Какие азиатские страны рулят сегодня в «высшей лиге» мирового автопрома

РБКАвто

Тигры на колесах

Какие азиатские страны рулят сегодня в «высшей лиге» мирового автопрома

Автор: Владимир Димин

Азия задает тон мировому автопрому: здесь базируется более 60% глобального производства и семь из десяти крупнейших автоконцернов планеты. Один из значимых рынков для экспорта — Россия. Только из Китая в 2024 году в РФ ввезли свыше 1 млн автомобилей. Предлагаем обзор ключевых центров индустрии мобильности в Азии.

Азиатское доминирование

Автомобильной промышленностью обладают около полутора десятков азиатских стран. При этом в мировую «высшую лигу» входят три государства — Китай, Япония и Южная Корея, имеющие развитые мощности и технологии. Глобальный локомотив — Китай, с конвейеров которого сходит каждый третий автомобиль в мире.

На пятки лидерам наступает Индия. Автопром этой страны выпускает, например, больше легковых машин (5 млн), чем Германия (4 млн) или Южная Корея (3,8 млн), но еще отстает от передовой группы по уровню развития национальных брендов.

Остальные страны — Таиланд, Турцию, Индонезию, Иран, Малайзию, Узбекистан, Вьетнам и другие — можно отнести скорее к региональным и локальным игрокам. Их объемы производства колеблются от нескольких тысяч автомобилей в Азербайджане до почти 1,5 млн в Таиланде. В основном это совместные предприятия с иностранными автоконцернами.

Международная организация производителей автомобилей (OICA) агрегирует отраслевую статистику по 17 азиатским странам и территориям. Согласно этим данным, на Азию в 2024 году приходилось более 61% глобального автомобилестроения. Эта доля почти не меняется в послепандемийное время (в 2019-м она составляла около 56%).

За прошлый год в целом в мире выпущено 92,5 млн транспортных средств, из них в крупнейшей части света — почти 56,9 млн. Это немногим меньше, чем в 2023 году (57 млн), но значительно больше, чем в 2022-м (51,8 млн) и предшествующие годы. Основную часть прироста обеспечивает Китай, в то же время локально наблюдается спад производства: в Таиланде в 2024 году выпущено на 20% меньше машин, чем в 2023-м, в Индонезии — на 14%, в Японии — на 9%.

Азия отчетливо доминирует в мировом сегменте легковых автомобилей — 72% глобального производства. Но более сдержанно представлена в сегменте коммерческой техники (грузовики, автобусы), занимая долю меньше трети.

Ярко выражено азиатское, а если быть точнее — китайское превосходство в сегменте электромобилей. По данным Международного энергетического агентства (IEA), всего в 2024 году в мире произведено 17,3 млн электрокаров, из них более 3/4 — в Азии: в Китае (свыше 70%), Японии, Южной Корее, Индии, Турции, Вьетнаме. Развивающиеся страны Азии, в первую очередь КНР, являются мировым драйвером электромобилизации: рост продаж за прошлый год, сообщает IEA, составил около 40%.

В топ-10 крупнейших автоконцернов мира по объемам производства в 2024 году, по данным портала VERcity, вошли семь азиатских корпораций. Лидирует в рейтинге японская Toyota (8,8 млн автомобилей), на третьем месте расположилась китайская BYD (4,1 млн). В первой десятке также присутствуют южнокорейская Hyundai (3,9 млн), японские Honda (3,6 млн), Suzuki и Nissan (по 3,1 млн), а также еще одна южнокорейская компания Kia (3 млн).

Китай

КНР — крупнейший производитель автомобилей в мире. В 2024 году в стране выпустили 31,3 млн машин — на 4% больше, чем годом ранее. В первом полугодии 2025-го с конвейеров сошли еще 15,62 млн автомобилей, что более чем на 10% превышает показатель за первые шесть месяцев 2024 года.

В целом отрасль, по данным Gasgoo Automotive Research Institute, способна производить 55,5 млн автомобилей в год, так что мощности этого сектора еще недозагружены. Внутри страны ведется жесткая конкуренция между десятками брендов. Среди основных игроков — BYD (производитель электрических и гибридных автомобилей), SAIC, Chery, Changan, Geely. При этом доля китайских компаний на рынке в 2024 году достигла рекордных 65,2%, увеличившись на 9,2 процентного пункта. Производством автомобилей в КНР также занимается ряд иностранных компаний, в том числе Tesla, BMW, Volkswagen, General Motors, Toyota.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Показ модной коллекции телогреек для работников сельской местности и военизированной охраны Показ модной коллекции телогреек для работников сельской местности и военизированной охраны

СССР, 1953 год. Модный показ телогреек

Дилетант
Матери шимпанзе научили потомков общению Матери шимпанзе научили потомков общению

