Санитайзеры, медицинские маски и перчатки стали товарами повседневного спроса

РБКБизнес

Одноразовые отходы

Санитайзеры, медицинские маски и одноразовые перчатки стали товарами повседневного спроса. Надолго ли пришла новая модель потребления и какую она создает нагрузку на экологию?

Текст: Владимир Паньков

Пандемия COVID-19 вызвала всплеск внимания к гигиене как в личном общении, так и на производстве: спрос на санитайзеры и средства индивидуальной защиты вырос в разы. В мировом масштабе годовой рост рынка санитайзеров вместо прогнозировавшихся 5,06% подскочил до 45,71%, говорится в отчете «Влияние COVID-19 на глобальный рынок санитайзеров» индийской Fortune Business Insights, и достигнет в 2020 году $1,87 млрд вместо предполагаемых $1,35 млрд.

В России производство санитайзеров к середине апреля увеличилось в шесть раз, по данным Минпромторга РФ. По информации ведомства, до объявления пандемии дезинфицирующие средства производили десять крупных компаний. Весной этого года большинство парфюмерных, фармацевтических (в частности, «MIXIT Лаборатория современной косметики», Faberlic, «Эвалар») и даже алкопредприятий переквалифицировались на производство дезинфицирующих средств, в результате количество крупных производителей выросло до 60. Пивоваренный гигант AB InBev Efes, например, согласовал производство санитайзеров из побочных продуктов своего производства для их безвозмездной передачи сотрудникам медучреждений, социальных служб и волонтерам.

Все силы на защиту

По данным маркетингового агентства MegaResearch, общий объем рынка антисептиков-дезинфекторов по итогам 2019 года составлял 39,9 млн л, или в среднем 285 мл антисептического средства на каждого жителя в год. 56,8% приходилось на импорт. В марте этого года объем выпуска антисептиков вырос с 50 тыс. л в сутки до 300 тыс. л. 25% всех выпускаемых антисептиков приходится на парфюмерно-косметическую отрасль, компенсировавшую за счет этого падение выручки из-за снижения спроса на основную продукцию.

Объемы производства медицинских масок в стране, по данным MegaResearch, только за первые два месяца 2020-го выросли в 2,5 раза — с 1,2 млн одноразовых масок в день в начале февраля до 3 млн штук в сутки в начале апреля (в середине марта предприятия, изготавливающие маски, перешли на круглосуточный режим).

Российский производитель косметики под брендом MIXIT в середине марта тоже приостановил производство косметических средств и сосредоточился на производстве средств индивидуальной защиты — санитайзеров и масок, говорит генеральный директор «MIXIT Лаборатория современной косметики» Анастасия Черданцева: «Такое решение было принято, в том числе чтобы обеспечить свой персонал средствами индивидуальной защиты, поскольку по доступным ценам в продаже их уже не было».

В доковидный период компания выпускала только карманные санитайзеры с применением дорогой парфюмированной композиции; пришлось срочно увеличивать упаковку, переписывать формулу и регистрировать новый состав. В соответствии с требованиями Роспотребнадзора в санитайзере должно быть не менее 60% изопропилового спирта. При этом стоимость сырья, по словам Анастасии Черданцевой, выросла с 50 до 1100 руб.

На пике распространения инфекции, по словам представителей косметической индустрии, производство санитайзеров и масок достигало 60% оборота. Со снятием ограничений на перемещение и постепенным восстановлением спроса на основную продукцию косметических производств план запусков традиционных средств вернулся к привычному маркетинговому календарю, говорит Анастасия Черданцева: «Сегодня 2% продукции компании приходится на средства индивидуальной защиты, 98% — это основной ассортимент».

Однако расширяется линейка средств индивидуальной защиты: в ассортимент вошли антибактериальное мыло, гели для душа, антисептики для детей, а также антисептики для обработки лап животных. Кроме того, развивается b2b-направление, отмечают в MIXIT: производитель принимает участие в тендерах на поставку больших объемов продукции для компаний и производств.

Производство антисептиков-дезинфекторов — перспективный рынок, отмечают в MegaResearch. Объемы потребления спиртовых дезинфекторов за счет изменившихся санитарно-гигиенических норм в быту и на предприятиях к 2024 году вырастут в 2,5–10 раз, отмечают аналитики: «Рынок сбыта сформирован на многие годы вперед».

Новое потребление

Несмотря на отмену большей части ограничений, жесткие требования к гигиене на производствах сохраняются. В частности, при входе на предприятие должны быть установлены дозаторы с кожными антисептиками, все сотрудники должны быть обеспечены одноразовыми или многоразовыми масками, говорится в рекомендациях Роспотребнадзора для строительной отрасли. При организации централизованного сбора использованных одноразовых масок они должны быть герметично упакованы в два полиэтиленовых пакета.

Помимо мер по обеспечению социальной дистанции, масочного режима, санитарной обработки и дезинфекции, в том числе помещений, в столовых Новолипецкого металлургического комбината, например, была организована индивидуальная упаковка блюд, использование одноразовой посуды и столовых приборов, установлены разделительные перегородки на столы для приема пищи.

В общественных местах многие граждане тоже продолжают придерживаться масочного и перчаточного режима. Продажи санитайзеров, масок и перчаток в пиковые месяцы самоизоляции выросли более чем в 20 раз по сравнению с традиционно пиковым для этого сегмента осенне-зимним периодом, отмечает руководитель направления «Аптека» интернет-магазина «Озон» Александр Денисов. Весной и в начале лета потребители покупали маски и перчатки с запасом, отмечает он. Впрочем, во второй половине лета уровень продаж средств индивидуальной защиты (СИЗ) несколько снизился.

Экологический код

Сохранение работодателями мер профилактики оправданно, поскольку после отмены карантинных мероприятий сотрудники могут компенсировать недостаток общения, считает заместитель завкафедры психоанализа и бизнес-консультирования НИУ ВШЭ Александр Евдокименко: «Стало больше как формальных, так и неформальных встреч». Кроме того, по его словам, есть риск, что люди начнут пренебрегать безопасностью, делегировав заботу о здоровье организации.

Культурные коды и привычки, которые касаются коммуникаций между людьми, — обмен рукопожатиями и другие личные контакты — невозможно кардинально изменить ни за два-три месяца, ни за год, уверена директор Центра международного протокола РАНХиГС Гилана Михайлова: «Все «антисанитарные» привычки после других эпидемий в прошлом очень быстро возвращались». Поэтому пока информационное поле все еще накалено сообщениями о развитии пандемии, люди продолжат пользоваться средствами индивидуальной защиты, считает эксперт: «Значительная часть людей пока считают, что есть чего бояться, и стараются перестраховаться, требуя завернуть покупку в дополнительный одноразовый пакет».

Впрочем, судя по данным исследования «Future Consume Index: как COVID-19 влияет на поведение потребителей в России» EY, жизнь большинства россиян постепенно возвращается в нормальное русло. Только 10% наших сограждан, например, чувствуют себя дискомфортно при походе в торговый центр, в Северной Америке и Западной Европе — 40%. 25% россиян опасаются скопления людей в салонах самолетов, общественном транспорте, ресторанах, фитнес-центрах, театрах и других развлекательных заведениях. Однако и это существенно меньше, чем в Северной Америке, Западной Европе и Китае, где похода в кинотеатр и поездки на общественном транспорте склонны избегать 50% потребителей.

В городах-миллионниках снижается число жителей, соблюдающих в общественных местах масочный и перчаточный режим, писал РБК со ссылкой на исследование агентства Wanta Group: число потребителей, использующих СИЗ в продуктовых магазинах, с 86% на последней неделе июня снизилось в начале июля до 81%, , в парках — с 18 до 14%, в салонах красоты — с 60 до 53%.

