Производители стройматериалов создают научные подразделения своих предприятий

РБКHi-Tech

Стройматериалы из пробирки

Производители строительных материалов активно создают научные подразделения своих предприятий. Работа таких центров приводит к появлению новой продукции, а иногда даже к изменению СНиПов.

Текст Наталия Павлова-Каткова

Своим умом

Научный центр обычно ассоциируется с основательным многоэтажным зданием со множеством лабораторий и сложным оборудованием, где трудится несколько сотен, а то и тысяч человек в белоснежных халатах. Созданные при предприятиях строительной отрасли R&D-центры (Research & Development) совсем иные. Их штат редко превышает десяток сотрудников, а площадь не превышает 200–300 кв. м.

Деятельность этих подразделений направлена либо на улучшение и придание новых свойств уже выпускаемым материалам, либо на разработку новой продукции и оценку целесообразности ее внедрения в производство. 10–15 лет назад собственная наука на предприятиях была в диковинку, а сейчас такие департаменты имеются почти у всех крупных игроков рынка стройматериалов.

В России одним из первых в эту сторону шагнул российский филиал франко-швейцарской компании LafargeHolcim (образована в 2015 году в результате слияния Lafarge (Франция) и швейцарской Holcim, который специализируется на производстве цемента, бетона и нерудных материалов). «Сейчас мы превратились в довольно большой испытательный центр, который состоит из нескольких лабораторий, исследующих цементы и бетоны, асфальтобетоны и грунты, а также мобильной лаборатории для выездов на объекты строительства, — рассказывает руководитель продуктового маркетинга LafargeHolcim в России Светлана Старшова. — А начиналось все с небольшой бетонной лаборатории, которая была создана в 2005 году и в основном занималась операционной технической поддержкой наших клиентов».

Примерно в то же время интерес к собственным научным разработкам стали проявлять и исконно российские предприятия. Так, в корпорации «Технониколь» (отечественный лидер по производству кровельных, гидроизоляционных, теплоизоляционных и других строительных материалов) первое научное подразделение было создано в 2004 году, а сейчас таких отделов пять.

В 2015 году открылся первый в России исследовательский центр компании Saint-Gobain (на территории нашей страны она выпускает теплоизоляционные материалы, сухие строительные смеси, гипсокартон и стекло). Прикладными исследованиями занимаются компании Rockwool (специализируется на выпуске негорючей изоляции) и «Пеноплекс» (производит стройматериалы на основе полимеров).

1% на интеллект

Совпадение по времени не случайно. Именно в эти годы возникло понимание, что тиражировать в России чисто западные технологии стройматериалов недостаточно. Нужно учитывать и местные климатические условия, и специфику отечественного сырья, и потребности российского бизнеса. А для этого как раз и требовались научные разработки. Полностью отдать такую деятельность на аутсорсинг классическим НИИ стройматериалов, избавив предприятия от не свойственных им ранее функций, было невозможно.

«К сожалению, кадровая яма, аналогичная яме демографической, имела место и в научной среде, — рассказывает руководитель инженернотехнического центра корпорации «Технониколь» Дмитрий Михайлиди. — Большинство исследовательских институтов утратили свое влияние и свою силу в прикладных знаниях по материалам, например, по фасадам и кровлям. Поэтому предприятия, производящие стройматериалы, могли делегировать им не всю научную работу, а лишь отдельные исследования, связанные, как правило, с подтверждением собственных гипотез, основанных на мировом опыте или личных наработках. Но, чтобы генерировать такие гипотезы, предприятия должны сами обладать научными центрами, которые и стали создаваться».

Затраты компаний на собственные научные центры не так велики, а эффект от них хорошо ощутим - прежде всего по активности расширения продуктовых линеек

Вторая причина создания собственных центров — экономическая. Исследования, идущие внутри компании, гораздо проще контролировать, оценивать их эффективность, оперативно реагировать на запросы рынка. При этом, поскольку задача состоит в сугубо прикладных разработках, нет необходимости раздувать штат. В большинстве случаев достаточно семи—девяти сотрудников, а порой можно обойтись и вовсе двумя. Да и вложений R&D-направление требует довольно умеренных. Скажем, «Технониколь», по словам президента корпорации Сергея Колесникова, инвестирует в свои научные центры не более 1% от оборота.

