Прогноз ключевых тенденций 2018-го

РБКHi-Tech

Мода-2018: надежды и страхи fashion-индустрии

Текст Иван Осипов

Авторитетный отраслевой журнал Business of Fashion (BoF) и консалтинговая компания McKinsey & Co. второй год подряд объединяют усилия для подготовки доклада «Состояние моды» (The State of Fashion). В нем эксперты подводят итоги развития рынка в 2017 году и делают прогноз ключевых тенденций 2018-го. В основе доклада — глубинные интервью более чем с 200 топ-менеджерами ведущих компаний отрасли со всего мира. Журнал РБК изучил исследование BoF и McKinsey и составил краткий конспект 86-страничного отчета.

Влияние геополитики

Планета сходит с ума: запущенная триумфом Дональда Трампа цепная реакция уже включила в себя «русских хакеров», Брекзит, ядерные испытания КНДР, лавину харассмент-скандалов и других «черных лебедей», которые резко меняют наше представление о мире. В таких условиях ни один бизнес не может чувствовать себя спокойно — fashion-индустрия не исключение. Неспособность спрогнозировать конъюнктуру завтрашнего дня — ключевое ощущение игроков отрасли во всех исследуемых регионах. Прогнозы приходится постоянно пересматривать: например, в США за половину 2017-го закрылось втрое больше розничных магазинов одежды, обуви и аксессуаров, чем за весь 2016-й, — такой динамики не предсказывал ни один эксперт.

Каким словом вы бы описали состояние отрасли в 2018 году? Итоги опроса BoF и McKinsey

Глобализация 2.0

Вопреки росту изоляционистских настроений в политике бизнес твердо держит курс на развитие международной торговли. Этому способствует бурный прогресс технологий: если в 2005-м пропускная мощность трансграничных каналов передачи данных составляла 1–2 Гб/с, то в 2018-м — достигнет 150–160 Гб/с, а к 2021-му — вырастет до 345–355 Гб/с. Загрузку этих каналов во многом обеспечивают покупатели онлайн-магазинов. Инновации ускоряют логистику, упрощают расчеты, повышают эффективность кооперации всех звеньев цепи сбыта и рождают новые модные «центры силы» — прежде всего в Азии.

$1 трлн достигнет оборот глобального рынка электронной коммерции в 2020 году

Доминирующая Азия

Тот факт, что Азия больше не является мировым «производственным цехом», в 2018-м уже мало кого удивляет. Однако вряд ли обыватели представляют, насколько огромное влияние накопила эта часть света: сегодня Китай, Индия, Япония и другие страны региона — это 30 из 45 мировых стартапов«единорогов» (т.е. оценивающихся более чем в $1 млрд) в сфере моды, более 50% оборота мировой электронной торговли и бесчисленные внедренные отраслевые инновации. Один только азиатский рынок онлайн-продаж одежды, обуви и аксессуаров к 2020 году по прогнозу достигнет отметки $1,4 трлн.

Количество и общая стоимость стартапов-«единорогов» в сфере моды $ млрд

Персонализация покупателя

Сделать отношения с покупателем более доверительными — мечта большинства респондентов BoF и McKinsey. Согласно опросу Linkdex, более 70% потребителей в США ждут от электронной торговли в 2018-м более эффективной персонализации своих потребностей — корректных рекомендаций, удобного сервиса и т.п. Сюда входят и самые привередливые покупатели, поколения 20- и 30-летних, выросшие бок о бок с новыми технологическими платформами, для которых важны не только продавцы, но и маркетинговые каналы, которые те задействуют. «Горячая» тенденция — лидеры мнений из соцсетей (influencers), прежде всего из Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена): им доверяют больше, чем традиционной рекламе, 9 из 10 опрошенных Linkdex.

41% топ-менеджеров fashion-компаний считают персонализацию покупательского опыта главной тенденцией 2018-го

Платформы диктуют правила

Крупные интернет-ретейлеры превращаются из точек продаж в мультифункциональные платформы для разнообразного клиентского опыта. Для многих пользователей это не просто очередные сайты, а основные точки входа и времяпрепровождения в сети. Несколько фактов: Amazon в 2018 году по прогнозу обойдет Macy’s в статусе крупнейшего продавца одежды в США, Tmall и JD.com на двоих делят более 80% китайского онлайн-рынка одежды, а распродажа на Alibaba — самый «кассовый» день в году для мировой электронной коммерции. Производителям и посредникам, которые хотят расти вместе с индустрией, остается лишь подстраиваться под требования тяжеловесов онлайн-розницы.

55% американских потребителей начинают поиск товара в онлайне с посещения сайта Amazon

«Мобилизация» потребления

Миграция электронной торговли в смартфоны — неизбежная и очевидная тенденция. Но если, к примеру, в Японии и Южной Корее более 50% платежей за товары в интернете уже совершается на мобильных телефонах и планшетах, то в Европе и США этот показатель, как ни странно, не превышает 15%. Это при том, что в одних только Штатах по прогнозу в 2018-м оборот таких платежей приблизится к $1 трлн. Катализаторами мобильной «эпидемии» выступают такие сервисы, как Apple Pay. Всего, по подсчетам BoF и McKinsey, потребителям по всему миру уже доступны примерно 700 финтех-решений, адаптирующих онлайн-покупки под карманные гаджеты.

Во сколько раз (x) вырос оборот мобильных платежей в 2015–2018 годы

Искусственный интеллект больше не будущее

Аббревиатура AI порядком надоела читателям технологических СМИ в последние годы, но в индустрии моды ставка на искусственный интеллект не фигура речи — опрос топов свидетельствует о готовности компаний тратить деньги на внедрение инновации. AI будет предсказывать fashion-тренды, помогать покупателям подбирать размер и фасон вещей без «физической» примерки и даже, вероятно, самостоятельно создавать дизайн одежды. Насколько «подрывной» для отрасли станет технология, респонденты не предсказывают, но большинство однозначно уделяют ей самое серьезное внимание.

75% онлайн-продавцов одежды, обуви и аксессуаров будут инвестировать в технологии AI в 2018–2019 годы

Ответственные производители

Жизненный цикл продукции fashion-индустрии волнует все большее число потребителей. Запрос на ответственное отношение ко всей цепочке производства и логистики — без использования рабского и детского труда, невыносимых конвейерных условий, насилия над животными и т.п. — серьезный вызов для компаний, работающих в глобальном масштабе. Но риск подрыва деловой репутации важнее, и все больше корпораций раскрывают информацию о своих поставщиках и используют любые возможности сделать производство более гуманным и экологически безвредным.

42 из 100 крупнейших мировых модных брендов раскрывают полную информацию о цепочке своих поставщиков

Офпрайс наступает

Магазины формата офпрайс долгое время развивались параллельно с традиционной fashion-розницей и для модных брендов представляли идеальную платформу для распродаж остатков коллекций, пусть с минимальной рентабельностью. Однако рост и нынешние масштабы стоковых сетей начинают пугать индустрию. А запас роста при этом сохраняется: если в 2012-м убытки от нераспроданных запасов одежды, обуви и аксессуаров оценивались в $362 млрд, то к 2015-му показатель вырос до $472 млрд. Это грозит продолжением притока покупателей в офпрайс-магазины. 25% респондентов BoF и McKinsey в связи с этим планируют инвестиции в усиление бренда для более эффективной реализации товара в формате «полная цена» (full-price).

Рост оборота магазинов формата офпрайс в 2015–2018 годы

Вдохновление стартапами

Еще одна угроза для традиционных бизнес-моделей в индустрии моды — молодые амбициозные компании, мечтающие изменить мир. Стартапы в области fashion tech не исключение: это полигоны инноваций, к которым присматриваются и которых опасаются глобальные бренды. Чтобы не конкурировать с дерзкой молодежью, а включать ее в орбиту своего влияния, международные компании запускают венчурные «дочки» для инвестиций. К примеру, такие структуры работают в составе H&M и LVMH. «Коллекционируют» стартапы и специальные фонды: в частности, работающие под патронажем основательницы Net-a-Porter Натали Массене, дизайнера Ребекки Минкофф и российской издательницы Мирославы Думы. Пробы пера в fashion tech есть и у IT-гигантов: холдинг Alphabet в 2017-м разработал «умную» джинсовую куртку (журнал РБК рассказывал об ученом и дизайнере Иване Пупыреве, возглавляющем команду разработчиков куртки).

€50 млн инвестирует в «модные» стартапы венчурное подразделение концерна LVMH

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

1993 год 1993 год

«Шоковая терапия» – так принято называть реформы, идущие весь 1993 год

Esquire
Львинохвостые макаки, или Вандеру Львинохвостые макаки, или Вандеру

Львинохвостые макаки – очень капризные и не желающие быть фотомоделями

Знание – сила
Обратная связь планеты Обратная связь планеты

Почему Арктика — самое «горячее» место на планете?

