О системе ночного видения, разработанной предпринимателем Максимом Кузьминым

РБКHi-Tech

Предприниматель из Екатеринбурга учит автомобили видеть в темноте

Текст Валерия Позычанюк

Ночь, зима, неосвещенная дорога. На обочине припаркован автомобиль, в свете фар — сугроб и небольшой участок асфальта, окруженные темнотой. Мимо проносятся два автомобиля, но водителю видны лишь слепящие световые пятна. Он переносит взгляд на экран устройства Irway и четко различает: первая машина была синего, вторая — желтого цвета.

Irway — это система ночного видения, разработанная предпринимателем из Екатеринбурга Максимом Кузьминым. Проект, который он затевал для собственных нужд, получил 8 млн руб. за победу в федеральном конкурсе стартапов и планирует привлечь еще 120 млн руб. инвестиций, чтобы запустить серийное производство.

Кузьмин основал первый бизнес сразу после университета в начале 1990-х: выпускник Уральского политехнического института (сейчас входит в состав УрФУ) уже во время учебы понял, что специальность «инженер-строитель» не для него и надо делать что-то свое. Фирма Кузьмина «Металлайн» занималась поставками металлов и демонтажем нефтехимического оборудования. Объем заказов единовременно мог составлять $3–4 млн, вспоминает бизнесмен. За сложными марками стали нередко приходилось «мотаться за рубеж».

«В год наезжали по 100 тыс. км — больше, чем обычно проезжают таксисты или дальнобойщики, — рассказывает Кузьмин. — За один раз могли отмотать 3 тыс. км, большую часть — ночью». Ночная езда вообще удобнее дневной, объясняет он: на федеральных трассах днем очень напряженное движение, а ночью все дороги свободны, «единственная проблема — плохая видимость». «Фары ближнего света освещают максимум 50 м вперед, а по статистике водитель 80–90% времени вынужден ездить именно с ними. На скорости 100 км/ч это очень мало и точно недостаточно, чтобы вовремя среагировать на помеху», — говорит Кузьмин.

Тогда-то он вместе с партнерами задумался об устройстве, которое могло бы помочь решить проблему с видимостью. Но оказалось, что готовых решений на рынке практически нет: к середине 2000-х системы ночного видения в тестовом режиме устанавливали на своих автомобилях разве что Cadillac и другие люксовые автопроизводители. «Эти системы подходили только конкретным маркам, а коробочного решения, которое можно взять и поставить на любую машину, не было», — констатирует предприниматель.

Правда, на рынке были системы на основе тепловизоров — приборов, которые составляют картину ночного пространства на основе разницы температур. «Но если вы едете по трассе и поперек дороги лежит бревно, тепловизор не спасет. Получается, полагаетесь на систему, которая не может обезопасить», — отмечает бизнесмен.

Победа в конкурсе акселератора GenerationS принесла стартапу Кузьмина 8 млн руб.

Так он пришел к решению собрать устройство на основе другого принципа ночного зрения — с помощью инфракрасных (ИК) камер. В полной темноте они дают четкую картинку и видят все предметы без исключений, говорит Кузьмин. Но есть и недостатки: «Если у камеры высокая чувствительность, то любой яркий свет, например от фар встречного автомобиля, приводит к засветке и вместо картинки на экране вы получаете белое пятно. А если чувствительность понизить, камера просто перестает видеть в темноте».

Несколько лет предприниматели бились над решением проблемы. «Мы никогда до этого ничего подобного не разрабатывали, поэтому во всем приходилось разбираться с нуля, — вспоминает Кузьмин. — Сначала пытались понять принципы работы подобных устройств, потом стали ставить эксперименты. Мы вообще больше практики, чем теоретики».

Опыты показали, что на качество «видения» влияют не только особенности ИК-камеры, но и другие факторы. Отдельной проблемой стал подбор объектива. Все они давали много искажений, световых колебаний и шумов, что сводило на нет работу всей системы. В итоге каждый объектив, который закупают Кузьмин и его партнеры, пересобирается вручную. Предприниматель не уточняет, как именно, — ноу-хау Irway патентуется.

Команде пришлось разработать и собственную IT-систему обработки изображения с камер, позволившую свести к минимуму проблемы с чувствительностью. Другое новшество — система подсветки. Она подключается напрямую к фарам и включает ИК-подсветку в момент, когда это нужно водителю. Гордятся в Irway и системой вывода изображения на лобовое стекло. В отличие от других гаджетов, использующих этот прием, устройство екатеринбуржцев отсвечивает картинку под зеркало заднего вида, чтобы изображение дороги было четко на уровне глаз.

В разработку всей системы основатели вложили около $1 млн собственных денег. Стартап развивался параллельно с основным бизнесом Кузьмина, за счет которого и финансируются разработки Irway.

Когда первая версия устройства была протестирована разработчиками, встал вопрос, что делать дальше. «Мы показали ее нескольким специалистам из автопрома, все ответили: очень круто, продолжайте», — вспоминает Кузьмин. В 2013 году стартап выпустил первую серию устройств: 100 штук, практически полностью собранных вручную. Однако продать их оказалось непросто: люди не понимали, что это, сокрушается предприниматель.

«Мы посадили команду менеджеров по продажам: они искали потенциальных клиентов и пытались объяснить, что мы делаем и зачем это нужно. А параллельно мы искали покупателей среди своих знакомых. Спрос приходилось создавать с нуля», — говорит Кузьмин.

В итоге первая сотня устройств разошлась по всей стране: среди покупателей были и обычные автолюбители, и транспортные компании, а несколько систем даже отправились в гараж президента России — на автобусы из его автопарка, а также в «Сургутнефтегаз» на служебные автомобили. «Мы пытались охватить как можно больше отраслей, чтобы понять, кому устройства действительно нужны, а на кого можно в будущем не тратить время», — объясняет Кузьмин.

За последние четыре года Irway выпустила семь поколений своих систем. Каждая продавалась тестовыми партиями в несколько десятков штук, а всего стартап продал около 500 устройств по 55 тыс. руб. каждое. В 2017 году уральская компания поучаствовала в федеральном акселераторе GenerationS. «Мы с помощью УрФУ подали заявку в трек для проектов, разрабатывающих технологии двойного назначения. И выиграли его. А потом прошли в финал — и выиграли его тоже», — улыбается предприниматель.

За первое место стартап получил 8 млн руб. и выход на федеральную аудиторию: о проекте рассказали телеканалы, его разработками заинтересовались инвесторы и автопроизводители, утверждает Кузьмин. В ближайшее время компания планирует привлечь 120 млн руб.: уже поступило несколько предложений от российских инвесторов, продолжает он. «Деньги пойдут на запуск промышленного производства. Собирать системы вручную очень дорого, полученной прибыли не хватает, чтобы развивать проект. Если сделка состоится, сможем выйти на массовый рынок — и это будет уже совсем другая история», — заключает предприниматель.

Фото: Irway

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Письмо будущему себе Письмо будущему себе

Как мы попадаем в эмоциональные ловушки на фондовом рынке

Forbes
«Я расплакалась, когда смотрела это видео с мужем»: Юлия Топольницкая рассказала, как ее поразил Игорь Чехов «Я расплакалась, когда смотрела это видео с мужем»: Юлия Топольницкая рассказала, как ее поразил Игорь Чехов

Юлия Топольницкая о секретах семейной жизни с актером и шоуменом Игорем Чеховым

VOICE
Кризис ожиданий Кризис ожиданий

Повышение пенсионного возраста в России поддержало больше людей, чем в Германии

Forbes
Зинаида Кириенко. Любовь земная Зинаида Кириенко. Любовь земная

Сыграть в таких картинах и не получить народную СССР — нонсенс

Коллекция. Караван историй
Семь правил миллиардера Семь правил миллиардера

Олег Тиньков делится принципами, позволившими ему построить бизнес

Forbes
Мультипекарь, сендвичница, электрогриль — чем они отличаются? Мультипекарь, сендвичница, электрогриль — чем они отличаются?

Какой гаджет выбрать, если хочется бутерброд с сыром, омлет или сэндвич?

CHIP
Монеты за любовь Монеты за любовь

Фанатские токены — новая PR-модель или рай для спекулянтов?

Forbes
Семейный портрет Семейный портрет

Эксклюзивные кадры и интервью Анны Хилькевич и Артура Мартиросяна — для ОK!

OK!
Наука и жизнь Наука и жизнь

Как МФТИ стал настоящей кузницей кадров для российского бизнеса

Forbes
Секреты лабораторий Секреты лабораторий

Косметика будущего сможет адаптироваться под индивидуальные запросы каждого

Лиза
Сотворить «Онегина» Сотворить «Онегина»

Кто участвует в сотворении «Евгения Онегина» вместе с Пушкиным

Seasons of life
Лучшие сериалы про мафию Лучшие сериалы про мафию

Сериалы про мафию: на тот случай, если вы устали пересматривать «Бригаду»

Maxim
Не женское дело? Не женское дело?

Еще 20–30 лет назад женщина-режиссёр воспринималась как нечто исключительное

Дилетант
Ольга Пивень: «ИИ все глубже интегрируется в бизнес-процессы» Ольга Пивень: «ИИ все глубже интегрируется в бизнес-процессы»

Ольга Пивень о достижениях конференции «Цифровая индустрия промышленной России»

Ведомости
Дар моря Дар моря

Креветки в панцире, похожем на черепицу, у рыбы корвины русалочий хвост

Seasons of life
Посвящено Беатриче Посвящено Беатриче

Он не смел поверить, что Биче исчезла навсегда. Его мир рухнул

Наука и жизнь
«Кто богат детьми, богат и любовью, а любовь всего светлее»: Н.М. Карамзин – отец семейства «Кто богат детьми, богат и любовью, а любовь всего светлее»: Н.М. Карамзин – отец семейства

Николай Карамзин известен как «первый наш историк и последний летописец»

Знание – сила
Неожиданное преимущество веганства для женщин Неожиданное преимущество веганства для женщин

Растительная диета полезна для поддержания здоровья в долгосрочной перспективе

ТехИнсайдер
Иван Бунин оправдывается… Иван Бунин оправдывается…

Жизнь в эмиграции всегда не проста, часто эмигрантам приходится объединяться

Дилетант
«Отборочный турнир» жилищного строительства «Отборочный турнир» жилищного строительства

У спорта и рынка жилья в России гораздо больше общего, чем кажется

Ведомости
От школьника-романтика до пелевинского героя: лучшие роли Михаила Ефремова в российском кино От школьника-романтика до пелевинского героя: лучшие роли Михаила Ефремова в российском кино

Вспоминаем культовых персонажей актера Михаила Ефремова

Правила жизни
Михаил Бахтин Михаил Бахтин

Зачем Бахтин понадобился Андропову и почему он так известен в Европе и Штатах?

Дилетант
Помогут ли нейросети улучшить российскую судебную систему Помогут ли нейросети улучшить российскую судебную систему

Может ли ИИ использоваться в вынесении судебных решений?

ФедералПресс
Воздушная болезнь: что делать, если вас укачивает в самолете Воздушная болезнь: что делать, если вас укачивает в самолете

Что такое воздушная болезнь и как облегчить ее симптомы?

ТехИнсайдер
Перезапуск креативной экономики: новый закон и планы до 2030 года Перезапуск креативной экономики: новый закон и планы до 2030 года

Где уже есть успехи в развитии креативных индустрий, кто входит в число лидеров

ФедералПресс
Креативность: врождённый дар или умение? Креативность: врождённый дар или умение?

Можно ли стать креативным или нужно им родиться?

Здоровье
Астрономы выдвинули «безумную идею» о Плутоне — ничего подобного в Солнечной системе найдено не было Астрономы выдвинули «безумную идею» о Плутоне — ничего подобного в Солнечной системе найдено не было

Что скрывается в туманной дымке карликовой планеты Плутон?

Inc.
Шоураннеры «Фишера»: Человек любит смотреть в кино на что-то ужасное Шоураннеры «Фишера»: Человек любит смотреть в кино на что-то ужасное

Создатели «Фишера» — о том, как луна-парк стал главным референсом мира сериала

Ведомости
У эволюции нет конкретной цели, но есть результат У эволюции нет конкретной цели, но есть результат

Как происходит видообразование, с чего начинается и через какие этапы проходит

Наука и жизнь
TESS отыскал экзогиганта у очень маломассивной звезды TESS отыскал экзогиганта у очень маломассивной звезды

TESS вновь обнаружил экзогиганта у маломассивной звезды

N+1
Открыть в приложении