Тем не менее из-за массового использования одноразовых масок, возросшего потребления перчаток, индивидуальной упаковки суммарное количество отходов в среднем по стране в марте—апреле увеличилось на 20–30%, рассказал РБК+ руководитель токсического проекта «Гринпис» Дмитрий Нестеров. «Сейчас мы видим, что регионы стали брать на себя ответственность по организации инфраструктуры для сбора и утилизации этих специфичных отходов, например регоператоры Иркутской и Московской областей».

Средства индивидуальной защиты относятся к медицинским отходам класса «Б», их необходимо утилизировать, не смешивая с бытовым мусором. Пандемия показала, что в России это проблема не решена, отмечает Дмитрий Нестеров, но радует, что появилась инициатива по созданию национального оператора по сбору и утилизации особо опасных отходов, соответствующая бизнес-ниша и инвесторы, которые хотят этим заниматься.

По словам аналитика Центра экономического прогнозирования Газпромбанка Нины Адамовой, пандемия оказала двоякое влияние на экологию.

С одной стороны, произошло показательное с точки зрения антропогенного воздействия на окружающую среду снижение выбросов парниковых газов в период режима карантина. К примеру, в Москве в апреле 2020 года выбросы парниковых газов и загрязняющих веществ, по данным Мосэкомониторинга, снизились в 1,5–2,5 раза.

С другой стороны, отмечают аналитики, в мире и России в период пандемии произошел существенный рост спроса на одноразовую пластиковую упаковку и прочие изделия. Многие развитые страны и отдельные международные компании, работающие в рамках концепции устойчивого развития, в период карантина ослабили ограничения по обращению с одноразовыми пластиковыми изделиями с целью защитить жизнь и здоровье потребителя. Впрочем, полагает Нина Адамова, эта ситуация также показательна с точки зрения отрицательного антропогенного воздействия на окружающую среду и потому не будет носить долгосрочный характер.

Фото: Getty Images Russia

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Шахзад Ансари: «У подрывных инноваций есть и темная сторона» Шахзад Ансари: «У подрывных инноваций есть и темная сторона»

Беседа с ведущим экспертом по внедрению инноваций Шахзадом Ансари

РБК
Долгая зима: как за пять лет изменились венчурные инвестиции в женские стартапы Долгая зима: как за пять лет изменились венчурные инвестиции в женские стартапы

Почему в России уменьшается объем финансирования проектов предпринимательниц

Forbes
Природа изменений Природа изменений

Как глобальное потепление отражается на нашей жизни и образе мыслей

РБК
Что делать, если змея заползла на дачу: краткий совет и полный гайд для тех, кто любит животных Что делать, если змея заползла на дачу: краткий совет и полный гайд для тех, кто любит животных

Как убрать с дачного участка заползшую змею

ТехИнсайдер
Артистка, которую невозможно забыть: 5 знаковых ролей Евгении Добровольской Артистка, которую невозможно забыть: 5 знаковых ролей Евгении Добровольской

Культовые роли Евгении Добровольской, по которым мы будем её помнить

Правила жизни
«Я расплакалась, когда смотрела это видео с мужем»: Юлия Топольницкая рассказала, как ее поразил Игорь Чехов «Я расплакалась, когда смотрела это видео с мужем»: Юлия Топольницкая рассказала, как ее поразил Игорь Чехов

Юлия Топольницкая о секретах семейной жизни с актером и шоуменом Игорем Чеховым

VOICE
Зинаида Кириенко. Любовь земная Зинаида Кириенко. Любовь земная

Сыграть в таких картинах и не получить народную СССР — нонсенс

Коллекция. Караван историй
Научный руководитель национальной генетической инициативы «100 000 + Я» Константин Северинов: Глобальная база геномов привела бы к подлинной революции в медицине Научный руководитель национальной генетической инициативы «100 000 + Я» Константин Северинов: Глобальная база геномов привела бы к подлинной революции в медицине

Как и для чего собирают и расшифровывают геномы в проекте «100 000 + Я»

Ведомости
Женские лица войны: подвиги русских женщин на фронте и в тылу Женские лица войны: подвиги русских женщин на фронте и в тылу

Из 34,5 миллиона мобилизованных в годы войны почти полмиллиона составили женщины

ФедералПресс
Семейный портрет Семейный портрет

Эксклюзивные кадры и интервью Анны Хилькевич и Артура Мартиросяна — для ОK!

