Крупный план — Кибербезопасность
Охранник данных
Zecurion строит бизнес на борьбе с утечками информации, и он все время растет
Самая популярная, раскрученная киберугроза — неуловимые и могущественные хакеры, которые совершают взломы, проводят вирусные атаки и нарушают работу объектов инфраструктуры. Но едва ли не больший ущерб экономике наносят «внутренние враги», из-за беспечности или по злому умыслу которых происходят утечки данных на миллиарды долларов в год. Их объем растет, а с ним растет бизнес разработчиков DLP-систем (Data Leak Prevention, или Data Loss Prevention — предотвращение утечек данных), таких как компания Zecurion, выручка которой за последние пять лет выросла в пять раз, почти до 1 млрд руб.
Осенью 2016 года журналисты The Insider обнаружили в продаже базу данных 20 млн клиентов и должников российских банков — имена, адреса, телефоны, места работы. В их числе — больше 100 тыс. персональных данных сотрудников подразделений ФСБ, ФСО и других силовых структур, высокопоставленных чиновников и депутатов. Весной того же года житель Екатеринбурга прислал в редакцию портала Ura.ru найденную на помойке документацию строительной фирмы, в том числе документы об аукционе на ремонт здания института ФСБ, сканы паспортов и миграционных карт строителей из Северной Кореи и расписки в получении черного нала.
Только за прошлый год в СМИ можно обнаружить сообщения о найденных на свалках бумажных документах и цифровых носителей с персональными данными граждан. Данные утекают из государственных организаций, гостиниц, больниц и институтов, от мобильных операторов и пр. Кроме утечек по халатности есть умышленные хищения и бизнес на торговле персональными данными и коммерческими секретами. Например, в 2015 году бывший сотрудник «Яндекса» Дмитрий Коробов скопировал на флешку исходный код и алгоритмы работы поисковика и попытался продать их на хакерских форумах — сначала за $25 тыс., потом за 250 тыс. руб., которые хотел потратить на создание стартапа. Сам «Яндекс» оценил стоимость кода в несколько миллиардов рублей. В конце 2015 года Коробов был осужден на два года лишения свободы условно.
Корреспондент журнала РБК забил в поисковой строке «Яндекса» запрос «сканы паспортов купить» — 73 млн результатов, 376 показов за месяц. Продавцы предлагают сортировку по полу, возрасту и т.д., цена — 30–40 руб. за штуку. «Сканы учредительных документов» — 102 млн результатов, «сканы договоров» — 82 млн. Подобные документы могут быть использованы для получения кредитов, кредитных карт, хищения средств с легальных карт и других мошеннических схем.
В опубликованном летом этого года исследовании компании InfoWatch говорится о 213 зафиксированных в России утечках конфиденциальной информации из госорганов и частных компаний в 2016 году (это на 80% больше, чем за предыдущий год) и 14% от числа утечек такой информации во всем мире (по числу утечек Россия заняла второе место после США). Всего скомпрометировано — попало или могло попасть в чужие руки — до 128 млн записей, в том числе о банковских счетах и картах. Этот показатель за минувший год вырос более чем в 100 раз.
«Картина утечек данных из российских организаций стремительно приближается к общемировой. Это связано со схожестью объектов защиты (типов используемых данных), с ростом ценности информации и увеличением числа каналов передачи данных», — говорится в докладе InfoWatch. В 2016 году в России большинство утечек пришлось на сетевой канал (68%), на бумажную документацию — 26% (в среднем по миру 69,5 и 10,8% соответственно).
В России чаще всего утекают персональные данные и платежная информация: на них пришлось 80% случаев 2016 года. В 68% случаев виновными в утечке информации оказались сотрудники компаний, в 8% случаев — руководители, и это характерная страновая особенность (в среднем в мире руководство организаций допускает 2% утечек). Как говорится в исследовании Zecurion Analytics по итогам 2015 года, экономический кризис в России повлиял на рост числа утечек: сотрудники компаний, озабоченные сокращениями или опасающиеся увольнения, начали в массовом порядке копировать конфиденциальную информацию «на всякий случай».
Мировой рынок DLP-систем сформировался в начале 2000-х годов, в России — чуть позже. На отечественном рынке работает порядка десяти российских и зарубежных компаний, причем практически все из них на просьбу назвать лидера отвечают просто: «Мы!»
В этих ответах есть своя правда: лидерство можно измерять по выручке, количеству контрактов или клиентов и даже по техническому совершенству продукта. Информационно-аналитический портал Anti-Malware. ru называет самым крупным игроком упомянутую выше компанию InfoWatch, отделившуюся в 2012 году от «Лаборатории Касперского» и возглавляемую Натальей Касперской (ее долю по итогам работы в 2013– 2015 годах портал оценил в 30,8%). Следом идут Solar Security (17,3%), SearchInform (14,9%), Zecurion (13,8%) и DeviceLock (12,1%).
Правда, Anti-Malware.ru рассчитывал эти доли исходя из своих данных о выручке компаний, которые на сотни миллионов рублей отличаются от таких же данных, которые публикует CNews Analytics. При этом большинство упомянутых фирм вообще не публикует свою финансовую отчетность, и попытки журнала РБК выяснить, данные какого из рейтингов больше соответствуют действительности, не увенчались успехов. Как заявил глава SearchInform Лев Матвеев, информацию составители рейтингов получают непосредственно от производителей без каких-либо подтверждающих документов, поэтому оценить ее объективность сложно. Но все игроки не оспаривают первое место InfoWatch и соглашаются с тем, что в целом состав крупнейших участников рынка указан верно.
Жизнь в цифре
Часы в переговорной Zecurion показывают время наоборот — не сразу понимаешь, в чем подвох, потом замечаешь, что они заметно отстают. Наконец, радость открытия — секундная стрелка движется в обратную сторону, да и минутная идет не туда. Часы куплены «в магазине прикольных товаров», но в этой шутке можно увидеть и вполне философский смысл — не важно, в какую сторону движутся стрелки, главное, что в любой момент они показывают точное время.
Гендиректор и сооснователь Zecurion Алексей Раевский немногословен и особенно не любит говорить о себе — такое ощущение, что DLP-система встроена в него самого. Профессиональная деформация или черта характера? «Он всегда такой был — скромный, сдержанный, неконфликтный», — говорит председатель совета директоров компании WikiVote Василий Буров, который дружит с Раевским уже 20 лет. «Если Леша про что-то профессиональное говорит, это означает, что он про это точно знает. Если не точно — не говорит. И вытащить из него какие-то примерные оценки всегда сложно», — добавляет Буров.
С защитой секретов Алексей связан давно. Выпускник МИФИ по специальности «прикладная математика», в 1990-х он занимался шифрованием информации, защитой программного обеспечения от несанкционированного доступа и копирования. О бизнесе не думал: говорит, что заниматься продажами ему было неинтересно, нравилось разрабатывать программы на фрилансе. О продаже этих программ Раевский договорился с компанией «Аладдин Р.Д.», крупным разработчиком софта в области информационной безопасности, но в какой-то момент отношения разладились. «Договоренности нарушались», — уклончиво объясняет Раевский.
Разногласия закончились прямым конфликтом и разрывом отношений: в 2001 году Раевский и несколько сотрудников компании «Аладдин» — Сергей Комарницкий, Роман Васильев и Александр Белявский — основали компанию под названием SecurIT. «Они долго не верили в мою идею, считали, что ниша слишком узкая. Пришлось уговаривать, убеждать, что спрос вот-вот появится», — вспоминает Раевский. Уговорить будущих партнеров Алексей все же сумел. Удалось найти и первого инвестора — небольшую компанию, занимавшуюся системной интеграцией, которая вложила $60 тыс.
Первые годы новой фирмы были непростыми. «Аладдин» пытался доказывать в судах, что программное обеспечение, которое начала предлагать новая компания, в точности похоже на софт «Аладдина» и даже название SecurIT «сходно до степени смешения» с зарегистрированной торговой маркой компании Secure NT. Но после череды судебных разбирательств SecurIT отстояла свои позиции. Правда, еще два года компании пришлось бороться за выживание.
«Удивил неожиданно скромный результат», — в своей немногословной манере описывает этот период Раевский. Проще говоря, нечем было платить людям зарплаты. Инвестор потребовал возвращения своих инвестиций, а $60 тыс. были тогда для партнеров крупной суммой. «Некоторые сотрудники разочаровались, некоторые покинули компанию, — признает Васильев. — «Лично я, хотя и ожидал большего результата, продолжал верить в успех». Выжить и вырасти SecurIT помогли события, которые в то время происходили в экономике страны.
Начало 2000-х — вторая волна приватизации, когда на авансцену вышла технология приобретения активов, получившая название «рейдерство». Явление стало массовым, и рейдерством занимались очень серьезные компании, делившие между собой предприятия и холдинги, которые после экономического подъема 2003–2004 годов начали зарабатывать миллиарды долларов.
Рейдерство — это не только и не столько крепкие парни с дубинками, штурмующие территорию очередного завода. Главной силой всегда были «белые воротнички», юристы в галстуках и с кейсами, а главным оружием — информация о предприятиях, которую добывали любыми путями. «Именно так мы и выжили: люди поняли, что информация стоит денег, и стали вкладываться в информационную безопасность», — говорит Раевский.
Вначале SecurIT разрабатывала системы шифрования информации на серверных хранилищах. В случае судебного решения или захвата без него первым делом изымаются серверы, но если информация зашифрована, то без ключа доступа к данным не получить. Линейка продуктов постепенно расширялась — появилась система двухфакторной аутентификации, система контроля доступа к приложениям, средство для шифрования магнитных лент. В 2005 году компания впервые вышла на рынок DLP с системой контроля USB-устройств и принтеров Zlock.
Держать и не пущать
Задача Zecurion DLP — минимизировать риски утечки информации. Контроль осуществляется на нескольких уровнях. На уровне рабочих станций локальные агенты следят за информацией, копируемой на флешки и передаваемой на печать и любые другие подключенные устройства. В 2015 году Zecurion получила патент от Бюро по регистрации патентов и товарных знаков США на технологию превентивного теневого копирования и контентного анализа, реализованную в своих продуктах.
Сетевой трафик контролируется на шлюзе сети. Это позволяет предотвращать утечки через электронную почту, мессенджеры, соцсети и блоги. Для предотвращения несанкционированного доступа к информации Zecurion шифрует данные на серверах и резервных накопителях, а для безопасной передачи на флешках использует криптопериметр. Это позволяет избежать популярного сценария утечки, когда сотрудники теряют флешку с конфиденциальными данными, и передачи файлов в недоверенную среду, где возможна ее утечка.
Для выявления конфиденциальной информации DLP-система использует набор различных подходов и методик. Особую ценность представляет гибридный анализ, включающий несколько технологий контентного анализа. После того как информация классифицирована, DLP-система проверяет, соответствует ли операция (копирование, пересылка и т. д.) корпоративным политикам безопасности. Когда выявляется нарушение, операция блокируется, а офицер безопасности получает уведомление.
Продажа дорогих таких систем — сложный бизнес, в котором многое завязано на личном общении и доверии, говорит Раевский. Обычно все начинается с пилотных проектов, где заказчик сравнивает продукты различных вендоров. Этот процесс может занять до года. Закупочная процедура одинакова по длительности и сложности для проекта на 2 млн и на 20 млн руб., говорит Раевский.
В середине 2000-х российский рынок DLP-систем пребывал в зачаточном состоянии, поэтому SecurIT попыталась выйти за рубеж, открыв в 2006 году офис в Нью-Йорке и придумав для иностранных рынков бренд Zecurion (вся компания стала называться так лишь после ребрендинга в 2012-м). «Попытались с наскока завоевать Америку», — с иронией вспоминает Раевский. С одной стороны, решение логичное: в Америке работают самые крупные потенциальные клиенты. Кроме того, именно в это время здесь произошел ряд громких утечек данных. Так, в 2006-м Министерство по делам ветеранов США упустило персональные данные 26,5 млн человек: воры ограбили дом сотрудника, который в нарушение регламента принес с работы ноутбук. Министр Джим Николсон попросил у сената $500 млн на устранение последствий. Но с учетом всех выплат, включая коллективный иск ветеранов к федеральному правительству в размере $1 тыс. на каждого, итоговая сумма ущерба от утечки превысила $30 млрд.
Но очень скоро стало понятно, что для серьезной экспансии нужно много вкладывать, а затраты в США сильно отличаются: в Москве хорошего специалиста по продажам можно найти за 120 тыс. руб. в месяц, в Нью-Йорке — от $10 тыс. Кроме того, доверить защиту инсайдерской информации фирме из России — довольно экзотическое решение для американского заказчика, признает Раевский. Хотя у российских айтишников определенная слава, и несколько заказчиков в США у Zecurion все же есть, добавил он.
В том же 2006 году, когда Zecurion пыталась пробиться в США, начался рост на российском рынке DLP-систем. Его лидером была образованная в 2003 году компания InfoWatch, долю которой в 2008 году Anti-Malware.ru оценивал в 50,9% (долю SecurIT в том же году — в 14,8%). Объем российского рынка в 2008 году аналитики портала оценили в $14,2 млн, или 353 млн руб. по тогдашнему курсу.
Рост российского рынка привлек внимание крупнейших мировых производителей DLP-систем вроде Symantec и McAfee, и первое время им сопутствовал успех. Symantec вырос очень резко: его доля с 0,4% в 2008 году увеличилась до 4,6% в 2009-м, подсчитал Anti-Malware.ru. В 2010-м доля Symantec составляла уже 6,6%, еще 12,3% приходилось на техасскую компанию Websense. Американцы стремительно наращивали обороты: в 2010 году Symantec увеличил выручку на 133%, Websense — на 114,3% (SecurIT в том же году — на 44,8%). Но им было не суждено покорить российский рынок: в 2015 году доля Symantec сократилась до 1%, Websense (переименована в Forcepoint) — до 2,6%. Девальвация рубля и политика импортозамещения, обязавшая госкомпании и органы власти использовать российское ПО, сделали иностранцев неконкурентоспособными.
Zecurion не публикует финансовую отчетность, информацию о деньгах компании приходится брать из отраслевых отчетов, где публикуются оценочные данные, или из редких интервью менеджеров. Так, как заявлял директор по маркетингу Александр Ковалев, в 2011 году выручка компании выросла на 22%, до 195,3 млн руб. (76% выручки дали продажи в России). По данным рейтингов CNews, в следующие пять лет выручка Zecurion выросла в пять раз (см. инфографику).
Другая экспансия
Среди клиентов Zecurion в России — Сбербанк, «Роснефть», «Газпром», «Аэрофлот», «Техносила», «Ростелеком» и др. Попытки компании и других участников рынка продвигать DLP-системы среди среднего и малого бизнеса пока большого успеха не имели, хотя Раевский называет одной из задач разработку решений, доступных и для них.
Между тем, по его мнению, на рынке DLP-систем сложилась уникальная ситуация, которая выгодна именно таким, как Zecurion. В начале 2000-х годов в мире были сильные стартапы в этой области — Vericept, Verdasys, Reconnex, Orchestria, Fidelis Security Systems и другие, но в 2007–2008 годах многих из них скупили крупные вендоры вроде Symantec и McAfee. По мнению Раевского, это затормозило развитие технологий в США и даже привело к стагнации рынка. Для глобальных компаний это побочный бизнес, таких разработчиков покупают «на всякий случай», говорит Раевский. Настоящие технологические прорывы совершают независимые игроки, считает он, а их почти не осталось, и российские разработчики имеют серьезное технологическое преимущество.
В InfoWatch корреспонденту РБК назвали две основные географические области роста рынка DLP — США и Россия. Каждый рынок осваивают в основном местные компании, и на российском рынке главная борьба идет между местными разработчиками. Им уже становится тесновато, и в ближайшее время можно столкнуться с насыщением, поэтому некоторые игроки вновь думают об экспансии.
Компания SearchInform в июне этого года открыла офис в Буэнос-Айресе, а в прошлом году — в Объединенных Арабских Эмиратах. InfoWatch в апреле этого года привлекла средства РФПИ (сумма не называлась) и открыла офис в Дубае, еще один офис откроется в КуалаЛумпуре (Малайзия): планируется усилить активность в Юго-Восточной Азии, на Ближнем Востоке и в Европе.
Zecurion пока не озвучивала подобных планов, но Раевский много и часто перемещается по стране и миру, если судить по его странице в Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена). Например, 14 марта он катается на лыжах в Горной Шории в лыжном центре Шерегеш, 23 марта выступает на IT-форуме в Санкт-Петербурге, 24 марта публикует селфи в Генеральной прокуратуре РФ, 30 марта он уже в Амстердаме, 2 апреля — в бразильском Сан-Паулу, где проводит две недели в рамках программы executive MBA швейцарской бизнес-школы IMD.
Визит в прокуратуру несколько выпадает из списка, но Раевский говорит, что ничего странного в нем нет: в Генпрокуратуре идет проект цифровой трансформации, и ей нужны IT-эксперты (с февраля Раевский входит в состав экспертного совета при Генпрокуратуре РФ). «Жизнь все больше переходит в цифру, и госорганам приходится к этому приспосабливаться», — говорит глава Zecurion. Может быть, государство к тому же нуждается в помощи айтишников, как никто другой.
Самые свежие данные Zecurion Analytics показывают, что в первом полугодии 2017 года 43,7% утечек было совершено преднамеренно, при этом 21,1% всего объема утечек пришлось на государственные организации. Возможно, освоение этого сектора может стать гораздо более выгодным делом, чем очередные попытки зарубежных экспансий.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl