Обвал экономики Германии сдерживается беспрецедентными мерами господдержки

РБКБизнес

Перестройка по-немецки

Обвал экономики Германии сдерживается беспрецедентными мерами господдержки. В разгар кризиса страна ускоряет темп перехода к «зеленой» экономике и наращивает цифровизацию.

Текст: Евгений Третьяков

Немецкая экономика из-за введенных для борьбы с пандемией коронавируса ограничительных мер переживает сильнейший кризис. Локдаун уже привел к самому значительному с 1990 года падению экспорта — в марте он снизился на 11,8% по сравнению с февралем текущего года и на 7,8% по сравнению с мартом 2019-го, сообщило Федеральное статистическое ведомство Германии. Немецкая инженерная ассоциация VDMA прогнозирует, что во втором квартале сокращение экспорта будет двузначным. Промышленность в кризисе. По данным Eurostat, в марте к февралю промпроизводство снизилось на 11,2%, по отношению к марту прошлого года — на 14,2%. В апреле этот показатель составил рекордный 21% к предыдущему месяцу и 30,2% к апрелю 2019 года.

По итогам первого квартала ВВП Германии упал на 2,2% к предыдущему кварталу и на 2,3% к январю—марту 2019 года. «Это самое сильное снижение со времен мирового финансового кризиса 2008–2009 годов и второй по масштабам обвал со времен воссоединения Германии», — отметили в Федеральном статистическом ведомстве (цитата по Deutsche Welle). Экономическая пауза привела к росту безработицы, в мае ее уровень достиг максимума с конца 2015-го и составил 6,3% трудоспособного населения (2,9 млн человек), сообщало Федеральное агентство по трудоустройству ФРГ. По оценке мюнхенского Института экономических исследований Ifo, число работников с неполной занятостью превысило показатели кризиса 2008–2009 годов и в мае достигло 7,3 млн человек.

Специалисты прогнозируют серьезный спад экономики по итогам года: Ifo — на 6,6%, Еврокомиссия — на 6,5%, правительство ожидает падения на 6,3%. Мюнхенские аналитики ждут дна кризиса во втором квартале, а нормализации ситуации — к середине следующего года.

Автопром за бортом

В Германии были приняты две основные антикризисные программы. Первая начала действовать с апреля, ее совокупный объем — около €600 млрд, а основная задача — сохранить максимальное количество компаний (соответственно, и рабочих мест) и поддержать домохозяйства, говорит Владислав Белов, заместитель директора по научной работе, руководитель Центра германских исследований Института Европы РАН. Объем принятой в начале июня второй программы составляет €130 млрд. Ее цель — ускорить выход экономики из кризиса и перейти к росту, отмечает эксперт. По его мнению, больше всего от кризиса в Германии пострадает сфера услуг — розничная торговля, туристический, выставочный, гостиничный, ресторанный бизнес, индустрия развлечений. «При этом, на мой взгляд, среди этих секторов нет ни одного структурно слабого. До пандемии они чувствовали себя достаточно хорошо, в том числе развивая направление онлайн-продаж», — полагает Владислав Белов. Что касается экспортеров, то для них нет специальных преференций, их поддерживают так же, как и компании, ориентированные на внутренний рынок.

Среди других пострадавших отраслей эксперт выделяет автопром, ведущие компании которого почти на месяц приостанавливали производство, но отрасль не добилась от правительства той помощи, которую ожидала в рамках второго пакета. Поддержку получил только сегмент электромобилей, а производство автомобилей с двигателями внутреннего сгорания осталось за бортом. В частности, государство увеличило премию на приобретение электромобилей в два раза, с €3 тыс. до €6 тыс. для машин стоимостью до €40 тыс.

«Действия властей можно описать так: вы вовремя не поняли необходимости перехода на производство электромобилей и сами должны нести ответственность, а мы не будем за счет госденег решать ваши проблемы», — поясняет Владислав Белов. Он полагает, что электромобили не спасут автомобильную промышленность от кризиса с точки зрения его экономических и производственных показателей. Отказ в поддержке и существующие проблемы могут привести к потере до трети рабочих мест в автопроме и производстве автокомпонентов, считает эксперт.

«Зеленый» поворот

Около €50 млрд из €130 млрд предполагается вложить не только в электромобили, но и в производство аккумуляторных батарей, НИОКР, цифровизацию и мобильную связь, в том числе поколение 6G, основанное на квантовых технологиях, а также в переход на водородное топливо, который должна поддержать специальная государственная «водородная стратегия».

Фактически Германия сегодня делает инвестиции в структурную перестройку народного хозяйства — в построение «зеленой» цифровой экономики. Власти страны, в частности, действуют в рамках «зеленой сделки» — общеевропейского плана перестройки экономики, принятого в декабре прошлого года. Он предполагает постепенный отказ от использования ископаемого топлива, чтобы свести к нулю выбросы парниковых газов через 30 лет. Уже к 2030 году планируется снизить выбросы парниковых газов на 40% к уровню 1990 года. Общая стоимость этого проекта в первые десять лет оценивается примерно в €10 трлн.

«Это очень рискованный шаг», — полагает немецкий политолог Александр Рар. По его словам, многие в стране недовольны таким расходованием средств. Тем более что Германии предстоит вложиться в спасение других членов ЕС, прежде всего Италии и Испании, сильнее прочих пострадавших от пандемии и локдауна. Александр Рар также думает, что на немецкие плечи ляжет нагрузка по вытаскиванию из кризиса африканских стран.

Расходы на поддержку и перестройку национальной экономики, а также на антикризисную программу ЕС стоимостью €750 млрд дорого обойдутся Германии. Владислав Белов полагает, что дефицит бюджета может составить более 7% ВВП, а госдолг снова перешагнет планку 60% ВВП и составит не менее 75%. Это при том что с 2014 года бюджет верстался с профицитом — в 2019 году, по данным Eurostat, он составил 1,4% ВВП, или €49,8 млрд, а госдолг непрерывно сокращался с 2012 года с уровня 81,1% ВВП (€2,227 трлн) до прошлогодней отметки 59,8% ВВП (€2,053 трлн).

Впрочем, аналитики не видят в росте госдолга катастрофы. «В силу резервного статуса европейской валюты, а также антикризисных мер, принятых еще десять лет назад, Германия может себе позволить занимать по отрицательным ставкам. Фактически эти расходы оплатят не только сами немцы, но также иностранные инвесторы, европейские производители и налогоплательщики из-за дефляционного эффекта», — считает аналитик компании «Фридом финанс» Валерий Емельянов. По его оценке, размер госдолга ФРГ, «возможно, дотянется до 70%, но при этом по-прежнему будет одним из самых низких среди развитых стран мира». Например, Япония при тех же ставках заимствования многие годы поддерживает долг свыше 200% ВВП, напоминает аналитик. В 2019 году размер госдолга в еврозоне (19 стран) составил 84,1%.

В Германии были приняты такие меры, которых никогда в истории не было, говорит Александр Рар. Деньги «буквально разбрасывались с вертолета», но это позволило не допустить роста безработицы, успокоить общество и избежать таких социальных волнений, как в США. «Германия выйдет из кризиса, тут громадные ресурсы, в том числе человеческие. Страна десять лет копила деньги на черный день, которые сейчас можно истратить. У Германии настолько хорошая экономика, что она может брать в долг без проблем», — уверен политолог.

«Немцы должны выйти из кризиса с минимальными потерями, несмотря на существенное падение внешнего и внутреннего спроса. Пандемия не изменила те структурные тенденции, которые сформировались в экономике Германии на начало этого года», — резюмирует Владислав Белов.

Фото: Bloomberg; пресс-служба

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Ограничения или символические жертвы — это не то, что нужно экономике» «Ограничения или символические жертвы — это не то, что нужно экономике»

Как совместить заботу об экологии и повышение эффективности производства

РБК
Буль-буль Буль-буль

Фантастический рассказ Владислава Кулигина «Буль-буль»

Знание – сила
«И теперь я точно знаю, что семья — это самый главный, самый трудный бизнес-проект в жизни» «И теперь я точно знаю, что семья — это самый главный, самый трудный бизнес-проект в жизни»

Владимир Потанин рассказал о своих жизненных ценностях и мотивации

Forbes
Банк России намерен регулировать покупку квартир в рассрочку Банк России намерен регулировать покупку квартир в рассрочку

Рассрочка для квартир – полезный инструмент продаж, хотя и несет в себе риски

Ведомости
Поощрять и вдохновлять. Как прокачать инновационное мышление команды и удержать талантливых специалистов Поощрять и вдохновлять. Как прокачать инновационное мышление команды и удержать талантливых специалистов

Почему важно мыслить новаторски и поощрять к этому других

РБК
Кнут Гамсун Кнут Гамсун

Кнут Гамсун говорил от имени нации и тем сильно её скомпрометировал

Дилетант
Мастер по свету Мастер по свету

Кто и как делает самые масштабные мультимедийные шоу в России

Forbes
В такси на Дубровку В такси на Дубровку

Ищешь живописное место для фотосессии? Советские фильмы знают ответ!

Лиза
Кодный магазин Кодный магазин

Программист из Ульяновска построил компанию стоимостью $100 млн

Forbes
Банановые перспективы российских субтропиков Банановые перспективы российских субтропиков

Инвесторы хотят импортозаместить экзотические фрукты

Агроинвестор
100 лучших вузов 100 лучших вузов

Рейтинг впервые возглавила Высшая школа экономики

Forbes
Опять и опять «Назад в будущее» Опять и опять «Назад в будущее»

Краткая история ленты «Назад в будущее», вырастившей последнее поколение XX века

Weekend
Переходный период Переходный период

Философ Александр Нечаев: как получилось, что миропорядок пришел в беспорядок

Esquire
10 неожиданных вопросов Кате Гусевой 10 неожиданных вопросов Кате Гусевой

Расспросили королеву ремиксов Катю Гусеву о вере в приметы и любви к собакам

VOICE
Шоу должно продолжаться Шоу должно продолжаться

Самые интересные премьеры Женевского автосалона

Популярная механика
Через санкции к росту Через санкции к росту

Как российская экономика ищет способы сотрудничества с глобальными игроками

Эксперт
Эдгар Райт Эдгар Райт

Правила жизни кинорежиссера Эдгара Райта

Esquire
Дейнотерий – слон с берегов Дона Дейнотерий – слон с берегов Дона

Слоны – одни из самых стабильных в эволюционном плане животных...

Наука и техника
ФГИС вам в помощь ФГИС вам в помощь

Как работают внедренные в агроотрасль информсистемы

Агроинвестор
Мошенники делают ставки Мошенники делают ставки

Как мошенники используют аккаунты граждан в букмекерских конторах

Ведомости
«Пишите… А. Куприн» «Пишите… А. Куприн»

Эмиграция сложилась для Куприна не просто трудно, а скорее — трагически

Дилетант
Вьетнамский вклад в импортозамещение Вьетнамский вклад в импортозамещение

Концерн TH Group открыл завод по переработке молока в Калужской области

Агроинвестор
Как Ленин дэвов побеждал Как Ленин дэвов побеждал

Какие отпечатки оставили на народах России события на рубеже XIX и XX веков

Дилетант
Установка для очистки отработанных масел УОМ-3М(100) Установка для очистки отработанных масел УОМ-3М(100)

Как установка УОМ-3М(100) очищает отработанное моторное масло

Наука и техника
Поверив Гомеру… Поверив Гомеру…

Действительно ли Троя — это тот город, о котором идёт речь в «Илиаде»?

Дилетант
Сити-брейк Сити-брейк

Идеальные города России для семейного уик-энда

Лиза
Соло-мама Соло-мама

Каких ошибок стоит избегать женщинам, которые растят детей в одиночку

Лиза
Сделать посетителя немного исследователем Сделать посетителя немного исследователем

Что отличает современные музеи? Открытость и исследовательский подход

Знание – сила
Чистая правда Чистая правда

Хорошо умываться – значит, до «скрипа» кожи? Все с точностью до наоборот

Лиза
Есть ли у Европы армия Есть ли у Европы армия

О потенциале собственной армии Евросоюза и перспективах ее участия вне НАТО

Монокль
Открыть в приложении