Санитайзеры, медицинские маски и перчатки стали товарами повседневного спроса

РБКБизнес

Одноразовые отходы

Санитайзеры, медицинские маски и одноразовые перчатки стали товарами повседневного спроса. Надолго ли пришла новая модель потребления и какую она создает нагрузку на экологию?

Текст: Владимир Паньков

Пандемия COVID-19 вызвала всплеск внимания к гигиене как в личном общении, так и на производстве: спрос на санитайзеры и средства индивидуальной защиты вырос в разы. В мировом масштабе годовой рост рынка санитайзеров вместо прогнозировавшихся 5,06% подскочил до 45,71%, говорится в отчете «Влияние COVID-19 на глобальный рынок санитайзеров» индийской Fortune Business Insights, и достигнет в 2020 году $1,87 млрд вместо предполагаемых $1,35 млрд.

В России производство санитайзеров к середине апреля увеличилось в шесть раз, по данным Минпромторга РФ. По информации ведомства, до объявления пандемии дезинфицирующие средства производили десять крупных компаний. Весной этого года большинство парфюмерных, фармацевтических (в частности, «MIXIT Лаборатория современной косметики», Faberlic, «Эвалар») и даже алкопредприятий переквалифицировались на производство дезинфицирующих средств, в результате количество крупных производителей выросло до 60. Пивоваренный гигант AB InBev Efes, например, согласовал производство санитайзеров из побочных продуктов своего производства для их безвозмездной передачи сотрудникам медучреждений, социальных служб и волонтерам.

Все силы на защиту

По данным маркетингового агентства MegaResearch, общий объем рынка антисептиков-дезинфекторов по итогам 2019 года составлял 39,9 млн л, или в среднем 285 мл антисептического средства на каждого жителя в год. 56,8% приходилось на импорт. В марте этого года объем выпуска антисептиков вырос с 50 тыс. л в сутки до 300 тыс. л. 25% всех выпускаемых антисептиков приходится на парфюмерно-косметическую отрасль, компенсировавшую за счет этого падение выручки из-за снижения спроса на основную продукцию.

Объемы производства медицинских масок в стране, по данным MegaResearch, только за первые два месяца 2020-го выросли в 2,5 раза — с 1,2 млн одноразовых масок в день в начале февраля до 3 млн штук в сутки в начале апреля (в середине марта предприятия, изготавливающие маски, перешли на круглосуточный режим).

Российский производитель косметики под брендом MIXIT в середине марта тоже приостановил производство косметических средств и сосредоточился на производстве средств индивидуальной защиты — санитайзеров и масок, говорит генеральный директор «MIXIT Лаборатория современной косметики» Анастасия Черданцева: «Такое решение было принято, в том числе чтобы обеспечить свой персонал средствами индивидуальной защиты, поскольку по доступным ценам в продаже их уже не было».

В доковидный период компания выпускала только карманные санитайзеры с применением дорогой парфюмированной композиции; пришлось срочно увеличивать упаковку, переписывать формулу и регистрировать новый состав. В соответствии с требованиями Роспотребнадзора в санитайзере должно быть не менее 60% изопропилового спирта. При этом стоимость сырья, по словам Анастасии Черданцевой, выросла с 50 до 1100 руб.

На пике распространения инфекции, по словам представителей косметической индустрии, производство санитайзеров и масок достигало 60% оборота. Со снятием ограничений на перемещение и постепенным восстановлением спроса на основную продукцию косметических производств план запусков традиционных средств вернулся к привычному маркетинговому календарю, говорит Анастасия Черданцева: «Сегодня 2% продукции компании приходится на средства индивидуальной защиты, 98% — это основной ассортимент».

Однако расширяется линейка средств индивидуальной защиты: в ассортимент вошли антибактериальное мыло, гели для душа, антисептики для детей, а также антисептики для обработки лап животных. Кроме того, развивается b2b-направление, отмечают в MIXIT: производитель принимает участие в тендерах на поставку больших объемов продукции для компаний и производств.

Производство антисептиков-дезинфекторов — перспективный рынок, отмечают в MegaResearch. Объемы потребления спиртовых дезинфекторов за счет изменившихся санитарно-гигиенических норм в быту и на предприятиях к 2024 году вырастут в 2,5–10 раз, отмечают аналитики: «Рынок сбыта сформирован на многие годы вперед».

Новое потребление

Несмотря на отмену большей части ограничений, жесткие требования к гигиене на производствах сохраняются. В частности, при входе на предприятие должны быть установлены дозаторы с кожными антисептиками, все сотрудники должны быть обеспечены одноразовыми или многоразовыми масками, говорится в рекомендациях Роспотребнадзора для строительной отрасли. При организации централизованного сбора использованных одноразовых масок они должны быть герметично упакованы в два полиэтиленовых пакета.

Помимо мер по обеспечению социальной дистанции, масочного режима, санитарной обработки и дезинфекции, в том числе помещений, в столовых Новолипецкого металлургического комбината, например, была организована индивидуальная упаковка блюд, использование одноразовой посуды и столовых приборов, установлены разделительные перегородки на столы для приема пищи.