Наука и жизнь
Дорогой лапши Дорогой лапши

Китайская лапша давно свернула с Великого шелкового пути

Seasons of life
Поклон Осаке Поклон Осаке

Футуристическая, эксцентричная Осака сохранила дух настоящего нонконформизма

Y Magazine
Культ личности Культ личности

Как повысить самооценку и изменить жизнь к лучшему

Лиза
Спаривание черного ягуара впервые запечатлели в природе Спаривание черного ягуара впервые запечатлели в природе

Самка-меланистка совокупилась с пятнистым самцом в одном из национальных парков

N+1
Группа GORODA: «В России есть достойные музыканты» Группа GORODA: «В России есть достойные музыканты»

Группа GORODA стремительно ворвалась на музыкальную сцену, став ярким открытием

ЖАРА Magazine
Как скопировать и вставить таблицу в Экселе Как скопировать и вставить таблицу в Экселе

Как скопировать таблицу в Эксель так, чтобы все осталось на своих местах

CHIP
Урожаи вырастут на поливе Урожаи вырастут на поливе

Что сдерживает распространение ирригационных технологий

Агроинвестор
Виноват не хакер: 4 мифа о кибербезопасности, которые ставят бизнес под удар Виноват не хакер: 4 мифа о кибербезопасности, которые ставят бизнес под удар

Проблема кибербезопасности может крыться не в хакерах, а в сотрудниках

Inc.
Одно из самых опасных транспортных средств: как погибла Мэри Уорд — первая в мире жертва автомобильного ДТП Одно из самых опасных транспортных средств: как погибла Мэри Уорд — первая в мире жертва автомобильного ДТП

Кто такая Мэри Уорд и как она связана с первым в мире ДТП

ТехИнсайдер
Свидание с Россией Свидание с Россией

Губернатор Ярославской области — чем заняться и где остановиться в регионе

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Марина Монгуш: «Креативная экономика — это не только про деньги, но и про социальные эффекты» Марина Монгуш: «Креативная экономика — это не только про деньги, но и про социальные эффекты»

Почему креативная экономика становится движущей силой развития России?

ФедералПресс
Крыло, похожее на тюльпан, – винт вертолета Крыло, похожее на тюльпан, – винт вертолета

Как всего два винта делают вертолёт летающей машиной?

Наука и техника
Завтра наступит сегодня Завтра наступит сегодня

Примеряемся к автомобилям из области фантастики

Moodboard
AvtoRevizorro рассказал, как работают автоскамеры нового поколения AvtoRevizorro рассказал, как работают автоскамеры нового поколения

AvtoRevizorro раскрыл схему обмана клиентов через благотворительность

РБК
Аграрий 2.0: 10 профессий, показывающих, как технологии меняют сельское хозяйство Аграрий 2.0: 10 профессий, показывающих, как технологии меняют сельское хозяйство

От сити-фермеров до агроинженеров — спектр новых профессий впечатляет

Maxim
Святая обитель Святая обитель

Остров Валаам – место притяжения паломников, историков и археологов

Отдых в России
ИИ в школе: инструмент или угроза? ИИ в школе: инструмент или угроза?

Внедрение ИИ — неизбежный этап. Какова будущая роль учителя в новой системе?

Монокль
Дышать или не дышать: насколько эффективна дорогостоящая ксенонотерапия Дышать или не дышать: насколько эффективна дорогостоящая ксенонотерапия

Ксенонотерапия: что это за метод, безопасен ли он и насколько полезен в лечении?

Forbes
Братские портреты Братские портреты

Братские портреты навсегда остались бы неизвестными, если бы не парное сочетание

Дилетант
От бобра до банкротства: 1670–2025 От бобра до банкротства: 1670–2025

История самой старой компании Северной Америки

Деньги
Пинты лиха Пинты лиха

Культура Туманного Альбиона кроется в акцентах — в том числе и музыкальных

Weekend
Игорь Никитин: Вокруг меня нет случайных людей Игорь Никитин: Вокруг меня нет случайных людей

Тренер ПХК ЦСКА Игорь Никитин — о подготовке команды к сезону и личной жизни

Ведомости
«Инк» и «Космос-4» нашли главные страхи бизнесменов при развитии личного бренда «Инк» и «Космос-4» нашли главные страхи бизнесменов при развитии личного бренда

Как внутренние страхи и нехватка времени мешают развивать личный бренд

Inc.
Флагман дальнего плавания Флагман дальнего плавания

Bering 165 — это судно с отвесным форштевнем и высоким бортом до миделя

Y Magazine
Экономика свечного заводика: как построить с нуля бренд ароматов для дома Экономика свечного заводика: как построить с нуля бренд ароматов для дома

Как скромное начинание выросло в полноценное производство?

Inc.
«Холодный мир – это наше достояние» «Холодный мир – это наше достояние»

Что такое криосфера? Можно ли использовать знания о ней в повседневной жизни?

Знание – сила
Как справиться с текучестью кадров Как справиться с текучестью кадров

Как эффективно работать с персоналом и уменьшить риск ухода сотрудников

Inc.
Открыть в приложении