Санитайзеры, медицинские маски и перчатки стали товарами повседневного спроса

РБКБизнес

Одноразовые отходы

Санитайзеры, медицинские маски и одноразовые перчатки стали товарами повседневного спроса. Надолго ли пришла новая модель потребления и какую она создает нагрузку на экологию?

Текст: Владимир Паньков

Пандемия COVID-19 вызвала всплеск внимания к гигиене как в личном общении, так и на производстве: спрос на санитайзеры и средства индивидуальной защиты вырос в разы. В мировом масштабе годовой рост рынка санитайзеров вместо прогнозировавшихся 5,06% подскочил до 45,71%, говорится в отчете «Влияние COVID-19 на глобальный рынок санитайзеров» индийской Fortune Business Insights, и достигнет в 2020 году $1,87 млрд вместо предполагаемых $1,35 млрд.

В России производство санитайзеров к середине апреля увеличилось в шесть раз, по данным Минпромторга РФ. По информации ведомства, до объявления пандемии дезинфицирующие средства производили десять крупных компаний. Весной этого года большинство парфюмерных, фармацевтических (в частности, «MIXIT Лаборатория современной косметики», Faberlic, «Эвалар») и даже алкопредприятий переквалифицировались на производство дезинфицирующих средств, в результате количество крупных производителей выросло до 60. Пивоваренный гигант AB InBev Efes, например, согласовал производство санитайзеров из побочных продуктов своего производства для их безвозмездной передачи сотрудникам медучреждений, социальных служб и волонтерам.

Все силы на защиту

По данным маркетингового агентства MegaResearch, общий объем рынка антисептиков-дезинфекторов по итогам 2019 года составлял 39,9 млн л, или в среднем 285 мл антисептического средства на каждого жителя в год. 56,8% приходилось на импорт. В марте этого года объем выпуска антисептиков вырос с 50 тыс. л в сутки до 300 тыс. л. 25% всех выпускаемых антисептиков приходится на парфюмерно-косметическую отрасль, компенсировавшую за счет этого падение выручки из-за снижения спроса на основную продукцию.

Объемы производства медицинских масок в стране, по данным MegaResearch, только за первые два месяца 2020-го выросли в 2,5 раза — с 1,2 млн одноразовых масок в день в начале февраля до 3 млн штук в сутки в начале апреля (в середине марта предприятия, изготавливающие маски, перешли на круглосуточный режим).

Российский производитель косметики под брендом MIXIT в середине марта тоже приостановил производство косметических средств и сосредоточился на производстве средств индивидуальной защиты — санитайзеров и масок, говорит генеральный директор «MIXIT Лаборатория современной косметики» Анастасия Черданцева: «Такое решение было принято, в том числе чтобы обеспечить свой персонал средствами индивидуальной защиты, поскольку по доступным ценам в продаже их уже не было».

В доковидный период компания выпускала только карманные санитайзеры с применением дорогой парфюмированной композиции; пришлось срочно увеличивать упаковку, переписывать формулу и регистрировать новый состав. В соответствии с требованиями Роспотребнадзора в санитайзере должно быть не менее 60% изопропилового спирта. При этом стоимость сырья, по словам Анастасии Черданцевой, выросла с 50 до 1100 руб.

На пике распространения инфекции, по словам представителей косметической индустрии, производство санитайзеров и масок достигало 60% оборота. Со снятием ограничений на перемещение и постепенным восстановлением спроса на основную продукцию косметических производств план запусков традиционных средств вернулся к привычному маркетинговому календарю, говорит Анастасия Черданцева: «Сегодня 2% продукции компании приходится на средства индивидуальной защиты, 98% — это основной ассортимент».

Однако расширяется линейка средств индивидуальной защиты: в ассортимент вошли антибактериальное мыло, гели для душа, антисептики для детей, а также антисептики для обработки лап животных. Кроме того, развивается b2b-направление, отмечают в MIXIT: производитель принимает участие в тендерах на поставку больших объемов продукции для компаний и производств.

Производство антисептиков-дезинфекторов — перспективный рынок, отмечают в MegaResearch. Объемы потребления спиртовых дезинфекторов за счет изменившихся санитарно-гигиенических норм в быту и на предприятиях к 2024 году вырастут в 2,5–10 раз, отмечают аналитики: «Рынок сбыта сформирован на многие годы вперед».

Новое потребление

Несмотря на отмену большей части ограничений, жесткие требования к гигиене на производствах сохраняются. В частности, при входе на предприятие должны быть установлены дозаторы с кожными антисептиками, все сотрудники должны быть обеспечены одноразовыми или многоразовыми масками, говорится в рекомендациях Роспотребнадзора для строительной отрасли. При организации централизованного сбора использованных одноразовых масок они должны быть герметично упакованы в два полиэтиленовых пакета.

Помимо мер по обеспечению социальной дистанции, масочного режима, санитарной обработки и дезинфекции, в том числе помещений, в столовых Новолипецкого металлургического комбината, например, была организована индивидуальная упаковка блюд, использование одноразовой посуды и столовых приборов, установлены разделительные перегородки на столы для приема пищи.

