Приобретая еду со скидкой, люди ощущают себя борцами за экологию

РБКБизнес

Мы делили апельсин: какую пользу обществу несет фудшеринг

Приобретая еду со скидкой, люди ощущают себя борцами за экологию. Предприниматели подхватывают эти настроения и создают сервисы, помогающие общепиту реализовать непроданные блюда. Правда, правовой основы для работы фудшеринга в России пока нет.

Автор: Оксана Гончарова

0:00 /
949.309

Многие думают, будто адептами фудшеринга становятся люди с небольшими доходами. Но сейчас и топ-менеджеры компаний, которые могут себе позволить питаться в дорогих ресторанах по несколько раз в день, вовлекаются в общую волну осознанного потребления», — говорит Мария Макарушкина, партнер «Экопси консалтинг» (компания помогает клиентам выстроить корпоративную культуру).

Она приводит пример одного из своих клиентов — петербургской IТ-фирмы, чей гендиректор предложил подчиненным за недоеденные в столовой порции еды платить штрафы. «Народ увлекся идеей. Проект «Общество чистых тарелок» уже через несколько месяцев принес свои плоды: люди старались придерживаться принципа «Лучше недоесть, чем переесть» и даже дома стали более рачительно относиться к еде», — рассказывает Макарушкина.

Ежегодно в России на помойку отправляется около 17 млн тонн продуктов, подсчитали эксперты Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) и консалтинговой компании «ТИАР-Центр». Оказываясь на свалках, еда выделяет порядка 2,4 млн тонн метана — сильного парникового агента. Если бы эти 17 млн тонн еды можно было сохранить, ее бы хватило, чтобы кормить 30 млн человек в течение года. Выброшенная еда составляет около 28% всех твердых коммунальных отходов в стране, и обычные граждане вносят в эту цифру немалую лепту.

Неумеренное потребление продуктов объясняется тремя причинами, отмечает Макарушкина. С одной стороны, поколение, выросшее в советское время и не понаслышке знающее, что такое дефицит продовольствия, привыкло запасаться впрок. «С другой, что бы мы ни говорили о сознательности миллениалов, которые сейчас становятся самой многочисленной группой потребителей, их отношение к еде такое же, как и у более зрелых, — считает эксперт. — Еда для них — один из источников удовольствия, поэтому на праздники, дни рождения и вечеринки они закупают много продуктов. Это своего рода компенсаторная реакция на умение противостоять соблазнам в других ситуациях».

Как ни странно, косвенно участвуют в создании отходов вегетарианцы, а также все те, кто придерживается определенного рациона, — например, предпочитает безглютеновую диету или несколько раз в году постится. Приглашая друзей в гости, вегетарианцам и верующим приходится накрывать общий стол. После таких встреч остается много продуктов животного происхождения, и они становятся пищевыми отходами, поясняет Макарушкина.

Спасти еду от помойки призваны фудшеринговые сервисы. Фудшеринг (от англ. food — еда, sharе — делиться) — передача нуждающимся бесплатно или на возмездной основе продуктов с истекающим сроком годности. В последнее время в России появилось несколько стартапов — Eatme, Food Hide, EatyEat и т. п., через которые рестораны и кафе могут реализовать непроданную еду.

Съешь меня

«Рестораторы выбрасывают еду не потому, что они плохие. В сегменте HoReCa очень высокая конкуренция, и в погоне за клиентом заведения общепита вынуждены делать как можно более разнообразное меню и готовить большие порции. Все это ведет к перепроизводству», — рассуждает 35-летний предприниматель Рудольф Ан, основатель сервиса Eatme, который позволяет купить со скидкой непроданные блюда из ресторанов, кафе, пекарен и гостиниц.

Сервис стартовал в Санкт-Петербурге в марте этого года, а в конце октября запустился в Москве. Платформа зарабатывает на 25-процентной комиссии с каждого проданного блюда. Скидка зависит от мотивации ресторана спасти еду, а также от срока годности конкретного блюда — чем скорее продукт испортится, тем выше скидка, поясняет Ан. Через сайт и мобильное приложение Eatme еду можно купить со скидкой от 15 до 80%. Другой российский стартап по перепродаже неиспользованной еды из ресторанов, Food Hide предлагает выбирать блюда со скидкой не менее 50%.

Как работают такого рода платформы? Заведения общепита выкладывают фотографии блюд со скидкой через личный кабинет, и акция тут же появляется в приложении сервиса. Сами пользователи либо выбирают еду в ближайших ресторанах, пользуясь картой города, либо пролистывают список в поисках еды, которая им подойдет. Затем они оплачивают заказ в режиме онлайн и самостоятельно забирают блюда. Комиссия сервиса списывается при переводе денег партнерам. По словам Ана, ответственность за то, какого качества будет пища, проданная через сервис, несут сами рестораны.

В Санкт-Петербурге у Eatme 50 партнерских заведений. В Москве — пока десять, но до конца ноября сервис собирается подключить еще около 30 ресторанов и кафе. Интерес заведений общепита к таким проектам понятен. Многие из них пытаются самостоятельно сбывать продукты с истекающим сроком годности — например, пекарни делают существенные скидки в конце дня. Однако сотрудничество с сервисами типа Eatme или Food Hide позволяет охватить намного более широкий круг потенциальных покупателей. У проекта Food Hide, который стартовал в этом году, сейчас 60 партнерских ресторанов и кафе. Сервис получает 20-процентную комиссию от стоимости заказа.

Спасатели, вперед

Тех, кто готов купить еду с истекающим сроком годности, первопроходцы фудшеринга называют «спасателями». «Большинство наших клиентов — люди в возрасте 24−35 лет, это студенты, молодожены и холостяки — Eatme подходит всем, кроме очень богатых, конечно, — рассказывает Рудольф Ан. — Пенсионеров мало — видимо, из-за того, что лишь немногие из них пользуются смартфонами».

То, что «спасатели» небогаты, не единственная причина, по которой им нравится фудшеринг: многие сознательно стремятся вносить вклад в защиту окружающей среды. Некоторые фудшеринговые проекты не зарегистрированы официально и не стремятся заработать. Например, «Отдам даром еду» работает через группу «ВКонтакте», где граждане или организации сообщают, какие продукты они готовы отдать бесплатно. Большинство пользователей этого сообщества — люди, попавшие в тяжелое финансовое положение, матери-одиночки, студенты.

Спасать еду можно, не только отдавая ее другим. Можно также не покупаться на акции магазинов типа «Два по цене трех» и ограничивать свой инстинкт потребителя — не стараться хватать продукты, лежащие на самых видных местах и брать большие упаковки вместо маленьких, советует Ан. «Придя в магазин за 100 граммами риса, человек вынужден покупать упаковку в полкилограмма», — сетует основательница группы «ВКонтакте» «Отдам даром еду» Александра Легкая. Основатель сервиса Food Hide Дмитрий Киримлиди признает, что, как и все, то и дело идет на поводу у маркетинговых акций: «Могу дать простой совет: после того как вы завершили покупки и направляетесь к кассе — выложите из корзины четверть того, что там есть. Поверьте, именно эта часть является результатом работы грамотных маркетологов».

Основатель Eatme советует также задуматься о своем меню и размере порций. «Не могу сказать, что в собственной семье мне удалось свести количество выбрасываемой еды к нулю, — признается Ан. — Но мы закупаемся на рынке, так как там можно выбирать продукты поштучно. Также готовим небольшими объемами, чтобы как можно меньше оставалось»

Опасные игры

Выгоду в сотрудничестве с фудшеринговыми сервисами видят далеко не все учреждения общепита. Около года назад у ГК «Шоколадница» проходил пилотный проект с одним из подобных сервисов. «Его экономика оказалась для нас непривлекательной, — делится Валерия Сливка. — Любая крупная сеть может самостоятельно справиться с продажами позиций с истекающим сроком годности. Сейчас мы проводим различные стимулирующие вечерние акции и продаем столько же, сколько у нас получалось, когда мы тестировали работу с фудшерингом».

Стараясь расширить сеть партнеров, сервис Eatme, помимо ресторанов, планирует сотрудничать с розничными сетями и производителями продуктов питания. На складах последних остается большое количество продукции, которая была заготовлена с запасом, но не доставлена в магазины. Правда, и в этом случае возникает проблема — она заключается в доставке продуктов, ведь производства и склады находятся далеко от центра или метро, сетует Рудольф Ан.

Есть и более серьезная проблема, и связана она с законодательством. Те, кто создают платформы по продаже ресторанной еды с истекающим сроком годности, предпочитают называть свои проекты маркетплейсами или агрегаторами еды, но не фудшеринговыми сервисами. «Фудшеринг в чистом виде имеет ярко выраженный социальный аспект, поскольку, во-первых, бесплатен, а, во-вторых, принять участие в нем может любой желающий — для этого достаточно заглянуть в свой холодильник, — поясняет Дмитрий Киримлиди. — Но как только в фудшеринге появляются деньги и вместо граждан — кафе или магазины, это уже бизнес».

На Западе фудшеринговые проекты часто сталкиваются с обвинениями в том, что они функционируют вне правого поля. В России тоже могут возникнуть сложности. «Когда Иванов безвозмездно передает Петрову еду, в их отношения Роспотребнадзор не вмешивается — все регламентируется обычными нормами гражданского права», — поясняет Киримлиди. Но как только Иванов задумал поставить холодильник на улице и размещать в нем еду для неограниченного круга лиц, тут все коренным образом меняется, добавляет предприниматель.

«Играть» в фудшеринг можно бесконечно, но — до первой плановой проверки или первого отравления человека, предупреждает Сергей Миронов. Если Роспотребнадзор начнет разбирательство и выяснится, что, например, ресторан не утилизировал продукты с истекшим сроком годности, на заведение наложат штраф: от 30 тыс. до 50 тыс. руб. для юрлица и до 10 тыс. руб. для гендиректора, отмечает он. И если денежные потери еще как-то можно пережить, то предусмотренная законом приостановка деятельности ресторана сроком до 90 дней безболезненно пройдет не для каждого заведения. «После этого бизнес может и не оправиться», — замечает Миронов.

Фудшеринг мог бы стать значительным социальным фактором, но пока что вопросы рационального использования продуктов у россиян не вызывают такого интереса, как в западных странах, констатирует Николай Лычев, главный редактор журнала «Агроинвестор». «Наша страна лишь с недавних пор стала обеспечивать себя агротоварами, которые до этого ввозила — например, мясом птицы или сахаром. Естественно, в таких условиях господдержка направлена не на то, чтобы распределять излишки, а на то, чтобы, напротив, производить как можно больше. Фудшеринг сейчас не является фокусом внимания ни для власти, ни для бизнеса. И напрасно, поскольку шестая часть российских граждан, а это где-то 22−25 млн человек, находится за чертой бедности», — напоминает он. Эксперт приводит в пример производителей продуктов, сотрудничающих с благотворительными организациями, например, с Фондом продовольствия «Русь». «Однако доля распределенной еды в общем объеме продуктов с истекающим сроком годности еще очень мала», — резюмирует Лычев.

Потраченные калории

Большинство заведений общепита уже научились рационально использовать продукты, утверждает основатель ресторанов «Мясо&Рыба» Сергей Миронов. «У многих из них списание в конце дня происходит минимальное, — говорит он. — Конечно, невозможно сделать так, чтобы ресторан не выкидывал продукты совсем: ведь никто точно не знает, каким будет поток гостей. И все же объемы заготовок можно контролировать».

Для расчета оптимального количества еды существуют специальные нормативы — минимумы и максимумы заготовок на один рабочий день, которые должны быть в холодильнике у повара, поясняет предприниматель. Их рассчитывают, исходя из показателей работы за последние две недели. По словам Миронова, в сети ресторанов «Мясо&Рыба» норма списания продуктов в денежном выражении составляет 0,6% от оборота.

«Чтобы как можно меньше позиций подлежало списанию, мы стараемся стимулировать вечерние продажи — после 18:00 предлагаем гостям скидку 50% на витрину Grab&Go (вид быстрого питания, от англ. «хватай и иди». — РБК) и на выпечку. Кроме того, вечером при заказе основного блюда, салата и напитка по специальной цене кафе предоставляет скидку 30% на десерт», — рассказывает руководитель направления по коммуникациям ГК «Шоколадница» Валерия Сливка.

Количество спасенной еды

7 тыс. т в 2018 году

1 млн т к 2024 году

1 млн тонн ежегодно — это:

  • 1,3 млн нуждающихся, которых можно будет обеспечить едой
  • 143 тыс. тонн метана, который не попадет в атмосферу
  • 85 млрд руб. выручки от реализации продуктов с истекающим сроком годности, на которых можно сделать бизнес

В России ежегодно образуется 17 млн т пищевых отходов

  • Эти 17 млн т — 28% от всех твердых коммунальных отходов (ТКО) страны. 94% из этих 17 млн т идет на свалки.
  • Цена: 1,64 трлн ₽. 17 млн т — это 1,64 трлн руб. Это 1,6% от ВВП России и 12,2% от оборота розничной торговли в России в 2017 году.
  • Метан: 2,4 млн т. Эти же 17 млн т выделяют в атмосферу 2,4 млн т метана, что составляет 93% от метана, выделяемого свалками России (2,59 млн т) и 7,7% от метана, выделяемого свалками мира (31,2 млн т)
  • Люди: 30 млн. Калорийность этих 17 млн т пищевых отходов — 30 трлн ккал. Этого хватит, чтобы на один год обеспечить рацион 30 млн взрослых граждан России.

Источники: исследование РАЭК и «ТИАР-Центр», US EPA, World Bank, ООН

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Умножение делением: что может дать обычным людям шеринг в сфере b2b Умножение делением: что может дать обычным людям шеринг в сфере b2b

Шеринг персонала собирается изменить весь рынок труда

РБК
Шипованная резина под угрозой: причины, сроки, штрафы Шипованная резина под угрозой: причины, сроки, штрафы

Почему в «Автодоре» предлагают уменьшить сроки использования шипованных шин

РБК
Цифровые джинны: как поменяют жизнь людей виртуальные ассистенты Цифровые джинны: как поменяют жизнь людей виртуальные ассистенты

Цифровые помощники способны помочь в решении почти любой проблемы

РБК
Кто кому Вуди: разбираемся в сексуальных скандалах с режиссером Вуди Алленом Кто кому Вуди: разбираемся в сексуальных скандалах с режиссером Вуди Алленом

Знаменитый режиссер Вуди Аллен уже не первый год подвергается нападкам прессы

Cosmopolitan
Мощные вещи Мощные вещи

Какова движущая сила Четвертой промышленной революции?

РБК
Как братья-близнецы создали «женский календарь» стоимостью $230 млн Как братья-близнецы создали «женский календарь» стоимостью $230 млн

За четыре года трекер для репродуктивного здоровья женщин скачали 100 млн раз

Forbes
Вселенная возможностей: частные стартапы начинают осваивать космос Вселенная возможностей: частные стартапы начинают осваивать космос

Негосударственные компании собираются добывать ресурсы на Луне

РБК
Не стоит благодарности Не стоит благодарности

Уйти от неформальных платежей в медицине непросто

Эксперт
Нетихие планеры Нетихие планеры

Самовзлетные планеры, разработанные в пензенском КБ «Авиастроитель»

Популярная механика
Mercedes-Benz Х-Class. Поймите его правильно Mercedes-Benz Х-Class. Поймите его правильно

