Сервис для поиска в Сети специалистов, способных взять на себя заботу о пожилых

РБКБизнес

Сооснователь Qlean запустил «Uber по уходу за пожилыми людьми»

Текст Настя Березина

Задуматься о создании сервиса по уходу за пожилыми Александра Коровина заставили личные обстоятельства

«По моим ощущениям, это тема не только социальная, но и очень денежная. Например, только на борьбу с деменцией, по данным Всемирной организации здравоохранения, тратится $800 млрд в год. Население стареет, и в ближайшие годы рынок услуг для пожилых людей будет только расширяться. Получается, на пенсию начнут выходить либо состоятельные люди, у которых есть деньги, чтобы платить за свой комфорт, либо те, у кого есть богатые дети», — рассуждает о сервисе «Близкие.ру» первый инвестор проекта, сооснователь CarPrice Эдуард Гуринович.

«Близких» он называет «Uber по уходу за пожилыми». Это сервис для поиска в Сети специалистов, способных «под ключ» профессионально взять на себя заботу о пожилых и маломобильных людях. Придумал проект еще один известный ИТ-предприниматель, сооснователь и бывший гендиректор Qlean Александр Коровин. «Близкие» работают с апреля 2018-го.

Запрос на «Близких»

Коровин давно обратил внимание на рынок социального ухода — еще во время работы в Qlean он искал возможности для расширения бизнеса. Новый проект не связан с уходом из компании по организации уборок [это случилось в январе 2018-го. — РБК], подчеркивает предприниматель: задуматься об основании стартапа его заставили обстоятельства личного характера.

«У меня есть бабуля. И неожиданно она начала немного чудить. Теперь-то я знаю, что это называется деменция. А тогда пришлось погружаться в историю и разбираться», — вспоминает Коровин. По его словам, «история оказалась совершенно дикая: найти для бабушки специалиста по уходу, особенно в провинции, нереально. Не говоря уже о том, чтобы специалист был обученным и квалифицированным».

Тогда бизнесмен начал изучать, как устроен рынок ухода за пожилыми в западных странах. Выяснилось, что там есть государственные стандарты для этой сферы, а также школы и институты, где обучают сиделок. «В России нет ничего подобного. Поэтому нам как новому сервису, с одной стороны, сложнее развиваться в отсутствие аналогичного опыта, но нам как бизнесу это, наоборот, открывает дополнительные возможности», — отмечает Коровин.

По его словам, в стране практически нет компаний, которые бы старались гарантировать клиенту результат. «Это как рынок уборки до появления Qlean. Или как рынок такси до появления Uber и «Яндекс.Такси». Возможно, сравнение пошлое, но ситуация очень похожа», — говорит Коровин. При этом старение населения подтверждают данные Минтруда: по прогнозу ведомства, к 2025-му в России будет до 40 млн пожилых, их доля с нынешних 24,6% вырастет до 27%.

Самым распространенным способом поиска сиделки остается «сарафанное радио», но и в его случае, по словам предпринимателя, речь идет «не о результате, а о минимальной гарантии, что человек никого хотя бы не убьет и не обворует».

Тест на благонадежность

Коровин сам сделал сайт проекта и начал его тестировать, когда у сервиса не было ни штата специалистов по уходу, ни даже офиса. Тогда же пользователи стали оставлять первые заявки. «Приходилось делать «извиняшки», говорить, что мы пока тестируем продукт и сообщим, когда запустимся», — вспоминает основатель «Близких».

На следующем этапе развития проекта он максимально подробно изучил, как устроена система ухода за пожилыми в России. Главным экспертом «Близких» выступила сотрудница фонда «Старость в радость», преподаватель кафедры «Управление сестринским делом» РУДН Лена Андрев. Для сервиса она разработала программу по организации ухода, а также системы обучения и контроля качества. С экспертизой также помогают фонды — тот же «Старость в радость», а также «Живи сейчас» (помогает людям с боковым амиотрофическим склерозом).

Каждый сотрудник «Близких», которому доверяют уход, должен пройти обучение продолжительностью до трех дней. На этих экспресс-курсах ему расскажут, как передвигать и кормить человека, проводить гигиенические процедуры и выстраивать общение в зависимости от особенностей заболевания подопечного.

По итогам обучения компания делает вывод о «благонадежности исполнителя», уточняет Коровин. Но опыт, по его словам, все равно «нельзя проверить, пока люди не приступят к работе», поэтому «Близкие» разработали особый регламент. Прежде чем допустить до пожилого человека специалиста, с ним встречаются эксперты. Они оценивают состояние подопечного и составляют программу ухода, которой обязан следовать исполнитель. Отчет о работе специалисты оставляют в специальном мобильном приложении. Если они работают с подопечными, не способными самостоятельно дать обратную связь, весь их рабочий день фиксируется на камеру. В целом контроль качества услуг Коровину помог наладить опыт создания службы поддержки в Qlean, признается предприниматель.

С «Близкими» сотрудничают уже около 120 исполнителей в возрасте от 35 лет. Большинство — пенсионеры. Такие «сиделки» редко допускаются к «сложным» подопечным, которым, например, требуется подселение. Зато они хорошо справляются с более простыми задачами: например, компаньонством, «когда надо приходить один-два раза в день, готовить и гулять», рассказывает Коровин. У исполнителей, по его словам, обычно есть личный опыт ухода за близкими или работы в санаториях и пансионатах.

В базе сервиса — около 80 клиентов. Оборот превышает 3 млн руб. в месяц. «Близкие» пока работают в Москве, выход в регионы только в долгосрочных планах. По оценке Коровина, в столице повседневный уход необходим примерно 600 тыс. человек. Согласно исследованию ассоциации «Патронаж», в России в регулярном уходе нуждаются 3–4 млн человек, из которых 1,5 млн — это лежачие больные и престарелые.

Деньги «ангелов»

Для запуска «Близких» потребовалось 20 млн руб. Половину суммы Коровин вложил из личных накоплений, еще 10 млн руб. привлек от инвесторов. Сооснователь CarPrice Гуринович, который не раскрывает сумму инвестиций, владеет 3% юрлица сервиса — компании «Надежные исполнители». «Когда Саша [Коровин] разводился с инвесторами Qlean и продавал свою долю, я сразу сказал, что буду инвестором его нового проекта. Тогда он рассказал мне про идею «Близких», — вспоминает первый инвестор. Вложилась в сервис и директор компании по работе с инвесторами в CarMoney Анастасия Олимпиева.

Соинвестор проекта Эдуард Гуринович считает, что основными клиентами «Близких» будут люди с доходом от 100 тыс. руб.

Инвестиции пошли на операционную деятельность — создание тренинг-центра, зарплату команде и маркетинг. «Мы не пытались сразу пилить космический корабль. На старте была лишь проверка гипотезы и минимальный запуск. Сейчас ведем переговоры с несколькими фондами, в начале следующего года планируем закрыть раунд инвестиций, вот тогда уже будем больше вкладываться в разработку ИТ-решений и увеличивать команду», — объясняет Коровин.

Основными клиентами «Близких» будут пенсионеры с пассивным доходом от 100 тыс. руб. (минимальный размер пенсии в Москве в 2018-м — 17,5 тыс. руб.), считает Гуринович. Коровин же хочет расширить число услуг сервиса за счет реабилитации пациентов после различных заболеваний, например инсульта. Уход можно было бы начинать еще в больнице с последующим переходом на надомный режим, говорит предприниматель. «У нас есть такая амбиция, но все дико зависит от рынка и от наших темпов роста. Пока у «Близких» не будет четко налажена система с уходом, мы ни в какую реабилитацию лезть не будем», — заключает он.

Фото: из личного архива Александра Коровина; из личного архива Эдуарда Гуриновича

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Как будет выглядеть банк через 20 лет — сказать просто, через 5 лет — очень сложно: интервью СЕО Альфа-Банка Как будет выглядеть банк через 20 лет — сказать просто, через 5 лет — очень сложно: интервью СЕО Альфа-Банка

Как именно Альфа-Банк собирается вновь стать неоспоримым технологическим лидером

РБК
Мультипекарь, сендвичница, электрогриль — чем они отличаются? Мультипекарь, сендвичница, электрогриль — чем они отличаются?

Какой гаджет выбрать, если хочется бутерброд с сыром, омлет или сэндвич?

CHIP
Клан Либерманов Клан Либерманов

Одна семья, которая мечтает изменить мир

РБК
Семейный портрет Семейный портрет

Эксклюзивные кадры и интервью Анны Хилькевич и Артура Мартиросяна — для ОK!

OK!
Звезда с звездою говорит Звезда с звездою говорит

Актриса Раиса Максимова в интервью Ренаты Литвиновой

OK!
Зинаида Кириенко. Любовь земная Зинаида Кириенко. Любовь земная

Сыграть в таких картинах и не получить народную СССР — нонсенс

Коллекция. Караван историй
Большие гонки Большие гонки

Исторический заезд: пионеры автоспорта путешествуют вокруг света

Популярная механика
Научный руководитель национальной генетической инициативы «100 000 + Я» Константин Северинов: Глобальная база геномов привела бы к подлинной революции в медицине Научный руководитель национальной генетической инициативы «100 000 + Я» Константин Северинов: Глобальная база геномов привела бы к подлинной революции в медицине

Как и для чего собирают и расшифровывают геномы в проекте «100 000 + Я»

Ведомости
Amazon выходит из берегов Amazon выходит из берегов

Как Джефф Безос хотел сделать самый большой в мире книжный магазин

Forbes
Женские лица войны: подвиги русских женщин на фронте и в тылу Женские лица войны: подвиги русских женщин на фронте и в тылу

Из 34,5 миллиона мобилизованных в годы войны почти полмиллиона составили женщины

ФедералПресс
Сотворить «Онегина» Сотворить «Онегина»

Кто участвует в сотворении «Евгения Онегина» вместе с Пушкиным

Seasons of life
Ультраобработанные продукты: с детства на крючке Ультраобработанные продукты: с детства на крючке

Как ультраобработанная пища влияет на младенцев

Здоровье
Большие проблемы Вселенной Большие проблемы Вселенной

Астрофизик Геннадий Бисноватый-Коган — о тайнах Вселенной и пути к их разгадке

Монокль
Брелок за $5 тыс.: чему бизнес может научиться у Лабубу Брелок за $5 тыс.: чему бизнес может научиться у Лабубу

Лабубу-тренд: эффект сюрприза или ностальгия?

Inc.
Шоураннеры «Фишера»: Человек любит смотреть в кино на что-то ужасное Шоураннеры «Фишера»: Человек любит смотреть в кино на что-то ужасное

Создатели «Фишера» — о том, как луна-парк стал главным референсом мира сериала

Ведомости
Хирургия без шрамов: как появилась лапароскопия Хирургия без шрамов: как появилась лапароскопия

Как и когда хирургия стала щадящей?

ТехИнсайдер
Как будет работать ОСАГО без учета износа. Об этом лучше знать заранее Как будет работать ОСАГО без учета износа. Об этом лучше знать заранее

Возмещение по ОСАГО без учета износа деталей. Разбираемся в нюансах схемы

РБК
Фарш из надежд. Почему искусственное мясо проиграло натуральному Фарш из надежд. Почему искусственное мясо проиграло натуральному

Есть ли будущее у искусственного мяса?

Inc.
Дипфейк и верификация видео: как не стать жертвой обмана Дипфейк и верификация видео: как не стать жертвой обмана

Как обезопасить себя от дипфейков и мошеннических видео

Правила жизни
Мария Лисовая: «Работоспособность — мой основной инструмент» Мария Лисовая: «Работоспособность — мой основной инструмент»

Актерская профессия — это сплошные вопросы

Коллекция. Караван историй
Как развить ловкость Как развить ловкость

Если ребёнок неловок и неповоротлив, это ещё не значит, что так тому и быть

Здоровье
Топ-9 летних ягод Топ-9 летних ягод

Какие летние ягоды помогут укрепить иммунитет и избежать проблем со здоровьем

Лиза
Польский узел Польский узел

В 1980 году ситуация в Польше складывалась непростая...

Дилетант
Культурный код ИИ: 3 совета по созданию чат-ботов для бизнеса Культурный код ИИ: 3 совета по созданию чат-ботов для бизнеса

Как строить более точные, этичные и адаптивные системы искусственного интеллекта

Inc.
Искусственный белок поменял конформацию в ответ на повышение концентрации ионов кальция Искусственный белок поменял конформацию в ответ на повышение концентрации ионов кальция

Как искусственный белок реагирует на повышение концентрации ионов кальция

N+1
Что «видели» астероиды? Что «видели» астероиды?

Чем астероиды интересны астрономам?

Наука и жизнь
Иногда они возвращаются: зачем сотрудники-бумеранги стремятся на прежнее место работы Иногда они возвращаются: зачем сотрудники-бумеранги стремятся на прежнее место работы

Стоит ли возвращать уволившихся сотрудников, и как это правильно сделать

Forbes
A Vida Portuguesa A Vida Portuguesa

«А вы уже были в A Vida Portuguesa?»

Seasons of life
50 лет исследований показали: эти 4 ошибки разрушают брак 50 лет исследований показали: эти 4 ошибки разрушают брак

Четыре стратегии общения, которые могут привести к расставаниям и разводам

Inc.
Скромные великаны Скромные великаны

В Португалии больше потерь и сожалений об утраченном величии, чем приобретений

Seasons of life
Открыть в приложении