О системе ночного видения, разработанной предпринимателем Максимом Кузьминым

РБКHi-Tech

Предприниматель из Екатеринбурга учит автомобили видеть в темноте

Текст Валерия Позычанюк

Ночь, зима, неосвещенная дорога. На обочине припаркован автомобиль, в свете фар — сугроб и небольшой участок асфальта, окруженные темнотой. Мимо проносятся два автомобиля, но водителю видны лишь слепящие световые пятна. Он переносит взгляд на экран устройства Irway и четко различает: первая машина была синего, вторая — желтого цвета.

Irway — это система ночного видения, разработанная предпринимателем из Екатеринбурга Максимом Кузьминым. Проект, который он затевал для собственных нужд, получил 8 млн руб. за победу в федеральном конкурсе стартапов и планирует привлечь еще 120 млн руб. инвестиций, чтобы запустить серийное производство.

Кузьмин основал первый бизнес сразу после университета в начале 1990-х: выпускник Уральского политехнического института (сейчас входит в состав УрФУ) уже во время учебы понял, что специальность «инженер-строитель» не для него и надо делать что-то свое. Фирма Кузьмина «Металлайн» занималась поставками металлов и демонтажем нефтехимического оборудования. Объем заказов единовременно мог составлять $3–4 млн, вспоминает бизнесмен. За сложными марками стали нередко приходилось «мотаться за рубеж».

«В год наезжали по 100 тыс. км — больше, чем обычно проезжают таксисты или дальнобойщики, — рассказывает Кузьмин. — За один раз могли отмотать 3 тыс. км, большую часть — ночью». Ночная езда вообще удобнее дневной, объясняет он: на федеральных трассах днем очень напряженное движение, а ночью все дороги свободны, «единственная проблема — плохая видимость». «Фары ближнего света освещают максимум 50 м вперед, а по статистике водитель 80–90% времени вынужден ездить именно с ними. На скорости 100 км/ч это очень мало и точно недостаточно, чтобы вовремя среагировать на помеху», — говорит Кузьмин.

Тогда-то он вместе с партнерами задумался об устройстве, которое могло бы помочь решить проблему с видимостью. Но оказалось, что готовых решений на рынке практически нет: к середине 2000-х системы ночного видения в тестовом режиме устанавливали на своих автомобилях разве что Cadillac и другие люксовые автопроизводители. «Эти системы подходили только конкретным маркам, а коробочного решения, которое можно взять и поставить на любую машину, не было», — констатирует предприниматель.

Правда, на рынке были системы на основе тепловизоров — приборов, которые составляют картину ночного пространства на основе разницы температур. «Но если вы едете по трассе и поперек дороги лежит бревно, тепловизор не спасет. Получается, полагаетесь на систему, которая не может обезопасить», — отмечает бизнесмен.

Победа в конкурсе акселератора GenerationS принесла стартапу Кузьмина 8 млн руб.

Так он пришел к решению собрать устройство на основе другого принципа ночного зрения — с помощью инфракрасных (ИК) камер. В полной темноте они дают четкую картинку и видят все предметы без исключений, говорит Кузьмин. Но есть и недостатки: «Если у камеры высокая чувствительность, то любой яркий свет, например от фар встречного автомобиля, приводит к засветке и вместо картинки на экране вы получаете белое пятно. А если чувствительность понизить, камера просто перестает видеть в темноте».

Несколько лет предприниматели бились над решением проблемы. «Мы никогда до этого ничего подобного не разрабатывали, поэтому во всем приходилось разбираться с нуля, — вспоминает Кузьмин. — Сначала пытались понять принципы работы подобных устройств, потом стали ставить эксперименты. Мы вообще больше практики, чем теоретики».

Опыты показали, что на качество «видения» влияют не только особенности ИК-камеры, но и другие факторы. Отдельной проблемой стал подбор объектива. Все они давали много искажений, световых колебаний и шумов, что сводило на нет работу всей системы. В итоге каждый объектив, который закупают Кузьмин и его партнеры, пересобирается вручную. Предприниматель не уточняет, как именно, — ноу-хау Irway патентуется.

Команде пришлось разработать и собственную IT-систему обработки изображения с камер, позволившую свести к минимуму проблемы с чувствительностью. Другое новшество — система подсветки. Она подключается напрямую к фарам и включает ИК-подсветку в момент, когда это нужно водителю. Гордятся в Irway и системой вывода изображения на лобовое стекло. В отличие от других гаджетов, использующих этот прием, устройство екатеринбуржцев отсвечивает картинку под зеркало заднего вида, чтобы изображение дороги было четко на уровне глаз.

В разработку всей системы основатели вложили около $1 млн собственных денег. Стартап развивался параллельно с основным бизнесом Кузьмина, за счет которого и финансируются разработки Irway.

Когда первая версия устройства была протестирована разработчиками, встал вопрос, что делать дальше. «Мы показали ее нескольким специалистам из автопрома, все ответили: очень круто, продолжайте», — вспоминает Кузьмин. В 2013 году стартап выпустил первую серию устройств: 100 штук, практически полностью собранных вручную. Однако продать их оказалось непросто: люди не понимали, что это, сокрушается предприниматель.

«Мы посадили команду менеджеров по продажам: они искали потенциальных клиентов и пытались объяснить, что мы делаем и зачем это нужно. А параллельно мы искали покупателей среди своих знакомых. Спрос приходилось создавать с нуля», — говорит Кузьмин.

В итоге первая сотня устройств разошлась по всей стране: среди покупателей были и обычные автолюбители, и транспортные компании, а несколько систем даже отправились в гараж президента России — на автобусы из его автопарка, а также в «Сургутнефтегаз» на служебные автомобили. «Мы пытались охватить как можно больше отраслей, чтобы понять, кому устройства действительно нужны, а на кого можно в будущем не тратить время», — объясняет Кузьмин.

За последние четыре года Irway выпустила семь поколений своих систем. Каждая продавалась тестовыми партиями в несколько десятков штук, а всего стартап продал около 500 устройств по 55 тыс. руб. каждое. В 2017 году уральская компания поучаствовала в федеральном акселераторе GenerationS. «Мы с помощью УрФУ подали заявку в трек для проектов, разрабатывающих технологии двойного назначения. И выиграли его. А потом прошли в финал — и выиграли его тоже», — улыбается предприниматель.

За первое место стартап получил 8 млн руб. и выход на федеральную аудиторию: о проекте рассказали телеканалы, его разработками заинтересовались инвесторы и автопроизводители, утверждает Кузьмин. В ближайшее время компания планирует привлечь 120 млн руб.: уже поступило несколько предложений от российских инвесторов, продолжает он. «Деньги пойдут на запуск промышленного производства. Собирать системы вручную очень дорого, полученной прибыли не хватает, чтобы развивать проект. Если сделка состоится, сможем выйти на массовый рынок — и это будет уже совсем другая история», — заключает предприниматель.

Фото: Irway

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Прожектор перестройки Прожектор перестройки

Что мешает российской экономике расти?

Forbes
Вопрос психологу: что мешает нам экономить и как изменить свое отношение к деньгам Вопрос психологу: что мешает нам экономить и как изменить свое отношение к деньгам

Почему экономия часто кажется наказанием и как можно изменить это восприятие

Правила жизни
Другой «Связной» Другой «Связной»

Объединенная компания «Евросети» и «Связного» хочет посредничества между мирами

РБК
VOX VOX

VOX — культовое место тихой роскоши, где встречаются знаменитости

Собака.ru
Семь правил миллиардера Семь правил миллиардера

Олег Тиньков делится принципами, позволившими ему построить бизнес

Forbes
Параллельщики. Carwin — о главных ошибках при поиске машины за рубежом Параллельщики. Carwin — о главных ошибках при поиске машины за рубежом

Как отличить реального поставщика от хорошо замаскированного обманщика

РБК
IPO с нулевой суммой IPO с нулевой суммой

Кто платит за праздник доходностей на рынке первичных размещений

Forbes
Маме не говори: 12 вещей, которые родителям не нужно знать о твоем мужчине Маме не говори: 12 вещей, которые родителям не нужно знать о твоем мужчине

О чем не стоит рассказывать даже маме?

VOICE
Мастер-класс по трубе Мастер-класс по трубе

Как отношения с властью помогают Дмитрию Пумпянскому в его бизнесе

Forbes
Тропические болота нивелировали успехи арктических в поглощении углерода Тропические болота нивелировали успехи арктических в поглощении углерода

Почему снижается продуктивность болот, поглощающих углерод

N+1
В именьи близ столицы В именьи близ столицы

Почему крестьяне из Мурина получили свободу раньше?

Санкт-Петербургский университет
Правила порядка Правила порядка

Как научить детей поддерживать порядок в своей комнате, не тратя на это часы

Новый очаг
Никаких шлепок и свадебных платьев: какой дресс-код советуют соблюдать музеи и театры Никаких шлепок и свадебных платьев: какой дресс-код советуют соблюдать музеи и театры

Какие рекомендации по выбору одежды мировые театры и музеи дают посетителям

Forbes
Гадюка попыталась проглотить зайчонка в десять раз тяжелее себя Гадюка попыталась проглотить зайчонка в десять раз тяжелее себя

Некоторые змеи способны целиком проглатывать добычу, которая очень велика

N+1
Накрутил €50 млн: как Тадей Погачар стал самым высокооплачиваемым велогонщиком мира Накрутил €50 млн: как Тадей Погачар стал самым высокооплачиваемым велогонщиком мира

Как Тадей Погачар стал самым высокооплачиваемым велогонщиком мира

Forbes
«Эти два года станут для автотуризма переломными». Как заработать в одном из самых перспективных направлений для бизнеса «Эти два года станут для автотуризма переломными». Как заработать в одном из самых перспективных направлений для бизнеса

Как развиваться в сфере автотуризма и как здесь может встроиться МСП

Inc.
По зову Азова По зову Азова

Пляжи, достопримечательности и лучшие места для туризма на Азовском море

Лиза
Страховка с биткойном Страховка с биткойном

Как работают инвестиционные полисы с привязкой к биткойну

Ведомости
8 полезных свойств орехом макадамия, о которых вы не знали 8 полезных свойств орехом макадамия, о которых вы не знали

Макадамия: чем полезны для организма эти орехи?

ТехИнсайдер
Вершины олимпиадников Вершины олимпиадников

Почему растет число абитуриентов, поступающих в упрощенном порядке

Ведомости
История в фасадах История в фасадах

Число объектов культурного наследия в столице растет

Ведомости
Уязвимое место: почему колени так часто травмируются Уязвимое место: почему колени так часто травмируются

Почему колени — такое болезненное и уязвимое место в теле человека?

ТехИнсайдер
Когда врачи и пациенты на одной стороне Когда врачи и пациенты на одной стороне

Алгоритм для контроля качества оказываемой помощи

Санкт-Петербургский университет
Курс «Страны чистых»: стоит ли бояться ядерной дубинки Пакистана Курс «Страны чистых»: стоит ли бояться ядерной дубинки Пакистана

Исламабад выбрал гибкую внешнюю политику

Монокль
Алексей Сазанов: Ожидания от налоговых новаций в целом оправдались Алексей Сазанов: Ожидания от налоговых новаций в целом оправдались

Замминистра финансов Алексей Сазанов — о налоговых реформах и их результатах

Ведомости
Передвижники и императорская власть Передвижники и императорская власть

Как передвижники получили признание императора Александра III

Знание – сила
In & out In & out

Создатель бренда «Прошуттерия»: мастер-класс по неймингу и корпоративам

Собака.ru
Длительное ожирение вызвало экспрессию биомаркеров старения в молодом возрасте Длительное ожирение вызвало экспрессию биомаркеров старения в молодом возрасте

Как ожирение снижает ожидаемую продолжительность жизни

N+1
Медвежий угол Медвежий угол

Как оргкомитет московской Олимпиады-80 зарабатывал – рубли и валюту

Ведомости
Несчастные случаи, нарушение техники безопасности и халатность: 7 самых страшных промышленных катастроф в мире Несчастные случаи, нарушение техники безопасности и халатность: 7 самых страшных промышленных катастроф в мире

Когда на фабриках и заводах случались серьезные катастрофы

ТехИнсайдер
Открыть в приложении