Об образовании в Германии

РБКОбщество

Образование с двойной защитой

Репутацию немецкой системы образования укрепляют дуальная система профподготовки, концепция непрерывного обучения и открытость по отношению к иностранцам

Текст: Юлия Глуховская

Образование в Германии славится не только тем, что оно бесплатное, — ценно также то, что выпускники к моменту получения диплома имеют точное представление о выбранной специальности и профессиональные навыки. С ними ученики знакомятся уже в средней школе. Более половины всех выпускников немецких школ, по словам директора Социально-гуманитарного института Тюменского госуниверситета Игоря Чубарова, проходят дуальную систему среднего профессионального образования (Ausbildung): человека готовят по двум, зачастую далеким друг от друга специальностям. «Дуальная система предполагает получение как востребованных рынком, так и непопулярных профессий — без отрыва от производства и с гарантированным трудоустройством», — отмечает он. Именно Dualsystem позволяет удерживать безработицу на довольно низком уровне и удовлетворять потребности промышленных отраслей в квалифицированных кадрах, а социальную сферу — в работниках неквалифицированных профессий.

По словам гендиректора международной Begin Group Ольги Гозман (занимается продвижением компаний на образовательном рынке), большинство учащихся не только профучилищ, но и вузов к моменту выпуска уже имеют четкое представление о том, какие требования к ним будут предъявлять работодатели. Более 91% выпускников, по данным Eurostat, получают постоянную работу по специальности.

Как говорит директор филиала «Северо-Запад» Российско-Германской внешнеторговой палаты Владимир Никитенко, торгово-промышленные палаты страны «в тесном взаимодействии с предприятиями работают над учебными планами, а студенты много времени уделяют практике».

«Университет Duale Hochschule Baden-Württemberg имеет договоры с такими крупными компаниями, как IBM, HP, SAP, Daimler, Siemens, по целевой подготовке специалистов», — приводит пример Сергей Кокин, заместитель директора Энергетического института Уральского федерального университета (УрФУ; вуз проводит ежегодную российско-германскую энергетическую летнюю школу).

Модель немецкого высшего образования, по оценке доцента кафедры романо-германской филологии Гуманитарного института Новосибирского госуниверситета Сергея Филиппова, очень демократична: «Студенты сами формируют свою образовательную траекторию, что требует высокой степени ответственности и самоорганизации».

Высока значимость зарубежной практики, так называемый Auslandssemester: отсутствие в резюме сведений о семестре, проведенном в зарубежном университете, воспринимается потенциальным работодателем как существенный недостаток.

Поэтому значительная часть студентов в Германии имеют опыт обучения за рубежом — более 2% всей мировой студенческой мобильности. Чтобы восполнить недостаток международного опыта, например, у студентов педагогических факультетов, по словам руководителя Германской службы академических обменов (DAAD) в Москве Андреаса Хёшена, DAAD совместно с Федеральным министерством образования и научных исследований Германии (BMBF) организует программы повышения международной академической мобильности.

Все флаги в вузы

Для сохранения конкурентоспособности страны, ее научного, производственного и кадрового потенциала в период с 2006 по 2017 год на реализацию программы Excellence Initiative, призванной усилить конкуренцию между вузами, было потрачено €4,6 млрд. В результате восемь университетов Германии в 2018 году вошли в топ-100 авторитетного рейтинга журнала Times Higher Education (THE, Лондон). В 2010 году их было только три. Программа будет продолжена до 2026 года с финансированием €533 млн в год.

Однако рынок труда Германии испытывает проблемы в связи с тем, что образованное население стареет. По данным Научного совета Германии (Wissenschaftsrat, консультирует федеральное правительство по вопросам образования), в 2030 году соотношение 15-летних к 65-летним гражданам страны составит 14 к 26%, а к 2060 году — 13 к 31%.

Избежать снижения экономической эффективности при сокращении численности рабочей силы в краткосрочной и среднесрочной перспективе, по прогнозам Научного совета, позволит увеличение трудоустройства и повышение квалификации мигрантов.

«Немецкая система высшего образования адаптируется под современные вызовы и поддерживает концепцию непрерывного образования. Немецкие вузы открыты всем возрастным группам, включая иностранных студентов», — говорит Андреас Хёшен.

По его данным, около 50% иностранных студентов после окончания вузов остаются в Германии. Однако многие молодые специалисты, отмечает Андреас Хёшен, все же возвращаются на родину в течение пяти лет по окончании обучения.

Немецкие университеты действительно активно привлекают иностранных студентов и не делают различий между «своими» и иностранцами, для которых обучение также бесплатно, говорит Сергей Филиппов. «Но обучение в немецком университете вовсе не означает получения немецкого гражданства или работы в Германии, вуз — не миграционная служба», — уточняет он. Талантливому и усердному студенту предложат продолжить обучение, а затем и работу, но лишь в том случае, если нет достойных кандидатов из Германии или других стран ЕС, объясняет Сергей Филиппов.

По данным Института статистики ЮНЕСКО за 2016 год, Германия входит в шестерку стран с наибольшей долей «входящей» студенческой мобильности (США — 19%, Великобритания — 8%, Австралия — 7%, Франция, Германия и Россия — по 5%). 13% общего числа учащихся немецких вузов — иностранные студенты, и это результат активного продвижения национальной системы образования за рубежом с помощью Германской службы академических обменов и других правительственных и неправительственных организаций, говорит Ольга Гозман. Количество иностранцев в немецких вузах, по ее словам, растет каждый год примерно на 4–5%: «И нет никаких объективных причин, по которым бы данный рост прекратился». Возможность бесплатно учиться в одной из лучших образовательных систем привлекает огромное количество абитуриентов из развивающихся стран, в первую очередь из Китая, Индии и России, а также из европейских государств, где получение высшего образования обходится дороже, например из Австрии или Италии.

Экология для всех

Правительство Германии в 2004 году поддержало инициативу ООН о проведении десятилетия образования в интересах устойчивого развития. С 2005 года эта тема интегрируется в учебные программы на всех уровнях образования.

По словам руководителя DAAD в Москве Андреаса Хёшена, со стороны бизнеса и самих абитуриентов постоянно растет интерес к образованию в области экологии и устойчивого развития. По данным портала «Компас высшего образования» (официальный портал ректоров), немецкие вузы предлагают более 190 программ обучения в этом направлении.

Без такой дисциплины, как «Экология», не обходится ни один школьный или университетский учебный план, говорит гендиректор Begin Group Ольга Гозман. По ее словам, с принципами охраны окружающей среды знакомятся студенты даже инженерных и гуманитарных факультетов.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Неон-киллер Неон-киллер

Евгения Крегжде поразила нас в самое сердце

Maxim
Ничего личного Ничего личного

Как защититься от хейта в Интернете

Лиза
Новый черный Новый черный

Почему индустрия моды встраивается в зеленую экономику

РБК
Свидание с Россией Свидание с Россией

Губернатор Ярославской области — чем заняться и где остановиться в регионе

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Беспечная принцесса Беспечная принцесса

Внучатая племянница Петра Великого Анна Леопольдовна прожила всего 27 лет

Дилетант
Ксения Хаирова Ксения Хаирова

О Валентине Талызиной, актрисе поистине уникальной

Караван историй
«Что бы ни случилось, я тебе поверю» «Что бы ни случилось, я тебе поверю»

Почему проблема сексуального насилия над детьми касается всех

Русский репортер
ИИ в школе: инструмент или угроза? ИИ в школе: инструмент или угроза?

Внедрение ИИ — неизбежный этап. Какова будущая роль учителя в новой системе?

Монокль
20 легендарных мультфильмов для всех возрастов, которые должен посмотреть каждый хоть раз в жизни 20 легендарных мультфильмов для всех возрастов, которые должен посмотреть каждый хоть раз в жизни

Мультики, которые стоит посмотреть всем вне зависимости от возраста

Правила жизни
Счастье для всех недаром Счастье для всех недаром

Писатель Шамиль Идиатуллин — о роли Аркадия Стругацкого в его жизни

Weekend
Музыка — не в нотах Музыка — не в нотах

Что мы потеряли в музыке за последние сто лет, педантично следуя нотам?

СНОБ
Академик Петр Чумаков: вирусы позволяют увидеть раковые клетки и сформировать иммунный ответ Академик Петр Чумаков: вирусы позволяют увидеть раковые клетки и сформировать иммунный ответ

Вирусы дают надежду в лечении самых злокачественных видов рака

Наука
Каждый третий сотрудник хочет работать без звонков и чатов хотя бы один день в неделю Каждый третий сотрудник хочет работать без звонков и чатов хотя бы один день в неделю

Каждый четвертый сотрудник в России устраивает себе «дни тишины»

Inc.
Алексей Маслов: «Для Китая Россия — это прежде всего точки продаж» Алексей Маслов: «Для Китая Россия — это прежде всего точки продаж»

Как развиваются связи РФ и КНР и чего ждать в будущем

РБК
3 бизнес-ошибки сооснователя страховой компании «Лучи» Михаила Беляндинова 3 бизнес-ошибки сооснователя страховой компании «Лучи» Михаила Беляндинова

Сооснователь страховой компании — о том, куда не стоит распылять ресурсы

Inc.
Познайте себя: выберите фигуру, а мы расскажем, какая профессия вам лучше всего подходит Познайте себя: выберите фигуру, а мы расскажем, какая профессия вам лучше всего подходит

Выберите фигуру и узнайте, в какой области вы могли бы преуспеть

ТехИнсайдер
Флагман дальнего плавания Флагман дальнего плавания

Bering 165 — это судно с отвесным форштевнем и высоким бортом до миделя

Y Magazine
«Мозг: еда и новизна. Почему нас тянет к новому и вкусному» «Мозг: еда и новизна. Почему нас тянет к новому и вкусному»

Как еда вызывает эмоции

N+1
Вместо дефолта — неукротимая инфляция Вместо дефолта — неукротимая инфляция

Мир продолжает жить в кредит, но менять никто ничего не планирует, да и не может

Монокль
Красота Красота

Новейшие технологии, научные открытия, драгоценные ингредиенты бьюти-индустрии

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Продукты, которые могут оказаться опасными, если приготовить их неправильно Продукты, которые могут оказаться опасными, если приготовить их неправильно

Если неправильно приготовить эти блюда, последствия могут быть серьезными!

ТехИнсайдер
Что у Intel инсайд? Что у Intel инсайд?

В надежде спасти Intel Трамп покупает пакет компании. Кажется, это жест отчаяния

Монокль
Выживет ли грузинский прагматизм Выживет ли грузинский прагматизм

Как Тбилиси не остаться на обочине и сохранить взвешенную внешнюю политику

Монокль
Свежий взгляд Свежий взгляд

Основательница компании Trinity Yachts Анна Гончарук о том, как начался ее путь

Y Magazine
Простор для творчества Простор для творчества

Верфь Bilgin Yachts продолжает успешную серию 50‑метровых яхт Bilgin 163

Y Magazine
Недообход Хабаровска Недообход Хабаровска

Почему трасса обхода Хабаровска не привела и улучшению автодорожной ситуации

Монокль
Путь к свободе Путь к свободе

Ferretti Yachts 940 заменила 920 и при всем сходстве заметно от нее отличается

Y Magazine
«Инк» и «Космос-4» нашли главные страхи бизнесменов при развитии личного бренда «Инк» и «Космос-4» нашли главные страхи бизнесменов при развитии личного бренда

Как внутренние страхи и нехватка времени мешают развивать личный бренд

Inc.
Сцена Сцена

Важнейшие события российской театральной сцены 2025

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Светлая сила Светлая сила

Что такое фотовольтаические системы и из чего они состоят?

Y Magazine
Открыть в приложении