В общественных местах многие граждане тоже продолжают придерживаться масочного и перчаточного режима. Продажи санитайзеров, масок и перчаток в пиковые месяцы самоизоляции выросли более чем в 20 раз по сравнению с традиционно пиковым для этого сегмента осенне-зимним периодом, отмечает руководитель направления «Аптека» интернет-магазина «Озон» Александр Денисов. Весной и в начале лета потребители покупали маски и перчатки с запасом, отмечает он. Впрочем, во второй половине лета уровень продаж средств индивидуальной защиты (СИЗ) несколько снизился.

Экологический код

Сохранение работодателями мер профилактики оправданно, поскольку после отмены карантинных мероприятий сотрудники могут компенсировать недостаток общения, считает заместитель завкафедры психоанализа и бизнес-консультирования НИУ ВШЭ Александр Евдокименко: «Стало больше как формальных, так и неформальных встреч». Кроме того, по его словам, есть риск, что люди начнут пренебрегать безопасностью, делегировав заботу о здоровье организации.

Культурные коды и привычки, которые касаются коммуникаций между людьми, — обмен рукопожатиями и другие личные контакты — невозможно кардинально изменить ни за два-три месяца, ни за год, уверена директор Центра международного протокола РАНХиГС Гилана Михайлова: «Все «антисанитарные» привычки после других эпидемий в прошлом очень быстро возвращались». Поэтому пока информационное поле все еще накалено сообщениями о развитии пандемии, люди продолжат пользоваться средствами индивидуальной защиты, считает эксперт: «Значительная часть людей пока считают, что есть чего бояться, и стараются перестраховаться, требуя завернуть покупку в дополнительный одноразовый пакет».

Впрочем, судя по данным исследования «Future Consume Index: как COVID-19 влияет на поведение потребителей в России» EY, жизнь большинства россиян постепенно возвращается в нормальное русло. Только 10% наших сограждан, например, чувствуют себя дискомфортно при походе в торговый центр, в Северной Америке и Западной Европе — 40%. 25% россиян опасаются скопления людей в салонах самолетов, общественном транспорте, ресторанах, фитнес-центрах, театрах и других развлекательных заведениях. Однако и это существенно меньше, чем в Северной Америке, Западной Европе и Китае, где похода в кинотеатр и поездки на общественном транспорте склонны избегать 50% потребителей.

В городах-миллионниках снижается число жителей, соблюдающих в общественных местах масочный и перчаточный режим, писал РБК со ссылкой на исследование агентства Wanta Group: число потребителей, использующих СИЗ в продуктовых магазинах, с 86% на последней неделе июня снизилось в начале июля до 81%, , в парках — с 18 до 14%, в салонах красоты — с 60 до 53%.

Тем не менее из-за массового использования одноразовых масок, возросшего потребления перчаток, индивидуальной упаковки суммарное количество отходов в среднем по стране в марте—апреле увеличилось на 20–30%, рассказал РБК+ руководитель токсического проекта «Гринпис» Дмитрий Нестеров. «Сейчас мы видим, что регионы стали брать на себя ответственность по организации инфраструктуры для сбора и утилизации этих специфичных отходов, например регоператоры Иркутской и Московской областей».

Средства индивидуальной защиты относятся к медицинским отходам класса «Б», их необходимо утилизировать, не смешивая с бытовым мусором. Пандемия показала, что в России это проблема не решена, отмечает Дмитрий Нестеров, но радует, что появилась инициатива по созданию национального оператора по сбору и утилизации особо опасных отходов, соответствующая бизнес-ниша и инвесторы, которые хотят этим заниматься.

По словам аналитика Центра экономического прогнозирования Газпромбанка Нины Адамовой, пандемия оказала двоякое влияние на экологию.

С одной стороны, произошло показательное с точки зрения антропогенного воздействия на окружающую среду снижение выбросов парниковых газов в период режима карантина. К примеру, в Москве в апреле 2020 года выбросы парниковых газов и загрязняющих веществ, по данным Мосэкомониторинга, снизились в 1,5–2,5 раза.

С другой стороны, отмечают аналитики, в мире и России в период пандемии произошел существенный рост спроса на одноразовую пластиковую упаковку и прочие изделия. Многие развитые страны и отдельные международные компании, работающие в рамках концепции устойчивого развития, в период карантина ослабили ограничения по обращению с одноразовыми пластиковыми изделиями с целью защитить жизнь и здоровье потребителя. Впрочем, полагает Нина Адамова, эта ситуация также показательна с точки зрения отрицательного антропогенного воздействия на окружающую среду и потому не будет носить долгосрочный характер.

Фото: Getty Images Russia

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Заграница не поможет Заграница не поможет

Список дефицитных профессий в РФ за четыре года вырос вдвое

Огонёк
Меньше атома: как работает квантовая механика Меньше атома: как работает квантовая механика

Отрывок из книги «Сто лет недосказанности» о квантовой механике

Inc.
Playmate 2020 Playmate 2020

Полуфинал конкурса на самую горячую девушку по версии Playboy

Playboy
Выбираем материнскую плату X99 для мощного, но недорогого компьютера Выбираем материнскую плату X99 для мощного, но недорогого компьютера

Лучшие материнские платы X99 для сборки достойного игрового ПК

CHIP
Фен-шуй для маленькой квартиры или студии: как создать гармоничное пространство Фен-шуй для маленькой квартиры или студии: как создать гармоничное пространство

Эти простые советы помогут тебе сделать пространство более гармоничным

VOICE
В атмосфере отдыха В атмосфере отдыха

Эта маленькая, но уютная квартира находится в известном курортном месте

Идеи Вашего Дома
Джефф-громовержец Джефф-громовержец

«Каос»: woke-повестка по-древнегречески

Weekend
HAVAL H5: Лёгкий, длинный и не слишком дорогой HAVAL H5: Лёгкий, длинный и не слишком дорогой

Замена Chevrolet Tahoe — Haval Н5: весит меньше, а стоит дешевле

4x4 Club
Знаменитые споры и конфликты писателей Знаменитые споры и конфликты писателей

Литературный мир — арена для самых ярых словесных баталий

Maxim
Миниатюрный робот с напечатанными на 3D-принтере шестью ногами закатил мяч в ворота Миниатюрный робот с напечатанными на 3D-принтере шестью ногами закатил мяч в ворота

Как инженерам удалось разработать шестиногого микроробота Picotaur

N+1
Эксперт по продажам — о RFM-сегментации и бизнес-конкурсах Эксперт по продажам — о RFM-сегментации и бизнес-конкурсах

Как выправить ситуацию в «проседающей» компании

РБК
Быстрее, выше, сильнее: как 3D-технологии меняют обувь Быстрее, выше, сильнее: как 3D-технологии меняют обувь

Аддитивные технологии обещают приспособить под производство идеальной обуви

Монокль
В ожидании полярного сияния. О якутской драме «Чума» В ожидании полярного сияния. О якутской драме «Чума»

Какие темы поднимает фильм Дмитрия Давыдова «Чума»

СНОБ
Гостья из космоса Гостья из космоса

Актриса Софья Лебедева — о фантастике, свободе и страхах

OK!
Моложе, красивее, идеальнее: 5 пугающих фильмов о тяге к совершенству Моложе, красивее, идеальнее: 5 пугающих фильмов о тяге к совершенству

Фильмы, исследующие внутренние конфликты через изменения внешние

Psychologies
Расхламляйся! Расхламляйся!

Как расстаться навсегда с ненужным скарбом?

Лиза
Накреативил и устал: что руководители думают о сотрудниках-зумерах Накреативил и устал: что руководители думают о сотрудниках-зумерах

Любовь и ненависть к зумерам: как менеджеры находят с ними общий язык?

Forbes
Что случилось у червей: маленькая загадка большой эволюции Что случилось у червей: маленькая загадка большой эволюции

Почему кольчатые черви — одна из самых успешных на планете групп организмов

СНОБ
Сьюзен Таубес «Развод». Впервые на русском Сьюзен Таубес «Развод». Впервые на русском

Отрывок из забытого романа Сьюзен Таубес «Развод»

СНОБ
Страна красивых мужчин и дорогой жизни: как и зачем россияне едут в Южную Корею Страна красивых мужчин и дорогой жизни: как и зачем россияне едут в Южную Корею

Чем Южная Корея привлекает россиян, как получить там рабочую визу?

Forbes
Что такое склонность к подтверждению своей точки зрения: примеры и причины появления Что такое склонность к подтверждению своей точки зрения: примеры и причины появления

Что такое предвзятость подтверждения и как она влияет на нас

Psychologies
Ржавое золото Ржавое золото

Автомобильные реликвии, которые обнаруживают слишком поздно

Men Today
Жадность города берет Жадность города берет

«Ненасытные люди»: черная комедия, подражающая братьям Коэн

Weekend
Саранча толпится на улицах Саранча толпится на улицах

Для моделирования городских потоков можно использовать саранчу

Знание – сила
Дмитрий Леонтьев: Subaru Outback. Как полюбить японца? Дмитрий Леонтьев: Subaru Outback. Как полюбить японца?

Subaru Outback: японский кроссовер с оппозитным мотором

4x4 Club
Почему евреи мигрировали в США и стали важной частью американской культуры Почему евреи мигрировали в США и стали важной частью американской культуры

Миграция евреев в США оказала значительное влияние на развитие культуры

ТехИнсайдер
Тяжелые эвакуационные машины с колесной формулой 8х8 Тяжелые эвакуационные машины с колесной формулой 8х8

Особенности эвакуационных тягачей

Обозрение армии и флота
Инвестиция в красоту: как капельницы стали частью современной бьюти-рутины Инвестиция в красоту: как капельницы стали частью современной бьюти-рутины

Почему капельницы стали так популярны в косметологии?

Forbes
Неврологи описали изменения мозга у беременной женщины Неврологи описали изменения мозга у беременной женщины

Ученые провели 26 томографий беременной, чтобы оценить изменения ее мозга

N+1
Масличные пойдут в рост Масличные пойдут в рост

Урожай может сократиться, а цены на него — увеличиться

Агроинвестор
Открыть в приложении