Санитайзеры, медицинские маски и перчатки стали товарами повседневного спроса

РБКБизнес

Одноразовые отходы

Санитайзеры, медицинские маски и одноразовые перчатки стали товарами повседневного спроса. Надолго ли пришла новая модель потребления и какую она создает нагрузку на экологию?

Текст: Владимир Паньков

Пандемия COVID-19 вызвала всплеск внимания к гигиене как в личном общении, так и на производстве: спрос на санитайзеры и средства индивидуальной защиты вырос в разы. В мировом масштабе годовой рост рынка санитайзеров вместо прогнозировавшихся 5,06% подскочил до 45,71%, говорится в отчете «Влияние COVID-19 на глобальный рынок санитайзеров» индийской Fortune Business Insights, и достигнет в 2020 году $1,87 млрд вместо предполагаемых $1,35 млрд.

В России производство санитайзеров к середине апреля увеличилось в шесть раз, по данным Минпромторга РФ. По информации ведомства, до объявления пандемии дезинфицирующие средства производили десять крупных компаний. Весной этого года большинство парфюмерных, фармацевтических (в частности, «MIXIT Лаборатория современной косметики», Faberlic, «Эвалар») и даже алкопредприятий переквалифицировались на производство дезинфицирующих средств, в результате количество крупных производителей выросло до 60. Пивоваренный гигант AB InBev Efes, например, согласовал производство санитайзеров из побочных продуктов своего производства для их безвозмездной передачи сотрудникам медучреждений, социальных служб и волонтерам.

Все силы на защиту

По данным маркетингового агентства MegaResearch, общий объем рынка антисептиков-дезинфекторов по итогам 2019 года составлял 39,9 млн л, или в среднем 285 мл антисептического средства на каждого жителя в год. 56,8% приходилось на импорт. В марте этого года объем выпуска антисептиков вырос с 50 тыс. л в сутки до 300 тыс. л. 25% всех выпускаемых антисептиков приходится на парфюмерно-косметическую отрасль, компенсировавшую за счет этого падение выручки из-за снижения спроса на основную продукцию.

Объемы производства медицинских масок в стране, по данным MegaResearch, только за первые два месяца 2020-го выросли в 2,5 раза — с 1,2 млн одноразовых масок в день в начале февраля до 3 млн штук в сутки в начале апреля (в середине марта предприятия, изготавливающие маски, перешли на круглосуточный режим).

Российский производитель косметики под брендом MIXIT в середине марта тоже приостановил производство косметических средств и сосредоточился на производстве средств индивидуальной защиты — санитайзеров и масок, говорит генеральный директор «MIXIT Лаборатория современной косметики» Анастасия Черданцева: «Такое решение было принято, в том числе чтобы обеспечить свой персонал средствами индивидуальной защиты, поскольку по доступным ценам в продаже их уже не было».

В доковидный период компания выпускала только карманные санитайзеры с применением дорогой парфюмированной композиции; пришлось срочно увеличивать упаковку, переписывать формулу и регистрировать новый состав. В соответствии с требованиями Роспотребнадзора в санитайзере должно быть не менее 60% изопропилового спирта. При этом стоимость сырья, по словам Анастасии Черданцевой, выросла с 50 до 1100 руб.

На пике распространения инфекции, по словам представителей косметической индустрии, производство санитайзеров и масок достигало 60% оборота. Со снятием ограничений на перемещение и постепенным восстановлением спроса на основную продукцию косметических производств план запусков традиционных средств вернулся к привычному маркетинговому календарю, говорит Анастасия Черданцева: «Сегодня 2% продукции компании приходится на средства индивидуальной защиты, 98% — это основной ассортимент».

Однако расширяется линейка средств индивидуальной защиты: в ассортимент вошли антибактериальное мыло, гели для душа, антисептики для детей, а также антисептики для обработки лап животных. Кроме того, развивается b2b-направление, отмечают в MIXIT: производитель принимает участие в тендерах на поставку больших объемов продукции для компаний и производств.

Производство антисептиков-дезинфекторов — перспективный рынок, отмечают в MegaResearch. Объемы потребления спиртовых дезинфекторов за счет изменившихся санитарно-гигиенических норм в быту и на предприятиях к 2024 году вырастут в 2,5–10 раз, отмечают аналитики: «Рынок сбыта сформирован на многие годы вперед».

Новое потребление

Несмотря на отмену большей части ограничений, жесткие требования к гигиене на производствах сохраняются. В частности, при входе на предприятие должны быть установлены дозаторы с кожными антисептиками, все сотрудники должны быть обеспечены одноразовыми или многоразовыми масками, говорится в рекомендациях Роспотребнадзора для строительной отрасли. При организации централизованного сбора использованных одноразовых масок они должны быть герметично упакованы в два полиэтиленовых пакета.

Помимо мер по обеспечению социальной дистанции, масочного режима, санитарной обработки и дезинфекции, в том числе помещений, в столовых Новолипецкого металлургического комбината, например, была организована индивидуальная упаковка блюд, использование одноразовой посуды и столовых приборов, установлены разделительные перегородки на столы для приема пищи.

В общественных местах многие граждане тоже продолжают придерживаться масочного и перчаточного режима. Продажи санитайзеров, масок и перчаток в пиковые месяцы самоизоляции выросли более чем в 20 раз по сравнению с традиционно пиковым для этого сегмента осенне-зимним периодом, отмечает руководитель направления «Аптека» интернет-магазина «Озон» Александр Денисов. Весной и в начале лета потребители покупали маски и перчатки с запасом, отмечает он. Впрочем, во второй половине лета уровень продаж средств индивидуальной защиты (СИЗ) несколько снизился.

Экологический код

Сохранение работодателями мер профилактики оправданно, поскольку после отмены карантинных мероприятий сотрудники могут компенсировать недостаток общения, считает заместитель завкафедры психоанализа и бизнес-консультирования НИУ ВШЭ Александр Евдокименко: «Стало больше как формальных, так и неформальных встреч». Кроме того, по его словам, есть риск, что люди начнут пренебрегать безопасностью, делегировав заботу о здоровье организации.

Культурные коды и привычки, которые касаются коммуникаций между людьми, — обмен рукопожатиями и другие личные контакты — невозможно кардинально изменить ни за два-три месяца, ни за год, уверена директор Центра международного протокола РАНХиГС Гилана Михайлова: «Все «антисанитарные» привычки после других эпидемий в прошлом очень быстро возвращались». Поэтому пока информационное поле все еще накалено сообщениями о развитии пандемии, люди продолжат пользоваться средствами индивидуальной защиты, считает эксперт: «Значительная часть людей пока считают, что есть чего бояться, и стараются перестраховаться, требуя завернуть покупку в дополнительный одноразовый пакет».

Впрочем, судя по данным исследования «Future Consume Index: как COVID-19 влияет на поведение потребителей в России» EY, жизнь большинства россиян постепенно возвращается в нормальное русло. Только 10% наших сограждан, например, чувствуют себя дискомфортно при походе в торговый центр, в Северной Америке и Западной Европе — 40%. 25% россиян опасаются скопления людей в салонах самолетов, общественном транспорте, ресторанах, фитнес-центрах, театрах и других развлекательных заведениях. Однако и это существенно меньше, чем в Северной Америке, Западной Европе и Китае, где похода в кинотеатр и поездки на общественном транспорте склонны избегать 50% потребителей.

В городах-миллионниках снижается число жителей, соблюдающих в общественных местах масочный и перчаточный режим, писал РБК со ссылкой на исследование агентства Wanta Group: число потребителей, использующих СИЗ в продуктовых магазинах, с 86% на последней неделе июня снизилось в начале июля до 81%, , в парках — с 18 до 14%, в салонах красоты — с 60 до 53%.

Тем не менее из-за массового использования одноразовых масок, возросшего потребления перчаток, индивидуальной упаковки суммарное количество отходов в среднем по стране в марте—апреле увеличилось на 20–30%, рассказал РБК+ руководитель токсического проекта «Гринпис» Дмитрий Нестеров. «Сейчас мы видим, что регионы стали брать на себя ответственность по организации инфраструктуры для сбора и утилизации этих специфичных отходов, например регоператоры Иркутской и Московской областей».

Средства индивидуальной защиты относятся к медицинским отходам класса «Б», их необходимо утилизировать, не смешивая с бытовым мусором. Пандемия показала, что в России это проблема не решена, отмечает Дмитрий Нестеров, но радует, что появилась инициатива по созданию национального оператора по сбору и утилизации особо опасных отходов, соответствующая бизнес-ниша и инвесторы, которые хотят этим заниматься.

По словам аналитика Центра экономического прогнозирования Газпромбанка Нины Адамовой, пандемия оказала двоякое влияние на экологию.

С одной стороны, произошло показательное с точки зрения антропогенного воздействия на окружающую среду снижение выбросов парниковых газов в период режима карантина. К примеру, в Москве в апреле 2020 года выбросы парниковых газов и загрязняющих веществ, по данным Мосэкомониторинга, снизились в 1,5–2,5 раза.

С другой стороны, отмечают аналитики, в мире и России в период пандемии произошел существенный рост спроса на одноразовую пластиковую упаковку и прочие изделия. Многие развитые страны и отдельные международные компании, работающие в рамках концепции устойчивого развития, в период карантина ослабили ограничения по обращению с одноразовыми пластиковыми изделиями с целью защитить жизнь и здоровье потребителя. Впрочем, полагает Нина Адамова, эта ситуация также показательна с точки зрения отрицательного антропогенного воздействия на окружающую среду и потому не будет носить долгосрочный характер.

Фото: Getty Images Russia

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Снова в школы Снова в школы

Для чего и кому нужна глобальная реформа МГУ

Forbes
Иллюзия объективности Иллюзия объективности

Почему опасно бездумно полагаться на нейросети в образовании?

Монокль
Гипотезы потребления Гипотезы потребления

Венчурный фонд, запущенный основателем «Вкусвилла», должен сделать мир лучше

Forbes
Дизайн человека Дизайн человека

Что такое Нuman design — красивая теория или опасный самообман?

Лиза
«Операция „Барбаросса“: Начало конца нацистской Германии» «Операция „Барбаросса“: Начало конца нацистской Германии»

Что мешало немцам продвигаться к Москве

N+1
Безопасно ли прыгать в сухие листья Безопасно ли прыгать в сухие листья

Прыжки в кучи сухих листьев могут представлять опасность для здоровья

ТехИнсайдер
Дом северного света Дом северного света

Архитектуру и интерьер этого дома осмыслили как единую с ландшафтом композицию

SALON-Interior
5 привычек, которые бесят всех врачей 5 привычек, которые бесят всех врачей

Почему врач не может поставить вам правильный диагноз?

Maxim
Огненная саламандра Огненная саламандра

Мифический «дух огня» с точки зрения биологии

Вокруг света
Как подключить телефон к машине: 3 способа Как подключить телефон к машине: 3 способа

Зачем подключать телефон к машине и как это сделать?

РБК
Бренды и тренды Бренды и тренды

Будущее автомобилей направлено исключительно вверх

Men Today
Исследование: что такое для российских компаний кадровый резерв, как (и зачем) его формировать Исследование: что такое для российских компаний кадровый резерв, как (и зачем) его формировать

Что такое кадровый резерв и кто его формирует?

Inc.
Внедрение ИИ в России: «Мы движемся к точке невозврата» Внедрение ИИ в России: «Мы движемся к точке невозврата»

ИТ-эксперт о необходимых законах об ИИ и угрозах бесконтрольной цифровизации

ФедералПресс
Когда грязь — это весело. 5 причин участвовать в забеге с препятствиями Когда грязь — это весело. 5 причин участвовать в забеге с препятствиями

Стоит ли вам участвовать в «Гонка Героев»?

Maxim
Удвоенная польза Удвоенная польза

Как применяются цифровые двойники в банковской сфере

Ведомости
К поцелуям манящие К поцелуям манящие

Как выбрать средства для ухода за губами

Лиза
Когда спрятать — недостаточно: как работают атаки на скрытые каналы передачи информации Когда спрятать — недостаточно: как работают атаки на скрытые каналы передачи информации

Как работает цифровое сокрытие информации?

ТехИнсайдер
Александр Малой Александр Малой

Как и многие стендап-комики, Александр начинал свой путь в юморе во время учебы

Правила жизни
Айсен Николаев о новых проектах: «Равных Якутии по красоте и масштабным мероприятиям не найти» Айсен Николаев о новых проектах: «Равных Якутии по красоте и масштабным мероприятиям не найти»

Глава Якутии Айсен Николаев — о главных достижениях и планах на ближайшие годы

ФедералПресс
Физлицом к рынку Физлицом к рынку

Розничные инвесторы нарастили вложения вдвое, предпочитая облигации акциям

Ведомости
Разговорились по деньгам: отчего растет российский финтех Разговорились по деньгам: отчего растет российский финтех

Встроенные финансы — новый стандарт клиентского пути

Forbes
Архитектура выжидания: когда квартиры в новостройках станут доступнее Архитектура выжидания: когда квартиры в новостройках станут доступнее

Когда приобретение жилья в новостройке вновь станет доступным?

Inc.
Каждый третий сотрудник хочет работать без звонков и чатов хотя бы один день в неделю Каждый третий сотрудник хочет работать без звонков и чатов хотя бы один день в неделю

Каждый четвертый сотрудник в России устраивает себе «дни тишины»

Inc.
Редкоземельные планы Редкоземельные планы

Проекты по добыче редких металлов должны быть запущены в ближайшие пять лет

Ведомости
Рузиль Минекаев Рузиль Минекаев

Пауэр-броманс Крыжовников-Минекаев возвращается с новым сериалом — и это мюзикл!

Собака.ru
Как найти и устранить скрытые потери. Технологии Process Mining и Task Mining для бизнеса Как найти и устранить скрытые потери. Технологии Process Mining и Task Mining для бизнеса

Как Process и Task Mining демонстрируют весомую экономическую отдачу?

Inc.
«Первая леди джаза»: как Элла Фицджеральд боролась с расовыми стереотипами в музыке «Первая леди джаза»: как Элла Фицджеральд боролась с расовыми стереотипами в музыке

Как Элла Фицджеральд преодолевала предрассудки, чтобы стать легендой?

Forbes
Повышенная тревожность Повышенная тревожность

Почему дети начинают тревожиться, и чем тут могут помочь взрослые?

Здоровье
Ищу квартиру Ищу квартиру

Как не разориться при съеме жилья и на что обратить особое внимание?

Лиза
Искра Искра

«Обеденное время провел на похоронах шиншиллы»

Правила жизни
Открыть в приложении