Попасться в СНиП

Несмотря на довольно скромные затраты, эффект от научных центров хорошо ощутим. Прежде всего он заметен по активности расширения продуктовой линейки компаний. А интересные новинки есть почти у всех. «Одна из новых работок LafargeHolcim получила торговое название Airium, — говорит Светлана Старшова. — Это теплоизоляционный материал, созданный на основе минеральной пены, который обладает множеством интересных дополнительных преимуществ. Например, в жару он обеспечивает более комфортную температуру в помещении по сравнению с обычными теплоизоляторами, благодаря инертности не влияет на качества воздуха, а из-за своей воздухопроницаемости понижает риск появления плесени. Еще одна новая разработка — комплексные минеральные вяжущие для укрепления и стабилизации грунтов, которые компания предложит сегменту дорожного строительства в 2018 году».

«Технониколь» тоже есть чем гордиться. «Одно из направлений наших исследований связано с применением отходов пенополистерола, которых в России образуется много, но перерабатывается мало, — рассказывает Дмитрий Михайлиди. — Их можно использовать при производстве новых материалов без ущерба для качества продукции, при этом с существенной экономией средств на сырье, плюс одновременно решая экологические задачи. Еще один интересный продукт исследований — каменная вата с высокой тепло- и звукоизоляцией, которая не содержит связующих в виде фенолформальдегидов, да и вообще каких-либо связующих. Материал нами запатентован и уже выпускается под маркой GreenGuard. Еще одна наша гордость — научный центр монтажных пен, где в лабораторных условиях можно создавать новые виды продукции и проводить необходимые тестирования».

Впрочем, разработчики не ограничиваются созданием для своей компании стройматериалов, пусть даже самых инновационных. Скажем, та же корпорация «Технониколь» недавно завершила масштабное исследование пожаробезопасности плоских крыш и материалов, которые можно применять для таких конструкций. Исследование велось совместно с НИИ противопожарной обороны, длилось пять лет, а его результаты с 1 декабря 2017 года будут официально закреплены в СНиПе по проектированию кровель и станут обязательными для всех строительных компаний.

Фото: Александр Рюмин/ТАСС

 

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Союз ржавых Союз ржавых

Места, которые выглядят так, будто там уже случился ядерный апокалипсис

Maxim
Для чего нужен магниевый анод в бойлерах накопительного типа? Для чего нужен магниевый анод в бойлерах накопительного типа?

От чего и как именно защищает магниевый анод в бойлере косвенного нагрева?

CHIP
Роман Каримов Роман Каримов

Режиссер рассказал, что он думает о сексе с актрисами

Maxim
Переходи на зеленый Переходи на зеленый

Мода на экосексуальность и привычки, полезные для тебя и для природы

Лиза
Параллельщики. Carwin — о главных ошибках при поиске машины за рубежом Параллельщики. Carwin — о главных ошибках при поиске машины за рубежом

Как отличить реального поставщика от хорошо замаскированного обманщика

РБК
VOX VOX

VOX — культовое место тихой роскоши, где встречаются знаменитости

Собака.ru
От вил до мема От вил до мема

Краткая история «Американской готики» Гранта Вуда

Weekend
Опасно ли летать на старых самолетах и почему их до сих пор так много Опасно ли летать на старых самолетах и почему их до сих пор так много

Почему авиакомпании используют самолеты, которые можно называть пожилыми?