Легендарная марка отважилась представить собственный пикап

4x4 Club
Рейтинг рантье Рейтинг рантье

Рынок коммерческой недвижимости оживает

Forbes
Мои университеты. Как женщины продвигали высшее образование в России Мои университеты. Как женщины продвигали высшее образование в России

Борьба за допуск женщин к высшему образованию началась в XIX веке

Forbes
Берут – беги Берут – беги

Теневая экономика России настолько велика, что называть ее теневой даже неловко

Esquire
«Сыворотка увеличивает грудь» и другие невыполнимые обещания бьюти-брендов «Сыворотка увеличивает грудь» и другие невыполнимые обещания бьюти-брендов

На что только ни идут косметические бренды, чтобы привлечь новых покупателей

Cosmopolitan
Мартин Скорсезе Мартин Скорсезе

Правила жизни Мартина Скорсезе

Esquire
Новый вызов для миллениалов. Итоги мозгового штурма Новый вызов для миллениалов. Итоги мозгового штурма

Что делать, если вы или ваш ребенок лежит на диване и ничего не хочет делать?

СНОБ
ЦБ готовится нанести удар по сверхприбылям Сбербанка ЦБ готовится нанести удар по сверхприбылям Сбербанка

Через Систему быстрых платежей могут запустить пенсии и оплату к/у

Эксперт
Ника Пархомовская: «Мы выводим “особых” людей на сцену и направляем на них театральные фонари» Ника Пархомовская: «Мы выводим “особых” людей на сцену и направляем на них театральные фонари»

В Москве прошел первый Форум-фестиваль социального театра «Особый взгляд»

Русский репортер
Противовоздушные замки нацистов: исполинские памятники войны Противовоздушные замки нацистов: исполинские памятники войны

Зенитные башни воплотили в себе идеологическую идею и военный смысл

Популярная механика
Лара Гилмор: «Нужно быть немного сумасшедшим, чтобы добиться успеха» Лара Гилмор: «Нужно быть немного сумасшедшим, чтобы добиться успеха»

История о долгом пути к цели, гастрономии как двигателе социальных перемен

GQ
Авторы «Антиглянца» — о влиянии, доходах и анонимности Авторы «Антиглянца» — о влиянии, доходах и анонимности

О жизни за пределами мессенджера, рекламных бюджетах и недостатке самоиронии

РБК
Друг-человек Друг-человек

Вдруг случится чудо и вы тоже решите взять питомца из приюта, как наши герои

Добрые советы
«Пророк от поколения миллениалов»: как предприниматель, мечтавший стать первым триллионером, превратился в изгоя «Пророк от поколения миллениалов»: как предприниматель, мечтавший стать первым триллионером, превратился в изгоя

Rfr Адам Нойманн потерял все — бизнес, репутацию и любовь подчиненных

Forbes
Вам срочно нужно пройти курс массажа Вам срочно нужно пройти курс массажа

Лучшее, что может случиться с вами зимой

GQ
На немецко-немецкой границе На немецко-немецкой границе

Берлинская стена - символ разделения Германии - рухнет под натиском перемен

Вокруг света
Джозеф Шугерман: Как создать крутой рекламный текст. Отрывок из книги Джозеф Шугерман: Как создать крутой рекламный текст. Отрывок из книги

Приемы, делающих рекламное объявление эффективным

СНОБ
Что такое HDMI? Сравниваем типы кабелей Что такое HDMI? Сравниваем типы кабелей

Что такое HDMI, чем различаются типы кабелей, и как работает эта технология?

CHIP
Вершина класса Вершина класса

Тест-драйв Volkswagen Golf

Популярная механика
Страх полетов: иногда это не то, чем кажется Страх полетов: иногда это не то, чем кажется

То, что мы называем аэрофобией, может быть проявлением разных состояний

Psychologies
«Я хочу отомстить»: оружие, направленное на себя «Я хочу отомстить»: оружие, направленное на себя

В каждом из нас живет мститель, который просыпается, когда нас обижают

Psychologies
Открыть в приложении