Как рынок керамогранита и сантехники справляется с санкциями и импортозамещением

РБКБизнес

«Отрасль испытывает дефицит качественного сырья и оборудования»

За последние два года изменилась структура рынка керамогранита и сантехники. Как отрасль справляется с санкциями и импортозамещением, рассказал генеральный директор ООО «Керамик Солюшнс Рус» Юрий Ковтун.

Фото: пресс-служба

Спустя два года санкций как вы можете охарактеризовать рынок? Какие проблемы актуальны сегодня?

Несмотря на общий рост объемов строительства и ввода в эксплуатацию жилья (2023 год снова стал рекордным, было введено более 110,4 млн кв. м), в нашем сегменте ситуация остается напряженной начиная со второй половины 2023-го. Трафик в сетях снижается, сдачу некоторых новых объектов переносят на более поздний срок, при этом рынок заполнен дешевой низкокачественной, но привлекательно выглядящей сантехникой. Если раньше мы конкурировали с добротными и дорогими продуктами из Испании, Италии или Германии, то сейчас — с дешевым продуктом из Индии, Китая, Ирана. Импорт из этих стран каждый год кратно растет. По данным Росстата и ФТС, доля импорта достигла уже 25–30% (в предыдущие годы было не более 15%) и продолжает расти. Все это происходит на фоне вынужденного снижения производства среди российских керамистов (-11% в плитке и керамограните; -1,5 и -3,6% в сантехнике по итогам 2022 и 2023 годов соответственно), обусловленного дефицитом качественного сырья, оборудования и запчастей, что теперь усугубляется катастрофической нехваткой рабочих рук, ростом зарплат и себестоимости продукции.

Что вам пришлось менять в бизнес-процессах? Как вы справляетесь без западных партнеров?

Мы продолжаем закупать запчасти и комплектующие из Европы, пользуясь параллельным импортом через дружественные страны: заменить их или найти альтернативных поставщиков практически невозможно. Естественно, это привело к 50–100-процентному росту цен (растет также и EXW-цена в евро ввиду инфляции и рисков для поставщика), но самое плохое — это огромная дополнительная потребность в оборотном капитале. Вместо 90 дней отсрочки мы теперь имеем 90–120 дней предоплаты плюс вынужденный рост запасов ввиду увеличившегося срока поставки. При текущих ставках рефинансирования это очень неэффективное использование денежных средств.

Если говорить об оборудовании, то все новые проекты мы стараемся реализовывать с производителями из Турции и Китая, предварительно убедившись в их опыте, посетив их производство и производства их крупнейших клиентов. В незначительной степени, но остаются комплектующие, которые мы вынуждены закупать у европейских производителей, чьи китайские и турецкие аналоги, по нашему мнению, еще сырые. Но в целом новые поставщики дают возможность производить большие объемы качественной, востребованной рынком продукции.

Ваша компания отвечает задачам по импортозамещению?

90% нашей продукции произведено в России, мы предлагаем сантехнику, керамогранит высокого качества, активно наращиваем ассортимент, заменяя ушедшие европейские бренды.

В 2024 году на заводе «Cersanit. Сызранская керамика» запущен новый производственный участок, который позволит нам расширить ассортимент в пользу более сложной продукции и увеличить выпуск на 70–100 тыс. изделий в год. Благодаря новой линии мы сможем замещать дорогие импортные модели, ушедшие с рынка. Первые подвесные унитазы с монолитным корпусом и современным дизайном, такие как Brasko Smart, City Smart и Crea Square, уже поступили в продажу.

Кроме того, совместно с владельцами российских карьеров мы смогли найти и внедрить несколько сортов светлой глины и каолина для керамического производства, что стало серьезным импульсом для развития локальной сырьевой базы.

Какие сегменты рынка сейчас для вас в приоритете?

Средний и выше среднего — те сегменты, которые раньше были заняты дорогими брендами из Италии, Испании, Германии. Помимо Cersanit мы также развиваем ассортимент под премиальным брендом Meissen Keramik (многие знают знаменитый мейсенский фарфор).

Мы продолжаем наращивать мощности в производстве качественного износостойкого керамогранита для внутреннего и наружного применения, запустили коллекцию ультратонкого керамогранита Cersanit Futura, который легко резать, транспортировать и укладывать, но который не уступает по качеству керамограниту стандартной толщины. Недавно выпустили несколько новых моделей мебели, смесителей, представили ультрасовременную технологию смыва VORTEX, инновационные крепления нового поколения для подвесных унитазов SoSmart.

Вы способны удовлетворить запросы к качеству продукции российских клиентов? Какие технологии вы внедряете?

Основная часть ассортимента производится по нашим ТУ, которые содержат более строгие требования по ряду параметров, нежели ГОСТ и EN. В прошлом мы, например, закупали часть ассортимента в Польше и на 100% можем утверждать, что продукт, который в Польше считается годным, у нас не пройдет входной контроль — российский потребитель более требователен к качеству поверхности, механическим свойствам, функционалу, внешнему виду.

По ряду параметров мы уже производим более качественную продукцию, чем европейские аналоги. Тем не менее мы видим огромный потенциал и незакрытую потребность рынка в замещении ушедших европейских брендов в премиальных сегментах, но исследования, разработка и запуск принципиально новых продуктов — это область для улучшения. Ранее мы в основном запускали у себя продукцию, которая уже была освоена нашими коллегами в Европе: часть оснастки, узлов, сырья поставлялась нам в виде готового решения, без технологических чертежей и подробной документации. Сейчас мы вынуждены достраивать начальные элементы производственного цикла, включая разработку концепта, проработку цифровой модели продукта, прототипирование, создание оснастки. Это крайне интересный и сложный процесс, мы значительно продвинулись в этом направлении и понимаем, что если освоим его целиком, то для Cersanit откроются новые горизонты.

«Керамик Солюшнс Рус» состоит в ряде ассоциаций, влияющих на развитие строительной отрасли. Чего вы добиваетесь?

Мы пытаемся взаимодействовать с различными органами власти, чтобы улучшить условия ведения бизнеса в России. Мы участвовали в разработке ГОСТа по керамограниту, в частности чтобы участники рынка могли отличать керамогранит от настенной плитки. Сейчас обсуждаем с коллегами по индустрии новый ГОСТ для сантехники — в России до сих пор нет актуального документа.

Среди прочих наших инициатив — рекомендации по смягчению валютного законодательства с учетом специфики параллельного импорта. Мы даем обратную связь и пытаемся улучшить качество и скорость железнодорожных перевозок, трансграничных банковских платежей.

Озабоченность вызывает и отсутствие реальных мер поддержки компаний со 100-процентным иностранным капиталом — нам огромных усилий стоило остаться на российском рынке, мы испытываем все те же проблемы, что и локальные компании, платим такой же объем налогов, но значительная доля мер поддержки имеет адресный характер и игнорирует иностранный бизнес.

Ужесточения со стороны налоговых и иных проверяющих органов, рост тарифов госмонополий, трудности в области перевозок — все это является предметом наших регулярных обсуждений с коллегами, Минпромторгом и профильными ведомствами. Тем не менее любой кризис мы воспринимаем как дополнительную возможность стать еще сильнее.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

6 форматов дружбы между мужчиной и женщиной: мнения сторон 6 форматов дружбы между мужчиной и женщиной: мнения сторон

Дружба между мужчиной и женщиной: не фасад ли это для подтекстов?

Psychologies
Безопасно ли прыгать в сухие листья Безопасно ли прыгать в сухие листья

Прыжки в кучи сухих листьев могут представлять опасность для здоровья

ТехИнсайдер
Бренды и тренды Бренды и тренды

Будущее автомобилей направлено исключительно вверх

Men Today
Все управляют всеми Все управляют всеми

Бизнес переживает смену управленческой парадигмы

Ведомости
10 неожиданных вопросов группе X4 10 неожиданных вопросов группе X4

Группа X4 — о финансовых приоритетах и детских утренниках

VOICE
Дизайн человека Дизайн человека

Что такое Нuman design — красивая теория или опасный самообман?

Лиза
Мир, где весело и нет времени Мир, где весело и нет времени

Все самое важное о Дживсе и Вустере

Weekend
В этот раз я не родился курьером В этот раз я не родился курьером

Ведь доставлять можно не только продукты... можно нести что-то большее

Правила жизни
Иллюзия объективности Иллюзия объективности

Почему опасно бездумно полагаться на нейросети в образовании?

Монокль
«Операция „Барбаросса“: Начало конца нацистской Германии» «Операция „Барбаросса“: Начало конца нацистской Германии»

Что мешало немцам продвигаться к Москве

N+1
Исследование: что такое для российских компаний кадровый резерв, как (и зачем) его формировать Исследование: что такое для российских компаний кадровый резерв, как (и зачем) его формировать

Что такое кадровый резерв и кто его формирует?

Inc.
Как подключить телефон к машине: 3 способа Как подключить телефон к машине: 3 способа

Зачем подключать телефон к машине и как это сделать?

РБК
5 привычек, которые бесят всех врачей 5 привычек, которые бесят всех врачей

Почему врач не может поставить вам правильный диагноз?

Maxim
Продукты, которые могут оказаться опасными, если приготовить их неправильно Продукты, которые могут оказаться опасными, если приготовить их неправильно

Если неправильно приготовить эти блюда, последствия могут быть серьезными!

ТехИнсайдер
Где туристу в России хорошо Где туристу в России хорошо

Какие уголки России туристы любят больше всего?

Ведомости
Яркие акценты Яркие акценты

Заказчик хотел интерьер спокойной цветовой палитры, но с яркими акцентами

Идеи Вашего Дома
Здесь и сейчас Здесь и сейчас

Пространство квартиры с глубокими, насыщенными оттенками, тёплыми фактурами

Идеи Вашего Дома
Последнее думающее поколение. Кто на самом деле воспитывает наших детей Последнее думающее поколение. Кто на самом деле воспитывает наших детей

Как ИИ становится цифровым воспитателем

Inc.
Как управлять болью в мозгу без таблеток? Эксперт дал интересный ответ Как управлять болью в мозгу без таблеток? Эксперт дал интересный ответ

Хроническую боль можно избежать, если "перепрограммировать" мозг

ТехИнсайдер
Они открылись Они открылись

9 особых машин для самого бабьего лета

Men Today
Святая обитель Святая обитель

Остров Валаам – место притяжения паломников, историков и археологов

Отдых в России
Лофт для гедониста Лофт для гедониста

Элементы экстерьера получили продолжение в оформлении интерьера в стиле лофт

Идеи Вашего Дома
Хороший, плохой, злой Хороший, плохой, злой

Как относиться к демонизации косметических ингредиентов

VOICE
Владимир Маркони Владимир Маркони

Отучившись на агронома, прославился благодаря авторскому шоу «Реутов ТВ»

Правила жизни
«Настало время для возрождения малых городов» «Настало время для возрождения малых городов»

С чего начинается экономическое возрождение регионов России

Деньги
Заполярная одиссея Заполярная одиссея

Путешествие под парусом в Арктике

Вокруг света
Давай мириться Давай мириться

7 вещей, которые нельзя делать после ссоры с любимым

Лиза
Дальний Восток: территория противоречий Дальний Восток: территория противоречий

Дальний Восток: почему инвестиции не спасают от оттока людей и транзитной роли

Монокль
Держим Марка Держим Марка

Марк Эйдельштейн – об умении видеть красоту и проверке себя на черствость

VOICE
Отправь меня на Луну Отправь меня на Луну

Цифра «три», похоже, стала для яхты Orion символом

Y Magazine
Открыть в приложении