OK!
Укус осы: правила первой помощи и 8 советов, как его избежать Укус осы: правила первой помощи и 8 советов, как его избежать

Большой угрозы укус осы не представляет, но есть исключения

РБК
Сотворить «Онегина» Сотворить «Онегина»

Кто участвует в сотворении «Евгения Онегина» вместе с Пушкиным

Seasons of life
Ультраобработанные продукты: с детства на крючке Ультраобработанные продукты: с детства на крючке

Как ультраобработанная пища влияет на младенцев

Здоровье
Активный сезон Активный сезон

Самые классные и полезные летние развлечения

Лиза
Большие проблемы Вселенной Большие проблемы Вселенной

Астрофизик Геннадий Бисноватый-Коган — о тайнах Вселенной и пути к их разгадке

Монокль
Вот почему люди стали использовать огонь — и приготовление пищи тут не при чем Вот почему люди стали использовать огонь — и приготовление пищи тут не при чем

Исследование, перечеркнувшее привычную картину: зачем люди приручили огонь

Inc.
ИЖС в России: дом на своей земле с городскими удобствами ИЖС в России: дом на своей земле с городскими удобствами

Что мешает встретиться на рынке ИЖС застройщикам и покупателям

ФедералПресс
Дипфейк и верификация видео: как не стать жертвой обмана Дипфейк и верификация видео: как не стать жертвой обмана

Как обезопасить себя от дипфейков и мошеннических видео

Правила жизни
Пища для глаз: что такое визуальный голод и как фотографии еды воздействуют на мозг Пища для глаз: что такое визуальный голод и как фотографии еды воздействуют на мозг

Как наш мозг реагирует на виртуальное питание

Forbes
На аллеях Аполлона На аллеях Аполлона

Остафьево: образ места, где всё буквально дышит поэзией

Знание – сила
Кадровиков много, а пользы — мало: 5 неочевидных ошибок в HR, которые могут стоить вам сотрудников Кадровиков много, а пользы — мало: 5 неочевидных ошибок в HR, которые могут стоить вам сотрудников

О главных ошибках, которые допускает бизнес в работе с кадрами

Inc.
Жизнь Васи Ложкина Жизнь Васи Ложкина

Художник Вася Ложкин: котики, музыка, театральная сцена

Отдых в России
Компьютерное зрение: когда роботы перестали тыкать пальцем в небо? Компьютерное зрение: когда роботы перестали тыкать пальцем в небо?

Зачем нужно компьютерное зрение и какие задачи оно решает в разных сферах

Наука и техника
Борьба с прогулами Борьба с прогулами

Антикоррупционные инициативы Андропова советские граждане встретили на «ура»

Дилетант
Финкульт-привет Финкульт-привет

Низкая финграмотность — вызов не только для клиентов, но и для банков

Ведомости
«Астероиды: рожденные пламенем» «Астероиды: рожденные пламенем»

Как ученые научились анализировать состав астероидов

N+1
Делянка лирохвоста Делянка лирохвоста

Большая птица-лира живет во влажных лесах восточной Австралии и Тасмании

Знание – сила
Игорь Жижикин: «Если мне предлагают в семейном фильме роль злодея, стараюсь сделать его нестрашным» Игорь Жижикин: «Если мне предлагают в семейном фильме роль злодея, стараюсь сделать его нестрашным»

Играть плохих русских мне неинтересно, это должно быть что-то другое

Коллекция. Караван историй
Переславская флотилия Переславская флотилия

Переславль-Залесский: город на Золотом кольце, где хочется остановиться

Отдых в России
«Миграция станет цифровой и жесткой»: новые правила для иностранцев в России «Миграция станет цифровой и жесткой»: новые правила для иностранцев в России

С какими проблемами сталкиваются мигранты и работодатели

ФедералПресс
Открыть в приложении