Этологи обнаружили, что коммуникация шимпанзе формируется под влиянием матери

N+1
Фонотека Фонотека

Как изобразительное искусство и арт-колледжи повлияли на развитие поп-музыки

Правила жизни
«Ревность о Севере: Прожектерское предпринимательство и изобретение Северного морского пути в Российской империи» «Ревность о Севере: Прожектерское предпринимательство и изобретение Северного морского пути в Российской империи»

Почему предпринимателей интересовала печорская древесина

N+1
Великая пустота Великая пустота

Монголия – наименее населенная страна мира

Вокруг света
Низкомолекулярный оральный агонист ГПП-1 помог снизить массу тела Низкомолекулярный оральный агонист ГПП-1 помог снизить массу тела

ГПП-1 помог снизить массу тела при ожирении без сахарного диабета

N+1
В своем праве В своем праве

Как вернуть деньги за некачественный товар или услугу

Лиза
Топ-6 мрачных аниме про темную магию Топ-6 мрачных аниме про темную магию

6 аниме, где волшебная сила не так однозначна и зачастую может стать проклятием

Maxim
10 продуктов, которые не стоит готовить в аэрогриле 10 продуктов, которые не стоит готовить в аэрогриле

Все еще есть несколько видов продуктов, с которыми не справляются аэрогрили

ТехИнсайдер
Вопрос психологу: почему после ярких событий мы чувствуем пустоту и как выбраться из «серотониновой ямы» Вопрос психологу: почему после ярких событий мы чувствуем пустоту и как выбраться из «серотониновой ямы»

Почему после праздника становится грустно и как вернуться в ресурс?

Правила жизни
Разморозка на слух Разморозка на слух

Как усложнится процесс разблокировки зарубежных активов российских инвесторов

Ведомости
Тратить здесь и сейчас Тратить здесь и сейчас

Обсудили тему финансов с «самым знаменитым зумером в Сети» Максимом Лутчаком

Psychologies
С ароматом счастья и нотками любви С ароматом счастья и нотками любви

Интервью с парфюмером Екатериной Зинченко

Лиза
«Тест на старика»: а вы сможете его пройти? «Тест на старика»: а вы сможете его пройти?

Если у вас есть пять минут, предлагаем испытать свои силы в тесте на старика

Maxim
Курьеры остались без работы Курьеры остались без работы

Почему снижается спрос на курьеров в ритейле

Ведомости
Сергей Батехин: Контролировать не всегда хорошо Сергей Батехин: Контролировать не всегда хорошо

Крупные российские инвестгруппы вынуждены переосмыслять свою роль в экономике

Ведомости
Мысль как вечное движение, – или «Что такое интеллигенция»… Мысль как вечное движение, – или «Что такое интеллигенция»…

Беседа с Константином Кедровым о немецком философе Гегеле

Знание – сила
Рельсы стратегического направления Рельсы стратегического направления

Байкало-Амурская магистраль — детище русско-японской и последующих войн

Наука
«Это место восстановления психики» «Это место восстановления психики»

Исполнительный директор Еврейского музея об инклюзии и арт-терапии

Weekend
Все не как у людей Все не как у людей

Бытовые привычки иностранцев, которые нас удивляют

Лиза
Звезда не родилась Звезда не родилась

Почему планета Голливуд больше не может создавать кумиров

Men Today
Доставка опережает Доставка опережает

Из-за чего этот труд курьеров перестает быть высокооплачиваемым

Ведомости
Едем в Гагры? Едем в Гагры?

Самые популярные курорты СССР, где отдыхали наши бабушки и дедушки

Лиза
«Это было круто, да?» «Это было круто, да?»

Колонка о поэте и переводчике Илье Кормильцеве

Weekend
Выключи это немедленно: почему среди современных артистов нет голоса поколения Выключи это немедленно: почему среди современных артистов нет голоса поколения

Музыкальная битва поколений началась еще в XIX веке...

Правила жизни
Почему телефон долго заряжается: 8 самых популярных причин Почему телефон долго заряжается: 8 самых популярных причин

Все случаи, следствием которых может стать медленная зарядка аккумулятора

CHIP
Наш ответ ChatGPT: как российские стартапы делают бизнес на генеративном ИИ Наш ответ ChatGPT: как российские стартапы делают бизнес на генеративном ИИ

Что происходит на рынке генеративного ИИ в России и мире

Inc.
Люди дешевле дронов Люди дешевле дронов

Производитель беспилотных вертолетов оценил стоимость доставки грузов дронами

Ведомости
Унесенные облаком Унесенные облаком

Как информационные технологии сменяют друг друга в нашей жизни

Эксперт
Шифровальщики не в моде Шифровальщики не в моде

Хакеры теперь все чаще просят выкуп за возвращение украденных данных

Ведомости
Открыть в приложении