В общественных местах многие граждане тоже продолжают придерживаться масочного и перчаточного режима. Продажи санитайзеров, масок и перчаток в пиковые месяцы самоизоляции выросли более чем в 20 раз по сравнению с традиционно пиковым для этого сегмента осенне-зимним периодом, отмечает руководитель направления «Аптека» интернет-магазина «Озон» Александр Денисов. Весной и в начале лета потребители покупали маски и перчатки с запасом, отмечает он. Впрочем, во второй половине лета уровень продаж средств индивидуальной защиты (СИЗ) несколько снизился.

Экологический код

Сохранение работодателями мер профилактики оправданно, поскольку после отмены карантинных мероприятий сотрудники могут компенсировать недостаток общения, считает заместитель завкафедры психоанализа и бизнес-консультирования НИУ ВШЭ Александр Евдокименко: «Стало больше как формальных, так и неформальных встреч». Кроме того, по его словам, есть риск, что люди начнут пренебрегать безопасностью, делегировав заботу о здоровье организации.

Культурные коды и привычки, которые касаются коммуникаций между людьми, — обмен рукопожатиями и другие личные контакты — невозможно кардинально изменить ни за два-три месяца, ни за год, уверена директор Центра международного протокола РАНХиГС Гилана Михайлова: «Все «антисанитарные» привычки после других эпидемий в прошлом очень быстро возвращались». Поэтому пока информационное поле все еще накалено сообщениями о развитии пандемии, люди продолжат пользоваться средствами индивидуальной защиты, считает эксперт: «Значительная часть людей пока считают, что есть чего бояться, и стараются перестраховаться, требуя завернуть покупку в дополнительный одноразовый пакет».

Впрочем, судя по данным исследования «Future Consume Index: как COVID-19 влияет на поведение потребителей в России» EY, жизнь большинства россиян постепенно возвращается в нормальное русло. Только 10% наших сограждан, например, чувствуют себя дискомфортно при походе в торговый центр, в Северной Америке и Западной Европе — 40%. 25% россиян опасаются скопления людей в салонах самолетов, общественном транспорте, ресторанах, фитнес-центрах, театрах и других развлекательных заведениях. Однако и это существенно меньше, чем в Северной Америке, Западной Европе и Китае, где похода в кинотеатр и поездки на общественном транспорте склонны избегать 50% потребителей.

В городах-миллионниках снижается число жителей, соблюдающих в общественных местах масочный и перчаточный режим, писал РБК со ссылкой на исследование агентства Wanta Group: число потребителей, использующих СИЗ в продуктовых магазинах, с 86% на последней неделе июня снизилось в начале июля до 81%, , в парках — с 18 до 14%, в салонах красоты — с 60 до 53%.

Тем не менее из-за массового использования одноразовых масок, возросшего потребления перчаток, индивидуальной упаковки суммарное количество отходов в среднем по стране в марте—апреле увеличилось на 20–30%, рассказал РБК+ руководитель токсического проекта «Гринпис» Дмитрий Нестеров. «Сейчас мы видим, что регионы стали брать на себя ответственность по организации инфраструктуры для сбора и утилизации этих специфичных отходов, например регоператоры Иркутской и Московской областей».

Средства индивидуальной защиты относятся к медицинским отходам класса «Б», их необходимо утилизировать, не смешивая с бытовым мусором. Пандемия показала, что в России это проблема не решена, отмечает Дмитрий Нестеров, но радует, что появилась инициатива по созданию национального оператора по сбору и утилизации особо опасных отходов, соответствующая бизнес-ниша и инвесторы, которые хотят этим заниматься.

По словам аналитика Центра экономического прогнозирования Газпромбанка Нины Адамовой, пандемия оказала двоякое влияние на экологию.

С одной стороны, произошло показательное с точки зрения антропогенного воздействия на окружающую среду снижение выбросов парниковых газов в период режима карантина. К примеру, в Москве в апреле 2020 года выбросы парниковых газов и загрязняющих веществ, по данным Мосэкомониторинга, снизились в 1,5–2,5 раза.

С другой стороны, отмечают аналитики, в мире и России в период пандемии произошел существенный рост спроса на одноразовую пластиковую упаковку и прочие изделия. Многие развитые страны и отдельные международные компании, работающие в рамках концепции устойчивого развития, в период карантина ослабили ограничения по обращению с одноразовыми пластиковыми изделиями с целью защитить жизнь и здоровье потребителя. Впрочем, полагает Нина Адамова, эта ситуация также показательна с точки зрения отрицательного антропогенного воздействия на окружающую среду и потому не будет носить долгосрочный характер.

Фото: Getty Images Russia

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Осторожно, «голубое» фотостарение! Осторожно, «голубое» фотостарение!

«Голубое» излучение и его вред для кожи

9 месяцев
Братские портреты Братские портреты

Братские портреты навсегда остались бы неизвестными, если бы не парное сочетание

Дилетант
Гипотезы потребления Гипотезы потребления

Венчурный фонд, запущенный основателем «Вкусвилла», должен сделать мир лучше

Forbes
Ксения Хаирова Ксения Хаирова

О Валентине Талызиной, актрисе поистине уникальной

Караван историй
Крыло, похожее на тюльпан, – винт вертолета Крыло, похожее на тюльпан, – винт вертолета

Как всего два винта делают вертолёт летающей машиной?

Наука и техника
Физлицом к рынку Физлицом к рынку

Розничные инвесторы нарастили вложения вдвое, предпочитая облигации акциям

Ведомости
Музыка — не в нотах Музыка — не в нотах

Что мы потеряли в музыке за последние сто лет, педантично следуя нотам?

СНОБ
Изнанка малого бизнеса: как структурировать процессы с первого дня Изнанка малого бизнеса: как структурировать процессы с первого дня

Истории малого бизнеса, который на ощупь выстраивал управление задачами

Inc.
ИИ в школе: инструмент или угроза? ИИ в школе: инструмент или угроза?

Внедрение ИИ — неизбежный этап. Какова будущая роль учителя в новой системе?

Монокль
Недетский полет: 5 вопросов о прыжках с парашютом в тандеме для тех, кто хочет попробовать Недетский полет: 5 вопросов о прыжках с парашютом в тандеме для тех, кто хочет попробовать

Кому можно прыгать с парашютом и как это делается

ТехИнсайдер
Свидание с Россией Свидание с Россией

Губернатор Ярославской области — чем заняться и где остановиться в регионе

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Счастье для всех недаром Счастье для всех недаром

Писатель Шамиль Идиатуллин — о роли Аркадия Стругацкого в его жизни

Weekend
Ничего личного Ничего личного

Как защититься от хейта в Интернете

Лиза
Львинохвостые макаки, или Вандеру Львинохвостые макаки, или Вандеру

Львинохвостые макаки – очень капризные и не желающие быть фотомоделями

Знание – сила
20 легендарных мультфильмов для всех возрастов, которые должен посмотреть каждый хоть раз в жизни 20 легендарных мультфильмов для всех возрастов, которые должен посмотреть каждый хоть раз в жизни

Мультики, которые стоит посмотреть всем вне зависимости от возраста

Правила жизни
Марина Монгуш: «Креативная экономика — это не только про деньги, но и про социальные эффекты» Марина Монгуш: «Креативная экономика — это не только про деньги, но и про социальные эффекты»

Почему креативная экономика становится движущей силой развития России?

ФедералПресс
Колледж учит жизни Колледж учит жизни

Куда идут работать после выпуска из учебного заведения выпускники колледжей

Ведомости
Бессарабские друзья и знакомые Пушкина Бессарабские друзья и знакомые Пушкина

Род Пушкиных был связан с Бессарабией, со времен прадеда поэта, Абрама Ганнибала

Знание – сила
Сцена Сцена

Важнейшие события российской театральной сцены 2025

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Продукты, которые могут оказаться опасными, если приготовить их неправильно Продукты, которые могут оказаться опасными, если приготовить их неправильно

Если неправильно приготовить эти блюда, последствия могут быть серьезными!

ТехИнсайдер
Светлая сила Светлая сила

Что такое фотовольтаические системы и из чего они состоят?

Y Magazine
ИП или ООО — вот в чем вопрос: какую форму ведения деятельности выбрать МСП ИП или ООО — вот в чем вопрос: какую форму ведения деятельности выбрать МСП

ИП и ООО: чем отличаются и какая форма ведения бизнеса подойдет именно вам?

Inc.
День, когда родился новый мир День, когда родился новый мир

2 сентября – день, когда победа не завершила войну, а изменила ее форму

Знание – сила
Познайте себя: выберите фигуру, а мы расскажем, какая профессия вам лучше всего подходит Познайте себя: выберите фигуру, а мы расскажем, какая профессия вам лучше всего подходит

Выберите фигуру и узнайте, в какой области вы могли бы преуспеть

ТехИнсайдер
И снова в Канны И снова в Канны

Эту модель верфь выпустила в пару к уже строящейся As8 — более крупной яхте

Y Magazine
Рим триумвиров Рим триумвиров

Враги Цезаря, Помпея и Красса простецки звали эту троицу «трехглавым чудовищем»

Знание – сила
Айсен Николаев о новых проектах: «Равных Якутии по красоте и масштабным мероприятиям не найти» Айсен Николаев о новых проектах: «Равных Якутии по красоте и масштабным мероприятиям не найти»

Глава Якутии Айсен Николаев — о главных достижениях и планах на ближайшие годы

ФедералПресс
Временно недоступен Временно недоступен

Как паузы от рабочих звонков и чатов помогают повысить продуктивность работы

Ведомости
Что у Intel инсайд? Что у Intel инсайд?

В надежде спасти Intel Трамп покупает пакет компании. Кажется, это жест отчаяния

Монокль
Искусство Искусство

Главные тренды и события мирового арт-рынка за 2025 год

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Открыть в приложении