Выход на новые рынки сбыта требует от российских экспортеров приспосабливаться

РБКБизнес

Новая география с госгарантией

Выход на новые рынки сбыта требует от российских экспортеров умения оценивать сопутствующие экономические и политические риски и защищаться от них. Один из самых эффективных способов защиты — по-прежнему страхование.

Текст: Алексей Соколовский

Фото: Getty Images Russia

После резкого обострения геополитической обстановки в 2022 году и разрыва значительной части отношений с западными партнерами из-за санкций российский экспортно ориентированный бизнес столкнулся с необходимостью осваивать новые рынки сбыта. Это неминуемо привело к возникновению новых видов рисков, с которыми сегодня нужно учиться работать.

Восточный экспресс

Переориентация на новые рынки сбыта — крайне важный вопрос для большинства экспортеров, особенно для тех, кто был связан с недружественными странами, говорит председатель комиссии по внешнеэкономической деятельности общественного совета Минэкономразвития, председатель правления Совета по развитию внешней торговли и международных экономических отношений Максим Черешнев. Это был достаточно большой кусок рынка, поясняет он, и компаниям нужно где-то взять выпадающие валютные доходы, что особенно актуально в связи с текущим ослаблением рубля. И эти выпадающие доходы могут быть возмещены только за счет экспортных контрактов на новых рынках.

Россия традиционно считается поставщиком сырьевых товаров, однако уделяет большое внимание и развитию несырьевого неэнергетического экспорта (ННЭ). По данным Российского экспортного центра (РЭЦ; входит в группу ВЭБ.РФ), поступления в бюджетную систему, связанные с ННЭ, в последние годы составляют более 3 трлн руб. в год. За последние шесть лет количество российских компаний, вовлеченных в мировую торговлю, выросло на 57%, в том числе за счет экспортно ориентированного малого и среднего бизнеса (это 17,7 тыс. малых и средних компаний-экспортеров, поставляющих за рубеж несырьевую неэнергетическую продукцию на $16,5 млрд).

Генеральный директор Российского агентства по страхованию экспортных кредитов и инвестиций (ЭКСАР; входит в группу РЭЦ) Никита Гусаков отмечает, что в целом российские компании до недавних пор использовали далеко не все возможности по освоению рынков глобального Юга. Только сейчас экспорт в страны Азии, Африки, Латинской Америки переживает этап трансформации «штучных» поставок в массовые. Этот процесс, по его словам, должен сопровождаться формированием полноценной логистической инфраструктуры, которая сможет обеспечить пропуск полного объема запланированного ННЭ, а также организацией финансовых потоков. При этом он замечает, что за достаточно короткий период российским компаниям и банкам удалось выстроить новые цепочки расчетов, в том числе в рублях и национальных валютах стран-покупателей.

Кроме традиционных проблем, которые возникают при освоении новых рынков, следует учитывать общее усиление протекционизма в связи с замедлением темпов роста мировой экономики и, соответственно, снижением темпов роста спроса и усилением конкуренции, говорит директор Института торговой политики НИУ ВШЭ Александр Данильцев.

Экспорт важен и необходим не только для получения дополнительных доходов, но и в части формирования конкурентной среды на мировом рынке, считает член генсовета «Деловой России», председатель совета директоров компании «Берега» Юрий Коробов. Эта среда в первую очередь помогла бы стране проводить некую работу над ошибками, выводя на рынок конкурентоспособную продукцию и делая ее более привлекательной на общем фоне. «Если говорить о перспективах несырьевого экспорта, то еще предстоит большая и долгая работа, чтобы серьезно конкурировать с долей сырьевого экспорта», — добавляет он.

Фото: Getty Images Russia

Другие берега

Переориентация на новые рынки сбыта становится для многих российских экспортеров непростой задачей, требует адаптации, подбора правильных партнеров, учета локальной специфики, говорит Максим Черешнев.

Этот процесс характеризуется рядом дополнительных препятствий, отмечает Никита Гусаков: «Так, например, кредитные рейтинги контрагентов из регионов глобального Юга, как правило, ниже, чем рейтинги контрагентов из стран Европы и Северной Америки. Это, безусловно, влияет на принятие решения о самой возможности сотрудничества, а также отражается на стоимости и возможности найти необходимые финансовые и страховые инструменты». По отдельным странам, по словам главы ЭКСАР, также остро стоит проблема невозможности получения информации, необходимой для проверки добросовестности и кредитоспособности контрагента.

Есть политические риски — это санкционное давление на страны, которые открыты к общению, говорит Юрий Коробов, есть экономические, связанные с высокой себестоимостью собственных товаров в результате несбалансированных мер поддержки и высокой ключевой ставкой Банка России. Для купирования таких рисков необходимо четкое государственное планирование, постановка понятных задач для структур, отвечающих за экспортные операции, полагает он: «Ставить задачи необходимо не в разрезе «что надо изменить сегодня», а со смыслом «что мы хотим получить в результате в перспективе на ближайшие пять—десять лет».

Любой бизнес на новых рынках требует отдельного структурирования, рассказывает Максим Черешнев: «Когда мы говорим про Африку и Латинскую Америку, мы, конечно, понимаем, что это другие языки, другие обычаи. Но это и другое законодательство, другое право. И другая работа банковской инфраструктуры, другие правила в ретейле. У нас были случаи, когда компании в ЮАР не учли местную специфику работы и поставили товар по постоплате, как мы привыкли в России. Денег они так и не дождались. У каждого рынка своя специфика, и нужно ее понимать».

Партнер аудиторско-консалтинговой компании Б1 (экс-EY) Татьяна Самсонова также считает, что один из ключевых рисков для российских экспортеров связан с неполучением или несвоевременным получением платежей от иностранных контрагентов. Традиционно причина неплатежей была связана с реализацией кредитного риска иностранного покупателя, поясняет она. А с 2022 года увеличилось значение политических рисков, когда причиной неплатежа является отсутствие у контрагента возможности исполнить свои обязательства из-за введенных государственных запретов. Одним из возможных инструментов защиты от риска неплатежа по экспортному контракту, по ее мнению, является страхование экспортных сделок, которое уже более десяти лет на российском рынке реализуется специализированным государственным институтом — компанией ЭКСАР.

В его функции, в частности, входит страхование экспортных поставок российских компаний от неплатежей со стороны иностранных покупателей, вызванных как экономическими, так и политическими факторами. Если при этом для финансирования контракта привлекаются заемные средства, то выгодоприобретателем по такому контракту выступает российский банк, предоставивший финансирование, что снижает его риски до минимально возможного уровня. Кроме того, обеспечивается страхование кредита, предоставленного российским банком иностранному покупателю или его банку, а также страхование финансовых инструментов (аккредитивов).

Процесс переориентации российского экспорта на страны глобального Юга требует формирования полноценной логистической инфраструктуры. Фото: Getty Images Russia

Точки выхода

В ряду конкретных продуктов Никита Гусаков выделяет страхование краткосрочной дебиторской задолженности: «Это портфельное страхование — самая распространенная схема кредитного страхования не только в России, но и в мире в целом». Работает это так: компания-экспортер передает на обслуживание в ЭКСАР свой портфель иностранных покупателей. Агентство анализирует каждого покупателя и по итогам определяет качество портфеля в целом. После этого определяются единые условия страхования, включая ставку и процент страхового покрытия по всему портфелю покупателей. Затем с экспортером заключается рамочный договор страхования. В случае появления новых покупателей их также можно добавить в действующий договор страхования на уже обозначенных условиях.

Процесс анализа страхового портфеля требует также усилий со стороны экспортера, поскольку кредитный анализ иностранных покупателей проводится на основании их финансовой отчетности, которую, как правило, экспортеру приходится запрашивать у покупателя самостоятельно.

Специально для компаний, включенных в Единый государственный реестр субъектов МСП, в ЭКСАРе разработали продукт «Страхование. Отсрочка платежа для МСП». «Сейчас этот продукт занимает второе место по популярности после страхования краткосрочной дебиторской задолженности и первое — среди малых и средних компаний», — добавляет Никита Гусаков.

По его словам, объем поставок для сегмента МСП, застрахованных по одному договору, достигает 10 млн руб., а стоимость страховки составляет фиксированную сумму в размере 20 тыс. руб. В случае неплатежа покупателя клиент получает страховую выплату, которая составляет 70% от неисполненных обязательств иностранного покупателя.

Уже несколько лет при поддержке РЭЦа наша компания страхует экспортные контракты через ЭКСАР, рассказывает руководитель направления по работе с государственными структурами фирмы «Торговый дом Ярмарка» Юрий Рощин. По его словам, при относительно небольшой сумме страховой премии компания получает защиту экспортных контрактов и снижает риски несвоевременного поступления платежей от партнеров в других странах, что с учетом текущей внешнеполитической ситуации является достаточно актуальной и востребованной мерой поддержки бизнеса. «Кроме того, с выходом нашей компании на рынки новых стран страхование отсрочки платежа позволяет защищать свои интересы в условиях, когда провести скоринг и оценку иностранного партнера самостоятельно не всегда получается», — добавляет эксперт.

Экспортерам нужно активнее включаться в программу страхования отсрочки, разработанную для МСП, считает Юрий Рощин: «Во-первых, данная страховка покрывает коммерческие и политические риски экспортера при работе с партнерами в других странах. Во-вторых, вся процедура осуществляется достаточно просто в режиме онлайн. В-третьих, по данной страховке определен существенный лимит страховой стоимости по каждому иностранному покупателю».

При этом экспортные сделки охотно страхуют и крупные компании. «Мы активно пользуемся инструментами страхования кредитных рисков на контрагентов, которые предоставляет ЭКСАР», — говорит руководитель управления казначейства «Северстали» Ирина Бутенко. Среди наиболее востребованных в компании продуктов она называет классическое страхование кредитных рисков и экспортный факторинг Росэксимбанка (входит в группу РЭЦ) с наличием страхового покрытия от ЭКСАРа. «Также рассматриваем вместе с коллегами из ЭКСАРа страхование предотгрузочного риска для снижения убытков при отказе покупателя от заказа, ранее выданного в производство и еще неотгруженного покупателю», — добавляет Ирина Бутенко.

При этом, по ее мнению, российский бизнес, особенно сегодня, крайне нуждается в расширении полномочий ЭКСАРа на страхование рисков внутри России. «В связи с уходом западных страховщиков и при дефиците иных гарантирующих инструментов качественная оценка риска и стабильное предложение покрытия со стороны ЭКСАРа для страхования кредитных рисков внутри страны является для нас первой необходимостью. Отсутствие такого покрытия сейчас существенно тормозит развитие внутреннего рынка, рост ВВП», — полагает эксперт.

Никита Гусаков при этом напоминает, что в прошлом году полномочия ЭКСАРа были расширены — линейка агентства пополнилась новыми продуктами для компаний, которые закупают критически важный импорт: страхование авансовых платежей и страхование кредита. В последнем случае страхуются риски банка, который финансирует импортера. «Мы стали гораздо чаще сталкиваться с ситуациями, когда иностранные поставщики не выполняют свои обязательства по контракту, мотивируя это сложностями с трансграничными перевозками и проведением международных платежей», — рассказывает руководитель ЭКСАРа. Поэтому у агентства появился продукт «Страхование авансовых платежей», который позволяет импортеру застраховать риски невозврата аванса со стороны иностранного поставщика при непоставке авансированных товаров. Сейчас размер авансов для российских покупателей составляет 50–80% от цены контракта, а раньше рыночным условием считался аванс в размере 20%. Благодаря этому продукту российские компании могут не только продолжить работу с действующими иностранными поставщиками, но и увеличить как портфель контрагентов, так и объем импортируемой продукции, нивелируя при этом возникающие коммерческие и политические риски, говорит Никита Гусаков.

Подготовлено редакцией РБК+

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Рената Абдулина: «Главным трендом будет кооперация» Рената Абдулина: «Главным трендом будет кооперация»

Как идет процесс импортозамещения зарубежного ПО в России

РБК
Сотворить «Онегина» Сотворить «Онегина»

Кто участвует в сотворении «Евгения Онегина» вместе с Пушкиным

Seasons of life
Секреты лабораторий Секреты лабораторий

Косметика будущего сможет адаптироваться под индивидуальные запросы каждого

Лиза
Вот почему люди стали использовать огонь — и приготовление пищи тут не при чем Вот почему люди стали использовать огонь — и приготовление пищи тут не при чем

Исследование, перечеркнувшее привычную картину: зачем люди приручили огонь

Inc.
«Биология в фокусе: Естественные отделения университетов Российской империи (1830–1900)» «Биология в фокусе: Естественные отделения университетов Российской империи (1830–1900)»

Почему в начале XIX века в университетах было мало практических занятий

N+1
Научный руководитель национальной генетической инициативы «100 000 + Я» Константин Северинов: Глобальная база геномов привела бы к подлинной революции в медицине Научный руководитель национальной генетической инициативы «100 000 + Я» Константин Северинов: Глобальная база геномов привела бы к подлинной революции в медицине

Как и для чего собирают и расшифровывают геномы в проекте «100 000 + Я»

Ведомости
«Я расплакалась, когда смотрела это видео с мужем»: Юлия Топольницкая рассказала, как ее поразил Игорь Чехов «Я расплакалась, когда смотрела это видео с мужем»: Юлия Топольницкая рассказала, как ее поразил Игорь Чехов

Юлия Топольницкая о секретах семейной жизни с актером и шоуменом Игорем Чеховым

VOICE
Что делать, если змея заползла на дачу: краткий совет и полный гайд для тех, кто любит животных Что делать, если змея заползла на дачу: краткий совет и полный гайд для тех, кто любит животных

Как убрать с дачного участка заползшую змею

ТехИнсайдер
Артистка, которую невозможно забыть: 5 знаковых ролей Евгении Добровольской Артистка, которую невозможно забыть: 5 знаковых ролей Евгении Добровольской

Культовые роли Евгении Добровольской, по которым мы будем её помнить

Правила жизни
Лучшие сериалы про мафию Лучшие сериалы про мафию

Сериалы про мафию: на тот случай, если вы устали пересматривать «Бригаду»

Maxim
Укус осы: правила первой помощи и 8 советов, как его избежать Укус осы: правила первой помощи и 8 советов, как его избежать

Большой угрозы укус осы не представляет, но есть исключения

РБК
Мультипекарь, сендвичница, электрогриль — чем они отличаются? Мультипекарь, сендвичница, электрогриль — чем они отличаются?

Какой гаджет выбрать, если хочется бутерброд с сыром, омлет или сэндвич?

CHIP
Ультраобработанные продукты: с детства на крючке Ультраобработанные продукты: с детства на крючке

Как ультраобработанная пища влияет на младенцев

Здоровье
Долгая зима: как за пять лет изменились венчурные инвестиции в женские стартапы Долгая зима: как за пять лет изменились венчурные инвестиции в женские стартапы

Почему в России уменьшается объем финансирования проектов предпринимательниц

Forbes
Семейный портрет Семейный портрет

Эксклюзивные кадры и интервью Анны Хилькевич и Артура Мартиросяна — для ОK!

OK!
Зинаида Кириенко. Любовь земная Зинаида Кириенко. Любовь земная

Сыграть в таких картинах и не получить народную СССР — нонсенс

Коллекция. Караван историй
Нонна Гришаева: «Я сильная женщина, и мне комфортно в этом состоянии» Нонна Гришаева: «Я сильная женщина, и мне комфортно в этом состоянии»

Нонна Гришаева — о нейросетях в кино и живом общении в театре

Лиза
Поговорим о космологии Поговорим о космологии

Пять работ, посвященных космологии, с комментариями специалиста

Знание – сила
Мороженое Мороженое

Мороженое – лакомство, история которого насчитывает сотни лет

Здоровье
ИЖС в России: дом на своей земле с городскими удобствами ИЖС в России: дом на своей земле с городскими удобствами

Что мешает встретиться на рынке ИЖС застройщикам и покупателям

ФедералПресс
Пять мифов о кондиционерах Пять мифов о кондиционерах

Из-за каких мифов многие по старинке боятся кондиционеров?

Здоровье
Искусственный белок поменял конформацию в ответ на повышение концентрации ионов кальция Искусственный белок поменял конформацию в ответ на повышение концентрации ионов кальция

Как искусственный белок реагирует на повышение концентрации ионов кальция

N+1
Смерть им к лицу Смерть им к лицу

Вышел жизнеутверждающий комедийный сериал «Вверх дном: хаос на кладбище»

Weekend
Хитовая история Хитовая история

Факты о песнях, которые в свое время возглавляли всевозможные чарты

ЖАРА Magazine
Филипп Киркоров: «Публика принимает меня любым, но далеко не всё прощает» Филипп Киркоров: «Публика принимает меня любым, но далеко не всё прощает»

Какой путь прошел Филипп Киркоров и сколько еще впереди

ЖАРА Magazine
«Почему вы хотите завоевать весь мир?» «Почему вы хотите завоевать весь мир?»

Страх ядерной войны между США и СССР был настолько высок, что передался детям

Дилетант
В инвестициях наметился приток В инвестициях наметился приток

Благодаря чему происходит рост инвестиций и активности на фондовом рынке

Ведомости
Земля Султана Земля Султана

Путешествие с певцом Султаном Лагучевым по его родине — Карачаево-Черкесии

ЖАРА Magazine
Как королевские особы влияли на моду? Посмотрите на примеры королевы Виктории и принцессы Дианы Как королевские особы влияли на моду? Посмотрите на примеры королевы Виктории и принцессы Дианы

Влияние монархов на стиль даже в XXI веке куда глубже, чем кажется

ТехИнсайдер
«В России гость за 150 рублей ждет вкус, как в Мельбурне, и сервис, как в Токио. И получает это» «В России гость за 150 рублей ждет вкус, как в Мельбурне, и сервис, как в Токио. И получает это»

Легко ли миллениалу делать кофейный бизнес в России

Монокль
Открыть в приложении