, средства из которого должны ежегодно идти на премии в пяти областях: физика, химия, физиология и медицина, литература и мир.

Первое вручение Нобелевской премии состоялось в 1901 году. Тогда награды получили Вильгельм Рентген за открытие «Х-лучей», Якоб Хендрик Вант-Гофф за работы по химической динамике и осмотическому давлению, Эмиль фон Беринг за лечение дифтерии, писатель Сюлли-Прюдом и основатель Красного Креста Анри Дюнан, разделивший премию мира с пацифистом Фредериком Пасси.

Позже к «классическим» номинациям добавилась шестая — премия по экономическим наукам. Ее в 1968 году учредил Банк Швеции, а первый раз вручили в 1969-м норвежцу Рагнару Фришу и нидерландцу Яну Тинбергену «за разработку и применение динамических моделей в анализе экономических процессов».

Важно не только то, кому вручают премии, но и как принимаются решения. В каждой области работает собственная институция. Шведская королевская академия наук выбирает лауреатов по физике, химии и экономике, Каролинский институт — по физиологии и медицине, Шведская академия — по литературе. Нобелевская премия мира присуждается Норвежским нобелевским комитетом (эта премия не входит в предложенную ниже подборку). Обсуждение номинаций засекречено на 50 лет: данные о выдвижениях и экспертных заключениях попадают в архив и раскрываются только по истечении этого срока.

Сами награды — это медаль, диплом и деньги. В 2025 году размер каждого приза составил 11 млн шведских крон, что эквивалентно примерно $1,2 млн. Однако нематериальный капитал куда важнее, так как Нобелевская премия дает достаточно узким научным темам толчок к глобальному обсуждению, резко повышая авторитет лауреатов в научном сообществе.

За более чем столетие у премии появилось и много критиков. Среди претензий — малое количество женщин и ученых из стран глобального Юга среди победителей, консервативный характер некоторых решений, невозможность отозвать награду. К 2025 году премии получили 67 женщин (68 наград, поскольку Мария Кюри удостаивалась ее дважды). В 2024 году, например, все научные «нобелевки» (физика, химия, медицина, экономика) достались мужчинам, что вызвало новую волну дискуссий о «стеклянном потолке» в науке.

Еще один заметный тренд — тематический. Среди лауреатов все чаще оказываются работы о климате и устойчивом развитии, о демократии и правах человека, о цифровых технологиях и искусственном интеллекте. В 2024 году микрoРНК в медицине, нейронные сети в физике, ИИ-дизайн белков в химии и институции в экономике стали частью единой истории о том, как наука и общество пытаются справиться с рисками и возможностями технологической революции.

Пакет Нобелевских премий 2025 года продолжает эту линию. Иммунологическая толерантность, квантовые цепи, металлоорганические каркасы, апокалиптичная литература, борьба за права и теория роста через инновации — все это разные ответы на один и тот же вопрос о том, как жить в мире, где нестабильность и неопределенность стали новой нормой.

«Нобель» по физике-2025: квантовый мир на ладони

Фото: Niklas Elmehed for Nobel Prize

Лауреатами Нобелевской премии по физике в 2025 году стали ученые Джон Кларк, Мишель Деворе и Джон Мартинес. Джон Кларк — профессор Калифорнийского университета в Беркли, один из пионеров в области квантовых измерений. Мишель Деворе — профессор прикладной физики в Йельском университете, специализируется на вопросах сверхпроводимости. Джон Мартинес — профессор физики в Калифорнийском университете, один из ведущих разработчиков квантовых процессоров, работал в Google Quantum AI Lab.

Один из важных вопросов физики — какого максимального размера может быть система, в которой все еще заметны квантовые эффекты. Лауреаты Нобелевской премии 2025 года показали их на электрической схеме, достаточно крупной, чтобы держать ее в руке. В ней они наблюдали и квантовое туннелирование, и дискретные уровни энергии (они подразумевают, что электроны могут перемещаться между определенными состояниями, только поглощая или испуская определенное количество энергии).

Квантовая механика допускает, что частица может пройти прямо сквозь барьер — это называется туннелированием. Но, когда в системе участвует много частиц, квантовые эффекты обычно становятся незаметными. Эксперименты лауреатов продемонстрировали, что при правильной конструкции квантовые свойства можно сделать явными и в макроскопическом устройстве.

В 1984–1985 годах Кларк, Деворе и Мартинес провели серию опытов с электронной схемой из сверхпроводников — материалов, по которым ток течет без электрического сопротивления. Сверхпроводящие элементы разделяли тонким слоем изолятора. Точно настраивая параметры схемы и тщательно измеряя их, исследователи управляли возникающими при протекании тока квантовыми явлениями. Совместное движение большого числа зарядов в сверхпроводящей цепи было похоже на движение одного эффективного объекта (квазичастицы), что позволяет наблюдать и рассчитывать квантовые эффекты в целой схеме.

Сначала такая макроскопическая частицеподобная система находится в состоянии с нулевым напряжением: ток идет, а напряжения нет. В опыте она проявляет квантовый характер и выбирается из нулевого напряжения за счет туннелирования. Переход фиксируется появлением напряжения на схеме.

Ученые также показали, что система ведет себя так, как предсказывает квантовая теория, то есть ее энергия может поглощать и излучать только определенные, строго заданные порции энергии.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении