Как построить фабрику по производству балеток в Кирово-Чепецке

РБКБизнес

Элементы

Производство

Как построить фабрику по производству балеток в Кирово-Чепецке

Текст Владимир Гендлин
Фото Алена Кондюрина для РБК

Девять лет назад Александр Самохин, 23-летний предприниматель из Кирово-Чепецка, купил для приятеля партию кожи, а она не подошла. Самохин остался без денег и с товаром, покупать который никто не хотел. В итоге именно из этой неудачной сделки выросла фабрика обуви «Дельфин», один из крупнейших в стране производителей спортивной и танцевальной обуви.

Но тогда был кризисный 2008 год, и пришлось выкручиваться любыми способами. К тому времени разорилась местная фабрика, долгие годы шившая одежду и танцевальную обувь. Среди уволенных сотрудниц Самохин и нашел специалистов. Кожу кустарным образом превращали буквально во все, что можно было из нее сделать, — кошельки, ключницы, тапочки, чешки. Довольно низкого качества, признается Александр Самохин. Но за год удалось избавиться от всего сырья. Затем случилось неожиданное: некоторые покупатели вернулись с заказами.

Неудачная сделка неожиданно превратила Александра Самохина в крупного производителя обуви

Для расширения Самохин разместил производство в местной исправительной колонии — сотрудничество с ней продолжалось около двух лет. Александр Самохин решил производить уже не все подряд, а сосредоточиться на выпуске обуви для танцев. В первый год произвели около 5 тыс. пар. Тогда Александр сам работал менеджером по продажам — уверяет, что лично продал не менее 200 тыс. пар обуви: ездил по магазинам, как коробейник, и показывал товар.

Александр Самохин быстро понял, что ставку надо делать на Москву и Санкт-Петербург, где живут более обеспеченные заказчики и на которые, по данным маркетингового агентства Step by Step, приходится до 50% всего рынка танцевальных услуг России. Для этого пришлось отказаться от дешевого сырья и производства в колонии. Зато в течение нескольких следующих лет производство балеток, джазовок и чешек росло на 200–300% в год. Сейчас «Дельфин» выпускает около 50 тыс. пар обуви в месяц, говорит Самохин, которая продается примерно в 4 тыс. магазинов по всей стране.

«Мой остров»

«Утром открываю входную дверь — и я уже на производстве», — смеется Александр Самохин. Его квартира расположена прямо в здании фабрики. Это бывший детский сад, безликое кирпичное сооружение советских времен. Владельцу это даже нравится: к чему привлекать ненужное внимание? Зато внутри помещение оформлено ярко и стильно.

Кабинет гендиректора, расположенный на втором этаже, прямо над его квартирой, переходит в открытую веранду, которая одновременно и спортзал, и место отдыха: на стене — тренажер, рядом — боксерский мешок. Вся семья живет в квартире сына и так или иначе участвует в семейном деле: мама является учредителем в одной из компаний, отец работает в бизнесе. С веранды открывается вид на цветник и парники — это творчество бабушки, Павлы Леонидовны. «Это мой остров», — говорит Самохин то ли о цветнике, то ли обо всем доме-фабрике, отвоеванном у довольно безрадостной окружающей действительности.

По другую сторону от квартиры — складские помещения. «Тут остатков материала на 20 млн руб.», — кивает Александр на рулоны кожи. Поднимаемся на второй этаж, на стене висят фигурные железки. Это резаки разных размеров, которыми кроят материал для чешек, — ценная оснастка, их мастерят специалисты в Москве. «Этого добра на стене на $15 тыс.», — комментирует Самохин.

Верх обуви шьют швеи на бесшумных машинках, сегодня в цеху их около 30. Самая ответственная работа — сборка. На колодку натягивается материал и склеивается, затем молотками разбиваются и размягчаются швы, на носке материал собирается в складки. «Сборщики — наш золотой фонд. Вот эти складки сделать очень сложно, в мире единицы фабрик добиваются такого качества сборки, как у нас», — говорит Александр.

В числе прямых конкурентов Самохин называет компанию Grishko, основанную в 1989 году в Москве Николаем Гришко. Это один из крупнейших производителей танцевальной обуви в мире, продукция которого поставляется в том числе в Большой, Мариинку, Covent Garden и другие знаменитые театры. «Дельфин» такими клиентами похвастаться не может, поэтому Самохин формулирует свою стратегию так: у Grishko высококачественная обувь в дорогом сегменте, у «Дельфина» — высокое качестве в недорогом сегменте.

«Думаю, что по российским продажам мы их уже догнали либо перегнали», — говорит Александр Самохин, который при этом не раскрывает объем продаж в деньгах, как не раскрывают их Grishko и R-Class, другой крупный участник этого рынка. Это вообще характерно для ниши танцевальной и спортивной обуви, говорит гендиректор R-Class Роман Кукушкин: во всем мире это малый, поэтому непубличный бизнес. Зарубежные производители вроде Capezio и Bloch также не публикуют данных о продаже. При этом все участники рынка признают, что основную выручку всем участникам этого рынка приносят не профессиональные танцоры, а массовый сегмент.

Уровень эконом

Директор по развитию маркетингового агентства Step by Step Елена Пономарева оценила минимальную потребность российского рынка танцевальной обуви в 2 млн пар в год, или 3 млрд руб., при средней цене пары 1500 руб. Тот же Grishko, по данным Пономаревой, производит 600 тыс. пар обуви в год, при этом 80% уходит на экспорт.

Если «Дельфин» выпускает 50 тыс. пар в месяц, то он уже сравнялся по этому показателю с Grishko, а Самохин говорит, что при необходимости готов увеличить производство до 1 млн пар. Конкуренты сомневаются. «Исключено, таких объемов нет даже у Grishko. И даже если столько произвести, то это надо еще продать», — считает Кукушкин. Самохин говорит, что оценка рынка в 2 млн пар сильно занижена: «Я хорошо изучил рынок, на котором работаю, — он составляет не менее 4 млн пар в год».

Фабрика «Дельфин» за девять лет работы увеличила объем производства более чем в 100 раз

Правда, по словам Самохина, после очередного кризиса 2014 года рынок сильно изменился, точнее — изменилось позиционирование «Дельфина» на нем. Если изначально фабрика ориентировалась на премиум-сегмент, то сегодня спрос сместился на уровень эконом: потребители стали менее разборчивы к стилям и более практичны, их интересует обувь, которую можно использовать не только для танцев, но и в обычной жизни.

В 2015 году Самохин запустил производство спортивных костюмов (по его словам, ожидается крупный заказ на 90 млн руб.) — и создал производство спортивных тренажеров, которое уже приносит около $1 млн в год. А в этом году взялся за направление спортивного питания, которое собирается развивать вместе с партнером. От главной цели Александр Самохин все равно не отказывается, она указана на сайте компании: «Превратить обычную компанию в великую».

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Они позорят прекрасный пол! Они позорят прекрасный пол!

6 типов женщин, от которых стоит держаться подальше

Maxim
Вечная молодость: 7 легендарных внедорожников, которые выпускались более 20 лет Вечная молодость: 7 легендарных внедорожников, которые выпускались более 20 лет

Автотитаны, которые десятилетиями остаются на конвейере

4x4 Club
Робот по имени Федор Робот по имени Федор

Как магнитогорская «Андроидная техника» создала робота по имени Федор

РБК
Дэвид Хокни: большой всплеск Дэвид Хокни: большой всплеск

В 88 лет Дэвид Хокни сумел остаться актуальным в XXI веке

Монокль
Цифровой «наставник»: почему бизнесу выгоднее обучать, а не увольнять сотрудников Цифровой «наставник»: почему бизнесу выгоднее обучать, а не увольнять сотрудников

Переквалификация превращается в главный инструмент устойчивости компаний

Forbes
Почему свистит ремень генератора и как его проверить Почему свистит ремень генератора и как его проверить

Свистит ремень генератора: что делать и как проверить

РБК
Тысячи сомиков-шмелей вскарабкались по водопадам Тысячи сомиков-шмелей вскарабкались по водопадам

Почему южноамериканские сомики-шмели необычно ведут себя у водопадов

N+1
Разморозка на слух Разморозка на слух

Как усложнится процесс разблокировки зарубежных активов российских инвесторов

Ведомости
Искусство момента и вечности Искусство момента и вечности

Книги об истории и философии искусства, о вдохновленных и вдохновлявшем

Weekend
Что такое ИИ-агент, и чем он отличается от обычной нейросети? Что такое ИИ-агент, и чем он отличается от обычной нейросети?

ИИ-агенты сильно упростят нам жизнь — если, конечно, научатся корректно работать

CHIP
Не сдирать! Что делать, если облезает кожа после солнечного ожога Не сдирать! Что делать, если облезает кожа после солнечного ожога

Что делать при солнечном ожоге, чтобы ускорить заживление кожи и облегчить зуд

ТехИнсайдер
В сосновом бору В сосновом бору

Настоящий гимн природе в интерьере загородного дома в пригороде Новосибирска

SALON-Interior
«Близнецовое пламя»: что это такое, чем оно отличается от родственных душ и кармических партнеров «Близнецовое пламя»: что это такое, чем оно отличается от родственных душ и кармических партнеров

С чем путают «близнецовое пламя» и что в этих подходах противоречит

VOICE
Список уловок телефонных мошенников: разбираем самые частые способы обмана Список уловок телефонных мошенников: разбираем самые частые способы обмана

Список из самых распространенных атак телефонных мошенников

Maxim
Минута славы Минута славы

Как снимать в путешествиях видео, которые станут популярными в соцсетях

Лиза
Разница принципиальна: чем цукини отличаются от кабачков Разница принципиальна: чем цукини отличаются от кабачков

Какие различия цукини и кабачков играют ключевую роль в кулинарии

ТехИнсайдер
Что наша жизнь — стрельба Что наша жизнь — стрельба

Случаи в истории кинематографа, когда пуля оказалась умной и настоящей

Weekend
Это все ваше воспитание Это все ваше воспитание

С какого возраста начать прививать детям хорошие манеры и этикет

Grazia
«Не слияние, а бордель»: как создатели «Южного парка» стали миллиардерами «Не слияние, а бордель»: как создатели «Южного парка» стали миллиардерами

Как мультсериал для взрослых о четырех мальчиках стал прибыльным феноменом?

Forbes
Мемолог или вайб-менеджер: какие новые профессии придумал российский бизнес и зачем Мемолог или вайб-менеджер: какие новые профессии придумал российский бизнес и зачем

Какие необычные позиции появились в российских компаниях за последние пару лет

Forbes
Что такое отложенный налог на прибыль и зачем его учитывать Что такое отложенный налог на прибыль и зачем его учитывать

Как работает отложенный налог на прибыль

Inc.
Искусство детям Искусство детям

Как говорить с ребенком об искусстве, не усыпив его скучными терминами

Grazia
«Хотеть пять звезд, спа и три ресторана — это не стратегия». Президент Cosmos Hotel Group — об ошибках начинающих отельеров «Хотеть пять звезд, спа и три ресторана — это не стратегия». Президент Cosmos Hotel Group — об ошибках начинающих отельеров

Каких ошибок следует избегать отельеру и почему за малыми городами будущее?

Inc.
Биологи прочитали геном вымерших японских морских львов Биологи прочитали геном вымерших японских морских львов

Генетики проанализировали ДНК вымерших японских морских львов

N+1
Эхо Парижа Эхо Парижа

Оммаж творчеству великих парижских кутюрье в интерьере тюменской квартиры

SALON-Interior
Эта привычка может повысить риск развития деменции на 43% Эта привычка может повысить риск развития деменции на 43%

Употребление большого количества сахара может повысить риск развития деменции

ТехИнсайдер
Московский оазис Московский оазис

Интерьер апартаментов, вдохновленный панорамными видами на живописный парк

SALON-Interior
Нефть, газ и будущее Нефть, газ и будущее

Стремление заглянуть в будущее — неотъемлемая часть человеческой натуры.

Ведомости
Бидермейер нашего времени Бидермейер нашего времени

Искусство правого поворота в венском музее

Weekend
Хватит на всё Хватит на всё

Как экономить в большой семье: советы по управлению домашним бюджетом

Лиза
Открыть в приложении