Maxim
Никаких шлепок и свадебных платьев: какой дресс-код советуют соблюдать музеи и театры Никаких шлепок и свадебных платьев: какой дресс-код советуют соблюдать музеи и театры

Какие рекомендации по выбору одежды мировые театры и музеи дают посетителям

Forbes
Камни не для всех Камни не для всех

Алмазы подорожают более чем на 50% к 2027 году: надо ли в них инвестировать

Ведомости
В именьи близ столицы В именьи близ столицы

Почему крестьяне из Мурина получили свободу раньше?

Санкт-Петербургский университет
Вопрос психологу: что мешает нам экономить и как изменить свое отношение к деньгам Вопрос психологу: что мешает нам экономить и как изменить свое отношение к деньгам

Почему экономия часто кажется наказанием и как можно изменить это восприятие

Правила жизни
Показать то, что за кадром: как создаются экскурсии по действующему кинопарку Показать то, что за кадром: как создаются экскурсии по действующему кинопарку

Как организовать экскурсии по кинопарку, не мешая при этом съемочному процессу

Inc.
Правила порядка Правила порядка

Как научить детей поддерживать порядок в своей комнате, не тратя на это часы

Новый очаг
Маме не говори: 12 вещей, которые родителям не нужно знать о твоем мужчине Маме не говори: 12 вещей, которые родителям не нужно знать о твоем мужчине

О чем не стоит рассказывать даже маме?

VOICE
Кладбища кораблей: три самых опасных моря на планете Кладбища кораблей: три самых опасных моря на планете

Штормы и смертельные течения — воды каких морей особенно коварны

ТехИнсайдер
Любовь победит Любовь победит

Регина Тодоренко и Влад Топалов — о работе над проектом «Ставка на любовь»

OK!
Путь Карлито: как Карлос Алькарас стал зарабатывать более $40 млн в год Путь Карлито: как Карлос Алькарас стал зарабатывать более $40 млн в год

Роль в развитии Карлоса Алькараса его агента и умении располагать к себе фанатов

Forbes
Независимость у них в крови: самые упрямые породы собак Независимость у них в крови: самые упрямые породы собак

Породы собак, воспитывать которые очень сложно из-за их упрямого характера

ТехИнсайдер
Вяземские Вяземские

Происходивший от Рюрика княжеский род Вяземских известен ещё со Средневековья

Дилетант
Все не просто так: почему теннисный мяч ярко-желтого цвета? Все не просто так: почему теннисный мяч ярко-желтого цвета?

Почему в итоге ярко-желтый окрас стал «официальным» для теннисного мяча?

ТехИнсайдер
Накрутил €50 млн: как Тадей Погачар стал самым высокооплачиваемым велогонщиком мира Накрутил €50 млн: как Тадей Погачар стал самым высокооплачиваемым велогонщиком мира

Как Тадей Погачар стал самым высокооплачиваемым велогонщиком мира

Forbes
В России художник — пророк В России художник — пророк

Что и как видит художник и зачем вообще нужны искусствоведы

Монокль
Сёстры красят Сёстры красят

Как обновить интерьер перекраской? Слово декораторам

Новый очаг
Буль-буль Буль-буль

Фантастический рассказ Владислава Кулигина «Буль-буль»

Знание – сила
Не вместо, а вместе Не вместо, а вместе

Как гаджеты трансформировали некоторые профессии и что ждет их в ближайшие годы

Правила жизни
Энергия искусства Энергия искусства

Полина Аскери — о роли искусства в жизни и списке желаний

Лиза
Пластмассовый мир (не) победил Пластмассовый мир (не) победил

Насколько глубоко гаджеты проникли в нашу жизнь?

Правила жизни
Ученые превратили растительные отходы в топливо для самолетов Ученые превратили растительные отходы в топливо для самолетов

Технологию производства авиатоплива из биомассы создали в РГУ нефти и газа

ТехИнсайдер
С особым подходом: почему хакеры атакуют компании разных отраслей по-разному С особым подходом: почему хакеры атакуют компании разных отраслей по-разному

Как бизнес-интересы определяют способы атак на сайты российских компаний

Forbes
Открыть в приложении