«В прошлом останется импульсивная помощь наличными на улице»
Какие надежды возлагают эксперты на будущее благотворительности
РБК Как развитие технологий повлияет на сферу благотворительности?
Александра Бабкина, директор социальных проектов VK, руководитель «VK Добра»
Тридцать лет — очень большой отрезок времени. Если сейчас попробовать оценить события, случившиеся с 1993 года, то кажется, что изменилось буквально все: от уровня развития технологий до отношения общества к разным проблемам и темам. Поэтому представить, что ждет благотворительность и социальную сферу еще через несколько десятков лет, сложно. Но если фантазировать о том, что будет через 30 лет, основываясь на текущих тенденциях, то особенно перспективным кажется именно технологический блок.
Я думаю, что в будущем еще больше будут развиваться технологии, связанные с цифровым профилем человека и разными инструментами по разработке интерфейса личности. В связи с этим вполне вероятно, что произойдет встраивание в цифровой профиль человека возможностей оказывать помощь и поощрение этого действия. Совершенствование технологий также повлияет на усиление бытовой цифровизации и цифровизации медицинских решений. Благодаря этому еще больше будет развиваться инклюзивность общества. Развитие инклюзии также может поддерживаться глобализацией.
Ольга Рончинская, программный директор благотворительного фонда «Нужна помощь»
Во-первых, все больше появляется инструментов, которые упрощают сбор пожертвований и привлечения аудитории для НКО: приложения, QR-коды, соцсети и пр. Эти технологичные инструменты будут становиться более популярными среди интернет-пользователей и упрощать путь к целевому действию. Также на основе больших данных будут более точно работать рекламные инструменты.
Однако мы видим, что практика благотворительности среди интернет-пользователей более-менее стабильна последние несколько лет и даже немного откатывается на уровень 2019 года. И при этом среди практик пока преобладают офлайн-активности и консервативные практики (милостыня, передача одежды, продуктов и денег конкретным людям). На текущий момент, несмотря на достаточно широкое покрытие интернета по стране, нет оснований полагать, что в обозримом будущем технологические решения для сбора пожертвований или привлечения доноров будут играть более существенную роль на фоне общей картины участия людей в благотворительности.
Во-вторых, среди НКО мы видим, что все большее их число прибегает к созданию сайтов организаций, приему пожертвований через интернет и общению с аудиторией через соцсети. Это радостная тенденция, которая говорит о большей открытости НКО. Однако использование IT-инструментов для управления организацией, финансовыми потоками и благополучателями пока распространено преимущественно среди крупных фондов. Для небольших региональных НКО, которых большинство, на текущий момент существуют более насущные вопросы развития организаций, и мы пока не видим трендов среди этой аудитории к большей интеграции CRM- или ERP-систем (customer relationship management — управление отношениями с клиентами; enterprise resource planning — планирование ресурсов предприятия. — РБК). При этом таких доступных инструментов, специфичных для сектора, появляется все больше, и есть надежда на формирование потребности в их использовании.
Кроме того, мы видим, что популярные социальные сети, маркетплейсы и банки интегрируют у себя функционал для сбора пожертвований. Можно предположить, что эти инструменты будут набирать популярность среди молодых поколений, активных пользователей смартфонов.
РБК Какие сферы благотворительности выйдут на первый план? Стоит ли, к примеру, ожидать того, что люди будут больше жертвовать на борьбу с изменениями климата?
А. Б. Вероятно, будут развиваться глобальные социальные проекты, связанные с работой над последствиями или профилактикой техногенных и экологических катастроф и изменения климата. Уже сегодня мы наблюдаем тренд, когда все больше людей хотят помогать экологическим проектам и НКО, которые принимают участие в борьбе с климатическими изменениями.
Думаю, что в ближайшие годы такая мотивация только усилится — хотя бы потому, что, возможно, люди начнут ощущать изменения климата на себе.
О. Р. В кризисное время и в период усугубления материального положения населения можно ожидать увеличения пожертвований на проблемы, связанные с невозможностью целых категорий граждан получать релевантную медицинскую помощь, реабилитацию, продукты питания и товары первой необходимости. Речь идет о поддержке малоимущих людей и семей в трудной жизненной ситуации, о взрослых с инвалидностью, а также о пострадавших от стихийных бедствий и военных конфликтов.
РБК Какие долгосрочные тренды в секторе вы наблюдаете?
А. Б. Хочется верить в появление глобального социального контекста, когда разные страны объединятся для решения социальных проблем. С другой стороны, возможно, усилится поддержка локальных изменений большими сообществами. Также среди трендов, которые сейчас активно развиваются как в нашей стране, так и за рубежом и, вероятно, смогут стать долгосрочными, можно выделить государственное влияние на некоммерческий сектор и развитие благотворительных организаций при поддержке госинициатив, создание новых грантовых проектов, в том числе волонтерских.
Кроме того, продолжится развитие инклюзии в широком смысле: от адаптации всех носителей и ресурсов до новых стандартов инклюзивного трудоустройства.
О. Р. Мы наблюдаем тренд на снижение доверия к благотворительным организациям, а также на снижение общего объема в первую очередь разовых пожертвований. С октября 2022 года семь месяцев подряд общая сумма сборов меньше, чем за аналогичный период годом ранее.
РБК Какие практики и подходы останутся в прошлом?
А. Б. Прежде всего в прошлом останется импульсивная помощь наличными на улице. Еще большая цифровизация коснется и пожертвований, поэтому жертвовать быстро и импульсивно люди продолжат, но просто онлайн. Хочется верить, что в прошлом останется необходимость адресной помощи, потому что будут работать системные благотворительные проекты, которые будут поддерживать в том числе и узкие целевые группы.
Надеюсь, что и некоторые социальные проблемы за 30 лет будут решены, что изменит ключевые темы, которые будут требовать внимания и участия людей.
Фото: Siegfried Modola / Getty Images
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl